на какой праздник выпускают птиц на волю
Обычай выпускать птиц на Благовещение
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Выпускать птиц из клеток – красивый весенний обычай, связанный с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.
Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу. Обычай напоминал о евангельской истории – о том, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя всего мира.
В этот день, как пишет этнограф Д. К. Зеленин, в селах пели особые «песни-веснянки». Например, вот отрывок из песни, которую в 1901 году записал поэт Аполлон Коринфский в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Об обычае выпускать птиц на Благовещение мы можем прочитать в одном из писем А. С. Пушкина: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму, адресованному Гнедичу, поэт приложил свое стихотворение:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
1906 год.
Исследователь русского языка В. И. Даль тоже упоминал об этом обычае: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье».
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
Выпускание птиц на Благовещение – красивая традиция или современная жестокость?
Одного голубя – вполне достаточно
Протоиерей Федор Бородин
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.
Выпускание птиц на Благовещение – очень красивый обычай. Но Церковь жива и когда сталкивается с какими-то новыми вызовами, проблемами, то совершенно естественно на них реагирует.
Мне кажется, что если мы столкнулись с практикой, когда к этому обычаю начинают прилепляться и хотят на нем заработать злые люди, то мы не можем никак в этом участвовать.
Точно так же, как нельзя давать милостыню человеку, который пьян, потому что, получается, ты участвуешь в его грехе: он пойдет и дополнит сейчас то, на что ему не хватает.
Поэтому, наверное, если настоятель принимает решение о том, что в его приходе обычай будет действовать, то надо искать голубятню в округе и договариваться с её хозяином.
Пусть это будет один голубь, пусть весь приход выходит на улицу, поет тропарь и смотрит, как священник выпускает одного голубя. Этого вполне достаточно.
Милосердное отношение к животным совершенно естественно для христиан. Святой царь и пророк Давид говорит: «Блажен иже и скоты милует». А святые нашего храма Косьма и Дамиан были прославленны в том числе за то, что, помимо того, что они обращали ко Христу и исцеляли людей, они исцеляли животных. Их любящее сердце не могло видеть страдания даже бессловесных тварей.
Если выпускание птиц из благочестивой традиции превращается лишь в бизнес и если вреда получается больше, наверное, даже на приходском уровне нужно объяснять это. Если не подпитывать незаконный бизнес, он сам собой затухнет.
К традиции – с умом
Протоиерей Леонид Царевский
Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково (Московская область):
Выпускание птиц – красивая народная традиция, не богослужебная. Думаю, она имеет право на существование в такой радостный Праздник, когда душа стремится к Небу.
Особой глубины я в такой традиции не нахожу, но почему бы не сделать вот такое дополнительное украшение, тем более – для детей?
Но одно дело, когда выпускают прирученных голубей, а другое – когда покупают непонятно у кого купленных лесных птиц неизвестно в каких условиях содержавшихся. Наверное, не стоит следовать традиции любым путем. Вроде того – раз «положено», срочно бежим оптом закупать птиц.
Курица на праздничном столе никого не смущает?
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:
Мы семьёй каждый год выпускаем птиц на Благовещение.
Я в принципе отношусь к животным не «по-европейски». Животные – это животные и не более того. Притом что у нас дома есть кошки, птицы, рыбы, черепахи. За городом – собака. Мы за ними ухаживаем, если болеют – лечим.
Протоиерей Максим Первозванский
Вообще, в отношениях к животным, птицам в современном обществе существует явный перекос: люди пребывают в таком животно-природном кризисе, когда, с одной стороны, много людей, которым животные заменяют членов семьи, с другой – мы живем в отрыве, отчуждении от природы, не видим, как пасутся коровы, клюют зернышки куры и так далее.
Вот и начинаем относиться к животным, как к людям, наделяя их теми качествами, которыми они не обладают.
Иногда животное или птица может быть еще и красивым символом. Понятно, что надо постараться максимально уменьшить вред, который мы наносим им.
Но народной традицией всё давным-давно продуманно. Птички, которых продают на том же птичьем рынке на выпуск – специально для этого пойманные. Они не присиженые, не привыкшие домашней жизни. Поэтому риск для них – минимальный.
Что касается традиции отпускания птиц на Благовещение – чем больше наши церковные праздники обогащаются всевозможными дополнительными традициями, тем более ярко они переживаются. Это касается, в первую очередь, детей. И птичек мы выпускаем в 90% ради них, но и взрослые все-таки не остаются в стороне.
Разве можно представить себе Рождество без ёлки? Это настолько эмоционально сильное впечатление, когда мы приносим домой живую ёлку! Кстати, в последние годы всё чаще звучат призывы: «Не покупайте живых ёлок, берегите природу!» Хотя ёлки эти специально выращивают в специальных хозяйствах и эти доходы позволяют существовать лесничествам, которые как раз заботятся о диком лесе.
На Благовещение, когда ребёнок держит в руках синичку или щегла, а потом птичка выпархивает из рук – незабываемое впечатление, которое фиксирует в его сознании особенность Праздника, помогая идти от внешнего – вглубь. Вот потому, кстати, я сторонник купания в проруби на Крещение – это врезается в память, в чувства, четко фиксирует особенность Праздника.
Возвращаясь к благовещенской традиции: птиц ловят люди, которые умеют делать это грамотно, профессионально. Мы уже столько лет следуем этой традиции, что не ездим на птичий рынок: супруга звонит знакомому ловцу, который привозит нам птиц.
Вообще, я не очень понимаю проблему. Вот у человека есть двое детей, и он хочет купить им по одной птичке. Он едет, покупает на рынке, они их выпускают и все радуются.
Навредить птичкам, сломать им что-то – сложно: у них большой запас прочности и нужно приложить большие усилия, чтобы сделать что-то подобное.
Хотя, конечно, два пятиклассника, которые купили птиц без взрослых, могут как-то навредить им. Но ведь чаще это делается именно под присмотром взрослых. Если вы не уверены, что понимаете, как поставить поилку и насыпать зернышки, а потом как достать птичку из клетки, не поломав ей что-то, то и не делайте этого! Конечно, ко всему нужно подходить осмысленно.
Я не считаю, что эта традиция наносит какой-то вред природе. Вообще в дикой природе птицы гибнут не реже, чем в «страшных» историях, которые ходят вокруг благовещенской традиции. А весенний период – вообще для многих птиц критичный. Очень много птиц погибает – от холода, от сырости, от бескормицы, от хищников. Что поделать, такая жизнь!
Если бы я видел в выпускании птичек просто какую-то забаву, то, наверное, она бы не имела смысла, но, на мой взгляд – это яркий символ, помогающий и в духовном воспитании наших детей.
Вообще странно звучат рассуждения из серии «птичку жалко». Скоро все сядут за пасхальный стол, у всех на столе будет мясо, птица, и никто проблемы в этом видеть не будет.
Не будет криков в социальных сетях, что ради вкусных блюд сто тысяч бедных кур лишили жизни, зарезали пятьдесят тысяч несчастных коров, потом их разделывали, снимали шкуру. Ведь мясо так и добывается, а не появляется волшебным образом в супермаркете сразу разрезанным на кусочки.
Так что, повторяю, я за здравый смысл и яркие традиции.
К природе нужно относиться по совести
Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ):
«Птичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда,
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда», —
всем с раннего возраста знакомы эти строчки Пушкина.
Протоиерей Александр Салтыков
Есть красивый старинный обычай – на Благовещение выпускать на волю птиц. Забытый в 20-м веке, этот обычай стал возрождаться с конца минувшего столетия вместе с возрождением Церкви.
У детей, да нередко и у взрослых возникает чувство подлинного восторга, когда томившиеся в клетке птички вдруг радостно и стремительно взмывают к небу: все смотрят, не отрывая глаз, как они описывают, все выше и выше, красивые круги, а потом, по какому-то непонятному для нас наитию, вдруг уверенно направляют полет в открывшееся им направление – домой, в родную голубятню…
Душа рвется за птицами, туда, в небо, и у людей сохраняется светлое воспоминание на всю жизнь.
Птицы – твари Божии, по-своему особые, живущие в воздушной стихии. Их нужно любить, беречь, что особенно чувствуют дети. А взрослые показывают им нередко противоположный пример – они теперь часто стали относится к этой Божьей твари как к средству извлечения дохода: владельцы птиц сдают их в аренду на день праздника, чтобы получить прибыль, которая потом нередко просто пускается «на ветер», но не в птичью стихию. А самих птичек, бывает, не берегут.
Хороший обычай, но другое дело – что наслаивается порой на него в современных условиях. И здесь нужно быть внимательными. Все-таки красивые обычаи не должны становиться сплошным предметом коммерциализации. Потому что это убивает духовность церковного общества.
Очень нужно хранить трезвость чувств и благодарность к Богу и напоминать об этом детям: Господь дал нам всё, вот и этих птичек тоже. Его нужно за всё непрестанно благодарить, хранить чувство признательности в своём сердце и тогда наша жизнь будет светлой.
В том числе, мы поймём, в каких случаях стоит или не стоит выпускать птиц и каких птиц. Ведь выпускание птиц, когда они ликующе устремляются к небу, к свету – это символическое действие. И это состояние человеческого сердца, человеческой души, которая на Благовещение впервые начала освобождаться от земных пут.
Весть, принесённая Пресвятой Богородице Марии ангелом с Неба, была радостной и освобождающей все человечество. А птицы – символизируют ангелов, они несут радость свободы и счастья.
И есть голуби, которые живут в хороших условиях и всегда возвращаются к тому, кто за ними ухаживает. Но какой смысл, если на волю выпускают, например, покалеченных птиц, обреченных на погибель? Бедный голубок с трудом взлетает до первой ветки и там сидит, безучастный к собственной судьбе. Какой уж здесь символ! И становится грустно.
Люди, будьте бдительны ко всякой Божьей твари, и идите против всякого не- благочестия, не-любви. Всем нам нужно все время следить и за собой, и за детьми. Церковь учит нас, что есть «совесть к людям», есть «совесть к вещам», и также есть «совесть к природе».
Пусть подрастающее поколение имеет больше совести ко всему, что нас окружает, пусть дети больше любят лес, поле, цветы, ручьи, птиц… и берегут все это данное Богом богатство.
На какой праздник выпускают птиц на волю
Чиж — Spinus spinus
Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г. писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:
В чужбине свято наблюдаю,
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А.С.Пушкин. 1823г.)
Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977). В Санкт-Петербурге обычай отпускать птиц на волю приходился на Пасху.
Чижик — Spinus spinus
Чиж — Spinus spinus
В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее: «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России.
В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль — и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. …Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» (А. В. Терещенко 1848, часть 6, стр. 97-98).
У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.
«Уж ты, ластовка, ты косатая,
Ай лели-лели, ты косатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай лели…»
Вот ещё одна из песенок, записанная в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички,
Тетки — чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята — молодцы,
Воры — воробьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички… и т. д.»
(А.А. Коринфский 1901 г., стр. 195-196).
Украинский этнограф Пётр Васильевич Иванов (1837 – 1931 г.г.) писал в 1907 году о том, что украинцы, живущие в Купянске в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». (П. В. Иванов 1907г., стр. 84).
Обычай освобождения птиц из клеток известен всем восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. Старое народное объяснение этого обычая гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил.
В Грузии был древний обычай выпускать птиц-посланников на волю. В начале XIX века, жившая в Москве грузинская княгиня купила на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте привет от меня – это пример модернизованного понимания древнего обычая.
В чём древний смысл обычая отпускать весной птиц на волю?
Чечётка — Acanthis flammea — Redpoll
Все древние обычаи известны не только одному народу, а многим или, во всяком случае, нескольким народам мира. В памяти одних народов обычаи сохранились лучше, у других — хуже, у одних народов сохранились древнейшие объяснения обычая, у других — более новые.
Обычай отпускать птиц весной известен анатолийским туркам. В 1906 году Русский ученый востоковед, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956), посвятивший многие годы изучению истории Турции. От уроженца Сиваского вилайета он записал в Стамбуле: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, то есть в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая: Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).
Коноплянка — Acanthis cannabina — Linnet
Московка — Parus ater — Coal Tit
Наложение клейма на пойманного зверя свидетельствует, что выпускаемый зверь был посланцем, ходатаем перед демонами за человека, освободившего их.
Древний русский обычай совершенно не связан с занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек. В старой Москве, в Охотном ряду, на Птичьем рынке продавали лесных певчих птичек в качестве певчих комнатных птиц. Обычай держать в доме, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространён у русских, как бытовая традиция, именно, это способствовало сохранению древнерусского обычая. У анатолийских турок бытовая обстановка обычая выпускать птиц на волю, схожа с русским обычаем, но всё же несёт другую смысловую нагрузку.
Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, на древнерусском языке называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита «саурьика» — «saurika» — рай, небеса) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».
Птичку на волю
Сначала я хотел написать про канареек. Затем подумал, что правильнее будет написать сначала про британских шахтеров. Ну, или, в крайнем случае – про русские печки. В конце концов, махнул рукой и решил начать прямо с Пушкина:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Эти знаменитые стихи Александр Сергеевич написал в 1823 году, находясь в своей южной ссылке. Что привлекло здесь мое внимание? А то, что, судя по словам поэта, обычая выпускать птиц на весенний церковный праздник в Молдавии тогда не было. Все известные мне попытки этнографов объяснить этот обычай, как правило, сводятся к некоему туманному символизму.
Хотя, конечно, сам символ – выпущенная на свободу птица – очень яркий, глубокий и трогательный. Но почему – именно весной? Почему не на Юге, а – именно в наших холодных широтах?
И здесь на выручку мне пришли как раз – британские шахтеры. Правда, птиц они на волю не выпускали. Наоборот – сажали в клетки и брали их с собой в мрачные глубины угольной шахты. Делалось это вовсе не для того, чтобы насладиться их пением во время своей нелегкой работы. Тем не менее, именно птичьи песенки играли главную роль в этой странной шахтерской истории.
Поэтому британские шахтеры еще несколько столетий назад придумали, как использовать «природный газоанализатор» — обычную канарейку. Оказалось, что птицы очень чувствительны к загазованности. И пока они весело щебетали в своих клетках, это означало, что можно спокойно рубить уголь, газа в забое нет. Но как только канарейка умолкала, начинала вести себя беспокойно или вовсе падала без чувств, шахтеры тут же оставляли работу и срочно поднимались на поверхность.
На протяжении нескольких веков британское горное законодательство в обязательном порядке предписывало держать в шахтах канареек для обнаружения газа. Трудно поверить, но птичек использовали в такой роли до 1986 года, а соответствующая статья оставалась в правилах безопасности для горных работ вплоть до 1995 года. Оказалось, что даже в наши дни люди все ещё не придумали прибора, так же тонко и быстро реагирующего на присутствие газа, как организм канарейки.
Самоотверженное служение этих маленьких певчих птиц спасло под землей тысячи человеческих жизней от неминуемой гибели. В сравнении с русским обычаем здесь наблюдается интересный смысловой перевертыш. Можно сказать, что британские канарейки столетиями выпускали на волю спасенных ими шахтеров.
Но что же с нашими птичками? Откуда взялся обычай выпускать их в середине весны?
В Великобритании нерукотворным памятником птицам-спасателям стала поговорка miner’s canary — канарейка в шахте — обозначающая нечто, предупреждающее об опасности (например, Курт Воннегут называл miner’s canary писателей, которые, как наиболее чувствительные «клетки» общественного организма первыми должны реагировать на те идеологические «отравляющие вещества», что вредят или могут повредить человечеству).
Наш народ запечатлел свою благодарность пернатым помощникам в красивом обычае – выпускать птиц на волю в день праздника Благовещенья. И здесь, на мой взгляд, просматривается очень высокая символика.
Благовещенье – день, когда Бог через Своего посланника говорит человечеству о скором пришествии Того, кто спустится в глубины ада и выведет оттуда пленников, томящихся в ожидании Спасителя.
Сын Божий приходит в мир, чтобы даровать свободу творению, порабощенному грехом и смертью. Именно этот смысл уловил поэтический гений Пушкина в народном обычае. Именно эту символику русские люди вкладывают в праздничное освобождение птиц на Благовещенье.
Лети, miner’s canary! Славь Господа своими радостными песнями на воле!