научно техническая революция началась в каком году
Научно-техническая революция
Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.
Содержание
История
Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:
Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:
Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.
А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества [источник?] :
Составные части НТР
Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.
Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.
Научно-техническая революция
Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
До НТР исследования учёных были на уровне вещества, далее они смогли проводить исследования на уровне атома. И когда открыли структуру атома, учёные открыли мир квантовой физики, они перешли к более глубоким знаниям в области элементарных частиц. Главное в развитии науки — это то, что развитие физики в жизни общества значительно расширило способности человека. Открытие учёных помогло человечеству по-другому взглянуть на окружающий мир, что привело к НТР.
В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.
Современная эпоха НТР наступила в 1940—1950-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.
Связанные понятия
Производственная революция — понятие, которое употребляется для обозначения трех наиболее важных хозяйственно-экономических переворотов в истории человечества: аграрной (или неолитической) революции; 2) промышленной; 3) научно-информационной (или научно-технической).
Основная статья: Гарольд Адамс Иннис Гарольд Адамс Иннис (5 ноября 1894 — 8 ноября 1952) — профессор политической экономии Торонтского университета, автор трудов по экономической истории Канады, а также ряда работ по исторической роли средств коммуникации в развитии цивилизаций.
Дромолóгия — теория скорости французского философа и архитектурного критика Поля Вирильо, основной идеей которой является понимание скорости как репрезентации работы социально-политической машины, обладающей разрушительной силой. Концепция дромологии впервые рассматривается в труде «Скорость и политика» (1977) Поля Вирильо, а далее теория развивается в сочинении «Информационная бомба» (2000).
Научно техническая революция началась в каком году
Составные части НТР
Эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.
Содержание
Научные революции
Первая научная революция 17 в.
Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.
Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.
Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.
Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.
Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейман:
Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
Ссылки
нтр — революция Словарь русских синонимов. нтр сущ., кол во синонимов: 1 • революция (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 201 … Словарь синонимов
НТР — НТР, смотри Научно техническая революция … Современная энциклопедия
НТР — Научно техническая революция Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998 … Энциклопедия культурологии
НТР — [энтэ эр], нескл., жен. (сокр.: научно техническая революция) … Русский орфографический словарь
НТР — НТР, смотри Научно техническая революция. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
НТР — [эн тэ эр] научно техническая революция … Малый академический словарь
НТР — научно техническая революция … Словарь сокращений русского языка
НТР (телеканал) — Нижегородское телевидение и радио Страна … Википедия
РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ (НТР) — универсальный революционный пере прот в материальных условиях существования сазвития об ва, качественный скачок в развитии познания природы и использовании человеком ее законов в практич. деятельности, в развитии производительных сил; коренная… … Российская социологическая энциклопедия
НТР (расшифровка-научно-техническая революция) – это бурный скачок в развитии техники, науки, который радикально преобразовал производительные силы.
В ходе НТР наука превратилась в мощный производственный фактор. Это способствовало переходу индустриального общества в постиндустриальное.
Значение понятия и основные черты НТР
В эпоху научно-технической революции происходит скачкообразное развитие науки, техники, которые существенно меняет производственные силы. Начало этого процесса приходится на середину 20 века.
Основные черты (составные части) НТР такие:
Опережающее развитие науки и превращение ее в производительную силу. Особенно заметно это в развитых странах, где возрастают денежные траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские виды деятельности. Наука является катализатором совершенствования производства и мощной социальной силой.
Изменения в технической базе промышленности. Для НТР характерно применение робототехники, ЭВМ, внедрение новейших технологий, применение нетрадиционных источников энергии. Производительность труда повышается за счет квалифицированных работников.
Изменения в структуре производства. В нем растет часть промышленного производства. Особое значение в развитии промышленности имеет наукоемкое машиностроение.
Усложнение управления производственными процессами.
Этапы НТР
Принято различать 2 этапа развития НТР.
На первом этапе (с 1940 до конца 1960-х гг.) происходит бурное развитие индустриальных стран. В это время на Западе и в СССР распространяются транзисторы, телевизионные вычислительные машины, спутниковые системы и проч. Происходит освоение космоса.
Промышленные роботы на заводе Mercedes-Benz
На втором этапе (с 1970-х гг. и до сегодняшнего дня) происходит стремительное развитие микропроцессоров, производственных роботов, оптоволоконных сетей и информационных технологий.
Некоторые исследователи выделяют третий этап НТР, который начался с массовым внедрением нанотехнологий в производство. Четвертого этапа НТР нет.
На сегодняшнем этапе прослеживаются такие основные направления:
сокращение энергоемкости и ресурсоемкости производства;
повышение производительности труда;
повышение наукоемкости производства;
освоение новых материалов и видов энергии;
образование новых отраслей промышленности;
изменение в структуре занятости.
БМВ Vision next 100
Результаты научно-технической революции в XX веке
Развитие логистики, расширение знаний о Земле.
Повышение мобильности человека.
Обострение экологических проблем.
Использование Интернета для проведения исследований.
Открытость и доступность информации.
Доступность и открытость научных теорий и идей.
Дифференциация знаний об обществе.
Изменения в социальной структуре населения, приводящие к девиантному (отклоняющемуся от общепринятого) поведению.
Использование достижений науки для исследования экосистем, их очищения.
Внедрение экологичных материалов, широкое использования вторичного сырья.
Развитие нетрадиционной энергетики из возобновляемых источников.
Загрязнение окружающей среды из-за бесконтрольного использования природных ресурсов.
Исчерпание запасов полезных ископаемых.
Исчезновение видов животных и растений.
Изменение климата из-за повышения выбросов парниковых газов.
Накопление токсичных отходов, пластика в окружающей среде.
Широкое распространение социальных сетей.
Повышение уровня социальной защиты благодаря внедрению цифровых и интернет-технологий.
Изменение социальной структуры, социальных связей и связанный с этим риск развития одиночества и возникновения суицидов.
Активное развитие глобализационных процессов, влияющих на воспроизводство населения.
Быстрое распространение городов и городского стиля жизни, упрощение доступа населения к основным достижениям научно-технического прогресса.
Стремительное увеличение количества и размеров городов, численности городского населения и связанное с этим обострение экологических проблем.
Депопуляция в развитых странах и в России.
Стремительное старение населения, снижение процентной доли молодежи.
Повышение производительности труда ведет к росту благосостояния населения.
Это улучшает уровень жизни, делает ее более интересной.
У человека появляется возможность работать на дому в сфере информационных технологий.
Автоматизация и роботизация производства неизбежно приводят к росту безработицы.
Глобализация приводит к уязвимости мирового хозяйства.
Рост благосостояния населения неизбежно приводит к истощению природных ресурсов.
Применение последних результатов научных исследований повышает результативность диагностики.
Развитие генной инженерии повышает риск возникновения смертельно опасных болезней, биоразнообразия, снижают резистентность организма к инфекциям.
Идея клонирования человека противоречит его сущности и нарушает главные нравственные принципы.
Научно-техническая революция в корне изменила жизнь человека, улучшив качество его жизни. Вместе с тем она привела к загрязнению окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Разумное использование ее достижений снижает риски для человечества.
Научно-техническая революция
Термин «научно-техническая революция» уже довольно много лет. Прошло более полувека с тех пор, как начался процесс, обозначенный этим термином. И до сих пор дискуссии о нем не утихают. Причиной тому тот факт, что он продолжается. Что включается в себя этот процесс, какие его признаки и к чему он может привести как раз поговорим в этой статье.
Понятие НТР
Научно-техническая революция — это процесс скачкообразной трансформации всех сторон жизни социума, которая опирается на достижения науки и техники. Многие уверены, что она началась с 40-50 годов прошлого века. Однако это не так. Очень многие авторы (Д. Белл, Э. Тоффлер и др.) говорили о его начале. очень давно.
Так, например, профессор А.И. Ракитов говорил о том, что начиная с изобретения языка и письменности уже начался процесс научно-технической революции. Письменность в самом деле изменила все стороны жизни людей. Она трансформировала представления людей о времени. Ведь теперь стало возможным читать слова, написанные предками. Письмо сделало возможным общаться с людьми через большие расстояния.
Далее у Ракитова еще одна важная стадия — изобретение книгопечатания, затем — телефона и телеграфа, а после — компьютера и Интернета. Нетрудно заметить, что критерий развития, революций — в трансформации способа передачи информации.
Разумеется, это важный аспект любой научно-технической революции. Но дело не только в нем. Если мы будем понимать эту революцию только как изменение способов передачи информации, то мы неизбежно будем упрощать реальность и представлять ее себе однобоко. К примеру, написал гопник на заборе матерное слово, затролил других людей в Интернете, а потом издал матершинную книгу. Это что — прогресс что ли? Как-то, наверное, нет.
Другие авторы (Д. Белл и Э. Тоффлер) в своих трудах проводят параллели между понятиями «научно-техническая революция» и «модернизация». Одновременно они более широко представляют себе содержание рассматриваемого нами процесса.
Д. Белл (1919 — 2011)
Сразу скажу, что нужно понимать что такое модернизация. Это, грубо говоря, приведение чего-то в соответствие с чем-то, а попросту — заимствование западных форм труда и производства. Можно ли считать, рассматриваемый процесс — сугубо западное явление? Конечно же нет. Тогда мы отказываем всему миру в развитии.
Так вот. Первая стадия НТР по этим авторам, началась с изобретения парового двигателя в 18 веке. В самом деле — это изобретение перевернуло весь быт людей. Раньше несколько сотен человек трудилось на заводе, а теперь достаточно и пары десятков. Безработица — вот первое к чему приводит любая такое.
Дальше, согласно Беллу и Тоффлеру — второй стадией НТР явилось изобретение электричества. В самом деле, электричество перевернуло жизнь с ног наголову. Раньше люди были уверены, невозможно видеть в темноте, невозможно перемещаться по миру быстрее лошади, невозможно слушать других людей на расстоянии или общаться с ними — а теперь все это стало возможно. Дети, выросшие с уже изобретенным телефоном, никак не могли понять родителей, зачем они до сих пор письмами переписываются? Есть же телефон, телеграф и прочие блага цивилизации.
Или раньше ты покупал дорогие билеты на матч, а теперь его можно послушать по радио бесплатно! Вот где настоящая халява. Жить стало веселее.
Однако добило общество не электричество, а компьютеры. На самом деле даже не компьютеры, а два человека Стив Джобс и Билл Гейтс. Во времена их молодости никто не думал, что компьютеры (ЭВМ — электронно-вычислительные машины) могут быть персональными. Я, кстати, в детстве тоже про это не думал, поскольку видел персональные компьютеры и коммуникаторы только на обложках очень дорогих журналов.
Первый советский супер ЭВМ
Так вот эти два человека воистину совершили научно-техническую революцию — дали компьютер каждому, кто умеет говорить, подобно Прометею, который дал людям огонь. И что же люди сделали с этим даром? Хотите верьте, хотите нет, но подлинная НТР происходит только сейчас, когда компьютерная техника действительна стала доступна всем и каждому. И получается, что подлинное постиндустриальное общество наступает только сейчас.
Однако на мой взгляд — все эти доводы неубедительны. Я понимаю, что не являюсь великим мыслителем. Но появление компьютеров тоже нельзя считать полноценной НТР. Почему? Потому что люди используют компьютеры по-разному. Только 1 % пользователей используют их для той работы, для которой они предназначены: компьютерное моделирование, действительно серьезные рассчеты. Но ведь остальные 99 % людей используют компьютер как пишущую машинку, да для серфинга в сети Интернет. А в этой сети люди не создают свои сайты. нет — они потребляют информацию: смотрят фильмы, играют в игры, читают что-то.
Лично я считаю, что критерий НТР — это количество внедренных научных открытий в производство. Чем выше этот показатель — тем и больше коэффициент постиндустриального общества для данного общества. Сколько в России сделано научных открытий в год, и сколько внедрено в производство? Сколько этого же сделано в США, Японии, Китае? Когда будет ответ на этот вопрос, тогда мы и получим полную картину.
Признаки НТР
Универсальность. Достижения научно-технической революции охватывают все сферы общества: политическую, экономическую, духовную, социальную. Наука изменила все: теперь есть какая-никакая стабильность и безопасность от голода, разумеется, если существующие климатические условия будут более-менее благоприятными.
Ускорение изменений. Чем дальше развивается этот процесс, тем меньше времени остается между научным открытием и его внедрением. В самом деле, когда мне было 8 лет, я мечтал о том, что у меня будет свой персональный компьютер и что я буду на нем работать. Сейчас можно работать на планшете или даже телефоне: набирать текст, рисовать, читать, серфить в Интернете. А прошло всего-лишь 20 лет. А что будет еще через 20?
Необходимость в постоянном повышении квалификации. К примеру, получил ты образование 10 лет назад: какие там есть напольные покрытия и как их ложить. А теперь все по-другому: и технология укладки, да и сами покрытия изменились: стало больше разновидностей. Вот и получается, что требования к работникам повышаются.
Прогресс коммуникациях. Об этом мы говорили выше: раньше можно было написать матерное слово на заборе и быть довольным своей находчивости, а теперь можно послать всех на неопределенное количество букв в Youtube. То есть вообще ВСЕХ!
Надеюсь стало понятнее про научно-техническую революцию. Ставь лайки, делись с друзьями в социальных сетях, подписывайся на наши новости, и вообще чувствуй себя как дома, но не забывай, что в гостях! 🙂