на какой стадии газификация астаны
Как продвигается газификация Нур-Султана, рассказал Кульгинов 18 ноября 2020, 21:24
Аким столицы Алтай Кульгинов рассказал, как продвигается газификация Нур-Султана, передает Tengrinews.kz.
В своем Instagram Кульгинов назвал вопросы, над которыми акимат ведет работу в жилых массивах города. Это строительство дорог, прокладывание сетей канализации, электричества, водоснабжения, переход на полицентричное развитие и так далее.
По его словам, технические условия получили более 700 жителей, более 3,5 тысячи проконсультированы во фронт-офисах. Цена на один кубический метр газа снижена с 45 до 34,6 тенге.
«Газификация является стратегическим проектом Елбасы. Магистральный газопровод «Сарыарка», построенный в рамках пяти социальных инициатив Первого Президента, соединяет Центральный Казахстан и столицу с единой газотранспортной сетью страны.
Газификация города пройдет в три этапа. Процесс находится на контроле у Главы государства.
Кроме того, в текущем месяце перевели на газ часть водогрейных котлов ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Это также позволяет значительно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу».
Газификация Астаны начнется с городских окраин
Согласно проекту в первую очередь голубым топливом будут обеспечены городские ТЭЦ, жилые массивы Коктал-1, Коктал-2, Железнодорожный и Юго-Восток, передает официальный сайт столичного акимата.
Стало известно, какие объекты и районы Астаны будут обеспечены центральным газоснабжением в первую очередь.
«Проект газификации Астаны разделен на три очереди. В рамках І очереди (первый пусковой комплекс, далее – ПК) будет осуществлена подача газа от АГРС-1 на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 (водогрейные котлы и мазутные котлы), от АГРС-2 на ТЭЦ-2 (2-й ПК), газораспределительные сети до жилых массивов Коктал-1, Коктал-2 (3-6-е ПК), Железнодорожный (7-й ПК) и Юго-Восток (8-9-е ПК)», – сообщили в городском управлении топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства.
Вторая очередь проекта предполагает подачу топлива в газораспределительные сети до жилых массивов Мичурино, Интернациональный, Куйгенжар (1-2 ПК), Тельман (3-й ПК), Пригородный, Garden Village, Family Village (4-й ПК).
Третьей очередью будут газифицированы жилые массивы Ильинка (1-2-й ПК), Шубар (3-й ПК), Ондирис (4-й ПК).
Во ІІ квартале текущего года планируется начать строительство І очереди газораспределительных сетей города.
Газифицировать жилые массивы Коктал-1, 2, Железнодорожный и Юго-Восток планируется в период с 2019 по 2023 годы по мере выделения финансирования.
Проект по газификации Астаны планируется осуществить за счет средств местного и республиканского бюджетов, а также частных инвестиций.
В рамках газификации столицы в компетенцию акимата Астаны входит строительство газораспределительных сетей.
Когда в Астану придет газ и зачем
С тех пор, как Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил газифицировать Астану, прошло полгода. Что изменилось за это время и когда голубая мечта миллионов казахстанцев сбудется? Да и вообще стоит ли игра свеч? Мы тщательно изучили имеющуюся информацию и обсудили вопрос с экспертами.
Цель обеспечить столицу голубым топливом за долгие годы, казалось бы, стала уже «голубой мечтой» как граждан, так и отдельных бизнесменов и политиков. Таковой она бы, наверное, и осталась, если бы в дискуссию не вмешался Президент. В начале марта Нурсултан Назарбаев в своем обращении «Пять социальных инициатив» поручил газифицировать Астану, а вместе с ней – почти весь Центральный и Северный Казахстан.
Было решено, что газ в столицу придет с юга: от газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» протянется магистральная ветка «Сарыарка».
Деньги и сроки
Строительство газопровода во все времена и во всех странах было достаточно дорогим мероприятием, а в Казахстане с его огромными территориями и низкой плотностью населения и подавно. Так, магистральный газопровод (МГП) «Сарыарка» просчитывался еще в 2016 году. Согласно тем расчетам (с тем курсом доллара), только первый этап – прокладка трубы 1 081 километр и диаметром 820 миллиметров по маршруту Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана будет стоить 267,3 миллиарда тенге. В два раза больше потребуется на строительство распределительных сетей. Оптимистичный настрой: газовики претворяют в жизнь свои планы
Второй этап, запланированный на 2020–2023 годы, потребует чуть более 48 миллиардов тенге. За эти деньги 276 километров трубы диаметром 630 миллиметров дотянут до Кокшетау, попутно обеспечив газом курорт Боровое. На третьем этапе, который запланирован до 2025 года, будет газифицирован Петропавловск и населенные пункты до него от Кокшетау. Будет проложено еще 177 километров трубы диаметром 430 миллиметров. Стоить это будет почти 19 миллиардов тенге.
Заключительный четвертый этап предполагает строительство двух компрессорных станций – «Жезказган» и «Темиртау» – в 2028–2031 годах. Это нужно для того, чтобы увеличить пропускную способность МГП до трех миллиардов кубометров газа в год.
Таким образом, через десять лет благодаря строительству газопровода «Сарыарка» голубое топливо придет в дома 2,7 миллиона казахстанцев.
– Участниками проектной компании строительства первого этапа магистрального газопровода «Сарыарка» выступят ФНБ «Самрук-Казына» и НУХ «Байтерек». Из общей стоимости первого этапа собственные средства участников проекта составят более 80 миллиардов тенге, – на заседании политсовета партии «Нур Отан» в начале этого лета рассказывал о том, где деньги на газификацию Астаны, заместитель премьер-министра РК Ерболат ДОСАЕВ.
При этом, по словам Ерболата Аскарбековича, более 100 миллиардов тенге в кредит планируется привлечь через Банк развития Казахстана и Евразийский банк развития, а 85 миллиардов – через международные финансовые организации или ЕНПФ.
Предполагалось, что масштабная стройка начнется уже в июле, но на дворе август, а соответствующих новостей нет.
– АО «КазТрансГаз» проектно-сметную документацию сдало на государственную экспертизу, надеемся, что до конца этого месяца ПСД будет утверждена, и тогда мы будем четко знать стоимость строительства этого газопровода, и можно будет начинать конкурсные процедуры, а еще через месяц – начать строительство, – рассказал нам министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ.
При этом он нас заверил, что на окончательные сроки строительства заминка на старте повлиять не должна.
Ориентация «Север», в которую никто не поверил
Проект «Сарыарка» это далеко не первая попытка обеспечить газом Астану. В 2013 году, когда о необходимости газификации Астаны Нурсултан Назарбаев заявил впервые, просчитывался еще один магистральный газопровод «Запад – Север – Центр» по маршруту Карталы – Тобыл – Кокшетау – Астана. Газ по этому проекту предполагалось использовать преимущественно российский. Были разработаны технико-экономическое обоснование и ПСД на данный газопровод. Только на эту работу было затрачено 5 миллиардов тенге.
При этом сама магистраль обещала стоить чуть более 200 миллиардов тенге. Из-за дороговизны проект заморозили. Попутно начали просчитывать южное направление, которое в итоге и решено реализовать сейчас.
При сопоставимой стоимости МГП «Сарыарка» обеспечивает больший охват газом населения, и, что тоже важно, спроектирован под отечественный газ. Именно он, к слову, скорее всего и сделал весь проект газификации Астаны реальным.
– Когда появилась возможность добывать морскую нефть, тогда-то и стало понятно, что идущий попутно с этой нефтью газ сможет увеличить общий объем настолько, чтобы была возможность газифицировать центр и север страны. Грубо говоря, на первых порах на Кашагане мы получили 2 миллиона кубов нефти и 1 миллиард газа. Если это соотношение будет сохранено, то это будет просто замечательно для газовой отрасли страны, – говорит профессор Института экономики МОН РК Олег ЕГОРОВ.
Это, уверен эксперт, поможет попутно навести порядок на нефтегазовых месторождениях. Сейчас огромное количество газа сжигается в факелах месторождений, а это негуманно как по отношению к экологии, так и к гражданам, которые вынуждены топить свои дома углем.
Третий путь, который тоже завел в тупик
Сейчас газ в Астане используется, но привозной сжиженный. По сути, это третий проект газификации Астаны, частично реализованный.
– Газификация новых регионов (северные и восточные регионы) Казахстана сетевым газом сталкивается как с длительными сроками строительства магистральных газопроводов (2–3 года) и распределительных сетей (до 10 лет), так и с отсутствием действующих потребителей товарного газа в регионе. В этой связи для создания рынков товарного газа в негазифицированных регионах целесообразно применять технологию сжижения природного газа, – говорилось в концепции развития газового сектора страны до 2030 года от 2014 года.
В рамках именно этой концепции частная компания в 2017 году запустила первую станцию регазификации сжиженного газа «Туран».
Благодаря этой станции в минувшем отопительном сезоне на газовое отопление перешли АО «Назарбаев Университет», АО «НК «Казакстан Ғарыш Сапары», с 3 апреля 2018 г. началась поставка газа в котельную РГУ «Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации».
– Перевод отопительных котельных только этих трех объектов с дизельного топлива на природный газ позволил сократить эмиссию вредных веществ на 23 тонны и существенно сэкономить бюджетные деньги в размере 700 миллионов тенге, – уверяет директор ТОО «Global Gas Group» Панает САУЛИДИ.
Бизнесмен предполагал, что уже в этом году на газ перейдут все крупные объекты по проспекту Туран, а это спорткомплексы и ледовые дворцы, объекты медицинского кластера. Вкупе они могли бы за сезон сэкономить городской казне более 2 миллиардов тенге. Но столичный акимат до сих пор волокитит свое же собственное решение.
Панает Саулиди подозревает, что чиновники отказались от их проекта в ожидании магистрального газопровода. Это, уверяет бизнесмен, не то чтобы очень плохо: у его компании есть другие перспективные регионы развития – Павлодарская область, Акмолинская и другие.
Но напоминает: строительство газопровода – процесс небыстрый. И даже если республика построит в срок магистральную ветку, строительство разводящих внутригородских систем может затянуться на очень длительный срок.
Почем газ для народа?
Самый сложный вопрос, который не дает покоя и экспертам, и населению, это стоимость голубого топлива. В Казахстане на газ в разных регионах действуют разные тарифы. Что касается Астаны, то еще в марте Канат Бозумбаев называл цифру 47–50 тенге за кубометр. Это дороже, чем где бы то ни было в других регионах Казахстана.
Плюс, если говорить о частном секторе, каждому домовладельцу придется выложить по 300–500 тысяч тенге за подключение к «трубе». Конечно же, в разовом порядке.
По сути, в первую очередь ради экологии и затевается весь проект. Потому что уже сейчас Астана, славящаяся своими ветрами, периодически задыхается от смога. А что будет дальше, когда город вырастет? И почему от этой же проблемы должны страдать карагандинцы или жители районов Акмолинской области?
Поэтому в минэнерго постоянно подчеркивают: МГП «Сарыарка» – проект прежде всего социальный.
При этом полностью отказываться от угля столица не будет. Так, на газ будут переведены только водонагревательные котлы всех ТЭЦ, а вот остальные мощности будут работать по-старому, дабы не спровоцировать существенный рост тарифов на коммунальные услуги для населения.
Астана идёт к природному газу почти 60 лет. Почему ни один из проектов не был реализован?
Первые разговоры о газификации нынешней столицы велись еще в 1963 году. А за время независимости было разработано как минимум 3 не реализованных проекта.
Газификация столицы целинного края была предусмотрена принятием первого генерального плана ещё в 1963 году. В официальных документах подчёркивалось, что использование сжиженного газа – всего лишь временный выход в связи с жесточайшим дефицитом электроэнергии в растущем городе. Временная мера продлилась на десятилетия, и в итоге в постановлении Совета Министров Казахской ССР от 17 августа 1990 года за номером 332 говорилось о том, что в Целинограде будет и дальше развиваться система газгольдеров, но в перспективе город перейдёт на природный газ. Informburo.kz решил проанализировать, почему за 26 лет независимости ни один из амбициозных проектов по газификации реализовать пока не удалось.
Проект «Запад – Центр – Север»
Маршрут: Тобол – Кокшетау – Астана.
Пожалуй, это самый легендарный проект в газовой истории Казахстана. Ещё в начале 2000-х шло активное обсуждение, что центральные регионы Казахстана, а в перспективе и северные получат голубое топливо именно из магистрального газопровода «Бухара – Урал».
Это проект называли «лежащим на поверхности», ведь всего-то стоило закачать больше газа в МГ «Бухара – Урал» и добить задуманный ещё в конце 80-х годов прошлого века маршрут до Целинограда. От российской компрессорной станции «Карталы» в Казахстан давно ведёт нитка до Тобола и Костаная. Вот от Тобола и было решено вести в столицу природный газ.
Стоит сказать, что проект неоднократно переписывался по различным причинам, изменялись диаметр трубы, объём закачки и цена вопроса. В итоге на трубу диаметром 700 мм, ведущую 830 км от Тобола до Астаны, компрессорные станции в ключевых точках, согласно документам 2013 года, надо было потратить 187 млрд тенге. По курсу того года размер бюджетных расходов в валюте оценивался в более чем 1,2 млрд долларов, но это без затрат на внутренние газопроводы в городах и районах.
По мнению эксперта Сергея Смирнова, казахстанское Правительство так и не смогло сделать проект окупаемым хотя бы в долгосрочной перспективе, поэтому в итоге и отказалось от реализации.
«Были разработаны технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация, была создана специальная компания «Астана Газ КМГ», – рассказал в интервью Informburo.kz Сергей Смирнов. – Согласно расчётам Министерства экономики и бюджетного планирования, строительство магистрального газопровода было признано дорогостоящим. Стоимость составляла 213 млрд тенге, и на коммерческой основе эта труба была не окупаема. Решение о прекращении реализации было принято на заседании межведомственной комиссии по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей 5 сентября 2014 года».
Если бы всё-таки казахстанское Правительство и решилось бы на реализацию этого газового проекта, то голубое топливо в столице могло появиться уже к началу международной выставки ЭКСПО-2017.
Проект обошелся налогоплательщикам в 5 млрд тенге. Именно столько было затрачено АО «ФНБ «Самрук-Казына» на его разработку.
Лишние затраты представители фонда и нацкомпании «КазМунайГаз» аргументировали это так: «Отказ от строительства газопровода по указанному маршруту был мотивирован прежде всего необходимостью обеспечения энергетической независимости и развития внутреннего производства для покрытия своих собственных потребностей в природном газе».
И на самом деле, как отмечают эксперты, всё дело в том, что реализация проекта потребовала бы от Казахстана заключить невыгодные для республики контракты и пойти на новые SWOP-операции. Газ в МГ «Бухара – Урал» узбекский (при реверсе – российский), но принадлежит российскому «Газпрому». И официальной Астане пришлось бы регулярно ради газа в столице идти на определённые уступки Москве. Непростые переговоры окончательно убедили Правительство в том, что лучше уйти на собственное сырьё и ни от кого не зависеть.
Проект «Алтай+»
В ноябре 2014 года после событий в Украине и на волне первых антироссийских санкций РФ и КНР предварительно договорились об увеличении поставок российского газа. Вторым маршрутом после газопровода «Силы Сибири» должен был стать газопровод «Алтай». Сам проект «Алтай» из-за своего маршрута получил негативные оценки ЮНЕСКО и многих других международных организаций. Дело всё в том, что его маршрут пролегает через природный парк, а его строительство может вызвать, предположительно, негативные результаты для окружающей среды.
Казахстанская сторона, прекрасно зная об этих проблемах северного соседа, предложила альтернативный маршрут в Китай, но проходящий уже по территории Казахстана. Официальная Астана дважды (в 2014 и в 2015 годах) рекомендовала оптимизировать проект «Алтай» в свою пользу: так, чтобы труба проходила через казахстанскую столицу, а на китайскую границу газопровод выходил бы либо в районе Хоргоса, либо в Алашанькоу.
Представители «Газпрома» казахстанские инициативы долгое время комментировали скупо и весьма аккуратно. Участие в газовых отношениях третьей стороны между Москвой и Пекином не входило в планы российского газового гиганта.
«Главная причина в том, что ни Россия, ни Китай не заинтересованы в появлении транзитной страны, «даже такой дружественной как Казахстан». Тем более что у России с Китаем есть общая граница, – уверен эксперт в нефтегазовой отрасли Сергей Смирнов. – К тому же «Газпром», эксплуатируя собственные газопроводы, не будет ни от кого зависеть. За транзит же газа по территории Казахстана ему придётся платить».
То есть российская сторона сделала ровно то же самое, что и казахстанская в истории с использованием узбекского (при реверсе – российского) газа из МГ «Бухара – Урал».
В итоге проект «Алтай», названный позже «Силой Сибири-2», пока далёк от конкретной реализации. Казахстан и Россия снова не смогли договориться.
Проект газопровода «Сарыарка»
Маршрут: Кызылорда – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана.
Новый проект предусматривает максимальную загрузку действующего магистрального газопровода «Бейнеу – Шымкент», внутри которого находится именно казахстанский газ с месторождений за западе республики. То есть вопрос с зависимостью от чужого сырья проект как раз таки снимает.
Второй бесспорный плюс проекта заключается в том, что только благодаря первому этапу реализации проекта с подключением столицы доступ к голубому топливу должны будут получить 1,7 млн человек в 171 населённых пунктах.
Сначала необходимо будет построить газопровод протяжённостью в 1081 км до столицы от Кызылорды. Стоить это будет, по прогнозам, 267,3 млрд тенге. Затем планируют газифицировать Кокшетау. Это потребует строительства ещё одной ветки длиной в 276 км и стоимостью в 48,2 млрд тенге. А на третьем этапе от Кокшетау в Петропавловск необходимо также будет строить газопровод протяжённостью 177 км и ценой в 18,9 млрд тенге. Последний 4-й этап потребует ещё 35,5 млрд тенге на строительство компрессорных станций «Жезказган» и «Темиртау».
В итоге реально осуществить проект газификации северных и центральных регионов обойдётся в 370 млрд тенге и займёт, по расчётам проектировщиков проекта, 9,5 лет. Учитывая, что проект находится на стадии активного поиска инвестора, есть определённые сомнения, что к 2021 году Астана будет полностью обеспечена природным газом. К слову, ориентировочные затраты на создание городской газовой инфраструктуры в казахстанской столице составят ещё 66 млрд тенге.
В итоге получается, что предстоит затратить 436 млрд тенге. Это, конечно, меньше затрат на подготовку к ЭКСПО-2017 в размере 565 млрд тенге, однако здесь не учтены расходы по газификации Кокшетау и Петропавловска. О реальной сумме затрат можно судить и по следующим данным.
В 2015 году в рамках государственного визита Нурсултана Назарбаева в Великобританию был подписан меморандум о взаимопонимании между АО «КазТрансГаз» и британской Independent Power Corporation PLC. Документ оговаривает строительство четырех газотурбинных электрических станций с номинальной мощностью 400 МВт каждая вдоль планируемого магистрального газопровода «Сарыарка». Сам «КазТрансГаз» за счёт привлекаемых инвестиционных средств Independent Power Corporation PLC в размере 3,1 млрд долларов построит магистральный газопровод. При этом все строительно-монтажные работы во время реализации проекта будут выполняться только казахстанскими компаниями.
Сейчас в официальном ответе Министерства энергетики республики значится, что «ведётся работа по определению источника и схемы финансирования». И ни слова про договорённости с британской Independent Power Corporation PLC. В общем, всё в этой истории очень непросто.
К слову, сумма в 3 миллиарда долларов в вопросе газификации Астаны фигурировала давно и, скорее всего, это более или менее реальная сумма предстоящих расходов. Главный вопрос, как Казахстан планирует отдавать заёмные средства инвестору, если заветный кредит на проект будет получен.
Честная цена и реальные сроки
В начале июня 2017 года на отчётной встрече с населением министру Бозумбаеву пришлось ответить на главный потребительский вопрос, связанный с реализацией амбициозного газового проекта: о конечной цене голубого топлива для жителей столицы.
По словам главы профильного ведомства, при газификации столицы природный газ будет обходиться астанчанам по 61 тенге за кубометр. Сжиженный газ, к примеру, сейчас обходится жителям Астаны по 314 тенге за кубометр или по 105 тенге за кубометр в эквиваленте к товарному газу. Стоимость одного кубометра сжиженного природного газа, поставляемого сейчас из России компанией Global Gas Group, составляет 110 тенге. То есть после реализации проекта цены будут более чем приемлемыми.
У многих такие прогнозы вызывают ожидаемый скепсис, связанный в том числе и с тем, что длительный срок реализации всех 4 этапов строительства (порядка 10 лет) и неясность с источником финансирования (скорее всего, речь идёт о крупном иностранном кредите) может привести к ожидаемым последствиям: цена в 61 тенге за куб может существенно измениться в сторону повышения, а сам проект будет стоить не 436 млрд тенге (4 этапа строительства МГ «Сарыарка» плюс предварительная сумма газификации Астаны), а значительно больше. Пессимисты уверяют, что газификация может обойтись казне и потребителю в итоге даже дороже, чем проведение выставки ЭКСПО-2017.
Смущает и тот факт, что, согласно предварительным данным, понадобятся солидные инвестиции по переводу двух действующих ТЭЦ Астаны на газ. Сдаваемую в 2021 году ТЭЦ-3 также необходимо именно сейчас ориентировать на использование голубого топлива. Строится ли объект сразу на газ – официально неизвестно. Также в столице 192 частных и 48 малых коммунальных котельных. Согласно информации Министерства энергетики РК, на перевод котельных и двух действующих в столице ТЭЦ на потребление газа бюджетных затрат не предусмотрено.
Именно поэтому объявление 2021 года в качестве окончательного срока прихода в столицу казахстанского газа с западных месторождений Казахстана выглядит весьма оптимистичным. Ведь по проекту строительство газопровода только до Астаны займёт как минимум 45 месяцев, и пока само строительство далеко от старта.
В Минэнерго назвали сроки газификации Астаны
Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат Парламента, где перечислил пять инициатив, направленных на социальную модернизацию. Пятая инициатива была направлена на дальнейшую газификацию страны. О том, как будет проходить ход работы по исполнению поручении и какие регионы будут газифицированы в ближайшее время, рассказал в эксклюзивном интервью Рrimeminister.kz директор департамента развития газовой промышленности Министерства энергетики РК Зияш Киякбаев, передает Zakon.kz.
— Глава государства во время заседания совместных палат поручил провести газификацию северного региона за год-полтора. На какой стадии находятся реализация проектов?
— В целях газификации Астаны, центральных и северных регионов страны, Национальным оператором в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз» было разработано ТЭО проекта «Строительство магистрального газопровода «Сарыарка», на которое получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза».
В настоящее время АО «КазТрансГаз» разрабатывается Проектно-сметная документация, которую с прохождением государственной экспертизы предполагается запустить в июне 2018 года.
— Ранее сообщалось, что строительство газификации Астаны будет начато за счет заемных средств ЕБРР. Прошел ли проект все необходимые процедуры для начала реализации?
— В настоящее время создается рабочая группа с участием заинтересованных государственных органов и организаций для проработки вопросов связанных с реализацией 1– го этапа данного проекта, в том числе по условиям и схеме финансирования путем привлечения средств у международных финансовых институтов, таких как ЕБРР, ЕАБР, а также БРК и иных источников.
Решить вопросы финансирования планируется до июня т.г. и произвести торжественную церемонию сварки первого стыка магистрального газопровода в начале июля т.г.
— Назовите реальные сроки строительства газопровода?
— После начала финансирования проекта по информации Национального оператора в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз» 1– этап магистрального газопровода по маршруту «Кызылорда – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана» предполагается реализовать в течение одного года.
— Какова примерная стоимость проекта?
— Стоимость 1– этапа магистрального газопровода «Сарыарка» составляет 267,3 млрд тг.
— Как газификация отразится на экологии Астаны?
— Реализация Проекта принесет социально-экономические эффекты для Астаны от замещения угля, которые ежегодно сжигаются на водогрейных котлах ТЭЦ– 1,2,3. Эффект снижения составит – 36,1 тыс. тонн выбросов загрязняющих веществ (диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, твердые частицы) в год. Также ожидается, что население положительно воспримет использование природного газа вместо угля, так как применение газа в качестве топлива менее трудозатратно и более комфортно.