на какой станции переход на дзержинскую линию
Метро Новосибирска
Новосибирский метрополитен — самый восточный метрополитен в России, единственный в Сибири и за Уралом. После торжественного запуска 7 января 1986 года стал одиннадцатым в СССР.
По состоянию на 2021 год городская подземка включает 2 линии общей протяженностью 15,9 км, 13 станций, 24 вестибюля, 32 эскалатора, 15 подстанций, одно электродепо «Ельцовское», где обслуживается 104 вагона (26 четырехвагонных поездов).
Круглосуточное обслуживание новосибирского метрополитена обеспечивает более 1 500 человек.
По количеству пассажиров Новосибирский метрополитен уступает только Московскому и Санкт-Петербургскому. В год он обслуживает 84,5 млн. пассажиров (2019). При этом пассажиропоток продолжает расти. В настоящий момент в среднем метро пользуются 227 тысяч пассажиров в стуки.
По количеству станций метро Новосибирска занимает 4-е место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода (15 станций).
Частью системы новосибирской подземки является самый длинный в мире метромост, протянувшийся с правого на левый берег Оби. Его длина — 2 145 метров, русловая часть — 968 метров.
Строительство метро Новосибирска началось 12 мая 1979 года — тогда состоялся митинг, в ходе которого была забита символическая первая свая. 28 декабря 1985 года метрополитен был сдан Государственной комиссии, тогда же подземка приняла первых условных пассажиров — делегатов городской конференции КПСС, которые прокатились от «Октябрьской» до «Красного проспекта». 7 января 1986 года метрополитен распахнул двери для всех пассажиров. Движение поездов началось по участку от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая» (Ленинская линия).
31 декабря 1987 года состоялся запуск первого участка 2-й ветки — Дзержинской линии, — которая включала на тот момент станции «Площадь Гарина-Михайловского» и «Сибирская». В 1991 году сдана в эксплуатацию «Площадь Маркса», в 1992-м — «Гагаринская» и «Заельцовская». Спустя 8 лет была открыта станция «Маршала Покрышкина». В 2005-м на схеме Новосибирского метрополитена появилась станция «Берёзовая роща». В 2011 году на Дзержинской линии была открыта станция «Золотая Нива». В настоящий момент ведется строительство станции «Спортивная», сдача которой намечена на 2022 год.
Схема метро Новосибирска 2021
Самая восточная подземка России состоит из двух линий — Ленинской (красной) и Дзержинской (зеленой).
На схеме Новосибирского метрополитена изображены действующие линии и станции, планируемые линии и станции, а также географические объекты (реки), объекты культуры (музеи, театры), парки и скверы.
В целом ориентироваться по ней довольно просто.
Русские названия дублированы на английский язык.
Для расчета времени в пути предлагаем воспользоваться интерактивной схемой от Яндекс. Метро. Укажите станцию отправления и станцию прибытия — маршрут будет проложен автоматически.
Линии метро Новосибирска
По состоянию на 2021 год в метрополитен состоит из двух линий — Ленинской (красной) и Дзержинской (зеленой).
Ленинская линия протянулась на 10,5 км от «Заельцовской» до «Площади Маркса», включает 8 станций. Проходит по территории Заельцовского, Центрального, Октябрьского, Кировского и Ленинского районов, связывая правобережную и левобережную части Новосибирска. Пролегает под улицами Красный проспект, Октябрьская магистраль, Восход, проспект Карла Маркса. Часть путей проложено по метромосту над Обью.
Первый участок был введен в эксплуатацию в конце 1985 года, открыт для пассажиров — в начале 1986-го. Последняя станция была открыта в 1992 году. Поездка туда-обратно по Ленинской линии занимает 28 минут.
Дзержинская линия протянулась на 5,4 км от «Площади Гарина-Михайловского» до «Золотой Нивы», включает 5 станций. Линия проходит по территории Железнодорожного, Центрального, Дзержинского и Октябрьского районов правобережной части города, в частности, по улицам Челюскинцев, Гоголя и Кошурникова.
Первый участок был введен в эксплуатацию в 1987 году. Последняя станция была открыта в 2011 году. Поездка туда-обратно по Дзержинской линии занимает 18 минут.
Существует один пересадочный узел — «Сибирская» — «Красный проспект» — в Центральном районе. Переход на станцию соседней линии осуществляется через общий вестибюль или через подземный тоннель.
При движении от «Заельцовской» в сторону «Площади Маркса» по Ленинской линии и от «Площади Гарина-Михайловского» до «Золотой Нивы» по Дзержинской линии — все объявления озвучены женским голосом. В обратных направлениях — мужским голосом.
Станции метро Новосибирска
Две ветки метрополитена включают 13 станций. Каждый день подземкой пользуется около 227 тысяч пассажиров. Самая загруженная станция — «Площадь Маркса» (ок. 42 тысяч пассажиров), затем — «Заельцовская», «Площадь Ленина» (ок. 27 тысяч), «Речной вокзал» (ок. 22 тысяч). От 8,6 до 11,2 тысяч пассажиров обслуживают станции «Маршала Покрышкина», «Площадь Гарина-Михайловского», «Березовая роща», «Гагаринская».
Самая глубокая станция — «Сибирская», глубина ее заложения составляет 16 метров. Для сравнения: глубина станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена — 86 метров, станции «Парк Победы» в Москве — 73 метра.
Самый длинный перегон — от «Студенческой» к «Речному вокзалу» (2 967 метров, большая часть — по метромосту). Самый короткий перегон — от «Гагаринской» к «Заельцовской» (927 метров).
Протяженность пассажирской платформы на каждой станции — 102 метра, что позволяет использовать поезда из пяти вагонов, однако в Новосибирском метрополитене ходят составы из четырех вагонов.
Станции красной Ленинской линии
Метро «Заельцовская». Станция открыта в 1992 году. Расположена под площадью Калинина на пересечении улицы Дуси Ковальчук и Красного проспекта в Заельцовском районе. Одна из самых загруженных станций, так как сюда прибывают подвозящие автобусные маршруты из ближайших жилых комплексов. Изначально станция должна была носить название «Площадь Калинина», однако затянувшиеся сроки строительства привели к тому, что открытие пришлось на период распада СССР и активной деидеологизации названий. В целом оформление довольно сдержанное, что характерно для новосибирской подземки. Вдоль потолка размещены семь рядов светильников. В 1,7 км от станции расположен вход в Новосибирский зоопарк.
Метро «Гагаринская». Станция открыта в 1992 году. Расположена в Заельцовском районе. Названа в честь космонавта Юрия Гагарина. Считается одной из самых красиво оформленных станций. Разработка оформления в космической тематике была приурочена к 50-летию полета Гагарина (2011 год). Среди элементов — стилизованные под иллюминаторы конструкции, звезды-светильники, портреты космонавта.
Метро «Красный проспект». Станция открыта в 1986 году. Располагается в Центральном районе на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Вместе со станцией «Сибирская» Дзержинской линии образует пересадочный комплекс. Оформлена в строгом стиле. Барельефы над входами на станцию изображают советских воинов и советскую атрибутику. Между станциями «Красный проспект» и «Сибирская» построен довольно длинный пешеходный тоннель, который имеет четыре изгиба. В народе он известен как «пьяный». Пассажиры неохотно пользуются этим переходом, предпочитая ему более простую альтернативу — путь через совмещенный северный вестибюль.
Метро «Площадь Ленина». Станция открыта в 1986 году. Располагается под одноименной площадью в Центре города на Красном проспекте. Станция оформлена в лаконичном стиле с использованием в отделке мрамора и гранита. Мозаичные панно во флорентийском стиле находятся в торцах платформы и изображают Кремль (северная мозаика) и руку с факелом (южная мозаика). Возле станции находятся Новосибирский театр оперы и балета, Новосибирская филармония, Новосибирский государственный краеведческий музей, а также городская мэрия.
Метро «Октябрьская». Станция открыта в 1986 году. Располагается в деловом центре Новосибирска под улицей Кирова. Оформлена в тематике Октябрьской Революции: колонны-«факелы», пол, отделанный красным гранитом, путевые стены, облицованные красно-серым мрамором, революционные бронзовые барельефы над лестницами.
Метро «Речной вокзал». Станция открыта в 1986 году. Входит в состав транспортного узла, который также включает одноименные железнодорожную станцию, автостанцию и несколько остановок общественного транспорта (автобусы, маршрутки, троллейбусы, трамваи). Это единственная станция в Новосибирской подземке с боковыми платформами и центральным расположением путей. Примыкает к метромосту через Обь. Стены декорированы цветными витражами, изображающими главные сибирские города: Новосибирск, Омск, Барнаул, Томск, Тобольск, Бийск, Новокузнецк, Сургут, Тюмень, Мангазея. Западная часть станции — полностью наземная, восточная — подземная.
Метро «Студенческая» в Новосибирске. Станция открыта в 1986 году. Расположена на пересечении проспекта Маркса и улицы Геодезическая. Оформление станции выполнено в строгом стиле. Всего на станции 17 пар колонн, облицованных светлым мрамором. Кассовые залы декорированы мозаичными панно на тему образования и науки. Название обусловлено близостью различных учебных заведений, среди которых Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
Метро «Площадь Маркса». Станция открыта в 1991 году. Расположена в левобережной части города под одноименной площадью, которая является основным пересадочным узлом левобережья, что объясняет высокий пассажиропоток. На своде размещены три ряда светильников с металлическими пластинами. Полы отделаны светло-серым гранитом, станы — красно-бордовым гранитом. На трех колоннах по центру платформы размещены информационные щиты.
Станции зеленой Дзержинской линии
Метро «Площадь Гарина-Михайловского». Станция открыта в 1987 году. Расположена на пересечении Вокзальной магистрали, улиц Ленина и Челюскинцев возле железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Одна из самых запоминающихся станций. Потолок выполнен в виде полусферических ниш-куполов, внутри которых размещены светильники. Над лестницами — алюминиевый рельеф, изображающий достопримечательности Новосибирска, по центру — прежний герб города. Планировалось назвать станцию «Вокзальной», однако позже ей дали имя в честь Николая Георгиевича Гарина-Михайловского — писателя, инженера, путешественника.
Метро «Сибирская». Станция открыта в 1987 году. Располагается в Центральном районе на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Вместе со станцией «Красный проспект» Ленинской линии образует пересадочный комплекс. Оформлена в строгом стиле. В облицовке потолка, пола и стен использован светлый и темный мрамор красного цвета. Одна из самых живописных станций Новосибирского метрополитена. На путевых стенах размещены мозаичные панно во флорентийском стиле, посвященные природному и историческому разнообразию Сибири: на левой стене — «Воды Сибири», «История Сибири», «Цветы Сибири», «Люди и горы»; на правой стене — «Леса Сибири», «Хлеб Сибири», «Север», «Недра Сибири». Панно изготовлены из редких горно-алтайских камней. Станция является самой глубокой, поэтому неудивительно, что здесь находится самый длинный эскалатор — 150 ступеней (30 метров).
Метро «Маршала Покрышкина». Станция открыта в 2000 году. Располагается в Центральном районе на пересечении улиц Гоголя и Ольги Жилиной. Названа в честь советского летчика Александра Ивановича Покрышкина, трижды Героя Советского Союза. Под потолком станции подвешен макет самолета «Аэрокобра» с бортовым номером «100», на котором воевал прославленный уроженец Новосибирска (ранее Новониколаевска).
Метро «Березовая роща». Станция открыта в 2005 году. Располагается на пересечении улицы Кошурникова с проспектом Дзержинского рядом с одноименным парком культуры и отдыха. Очень простая в оформлении станция. Изначально проект предполагает более богатую отделку, однако нехватка финансирования вынудила применить материалы значительно дешевле. В целом интерьер станции никак не ассоциируется с ее «природным» названием.
Метро «Золотая Нива». Станция открыта в 2011 году. Расположена в восточной части города возле перекрестка улиц Кошурникова и Бориса Богаткова. Обеспечивает транспортную доступность Гусинобродского и Восточного жилых районов. Архитектурная доминанта — колонны в виде золотых колосьев.
Проезд в метро Новосибирска
Оплатить проезд в метрополитене можно несколькими способами — жетоном, бесконтактной банковской картой, смартфоном, а также транспортной картой.
Проезд при покупке жетона в кассе или терминале — 26 рублей.
При оплате банковской картой, смартфоном — 26 рублей.
При оплате транспортной картой — 25 рублей.
При оплате картой школьника или студента — 13 рублей.
Дети до 7 лет — бесплатно. Если возникнут сомнения в возрасте детей, например, ребенок выглядит старше своих лет, контролер вправе потребовать у родителей документ, подтверждающий возраст, — свидетельство о рождении.
Без дополнительной платы можно провозить детские коляски, инвалидные коляски, а также две единицы багажа (не более 120 см в сумме по длине, ширине и высоте либо не более 150 см в длину). В противном случае багаж оплачивается отдельно согласно тарифу (26 рублей). Кроме того, количество багажа не должно превышать двух мест на одного пассажира.
Жетоны
Жетоны можно приобрести в кассе или в терминале, который принимает купюры достоинством до 100 рублей и монеты. Изначально с 1986 года проход через турникеты осуществлялся с использованием пятикопеечной монеты. В 1991 году стоимость поездки выросла до 15 копеек, и все турникеты пришлось переоборудовать под прием этой монеты. В том же году для удобства были введены первые жетоны. Они были серебристые и в чем-то напоминали московские, однако в 1992 году жетоны стали изготавливать по новому образцу — «медного» цвета с аббревиатурой «НВА» (завод-изготовитель — «Завод низковольтной аппаратуры»). Эти жетоны используются в метро Новосибирска по сей день.
В настоящее время в обороте новосибирской подземки находится примерно 230 тысяч жетонов. Причем жетонами оплачивается почти половина всех поездок.
Apple Pay и Google Pay
Оплата проезда возможна мобильным устройством, в том числе смартфоном, смарт-часами и пр., оснащенным технологией NFC. Чтобы пройти в метро, нужно поднести устройство с активированной функцией бесконтактной оплаты к терминалу турникета. После того, как на терминале загорится зеленая стрелка, проход разрешен.
Бесконтактные банковские карты
К оплате принимаются бесконтактные банковские карты MasterCard и Visa. Нужно приложить такую карту к валидатору турникета и дождаться, когда загорится разрешающий сигнал. Зеленая стрелка означает, что проход разрешен. Обратите внимание, что на карте должно быть достаточное количество средств. Если списание средств не произошло, карта попадает в стоп-лист до погашения задолженности. Погасить ее можно в личном кабинете.
Единая транспортная карта
Для оплаты проезда во всем новосибирском транспорте может быть использована Единая транспортная карта (ЕТК). Она действует по принципу «электронного кошелька» и является частью системы «Электронный проездной — Новосибирск». Данная система создана для универсализации безналичных расчетов в новосибирском общественном транспорте, которые возможны с помощью банковских и транспортных карт, смартфонов, браслетов, колец, брелоков и других носителей с поддержкой сервисов Apple Pay, Google Pay.
ЕТК принимается в метрополитене, на маршрутах муниципальных перевозчиков (МКП «Горэлектротранспорт» для трамваев и троллейбусов, МКП «ПАТП-4» для автобусов), а также на некоторых маршрутах коммерческих перевозчиков, которые были подключены к системе «Электронный проездной — Новосибирск». На маршрутах муниципальных перевозчиков пользователям ЕТК предоставляется скидка в 1 рубль.
Стоимость ЕТК — 85 рублей.
Приобрести ЕТК можно в кассах метро, а также в центрах обслуживания транспортных карт.
Оператором системы «Электронный проездной — Новосибирск» является МУП «Пассажиртрансснаб», на официальном сайте которого имеется вся необходимая информация:
Если не использовать, не пополнять ЕТК в течение 8 месяцев, она будет заблокирована. Чтобы ее восстановить, нужно осуществить пополнение на любую сумму не позднее 110 дней с момента окончания 8 месяцев.
Единая транспортная карта онлайн
Разновидность транспортной карты — ЕТК-Онлайн. Через нее можно отслеживать баланс и количество поездок.
Приобрести можно в кассах метро, у кондукторов в новосибирских троллейбусах и трамваях.
Контролировать поездки и баланс по карте ЕТК-Онлайн и другим ЕТК можно с помощью мобильного приложения «Транспортная карта» (скачать для iOS, скачать для Android).
Обратите внимание, что ЕТК-Онлайн принимается в муниципальном транспорте (в метрополитене, МКП «Горэлектротранспорт» для трамваев и троллейбусов, МКП «ПАТП-4» для автобусов, «ПАТП-1118» и «ПАТП 1118» для маршрутных такси), а также в некоторых коммерческих автобусах (№ № 9, 12, 19, 25, 32, 35, 55, 60, 73, 89).
Когда на балансе карты становится менее 24 рублей, она помещается в стоп-лист.
Карта школьника
Транспортная карта школьника принимается для оплаты проезда на метро, автобусах, трамваях и троллейбусах муниципальных перевозчиков, а также на популярных коммерческих маршрутах, которые были подключены к системе «Электронный проездной — Новосибирск».
Скидка на проезд — 50%.
Стоимость подключения — 85 рублей.
При подключении и оплате проезда необходима справка из школы и фотография ребенка.
Карта студента
Оформить Студенческую транспортную карту могут учащиеся очной дневной формы новосибирских вузов. Используется для оплаты проезда на метро, автобусах, трамваях и троллейбусах муниципальных перевозчиков, а также на популярных коммерческих маршрутах, которые были подключены к системе «Электронный проездной — Новосибирск».
Тариф «Экономный» — скидка 50% на любую поездку.
Тариф «Безлимитный» — 1000 рублей в месяц на неограниченное число поездок.
Социальная карта
Социальный проездной выдается гражданам, которые имеют право на льготу. Есть два типа социальных карт — «Без ограничения количества поездок» и «C ограничением количества поездок».
Режим работы метро Новосибирска
Вестибюли станций Новосибирского метрополитена открываются в 05:45 и закрываются в 00:00 ежедневно. Первый состав отправляется от конечной станции в 06:00. Переход пассажиров с одной линии на другую в 00:00 прекращается. В течение 10 минут после закрытия станции на вход пассажир обязан покинуть ее.
Интервалы движения поездов в часы-пик — 2–3 минуты. Максимально возможный интервал — 12 минут.
По некоторым праздникам (обычно это Новый год, 9 мая, День города и т. п.) метро в Новосибирске работает до 01:00—03:00. График работы в праздничные дни устанавливается дополнительно, о чем можно узнать из средств массовой информации, а также на официальном сайте городской подземки.
Строительство метро в Новосибирске
В 2021 году продолжается строительство 14-й станции Ленинской линии — «Спортивной». Она располагается в левобережной части города, на берегу Оби, между станциями «Речной вокзал» и «Студенческая». По предварительным прогнозам, открытие состоится летом 2022 года. Одновременно со станцией «Спортивная» в 500 метрах от берега возводится новый Ледовый дворец — к молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года. Станция и дворец будут оформлены в едином стиле. Также проект предусматривает озеленение и благоустройство прилегающей территории.
В отдаленной перспективе — строительство станции «Площадь Станиславского» под одноименной площадью в Ленинском районе, а также продление Ленинской линии еще на две станции. Так, на пересечении улиц Пермская и Титова должна появиться станция «Пермская», а на пересечении улиц Титова и Связистов — «Южная». Развитие сети метрополитена видится и в продолжении Ленинской линии на север: вдоль магистралей Ельцовская и Космическая.
Доступная среда
Новосибирская подземка не оборудована лифтами, за исключением одного вестибюля станции «Золотая Нива». Проектируемые станции должны быть оборудованы лифтами.
Сотрудники метрополитена оказывают помощь в сопровождении лиц с ограниченными физическими возможностями. Заявку на сопровождение желательно оформить заранее, заполнив на сайте метро Новосибирска необходимые поля: имя, телефон, станция отправления, дата и время прибытия на станцию, категория инвалидности. Также рекомендуется предварительно позвонить по телефону (+7 383) 222-49-80 (сопровождение маломобильных пассажиров).
Для транспортировки маломобильных пассажиров используются гусеничные лестничные подъемники, способные поднять до 130 кг.
Безопасность в метро Новосибирска
Система видеонаблюдения охватывает все станции новосибирской подземки. Видеокамеры установлены во всех помещениях, куда пассажиры имеют доступ. Данные поступают в режиме реального времени в ситуационный центр, где дежурят сотрудники отдела полиции по охране метрополитена. Благодаря непрерывно поступающей информации сотрудники могут оперативно реагировать на различные ситуации, возникающие на платформах станций или в вагонах поездов.
Также комплекс безопасности включает информационные мониторы и кнопки вызова экстренных служб. Подобные комплексы установлены на 9 станциях.
В 2019 году на некоторых станциях в тестовом режиме установлена система интеллектуального видеонаблюдения для распознавания лиц.
Как вернуть оставленные вещи
Если вы оставили вещи на платформе или в вагоне поезда, следует обратиться в «Комнату забытых вещей», которая находится на станции «Октябрьская». Контактный телефон дежурного по станции — (+7 383) 238-85-94; дежурный по метрополитену — (+7 383) 222-49-80.
Все пакеты, сумки, ценные вещи, деньги в течение суток передаются ответственному сотруднику из «Комнаты забытых вещей». Здесь их хранят в течение шести месяцев. Чтобы вернуть свои вещи, следует написать заявление по образцу, указать характерные признаки своей пропажи, подробный перечень предметов, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что заявление пишет их обладатель. Для получения понадобится удостоверение личности.
Однако если вещи еще не переданы в комнату, а пока находятся у дежурного по станции, есть возможность забрать их в тот же день, предварительно написав заявление о пропаже.
Станция «Красный проспект»
Станция открыта: 28 декабря 1985 года (7 января 1986 года)
Тип станции: колонная мелкого заложения
Архитектор: В. Питерский
Художник: В. Грачёв
Главный инженер проекта: В. Коженков
Главный конструктор: А. Мельник
Станция расположена на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя, и вместе со станцией «Сибирская» является частью единого станционного комплекса в который помимо прочего входят ещё и подземные переходы под этими городскими магистралями. В станционный комплекс входит также и стрелочный переход, расположенный по правому пути сразу за станционным комплексом и соединительная ветка с Дзержинской линией, которая характеризуется предельными значениями уклонов и поворотов. За станционным комплексом в северном направлении расположены соединительные ветки тоннелей, ведущих в депо. Северный вестибюль станции представляет собой кассовый зал совмещенного типа и переход на станцию «Сибирская» Дзержинской линии. За станцией расположены оборотные тупики, которые использовались для оборота поездов до 1992 года, когда станция «Красный проспект» была конечной.
Под совмещенным кассовым залом расположены технические помещения Новосибирского метрополитена. В том числе и комната отдыха машинистов. Именно на этой станции происходит смена состава поездных бригад и машинистов.
Южный выход расположен в торцевых частях жилых домов. Северный выход совмещен с подземным переходом под улицами Гоголя и Красный проспект. Один из выходов в 2006 году был реконструирован и надстроен. Это был первый опыт надстройки над павильоном выхода из метро, который в дальнейшем будет тиражироваться и на других станциях.
1. Станция сегодня
До 1992 года, станция была конечной.
За станционным комплексом в северном направлении расположены соединительные ветки тоннелей, ведущих в депо.
Стены, пол и потолок облицованы мрамором светлого и темно-красного тонов.
Путевые стены отделаны темно-красным мрамором «Буровщина», добытого в Иркутской области.
Станция выполнена в строгом художественном стиле.
В утвержденном техническом проекте станция «Красный проспект» располагалась под станцией «Сибирская», а в рабочих чертежах было принято более рациональное решение: их поменяли местами, это было сделано с целью сокращения капиталовложений и улучшения технико-экономических характеристик. Соединительная ветка между линиями получилась более удобной для эксплуатации.
Светильник оригинальной формы.
Барельеф над входом на станцию, со стороны совмещённого с «Сибирской» вестибюля.
Барельеф со стороны входа с улицы Крылова.
Спуск в переход на станцию «Сибирская» Дзержинской линии.
По нормам между пересадочными станциями должен быть самостоятельный пешеходный переход, который был запроектирован по кратчайшему расстоянию, но из-за задержки его строительства пришлось изменить трассу перехода, направив ее в обход дворца бракосочетаний. Поэтому этот переход в народе называют «пьяным» из-за его кривизны.
Переход между линиями. Им пассажиры пользуются редко. Большинство предпочитают альтернативный путь через совмещенный вестибюль.
Станция «Красный проспект». Май 2009. Фото: Gelio (Степанов Слава).
Вестибюль станции. Май 2009
2. Строительство станции
10 апреля 1982 года. Забивка свай на «Красном проспекте».
Станция в процессе строительства. Май 1983 года.
На станции завершаются отделочные работы.
Первоначально два лестничных марша перехода на Дзержинскую линию занимали всю ширину среднего пролета платформенной части станции, что создавало большие неудобства для пассажиров. Поэтому было принято решение – сузить лестничные марши и увеличить ширину проходов. Переход на «Сибирскую» ещё закрыт.
Пешеходный тоннель от станции «Красный проспект» до станции «Сибирская» должен был строиться в открытом котловане со свайным ограждением. Для этого нужно было переложить канализационные сети, которые попадали в зону строительства. До пуска метро оставалось мало времени. Было принято решение пройти вручную два пешеходных тоннеля длиной по 136 метров каждый. Тоннели прошли в срок, сохранили канализацию и подошли точно в назначенному месту на станции «Сибирская».
Станция «Красный проспект». 1980-е. Ещё один вид на переход на Дзержинскую линию до реконструкции, от колонны до колонны.
Варианты проектов станции:
Первоначальный проект (когда станция должна была располагаться под «Сибирской»).
Колонны обеих станций («Красный проспект» и «Сибирская») должны быть одинакового диаметра, однако из-за маркшейдерской ошибки при разбивке колонн на станции «Красный проспект» они оказались значительно смещены от проекта, и пришлось исправлять огрех за счет увеличения диаметра колонн.
3. Описание станции
Интересный факт!
Строительство станции:
1 декабря 1980 года начались подготовительные работы по строительству станций «Красный проспект» и «Сибирская» (тогда «Нарымская»). Котлован имел глубину от 20 до 22 м. Из зоны деформаций были вынесены не все подземные коммуникации. При подготовке котлована чем глубже выбирался грунт, тем больше нарушались канализационные сети и создавалась угроза обрушения котлована. Поврежденные сети замачивали борта котлована и возникали большие нагрузки на крепление, которое состояло из трех рядов расстрелов. В отдельных местах расстрелы не выдерживали нагрузок и гнулись. Приходилось в аварийном порядке, рискуя, ставить рядом дополнительные расстрелы.
Через 4 месяца работы на станции были прекращены. Это создало объективные трудности для строительства камеры съездов и соединительной ветки, которая проходит сверху камеры съездов и располагается вдоль борта котлована в зоне деформаций. Трудности заключались в том, что по проекту нужно было сначала построить камеру съездов станции «Сибирская», выполнить обратную засыпку с утрамбовкой грунта.Затем сверху в открытом котловане из цельносекционной обделки смонтировать участок соединительной ветки. Вес секции составлял 17, тонны. Монтаж секций можно было вести краном большой грузоподъемности с засыпанных конструкций камеры съездов.
А так как работы были остановлены, дальнейшие работы по строительству камеры съездов и соединительной ветки нужно было производить, используя козловой кран грузоподъемностью 15 тонн. Пришлось цельносекционную обделку заменить другой сборной, соответствующей грузоподъемности. Участок соединительной ветки, с радиусом кривой 100 м от камеры съездов станции «Красный проспект» до котлована станции «Сибирская», должен был сооружаться в открытом котловане со свайным ограждением, вблизи здания Дома офицеров. Такая организация работ деформировала здание. Было принято решение этот участок ветки пройти щитом.
В апреле 1982 года был полностью разработан котлован под будущие станции, а уже 25 января 1983 года состоялась сбойка одного перегонного тоннеля в сторону станции «Площадь Ленина». 28 июня 1985 года закончена проходка правого тоннеля от ветки в депо до камеры съездов станции «Красный проспект». Щит не стали демонтировать, как это принято, а по заранее подготовленной площадке перекатили и развернули на трассе левого тоннеля для проходки, тем самым сократив сроки по перемонтажу щита.
Интересный факт!
В центре станции расположены два лестничных спуска в два параллельных перехода ведущих на станцию «Сибирская» (один переход позже закрыли из-за низкого пассажиропотока). Первоначально два лестничных марша перехода на Дзержинскую линию занимали всю ширину среднего пролета платформенной части станции, что создавало большие неудобства для пассажиров. Поэтому было принято решение – сузить лестничные марши и увеличить ширину проходов. На лестничных маршах были возведены кирпичные стены, которые были облицованы мрамором. Сейчас уже на платформе станции невозможно найти следы барьеров и заграждений тех лестничных маршей.
История и происхождение названия: