на какой площади расположен александрийский театр
Александринский театр
Александринский театр располагается на площади Островского, близ Невского проспекта. Первый театр на этом месте появился ещё в 1801 году. Архитектором В. Бренной тогда был перестроен один из садовых павильонов усадьбы Аничкова дворца для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.
Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург. Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба. Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси, занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.
Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов». Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета. Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.
К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.
После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: «. каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе. » Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.
Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М. Соколов, художники братья Додоновы.
Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:
Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет [2, с. 540].
В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:
После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.
Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди «золотой молодёжи» того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.
Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора [2, с. 567, 568].
В советское время театр получил название «Академический театр драмы им. А. С. Пушкина». С приобретением этого имени он стал называться ещё и «Пушкинским».
Александринский театр в Санкт-Петербурге — старейший и первый публичный театр России
Фотографии
Александринский театр в Санкт-Петербурге, в просторечии Александринка, — один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени. Сейчас его официальный статус — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный драматический театр России (Александринский театр)».
Ранее его название звучало как Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина. Поэтому его ещё часто называют Пушкинским театром. Драмтеатр расположен на площади Островского, рядом с памятником Екатерине II Великой. А открыла театр её предшественница — императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Основанный в 1756 году Александринский театр был первым постоянным публичным театром в России.
История основания театра в Петербурге
Указом императрицы Елизаветы Петровны 10 сентября (30 августа по старому стилю) 1756 года был основан — «Русский театр для представлений трагедий и комедий», от которого ведёт историю современный Александринский театр в Санкт-Петербурге.
Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил «отец русского театра» — актёр Фёдор Григорьевич Волков. Именно этот театр, открытый в Петербурге, стал первым государственным публичным театром в России.
Поначалу труппа театра давала регулярные представления в бывшем Головкинском доме, расположенном на Васильевском острове. Впоследствии его перестроят для Академии художеств. В 1759 году театр получил статус придворного. «Российские придворные актёры» долгое время были вынуждены выступать в различных театральных помещениях Петербурга.
Развитие театра в XVIII веке
В 1763 году, по причине смерти Фёдора Григорьевича Волкова, труппу возглавил старейший русский актёр Иван Афанасьевич Дмитревский. Актёры первого публичного театра в Петербурге показывали пьесы Александра Петровича Сумарокова.
Также артисты ставили спектакли по произведениям крупнейших отечественных драматургов, таких как Денис Иванович Фонвизин, Яков Борисович Княжнин, Владимир Игнатьевич Лукин, Пётр Алексеевич Плавильщиков, и выдающихся зарубежных авторов, таких как — Пьер Корнель, Жан Расин, Вольтер, Жан-Батист Мольер, Пьер Огюстен Карон де Бомарше.
С начала 1770-х годов в репертуаре театра прочное место заняла комическая опера. Но всё так же он не имеют своего здания. В 1783 году Русская драматическая труппа начала выступления в здании вновь построенного Большого каменного театра в городе на Неве. В будущем его перестроят для Санкт-Петербургской консерватории.
Первый публичный театр в XIX столетии
В начале XIX века весь русский театр был ориентирован на европейские образцы. Однако постепенно он нарабатывал и свою, оригинальную школу. После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года большой популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль.
Репертуар театра был украшен постановками ранних комедий Александра Сергеевича Грибоедова — «Молодые супруги» в 1815 году и «Притворная неверность» в 1818-м. Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как Мария Ивановна Вальберхова и Иван Иванович Сосницкий.
Актёры первого публичного театра в Петербурге показывали зрителям пьесы также таких известных русских драматургов, как Михаил Николаевич Загоскин, Николай Иванович Хмельницкий и Александр Александрович Шаховской.
В 1831 году труппа впервые поставила и исполнила комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл знаменитый российский актёр-трагик Василий Андреевич Каратыгин.
В XIX веке театр стал флагманом театральной жизни столицы Российской империи, и сохранил эту позицию в продолжении всего времени. Именно в его стенах зарождалась история русской театральной культуры. Этот период обозначен расцветом водевиля.
Погружение же в водевиль труппой театра в Петербурге привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.
Новое здание и название театра
Лишь через 76 лет после организации труппы, 12 сентября (31 августа по старому стилю) 1832 года, театр переехал в новое, собственное здание, которое сохранилось и поныне. Там, в самом центре Санкт-Петербурга, русская драматическая труппа начала свои выступления.
Здание, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту, было возведено по проекту великого архитектора Карла Ивановича Росси. С того же 1832 года театр стал называться — Александринским. Название он получил в честь супруги императора Николая I — Александры Фёдоровны.
В 1836 году здание Александринского театра было официально закреплено за Санкт-Петербургской императорской драматической труппой. Сегодня здание театра является одним из выдающихся архитектурных памятников Санкт-Петербурга, выполненное в стиле ампир. Пушкинский театр признан шедевром мировой театральной архитектуры, охраняется Юнеско.
Постановки Александринского театра
В 1836 году на сцене Александринского театра прошла премьера комедии «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, который самолично принял активное участие в постановке спектакля. Роль Хлестакова исполнил — известный российский актёр Николай Осипович Дюр.
В 1859 году впервые на сцене Александринского театра была поставлена пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза». В 1867 году театр показал зрителям трагедию Алексея Константиновича Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Иоанна Грозного сыграл — Пётр Васильевич Васильев.
В 1870 году труппа представила трагедию Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». В роли Бориса Годунова выступил русский актёр Леонид Львович Леонидов. В 1895 году на Александринской сцене поставили пьесу Льва Николаевича Толстого «Власть тьмы». В 1896 году театр исполнил комедию Антона Павловича Чехова «Чайка». Постановка вошла в историю мирового театра как «провал „Чайки».
Но стоит отметить, что успехов у театра было в разы больше. На протяжении всей дореволюционной истории России — Александринский театр был предметом особого внимания императоров и дирекции императорских театров, особенно при Николае I. Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с многими великими актёрскими именами. В театре играла непревзойдённая Вера Фёдоровна Комиссаржевская.
Александринка в ХХ веке, при СССР и после
В 1902 год на сцене Александринского театра режиссёр Юрий Эрастович Озаровский поставил трагедию Еврипида «Ипполит» в переводе Дмитрия Мережковского. В 1910 году Всеволод Эмильевич Мейерхольд создал спектакль по комедии Мольера «Дон Жуан». В 1914 году впервые на сцене театра исполнили пьесу Леонида Андреева «Профессор Сторицын», в заглавной роли — Роман Борисович Аполлонский.
В 1917 году состоялась премьера легендарного спектакля Всеволода Эмильевича Мейерхольда и Александра Яковлевича Головина по драме Михаила Лермонтова «Маскарад». Спектакль стал последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мировой сцены. Главную роль сыграл — Юрий Михайлович Юрьев. Спектакль находился в репертуаре театра до июля 1941 года.
C 1920 года театр стал именоваться «Государственный академический театр драмы» («Ак-драма» или «Госдрама»). С 1922 года руководил театром выдающийся русский актер и театральный деятель Юрий Михайлович Юрьев. В 1937 году, в год столетия со дня смерти русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, Ленинградской Госдраме было присвоено его имя.
В театре, прозванном в 1920-е «режиссёрской меккой», в разное время работали режиссёры Всеволод Мейерхольд, Игорь Терентьев, Сергей Радлов, Николай Акимов, Николай Петров, Леонид Вивьен, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов и многие другие мастера сцены.
В годы блокады Ленинграда, с 1942 по 1944 год, театр был эвакуирован по льду Ладожского озера и находился в эвакуации в Новосибирске, работал в помещении театра «Красный факел». С 1975 по 1991 год художественным руководителем театра был Игорь Горбачёв.
В 1991 году театру вернули историческое название Александринский. Театр носил официальное название — Российский государственный академический театр драмы имени Александра Сергеевича Пушкина (Александринский) до 2020 года.
Новейшая история Александринского театра
В 2010 году началось строительство второй сцены театра, которое планировалось ещё с 1980-х, и уже 15 мая 2013 года новая сцена открылась спектаклем-лабораторией «Преступление» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Расположенный по соседству с основным зданием Александринского театра, между площадью Островского и набережной реки Фонтанки, комплекс бережно вписан в историческую городскую среду.
Новая (малая) сцена Александринского театра — уникальный многофункциональный театральный центр, не имеющий аналогов ни в России, ни на Западе. В 2014 году Александринский театр получил статус Национального достояния. В 2016 году Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 2018 году на Основной сцене Александринского театра состоялась Церемония вручения Европейской театральной премии и премий «Театральная реальность». В 2019 году впервые в Санкт-Петербурге прошла Международная театральная олимпиада. Основной площадкой её проведения и одним из главных организаторов стал — Александринский театр.
В 2020 году Российский государственный академический театр имени Александра Сергеевича Пушкина был переименован в Национальный драматический театр России. Имя Александринский театр сохранилось. Театр возглавляют: художественный руководитель Валерий Фокин и главный режиссёр Николай Рощин. Репертуар Александринского театра и Новой сцены достаточно обширный — от классики до современности. Зрителям постоянно представляют премьеры.
Проекты и музей Александринки
В 2006 году, в год 250-летия Александринского театра, был основан Международный ежегодный театральный фестиваль «Александринский». Сегодня он очень популярен. Программу фестиваля формируют спектакли по произведениям классиков, постановки современной драмы, спектакли корифеев современной режиссуры и молодых режиссёров.
Александринский театр продолжает традицию творческих дебютов молодых деятелей театра в рамках проекта «Лаборатория», основными принципами которого являются поиск нового театрального языка для современной драматургии, междисциплинарность и готовность к творческому эксперименту.
В рамках проекта на Новой сцене зрителям представляют опыты молодых режиссёров. Литературной основой служат — пьесы, созданные петербургскими современными авторами в последнее время, участниками и победителями творческих конкурсов драматургии. Каждое событие сопровождают вводная лекция, показ и обсуждения.
В пространстве третьего яруса Александринского театра в 2006 году был открыт Музей. Сегодня в нём представлена уникальная экспозиция, посвящённая истории старейшей драматической труппы России. В Музее русской драмы, в восьми залах можно увидеть сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников — Головина, Билибина, Альтмана и других мастеров.
«Музей русской драмы» в Александринском театре Санкт-Петербурга предстаёт в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории.
Историческое здание Александринского театра. Справка
12 сентября Александринский театр отмечает 180-летие своих стен. В 1832 году труппа въехала в одно из самых красивых зданий в центре Петербурга. РИА Новости публикует историческую справку о доме №6 на площади Островского.
Александринский театр
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – Александринский театр – является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Именно этот театр является прародителем всех российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра.
Подготовка к строительству
Территория, где позже был построен известный ныне Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.
В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренер Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.
В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.
Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.
12 сентября 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского.
Дом №6
Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны). С тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.
Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведет спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.
Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона.
Интерьер
Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — все это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.
Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.
Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золоченой резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.
Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги).
Конструкция
К.И.Росси, отстаивал свою конструкцию перед официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов: «…в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра».
История
Стены Александринского театра хранят помять о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств.
Именно в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.
Спектакли Александринки вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.
Реконструкция
Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России. Утром митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил сцену и зрительный зал театра, благословив собравшихся актеров, режиссеров и работников театра. Днем в Мраморном дворце состоялось открытие выставки «Театр прославленных мастеров», приуроченной к 250-летию русского театра. Открытие обновленной Александринской сцены было кульминацией юбилейных торжеств.
С начала 21 века ведется строительство второй сцены театра. Сроки открытия несколько раз переносились. Сейчас администрация обещает, что работы будут завершены к 2013 году.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Александринский театр
Александринский театр в Санкт-Петербурге — один из первых театров России. Его труппа сформировалась в 1756 году — сегодня этот период принято называть «доалександринским». Созданный по указу Елизаветы Петровны, Русский публичный театр ставил произведения отечественных и зарубежных драматургов — А. П. Сумарокова, Вольтера, Ж.-Б. Мольера и других.
Долгое время труппа не имела собственного помещения и выступала на разных городских площадках. Лишь в 1832 году театр обзавелся домом — для его нужд передали здание на Невском проспекте. В том же году заведение стало называться Александринским театром в честь жены императора Николая I.
Здание Александринского театра — архитектурный памятник в стиле ампир работы великого архитектора Карла Росси, сегодня находится под охраной ЮНЕСКО.
Расцвет театральной жизни Санкт-Петербурга пришелся на XIX век, в этот период на сцене Александринского театра состоялся премьерный показ «Ревизора» Н. Гоголя, впервые были поставлены известные произведения — «Горе от ума» А. C. Грибоедова, «Гроза» А. Н. Островского, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Чайка» А. П. Чехова и другие. Театр получил мировую известность и сумел сформировать собственную школу.
В начале XX века театр переименовался в Государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина, в народе закрепилось название Пушкинский театр. Оригинальное название вернулось к учреждению в 1990-м и тоже получило сокращенное народное название — Александринка. Спустя 13 лет должность художественного руководителя Александринского театра занял В.В Фокин, а в 2013 году учреждение обзавелось Новой сценой. Сегодня театр активно гастролирует, участвует в международных и российских фестивалях, ежегодно ставит премьеры.
Поближе познакомиться с историей Александринского театра, заглянуть за кулисы, увидеть костюмы, реквизит, награды и другие артефакты можно в Музее русской драмы. Информацию об экскурсионных программах и контакты для заявок ищите здесь.
Памятник Екатерине II перед Александринским театром
Перед зданием Александринского театра находится площадь Островского, на которой установлен постамент. Многие туристы задаются вопросом, кто же изображен на памятнике? Это Екатерина II, в ее честь назван и сам сквер. Памятник императрице был установлен в 1873 году, над проектом работал скульптор Михаил Микешин.
Кроме самой Екатерины Великой на постаменте изображены известные деятели той эпохи — военачальники А. Суворов и П. Румянцев-Задунайский, поэт Г. Державин, княгиня Е. Дашкова, князь А. Безбородко, И. И. Бецкой, В. Чичагов и А.Орлов-Чесменский.
Панорама памятника императрице Екатерине II:
Афиша Александринского театра в Санкт-Петербурге
На официальном сайте Александринского театра представлена афиша на ближайшие месяцы. Раздел оснащен удобными фильтрами, с их помощью можно посмотреть анонс спектаклей на всех площадках или только на Основной или Новой сценах. В афише вы найдете краткое описание сюжета, метку возрастной категории, имя режиссера — эта информация поможет выбрать произведение по вкусу.