не поминай имя господа всуе какая заповедь

Не произноси имя Его напрасно

Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).

Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.

Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.

Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».

Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.

Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.

Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.

Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.

Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.

Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.

Как говорит Апостол,

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).

Источник

Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»

Заветы, данные человечеству Богом, знают все верующие люди. Но объяснить смысл многих из них сможет не каждый христианин. Заповедь, запрещающая поминать имя Господа всуе, ежедневно нарушается многими людьми. Только вникнув в её истинный смысл, можно избежать богохульных изречений и деяний.

Значение и происхождение слова «всуе»

Для современных людей слова первой части заповеди «не поминай имя Господа всуе» — известная фраза, смысл которой многим непонятен. Во многом это является следствием наличия в ней слова «всуе», не используемого в современной повседневной речи.

Слово «всуе», имеющее старославянское происхождение, в буквальном переводе означает «понапрасну», «впустую». Оно состоит из частицы «в» и общего славянского корня «суи», означающего пустой, напрасный, ложный. Таким образом, однокоренными словами являются всуе, суета, суеверия.

Употребление

Всуе чаще всего можно встретить в православных священных текстах (Библии, Псалтыри), придающих ему ярко выраженный религиозный характер. В дореволюционной России это слово употребляли и светские авторы (например, Н. В. Гоголь).

На заметку! В настоящее время «всуе» считает архаичным церковнославянским выражением, употребляемым в отношении кого и чего-либо особо уважаемого.

Библейская заповедь

Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.

Происхождение фразы

События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.

Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.

Понимание священных слов

Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.

Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:

Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.

Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.

Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства.

Поминание Господа всуе

Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.

Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:

Как и когда употреблять имя Его

Господь даёт своим детям ответы на любые вопросы. В книге Исход говорится, что использовать имя Его нужно с любовью и благоговением, строго соблюдая заповеди и следуя Замыслу Его. В Библии описаны все возможности использования имени Бога. Например, в таких случаях:

Вездесущий Создатель незримо присутствует в каждом своём создании, поэтому все люди несут в себе имя Его. Относясь с почтением и уважением к этой святыне, живущей в сердце каждого человека, христиане обретут спасение.

Источник

Православная Жизнь

Что значит «не поминать имени Господа напрасно»?

не поминай имя господа всуе какая заповедь. Смотреть фото не поминай имя господа всуе какая заповедь. Смотреть картинку не поминай имя господа всуе какая заповедь. Картинка про не поминай имя господа всуе какая заповедь. Фото не поминай имя господа всуе какая заповедь

Заповедь 3: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

Что означает запрет, данный нам в этой заповеди? Он подразумевает, что не нужно упоминать Бога в пустых разговорах, которые не имеют отношения к вере и Церкви. Но возникает вопрос: что подразумевается под словами «имя Божие»? Чтобы ответить на него, надо обратиться к ветхозаветным временам, когда жили наши прародители. На страницах Ветхого Завета мы находим такие имена Божии, как Элохим, Элох, Адонай, Саваоф, Яхве. Однако нужно понимать, что все они к Богу и относятся, и не относятся одновременно, потому что Бог непостижим, и описать, обозначить Его невозможно. Никаким именем нельзя раскрыть Его сущность.

Получается, что, с одной стороны, мы не можем произносить имя Божие напрасно, с другой стороны — мы не знаем его. Имена — это всего лишь проявления Бога в мире, но не Сам Господь. Об этом писали наши святые отцы. Например, святитель Василий Великий учил: «Нет ни одного имени, которое, объяв всё естество Божие, достаточно было бы его выразить». Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал: «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, не зная существа Его, да не станем отыскивать имени Его существа». А святитель Дионисий Ареопагит писал, что сущность Бога непостижима и неименуема. В своей сущности Бог становится «бесконечно многоимёнен».

Если провести аналогию с тварным миром, то имя раскрывает сущность явления, предмета, живого существа. А вот имя Божие не раскрывает сущности Бога, оно — только косвенное указание на Его бытие и действия. Когда Господь создал Адама, Он сделал его разумным и повелел ему назвать всех животных, потому что тот познал сущность каждого из них. Жене своей Адам тоже дал имя — по тому же принципу: Ева означает «жизнь», потому что от неё произойдёт жизнь всего человеческого рода.

На мой взгляд, когда Господь даёт людям третью заповедь, Он формирует у них понятие святыни — чтобы человек с трепетом относился к Богу и всему, что связано с Ним. Он ставит нравственные рамки. Нам следует понять, что есть вещи, в отношении которых надо либо молчать, либо говорить с особым благоговением, трепетом, любовью, особым страхом — мы называем его страхом Божиим. Ещё раз подчеркну, что Господь даёт конкретное понятие святыни: это всё, что связано с Ним. Конечно, это Священное Писание, Церковь, таинства, но помимо этого — жизнь и мир, который Он создал, потому что величие мира подчёркивает величие его Творца.

Третья заповедь была очень важна для ветхозаветного времени, потому что человечество забыло истинного Бога и Его веру, создало множество идолов, капищ, кумиров и начало им поклоняться. Чтобы оно не растворилось в этих заблуждениях, Господь и заповедует не поминать имени Своего напрасно. Нужно было воспитать трепет перед святыней. Однако эта заповедь очень актуальна и сейчас.

В ветхозаветное время была одна обстановка, с приходом Нового Завета она кардинально меняется, но люди есть люди, и земное общество — проблемное общество. Если раньше оно было религиозным, то сейчас становится светским. Это значит, что люди в целом далеки от Бога и Церкви. Сегодняшние верующие называют себя христианами, но можем ли мы себя так называть? К сожалению, мы очень далеки от тех христианских идеалов и принципов, которые были живы во времена апостолов и великих святых. Нас с большой натяжкой можно назвать христианами, верующими, церковными людьми. Человек должен очень серьёзно и критично относиться к себе. Каждому из нас надо определить, насколько он верующий и благочестивый, насколько актуален для него Христос, Его святая Церковь и всё, чему Он учил.

Мир секуляризируется, и вот уже где только мы не слышим имя Божие: в повседневной жизни, с экранов телефонов, в фильмах, передачах, каких-то шоу. Там нередко поминают имя Господа в неуместных ситуациях, а то и откровенно богохульствуют и кощунствуют. Меня всегда это коробит. При такой повсеместной ситуации верующим людям лучше постараться следить за собой, постараться третью заповедь не нарушать и побольше молчать.

Святые учат, что лучше не говорить о Христе, но жить так, чтобы нас хотели спросить о Нём. Надо делать, а не говорить. Сейчас вообще все слишком много говорят. У нас столько возможностей для этого! Можно открыть свой канал на YouTube, делать эфиры, стримы, онлайн-трансляции. Люди всем этим пользуются, а значит — говорят. Это плохой путь. Лучше помолчать, и не словами, а делами утверждать православие. Такими были пионеры христианства — апостолы и великие святые первых веков. Люди шли к ним в пустыни и находили в них живой пример, идеал христианства. Таким был и Сам Христос: Он мало говорил и много делал. Ничего не написал, но Его дела живы. У Него было не вербальное, а реальное христианство, которое живо уже почти две тысячи лет.

Новый Завет учит нас почитать имя Господа и Бога нашего Иисуса Христа и всё, что связано с Его Церковью, потому что мы исповедуем «Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Для нас имя Божие — это имя Спасителя, Мессии, Сына Божия, Который пришёл в мир, жил, проповедовал, был распят и воскрес. Он основал Церковь, членами которой стали и мы. Нужно этим дорожить. Обо всём этом нужно говорить с трепетом, любовью и страхом Божиим. Надо постараться не употреблять восклицания типа «о Господи!» и тому подобных, потому что они превращаются в обычные междометия и полностью лишены тех чувств, о которых я говорил.

Мне вспоминается рассказ Виктора Гюго «Труженики моря», который повествует о том, как в одном из маленьких приморских городов учительницу выгнали из школы за то, что, уронив ножницы, она воскликнула «о Господи!». Это было воспринято как неподобающее поведение с её стороны. Сейчас странно читать подобное, но мне кажется, что этот рассказ даёт повод поразмышлять о том, насколько изменилось отношение общества к третьей заповеди.

Кто имеет право произносить имя Божие? Те, кто связал свою жизнь с Богом и верой, прежде всего — священники и монахи. Всем остальным допускается делать это в храме, на молитве, во время богослужения. Разумеется, невозможно не поминать имя Бога во время общения на религиозную или богословскую тематику, когда вас спросили о Боге. А вот в пустых разговорах и болтовне — не стоит. Также плохо, когда человек начинает кого-то наставлять, поучать, навязывать кому-то свои религиозные взгляды. Если кто-то не хочет слышать о Боге — не стоит с ним о Нём говорить, потому что это вызовет только непонимание. То есть призывать имя Господа можно, но не надо делать это в быту, попусту. Если воплотим в жизни всё перечисленное, это будет идеальным соблюдением третьей заповеди.

Протоиерей Александр Хворост

Источник

Не поминай имя господа всуе какая заповедь

Заповеди были предметом обязательного изучения в дореволюционных гимназиях, но иногда, раскрывая старинные учебники, писанные еще дореволюционной орфографией, я удивляюсь, насколько схоластично преподавался этот материал. Он не относится к голой и абстрактной теории. Заповеди — это живые нити, из которых соткана бессмертная, разумная, свободная человеческая душа. Заповеди — это духовный кислород, имея который в сердце, мы живем и движемся, существуем. Заповеди — это дорога жизни, шествуя по которой, мы выходим из темного леса неведения и заблуждения и обретаем дорогу вечной правды Христовой любви. Заповеди — это посох, лишившись которого, мы будем всегда спотыкаться и набивать себе бесконечные шишки. Заповеди — это хлеб и вода для алчущего и жаждущего человеческого сердца.

3-я Заповедь гласит: «Не приемли» — не употребляй «имени Господа, Бога твоего всуе» — напрасно, бездумно, неблагоговейно, «ибо не оставит Господь без наказания» — вразумления «творящих сие» — преступающих эту Заповедь. Что ни слово, то тайна.

В чем, собственно, грех имя Божье употребить всуе, понапрасну? Почему так строго Заповедь карает людей, склоняющих имя Божье? Я думаю, не без оснований. Потому Господь Бог требует от нас трепетного отношения к святыне, что она является маленькой линзой, посредством которой сильный живительный свет Божьей благодати входит в наш ум и сердце. Бог невидим, Бог непостижим, Его невозможно осязать пальцами, чувством. Но мы шестым чувством признаём присутствие Создателя, который Своими пресветлыми очами испытывает сокровенные уголки нашей души. Как вступить в живое общение с Божеством? Нужно сердцем веровать в Бога всемогущего, вселюбящего, всепремудрого, а устами призывать Его святое имя. Об этом мы читаем не где-нибудь, а в молитве «Отче наш», который даровал нам сам Христос: «Да святится имя Твое». Имя Божье есть края Его одежды, держась за которые, мы ощущаем себя малыми детьми в присутствии своего Божественного Родителя.

3-я Заповедь: «Не поминай имя Господа всуе».

Словесная акварель, о. Артемий Владимиров.

Источник

Заповеди Божии

Оглав­ле­ние

Бог хочет, чтобы люди были счаст­ливы, любили Его, любили друг друга и не вре­дили себе и другим, поэтому Он дал нам запо­веди. В них выра­жены духов­ные законы, они обе­ре­гают нас от беды и учат, как жить и стро­ить отно­ше­ния с Богом и людьми. Как роди­тели пре­ду­пре­ждают своих детей об опас­но­сти и учат жизни, так и Отец наш Небес­ный делает нам необ­хо­ди­мые настав­ле­ния. Запо­веди были даны людям еще в Ветхом Завете. Десять запо­ве­дей обя­заны соблю­дать и люди Нового Завета, хри­сти­ане. «Не думайте, что Я пришел нару­шить закон или про­ро­ков: не нару­шить пришел Я, но испол­нить» ( Мф.5:17 ), — гово­рит Гос­подь Иисус Хри­стос.

Самый глав­ный закон духов­ного мира — это закон любви к Богу и людям.

Все десять запо­ве­дей гово­рят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух камен­ных плит — скри­жа­лий, на одной из кото­рых были напи­саны первые четыре запо­веди, гово­ря­щие о любви ко Гос­поду, а на второй – осталь­ные шесть, об отно­ше­нии к ближ­ним. Когда Гос­пода нашего Иисуса Христа спро­сили: «Какая боль­шая запо­ведь в законе?», Он отве­тил: «воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душою твоею и всем разу­ме­нием твоим»: сия есть первая и наи­боль­шая запо­ведь. Вторая же подоб­ная ей: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя». На сих двух запо­ве­дях утвер­жда­ется весь закон и про­роки» ( Мф.22:37-40 ).

Что это значит? То, что если чело­век дей­стви­тельно достиг насто­я­щей любви к Богу и ближ­ним, он не может нару­шить ни одну из десяти запо­ве­дей, потому что они все гово­рят о любви к Богу и людям. И к этой совер­шен­ной любви мы должны стре­миться.

Рас­смот­рим десять запо­ве­дей Закона Божьего по порядку:

Так они звучат по цер­ковно-сла­вян­ски. В даль­ней­шем, раз­би­рая каждую запо­ведь, мы будем давать и их рус­ский пере­вод.

Первая запо­ведь

Аз есмь Гос­подь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

Я — Гос­подь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Гос­подь явля­ется Твор­цом все­лен­ной и духов­ного мира и Пер­во­при­чи­ной всего суще­ству­ю­щего. Весь наш пре­крас­ный, гар­мо­нич­ный и неве­ро­ятно сложно устро­ен­ный мир никак не мог воз­ник­нуть сам собой. За всей этой кра­со­той и гар­мо­нией стоит Твор­че­ский Разум. Верить в то, что все суще­ству­ю­щее воз­никло само по себе, без Бога – есть ничто иное как безу­мие. «Сказал безу­мец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс.13:1 ), — гово­рит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он забо­тится, про­мыш­ляет о людях и о всем создан­ном Им, без Его попе­че­ния мир бы рухнул.

Бог – Источ­ник всех благ и чело­век должен стре­миться к Нему, ибо только в Боге он полу­чает жизнь. «Я есть путь и истина и жизнь» ( 1Кор.10:31 ). Глав­ным сред­ством бого­об­ще­ния явля­ется молитва и святые таин­ства, в кото­рых мы полу­чаем бла­го­дать Божию, боже­ствен­ную энер­гию.

Бог хочет, чтобы люди про­слав­ляли Его пра­вильно, то есть пра­во­славно. Одним из самых вред­ных совре­мен­ных заблуж­де­ний явля­ется то, что все рели­гии и веры гово­рят об одном и том же и оди­на­ково стре­мятся к Богу, просто молятся Ему по-раз­ному. Истин­ная вера может быть только одна – пра­во­слав­ная. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нам: «Ибо все боги наро­дов – идолы, а Гос­подь небеса сотво­рил» ( 1Ин.4:8 ).

В книге Деяний святых апо­сто­лов про Христа ска­зано: «нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись» ( 1Ин.4:3 ). Для нас вера в Иисуса Христа, как Бога и Спа­си­теля явля­ется глав­ным дог­ма­том, а другие рели­гии, вообще, боже­ство Христа отри­цают. Либо счи­тают его одним из мно­го­чис­лен­ных язы­че­ских божеств, либо просто про­ро­ком, либо даже, прости Гос­поди, лже­мес­сией. Так что у нас с ними не может быть ничего общего.

Так, что для нас Бог может быть только один, в Троице про­слав­ля­е­мый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас пра­во­слав­ных хри­стиан быть иных богов.

Гре­хами против первой запо­веди явля­ется: 1) атеизм (отри­ца­ние Бога); 2) мало­ве­рие, сомне­ние, суе­ве­рие, когда люди сме­ши­вают веру с неве­рием или все­воз­мож­ными при­ме­тами и про­чими пере­жит­ками язы­че­ства. Также грешат против первой запо­веди те, кто гово­рит: «У меня Бог в душе», а в цер­ковь при этом не ходят и к таин­ствам не при­сту­пают, или при­сту­пают редко; 3) язы­че­ство (мно­го­бо­жие), вера в ложных богов, сата­низм, оккуль­тизм и эзо­те­рика. К этому также можно отне­сти магию, кол­дов­ство, цели­тель­ство, экс­тро­сен­со­рику, аст­ро­ло­гию, гада­ние и обра­ще­ние к людям, зани­ма­ю­щимся всем этим, за помо­щью; 4) ложные мнения, про­ти­во­ре­ча­щие вере пра­во­слав­ной и отпа­де­ние от Церкви в раскол, лже­уче­ния и секты; 5) отре­че­ние от веры; 6) надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога. Этот грех также связан с мало­ве­рием.

Вторая запо­ведь

Не сотвори себе кумира и вся­каго подо­бия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не покло­ни­шися им, ни послу­жиши им.

Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не покло­няйся и не служи им.

Вторая запо­ведь запре­щает покло­няться тво­ре­нию вместо Творца. Мы знаем, что такое язы­че­ство и идо­ло­по­клон­ство, вот, что пишет о языч­ни­ках апо­стол Павел: «назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели, и славу нетлен­ного Бога изме­нили в образ, подоб­ный тлен­ному чело­веку, и птицам, и чет­ве­ро­но­гим, и пресмыкающимся…Они заме­нили истину Божию ложью, и слу­жили твари вместо Творца» ( Рим.1:23-35 ). Вет­хо­за­вет­ный изра­иль­ский народ, кото­рому пер­во­на­чально были даны эти запо­веди, являлся хра­ни­те­лем веры в истин­ного Бога. Он был со всех сторон окру­жен язы­че­скими наро­дами и пле­ме­нами, чтобы пре­ду­пре­дить евреев о том, что ни в коем случае не пере­ни­мали язы­че­ские обычаи и веро­ва­ния, Гос­подь уста­нав­ли­вает эту запо­ведь. Сейчас языч­ни­ков, идо­ло­по­клон­ни­ков оста­лось довольно мало, хотя мно­го­бо­жие, покло­не­ние исту­ка­нам и идолам есть и сейчас. Напри­мер, в Индии, Африке, Южной Аме­рике, неко­то­рых других стра­нах. Даже у нас в России, где хри­сти­ан­ству вот уже более 1000 лет, кое-кто пыта­ется воз­ро­дить древ­нее сла­вян­ское язы­че­ство.

Почи­та­ние в пра­во­сла­вии святых икон никак не может быть названо идо­ло­по­клон­ством. Во-первых, мы воз­но­сим молитвы покло­не­ния не самой иконе, не мате­ри­алу, из кото­рого она сде­лана, а тем, кто на ней изоб­ра­жен: Богу, Бого­ро­дице и святым. Взирая на образ, мы вос­хо­дим умом к Пер­во­об­разу. Во-вторых свя­щен­ные изоб­ра­же­ния дела­лись еще в Ветхом Завете по пове­ле­нию Самого Бога. Гос­подь пове­лел Моисею поста­вить в первом пере­движ­ном вет­хо­за­вет­ном храме, скинии, золо­тые изоб­ра­же­ния Херу­ви­мов. Уже в первые века хри­сти­ан­ства, в рим­ских ката­ком­бах, местах собра­ний первых хри­стиан, были настен­ные изоб­ра­же­ния Христа в виде доб­рого Пас­тыря, Матери Божией, с воз­де­тыми руками и другие свя­щен­ные образы. Все эти фрески были най­дены при рас­коп­ках.

Хотя в совре­мен­ном мире оста­лось мало прямых идо­ло­по­клон­ни­ков, многие люди творят себе куми­ров, воз­дают им покло­не­ние и при­но­сят жертвы. Для многих такими идо­лами, тре­бу­ю­щими посто­ян­ных жерт­во­при­но­ше­ний, стали их стра­сти и пороки. Стра­сти – уко­ре­нив­ши­еся гре­хов­ные при­вычки, пагуб­ные зави­си­мо­сти. Неко­то­рые люди попали в их плен и уже не могут обхо­диться без них, и служат им, как своим гос­по­дам, ибо: « кто кем побеж­ден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ). Вот эти идолы — стра­сти: 1) чре­во­уго­дие; 2) блуд; 3) среб­ро­лю­бие, 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тще­сла­вие; 8) гор­дость.

Апо­стол Павел не зря срав­ни­вает слу­же­ние стра­стям с идо­ло­по­клон­ством: «любостяжание…есть идо­ло­слу­же­ние» ( Кол.3:5 ). Служа стра­сти, чело­век пере­стает думать о Боге и слу­жить Ему, и он также забы­вает о любви к ближ­ним.

К грехам против второй запо­веди также можно отне­сти страст­ную при­вя­зан­ность к каким-либо делам, когда это увле­че­ние ста­но­вится стра­стью. Идо­ло­слу­же­нием явля­ется и страст­ное покло­не­ние какой-либо лич­но­сти. Неда­ром неко­то­рые арти­сты, певцы, спортс­мены в совре­мен­ном мире так и назы­ва­ются: куми­рами и идо­лами.

Третья запо­ведь

Не при­емли имене Гос­пода Бога твоего всуе.

Не про­из­носи имени Гос­пода Бога твоего напрасно.

Что значит поми­нать имя Гос­пода всуе? То есть про­из­но­сить его не в молитве, не в духов­ных бесе­дах, а ведя празд­ные раз­го­воры, как гово­риться, «для крас­ного словца» или просто для связки слов, а может быть даже в шутку. И уж совсем тяжким грехом явля­ется про­из­не­се­ния имени Божия с жела­нием поху­лить Бога, посме­яться над Ним. Также грехом против третий запо­веди явля­ется кощун­ство, когда святые пред­меты ста­но­вятся пред­ме­том насме­шек и пору­га­ния. Неис­пол­не­ние обетов, данных Богу и лег­ко­мыс­лен­ные клятвы, с при­зы­ва­нием имени Божия, также явля­ются нару­ше­нием этой запо­веди.

Имя Божие явля­ется для нас свя­ты­ней, и его нельзя раз­ме­ни­вать в пустой, празд­ной речи. Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский при­во­дит притчу о поми­но­ве­нии имени Гос­пода всуе:

Один золо­тых дел мастер сидел в своей лавке за вер­ста­ком и, рабо­тая, непре­станно поми­нал имя Божие всуе: то как клятву, то как люби­мое словцо. Некий палом­ник, воз­вра­щав­шийся из святых мест, про­ходя мимо лавки, услы­шал это, и душа его воз­му­ти­лась. Тогда он оклик­нул юве­лира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, палом­ник спря­тался. Ювелир, никого не увидев, вер­нулся в лавку и про­дол­жил работу. Палом­ник снова его оклик­нул, а когда ювелир вышел, тот при­ки­нулся, что ничего не знает. Мастер, рас­сер­див­шись, вер­нулся к себе и снова начал рабо­тать. Палом­ник в третий раз его оклик­нул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, при­ки­нув­шись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешен­стве набро­сился на палом­ника:

— Зачем ты зовешь меня пона­прасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Палом­ник миро­лю­биво отве­тил:

— Поис­тине, у Гос­пода Бога работы еще больше, но ты Его при­зы­ва­ешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сер­диться больше: ты или Гос­подь Бог?

Ювелир, при­сты­жен­ный, вер­нулся в мастер­скую и с тех пор держал язык за зубами.

Слово имеет вели­кое зна­че­ние и силу. Бог сотво­рил этот мир, посред­ством Слова. «Словом Гос­пода сотво­рены небеса, и духом уст Его – все воин­ство их» ( Мф.12:36 ), — гово­рит Спа­си­тель. О «гнилом слове» писал ещё ап. Павел. В IV в. свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что «Егда, кто матер­ными сло­вами руга­ется, тогда у Пре­стола Гос­подня Мати Божия данный Ею молит­вен­ный покров от чело­века отни­мает, и Сама отсту­пает, и кото­рый чело­век матерно избра­нится, себя в той день про­кля­тию под­вер­гает, понеже мать свою ругает и горько её оскорб­ляет. С тем чело­ве­ком не подо­бает нам ясти и пити, аще не отста­нет от онаго матер­ного слова».

Чет­вер­тая запо­ведь

Помни день суб­бот­ный, еже свя­тити его: шесть дней делай, и сотво­риши в них вся дела твоя, в день же седь­мый, суб­бота, Гос­поду Богу твоему.

Помни день суб­бот­ний, чтобы про­во­дить его свято: шесть дней рабо­тай и делай в про­дол­же­нии их все дела твои, а день седь­мой – день суб­бота посвя­щай Гос­поду Богу твоему.

Гос­подь сотво­рил этот мир за шесть этапов – дней и окон­чив тво­ре­ние. «И бла­го­сло­вил Бог седь­мой день, и освя­тил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые Бог творил и сози­дал» ( Быт.2:3 ). Это не значит, что Бог не забо­тится о сотво­рен­ном мире, но озна­чает что Гос­подь закон­чил все дей­ствия, свя­зан­ные с тво­ре­нием.

В Ветхом Завете днем покоя почи­та­лась суб­бота (В пере­воде с древ­не­ев­рей­ского покой). В ново­за­вет­ные вре­мена святым днем покоя стал день вос­крес­ный, когда вос­по­ми­на­ется Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа. Седь­мым и самым глав­ным днем для хри­стиан явля­ется день вос­кре­се­ния, малая Пасха, и обычай почи­та­ния вос­крес­ного дня идет еще от времен святых апо­сто­лов. В вос­крес­ный день хри­сти­ане воз­дер­жи­ва­ются от работ и идут в цер­ковь, чтобы помо­литься Богу, побла­го­да­рить Его за про­шед­шую неделю и попро­сить бла­го­сло­ве­ние на труды гря­ду­щей сед­мицы. В этот день очень хорошо при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин. День вос­крес­ный мы посвя­щаем молитве, духов­ному чтению, бла­го­че­сти­вым заня­тиям. В вос­кре­се­ние, как день сво­бод­ный от обыч­ных трудов, можно помочь ближ­ним. Наве­стить боль­ных, ока­зать помощь немощ­ным, пре­ста­ре­лым.

Часто от людей дале­ких от Церкви или мало цер­ков­ных, можно слы­шать о том, что у них, дескать, нет вре­мени для домаш­ней молитвы и посе­ще­ния храма. Да, совре­мен­ный чело­век подчас очень сильно загру­жен, но даже у заня­тых людей оста­ется немало сво­бод­ного вре­мени на то, чтобы раз­го­ва­ри­вать по теле­фону с подру­гами, дру­зьями и род­ствен­ни­кам, читать жур­налы, газеты и романы, часами сидеть у теле­ви­зора и ком­пью­тера, а на молитву вре­мени нет. Иной чело­век в шесть часов вечера при­хо­дит домой и потом 5–6 часов лежит на диване у теле­ви­зора, и ему бывает лень встать и про­честь весьма недлин­ное вечер­нее молит­вен­ное пра­вило или почи­тать Еван­ге­лие.

Те люди, кото­рые чтут вос­крес­ные дни и цер­ков­ные празд­ники, молятся в храме и не ленятся читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, полу­чают гораздо больше тех, кто про­во­дят это время в празд­но­сти и лени. Гос­подь бла­го­сло­вит их труды, умно­жит их силы и пошлет им Свою помощь.

Пятая запо­ведь

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дол­го­ле­тен будеши на земли.

Почи­тай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Тем, кто любит, почи­тает своих роди­те­лей, обе­ща­ется не только награда в Цар­стве Небес­ном, но даже в земной жизни бла­го­сло­ве­ние, бла­го­по­лу­чие и мно­го­ле­тие. Чтить роди­те­лей это значит ува­жать их, про­яв­лять послу­ша­ние им, помо­гать им, забо­титься о них в ста­ро­сти, молиться о их здра­вии и спа­се­нии, а когда они умрут, молиться о упо­ко­е­нии их души.

Нередко люди спра­ши­вают: как можно любить и почи­тать роди­те­лей, кото­рые не про­яв­ляют заботу о детях, пре­не­бре­гают своими обя­зан­но­стями или впа­дают в тяже­лые грехи? Роди­те­лей мы не выби­раем, то что они у нас такие, а не какие-то другие – есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких роди­те­лей? Для того чтобы нам про­явить лучшие хри­сти­ан­ские каче­ства: тер­пе­ние, любовь, сми­ре­ние, научиться про­щать.

Через роди­те­лей мы пришли в этот мир, они при­чина нашего бытия и сама при­рода про­ис­хож­де­ния от них научает нас почи­тать их как людей, более высших, чем мы сами. Вот, что пишет по этому поводу свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому, если в этом мы ниже их, то пре­взой­дем в другом отно­ше­нии посред­ством ува­же­ния к ним, не только по закону при­роды, но пре­иму­ще­ственно перед при­ро­дой, по (чув­ству) страха Божия. Воля Божия реши­тельно тре­бует, чтобы роди­тели были почи­та­емы детьми, и испол­ня­ю­щих это награж­дает вели­кими бла­гами и дарами, а нару­ша­ю­щих этот закон нака­зы­вает вели­кими и тяж­кими несча­стьями». Почи­тая отца и мать, мы почи­таем Самого Бога, Отца нашего небес­ного. Он вместе с зем­ными нашими роди­те­лями дал нам самый из дра­го­цен­ных даров – дар жизни. Роди­те­лей можно назвать сотвор­цами, сора­бот­ни­ками Гос­поду. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бес­смерт­ную душу.

Если чело­век не почи­тает роди­те­лей, отри­цает эту иерар­хию, он может очень легко прийти и к непо­чи­та­нию и отри­ца­нию Бога. Сна­чала он не ува­жает роди­те­лей, потом пере­стает любить родину, затем отри­цает мать-цер­ковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень вза­и­мо­свя­зано. Неда­ром, когда хотят поко­ле­бать госу­дар­ство, раз­ру­шить его устои изнутри, в первую оче­редь опол­ча­ются на цер­ковь, веру в Бога, и на семью. Семья, почи­та­ние стар­ших, пере­дача тра­ди­ций (а слово тра­ди­ция как раз и про­ис­хо­дит от латин­ского tradition — пере­дача), цемен­ти­рует обще­ство, делает народ креп­ким.

Шестая запо­ведь

Не убий.

Убий­ство, отня­тие жизни у дру­гого чело­века и само­убий­ство, то есть само­воль­ный уход из жизни – одни из самых тяже­лых грехов.

Само­убий­ство – самый страш­ный грех. Это есть бунт против Бога, кото­рый дал нам дра­го­цен­ный дар жизни. Но наша жизнь в руках Божиих, мы не имеем права ухо­дить из нее, когда нам взду­ма­ется. Совер­шая само­убий­ство, чело­век уходит из жизни в страш­ном помра­че­нии отча­я­ния и уныния. Он уже не может пока­яться в этом грехе, также он не может при­не­сти пока­я­ние в грехе убий­ства, кото­рый он совер­шает по отно­ше­нию к самому себе, за гробом пока­я­ния нет.

Чело­век, лишив­ший дру­гого жизни по неосто­рож­но­сти, также пови­нен в убий­стве, но вина его меньше, чем у того, кто уби­вает созна­тельно. Также пови­нен в убий­стве тот, кто спо­соб­ство­вал убий­ству. Напри­мер, муж жен­щины, кото­рый не отго­во­рил ее сде­лать аборт или даже сам спо­соб­ство­вал этому.

Люди, своими вред­ными при­выч­ками и поро­ками и гре­хами сокра­ща­ю­щие свою жизнь и нано­ся­щие вред своему здо­ро­вью, также грешат против шестой запо­веди.

Любой вред, нане­сен­ный ближ­нему – есть также нару­ше­ние этой запо­веди. Нена­висть, злоба, побои, изде­ва­тель­ства, оскорб­ле­ния, про­кля­тия, гнев, зло­рад­ство, зло­па­мят­ство, зло­же­ла­тель­ство, непро­ще­ние обид — все это грехи против запо­ведь «не убий», потому что «всякий, нена­ви­дя­щий брата своего, есть чело­ве­ко­убийца» ( 1Ин.3:15 ), — гово­рит Слово Божие.

Кроме убий­ства телес­ного суще­ствует не менее страш­ное убий­ство – убий­ство духов­ное, когда кто-то соблаз­няет, совра­щает ближ­него в неве­рие или под­тал­ки­вает к совер­ше­нию греха, и тем самым губит его душу.

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский пишет, что «не всякое отня­тие жизни есть зако­но­пре­ступ­ное убий­ство. Не явля­ется без­за­кон­ным убий­ство, когда отни­ма­ется жизнь по долж­но­сти, как-то: 1) когда пре­ступ­ника нака­зы­вают смер­тью по пра­во­су­дию; 2) когда уби­вают непри­я­теля на войне за Оте­че­ство».

Седь­мая запо­ведь

Не пре­любы сотвори.

Гос­подь уста­но­вил брач­ный союз и бла­го­сло­вил плот­ское обще­ние в нём, слу­жа­щее дето­рож­де­нию. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» ( Быт.2:24 ). Нали­чие брака – это ещё одно (пусть не самое глав­ное) отли­чие нас от живот­ных. У зверей брака нет. У людей же суще­ствует брак, вза­им­ная ответ­ствен­ность, обя­зан­но­сти друг перед другом и перед детьми.

Но то, что бла­го­слов­ля­ется в браке, явля­ется грехом, нару­ше­нием запо­веди, если совер­ша­ется вне брака. Супру­же­ский союз соеди­няет муж­чину и жен­щину в «одну плоть» ( 1Кор.6:15-16 )

Свя­щен­ное Писа­ние отно­сит блуд к наи­бо­лее тяжё­лым грехам: «Не обма­ны­вай­тесь: ни блудники…ни прелюбодеи…Царства Божия не насле­дуют» ( 1Кор.6:9 ).

Грехом, еще более тяжким, чем блуд явля­ется пре­лю­бо­де­я­ние, то есть нару­ше­ние супру­же­ской вер­но­сти или телес­ные отно­ше­ния с чело­ве­ком, нахо­дя­щимся в браке.

Измена раз­ру­шает не только брак, но и душу того, кто изме­няет. На чужом горе сча­стья не постро­ишь. Суще­ствует закон духов­ного рав­но­ве­сия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вер­нется. Пре­лю­бо­де­я­ние, блуд начи­на­ется не с факта телес­ной бли­зо­сти, а гораздо раньше, когда чело­век даёт себе раз­ре­ше­ние на гряз­ные мысли, нескром­ные взгляды. В Еван­ге­лии ска­зано: всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своём» ( Мф.5:28 ). Поэтому блуд мыс­лен­ный, нехра­не­ние зрения, слуха, бес­стыд­ные раз­го­воры — эти и другие подоб­ные им грехи, явля­ются нару­ше­нием седь­мой запо­веди.

Вось­мая запо­ведь

Не укради.

Нару­ше­нием этой запо­веди явля­ется при­сво­е­ние чужой соб­ствен­но­сти, как госу­дар­ствен­ной, так и част­ной. Виды воров­ства могут быть раз­но­об­разны: грабеж, кража, обман в тор­го­вых делах, подкуп, взя­точ­ни­че­ство, укло­не­ние от нало­гов, туне­яд­ство, свя­то­тат­ство (то есть при­сво­е­ние цер­ков­ного иму­ще­ства), все­воз­мож­ные аферы, махи­на­ции и мошен­ни­че­ства. Кроме этого к грехам против вось­мой запо­веди можно отне­сти всякую нечест­ность: ложь, обман, лице­ме­рие, лесть, под­ха­лим­ство, чело­ве­ко­уго­дие, так как в этом случае люди пыта­ются также при­об­ре­сти что-то, напри­мер, рас­по­ло­же­ние ближ­него, нечест­ным, воров­ским путем.

В основе кражи, воров­ства лежит страсть среб­ро­лю­бия и борется она стя­жа­нием про­ти­во­по­лож­ных ей доб­ро­де­те­лей. Среб­ро­лю­бие может быть двух видов: Мотов­ство (любовь к рос­кош­ной жизни) и ску­пость, жад­ность И то и другое тре­бует средств, кото­рые при­об­ре­та­ются зача­стую нечест­ным путем.

Среб­ро­лю­бие борется стя­жа­нием про­ти­во­по­лож­ных ему доб­ро­де­те­лей: мило­сер­дием к бедным, нес­тя­жа­нием, тру­до­лю­бием, чест­но­стью и духов­ной жизнью, ибо при­вя­зан­ность к день­гам и другим мате­ри­аль­ным цен­но­стям всегда про­ис­хо­дит от без­ду­хов­но­сти.

Девя­тая запо­ведь

Не послу­ше­ствуй на друга твоего сви­де­тель­ства ложна.

Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него твоего.

Этой запо­ве­дью Гос­подь запре­щает не только прямое лже­сви­де­тель­ство против ближ­него своего, напри­мер в суде, но и всякую ложь, ска­зан­ную в адрес других людей, как то: кле­вета, поклеп, ложные доносы. Грех празд­но­сло­вия, столь обыч­ный повсе­днев­ный для совре­мен­ного чело­века, также очень часто бывает связан с гре­хами против девя­той запо­веди. В празд­ных раз­го­во­рах посто­янно раз­да­ются сплетни, пере­суды, а порой наветы и кле­вета. Во время празд­ной беседы очень легко «сболт­нуть лиш­него», раз­гла­сить дове­рен­ные тебе чужие тайны и сек­реты, под­ве­сти и под­ста­вить ближ­него. «Язык мой — враг мой», — гово­рят в народе, и дей­стви­тельно, наш язык может при­не­сти боль­шую пользу нам и ближ­ним, а может очень сильно навре­дить. Апо­стол Иаков гово­рит, что языком мы порой «бла­го­слов­ляем Бога и Отца, и им про­кли­наем чело­ве­ков, сотво­рен­ных по подо­бию Божию» ( Иак.3:9 ). Грешим мы против девя­той запо­веди и когда не только гово­рим ложь и кле­вету на ближ­него, но и когда согла­ша­емся со ска­зан­ным дру­гими, этим самым участ­вуя в грехе осуж­де­ния.

«Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ), — пре­ду­пре­ждает Спа­си­тель. Осуж­дать – значит судить, пред­вос­хи­щать суд Божий, узур­пи­ро­вать Его права (в этом тоже страш­ная гор­дость!) ибо только Гос­подь, зна­ю­щий про­шлое, насто­я­щее и буду­щее чело­века, может судить о нём. Преп. Иоанн Сав­ва­ит­ский рас­ска­зы­вает сле­ду­ю­щее: «Раз пришёл ко мне инок из сосед­него мона­стыря, и я спро­сил его, как живут отцы. Он отве­чал: «Хорошо, по молит­вам Вашим». Затем я спро­сил об иноке, кото­рый не поль­зо­вался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не пере­ме­нился, отче!» Услы­шав это, я вос­клик­нул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почув­ство­вал себя как бы в вос­торге и увидел Иисуса Христа, рас­пя­того между двумя раз­бой­ни­ками. Я, было, устре­мился на покло­не­ние Спа­си­телю, как вдруг Он обра­тился к пред­сто­я­щим Анге­лам и сказал им: «Изринте его вон, — это анти­христ, ибо осудил брата своего, прежде Моего Суда». И когда, по слову Гос­пода, я изго­нялся, в дверях оста­лась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда при­шед­шему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спро­сил тот. Тогда я рас­ска­зал ему о виде­нии и заме­тил, что остав­лен­ная мной мантия озна­чает, что я лишён покрова и помощи Божией. И с того вре­мени семь лет провёл я, блуж­дая по пусты­ням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с чело­ве­ками не бесе­дуя, пока не увидел Гос­пода моего, воз­вра­тив­шего мне мантию».

Вот как страшно выно­сить суж­де­ние о чело­веке.

Деся­тая запо­ведь

Не поже­лай жены искрен­няго твоего, не поже­лай дому ближ­няго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­кого скота его, ни всего, елика суть ближ­няго твоего.

Не желай жены ближ­него твоего и не желай дома ближ­него твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что при­над­ле­жит ближ­нему твоему.

Запо­ведь эта запре­щает зависть и ропот. Нельзя не только делать плохое людям, но даже иметь гре­хов­ные, завист­ли­вые мысли против них. Любой грех начи­на­ется с мысли, с помысла о нем. В начале чело­век начи­нает зави­до­вать день­гам и иму­ще­ству ближ­них, потом в его сердце зарож­да­ется помы­сел украсть это добро у своего брата, и вскоре он вопло­щает свои гре­хов­ные мечты в дей­ствие. Пре­лю­бо­де­я­ние также, как известно, начи­на­ется с нескром­ных взгля­дов и завист­ли­вых помыс­лов отно­си­тельно супруги ближ­него. Также нужно ска­зать, что зависть к богат­ству, иму­ще­ству талан­там, здо­ро­вью наших ближ­них уби­вает в нас любовь к ним, зависть как кис­лота разъ­едает душу. Нам уже непри­ятно общаться с ними, мы не можем раз­де­лить с ними их радость, наобо­рот, завист­ли­вого чело­века очень радует, вне­зап­ная скорбь и горе постиг­шее тех, кому он зави­до­вал. Вот почему так опасен грех зави­сти, он явля­ется нача­лом, семе­нем других грехов. Чело­век завист­ли­вый также грешит против Бога, он не хочет доволь­ство­ваться тем, что ему посы­лает Гос­подь, ему посто­янно мало, он обви­няет во всех своих бедах ближ­них и Бога. Такой чело­век нико­гда не будет счаст­лив и дово­лен жизнью, ведь сча­стье это не какая-то сумма земных благ, а состо­я­ние души чело­века. «Цар­ство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Оно начи­на­ется здесь на земле, с пра­виль­ного устро­е­ния души. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и бла­го­да­рить за них Бога – залог чело­ве­че­ского сча­стья.

Еван­гель­ские запо­веди бла­жен­ства

Мы уже гово­рили, что Бог дал людям десять запо­ве­дей еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена. Даны они были для того, чтобы огра­дить людей от зла, пре­ду­пре­дить об опас­но­сти, кото­рую несет грех. Гос­подь Иисус Хри­стос уста­но­вил Новый Завет, дал нам Новый Еван­гель­ский Закон, осно­вой кото­рого явля­ется любовь: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга» ( Мф.5:48 ). Однако, Спа­си­тель нисколько не отме­нил соблю­де­ние десяти запо­ве­дей, но указал людям совер­шенно новый уро­вень духов­ной жизни. В Нагор­ной про­по­веди, рас­ска­зы­вая о том как должен стро­ить свою жизнь хри­сти­а­нин, Спа­си­тель, в том числе, дает девять Запо­ве­дей Бла­жен­ства. Эти запо­веди гово­рят уже не о запрете греха, а о хри­сти­ан­ском совер­шен­стве. Они рас­ска­зы­вают: как достиг­нуть бла­жен­ства, какие доб­ро­де­тели при­бли­жают чело­века к Богу, ибо только в Нем чело­век может найти истин­ное бла­жен­ство. Запо­веди Бла­жен­ства не только не отме­няют десяти запо­ве­дей Закона Божьего, но очень пре­мудро допол­няют их. Недо­ста­точно просто не совер­шать грех, или изгнать его из нашей души, пока­яв­шись в нем. Нет, нужно, чтобы наша душа была запол­нена про­ти­во­по­лож­ными грехам доб­ро­де­те­лями. «Свято место пусто не бывает». Недо­ста­точно не делать зла, нужно тво­рить добро. Грехи создают стену между нами и Богом, когда стена раз­ру­шена, мы начи­наем видеть Бога, но при­бли­зить к Нему нас может только нрав­ствен­ная хри­сти­ан­ская жизнь.

Вот девять запо­ве­дей, кото­рые нам дал Спа­си­тель как руко­вод­ство к хри­сти­ан­скому подвигу:

ПЕРВАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Что значит быть «нищим духом», и почему такие люди явля­ются «бла­жен­ными»? Для того, чтобы понять это нужно исполь­зо­вать образ обыч­ного нищего чело­века. Мы все видели, знаем людей, достиг­ших край­ней сте­пени бед­но­сти, нищеты. Среди них, конечно, есть люди разные и не будем сейчас рас­смат­ри­вать их морально-нрав­ствен­ные каче­ства, нет, жизнь этих несчаст­ных нужна нам как некий образ. Каждый нищий пре­красно пони­мает, что стоит на послед­ней сту­пени соци­аль­ной лест­ницы, что все осталь­ные люди в мате­ри­аль­ном плане нахо­дятся гораздо выше его. А он ски­та­ется в лох­мо­тьях, часто не имея соб­ствен­ного угла, и просит мило­стыню, чтобы хоть как-то под­дер­жать свою жизнь. Пока нищий обща­ется с такими же бед­ня­ками как он, то может не заме­чать своего поло­же­ния, но, увидев чело­века бога­того, состо­я­тель­ного он тут же чув­ствует бед­ствен­ность соб­ствен­ного поло­же­ния.

Нищета духов­ная озна­чает сми­ре­ние, видение своего истин­ного состо­я­ния. Как обыч­ный нищий не имеет ничего своего, но оде­ва­ется в то, что дадут и пита­ется пода­я­нием, также и мы должны осо­зна­вать, что все, что мы имеем, полу­чаем от Бога. Это все не наше, мы лишь при­каз­чики, упра­ви­тели имения, кото­рое нам дал Гос­подь. Дал, чтобы оно слу­жило спа­се­нию нашей души. Можно быть отнюдь не бедным чело­ве­ком, но быть «нищим духом», со сми­ре­нием при­ни­мать то, что нам дарует Бог и исполь­зо­вать это на слу­же­нию Гос­поду и людям. Все от Бога, не только богат­ство мате­ри­аль­ное, но и здо­ро­вье, таланты, спо­соб­но­сти, сама жизнь – все это исклю­чи­тельно дар Божий, за кото­рый мы должны Его бла­го­да­рить. «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ), — гово­рит нам Гос­подь. И борьба с гре­хами, и стя­жа­ние добрых дел невоз­можны без сми­ре­ния, все это мы делаем только с помо­щью Божией.

Нищим духом, сми­рен­но­муд­рым, обе­ща­ется «Цар­ство небес­ное». Люди, кото­рые знают, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, кото­рый нужно пре­умно­жить во спа­се­ние души, будут вос­при­ни­мать все послан­ное им, как сред­ство дости­же­ния Цар­ства Небес­ного.

ВТОРАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны пла­чу­щие». Плач может быть вызван совер­шенно раз­ными при­чи­нами, но далеко не всякий плач явля­ется доб­ро­де­те­лью. Запо­ведь о плаче озна­чает пока­ян­ный плач о своих грехах. Пока­я­ние так важно, потому что без него невоз­можно при­бли­зиться к Богу. Грехи мешают нам это сде­лать. Первая запо­ведь о сми­ре­нии уже под­во­дит нас к пока­я­нию, закла­ды­вает основу для духов­ной жизни, ибо осо­знать свои грехи, пока­яться в них может только чело­век, кото­рый чув­ствует свою немощь, нищету перед Отцом Небес­ным. И как еван­гель­ский блуд­ный сын воз­вра­ща­ется в дом Отчий, конечно, Гос­подь примет вся­кого при­хо­дя­щего к Нему, и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому: «бла­женны пла­чу­щие (о грехах), ибо они уте­шатся». У каж­дого чело­века есть грехи, без греха только Один Бог, но нам дан от Бога вели­чай­ший дар – пока­я­ние, воз­мож­ность вер­нуться к Богу, попро­сить про­ще­ния у Него. Святые отцы неда­ром назы­вали пока­я­ние вторым кре­ще­нием, где мы омы­ваем грехи не водой, а сле­зами.

Бла­жен­ными сле­зами можно также назвать слезы состра­да­ния, сопе­ре­жи­ва­ния нашим ближ­ним, когда мы про­ни­ка­емся их горем и ста­ра­емся чем можем, помочь им.

ТРЕТЬЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны крот­кие». Кро­тость – это мирный, спо­кой­ный, тихий дух, кото­рый чело­век стяжал в своем сердце. Это покор­ность воли Божией и доб­ро­де­тель мира в душе и мира с ближ­ними. «Возь­мите иго Мое на себя, и научи­тесь от Меня: ибо Я кроток и смирен серд­цем; и най­дете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» ( Мф.11:29,30 ), — учит нас Спа­си­тель. Он был во всем поко­рен воли Отца Небес­ного, Он служил людям и с кро­то­стью принял стра­да­ния. Взяв­ший на себя благое иго Хри­стово, сле­ду­ю­щий Его путем, ищущий сми­ре­ния, кро­то­сти, любви найдет покой, успо­ко­е­ние своей душе и в этой земной жизни, и в жизни буду­щего века, ибо крот­кие «насле­дуют землю», в первую оче­редь не мате­ри­аль­ную, а духов­ную, в Цар­стве Небес­ном.

То, что «крот­кие насле­дуют землю», спра­вед­ливо не только в духов­ном плане, но даже в земном. Крот­кие и сми­рен­ные хри­сти­ане, без войн, огня и меча, несмотря на страш­ные гоне­ния со сто­роны языч­ни­ков, смогли обра­тить в истин­ную веру всю огром­ную Рим­скую импе­рию.

ЧЕТ­ВЕР­ТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Жаж­дать и искать правды можно по-раз­ному. Есть опре­де­лен­ные люди, кото­рых можно назвать «прав­до­ис­ка­те­лями», они посто­янно воз­му­ща­ются суще­ству­ю­щими поряд­ками, везде ищут спра­вед­ли­во­сти и жалу­ются в выше­сто­я­щии инстан­ции. Но не про них гово­рится в этой запо­веди. Име­ется в виду совсем другая правда.

Ска­зано, что нужно желать правды как пищи и пития: «Бла­женны алчу­щие и жаж­ду­щие правды». То есть очень сильно, как голод­ный и жаж­ду­щий, терпит стра­да­ния, пока не удо­вле­тво­рит свои потреб­но­сти. О какой правде здесь ска­зано. О Высшей Боже­ствен­ной правде. А Высшая правда, Истина – это Хри­стос. «Я есмь путь и истина» ( Ин.14:6 ), — гово­рит Он о Себе. Сле­до­ва­тельно хри­сти­а­нин должен искать истин­ный смысл жизни в Боге. В Нем одном Истин­ный источ­ник Живой воды и Боже­ствен­ного Хлеба, кото­рый есть Тело Его.

Гос­подь оста­вил нам Слово Божие, в кото­ром изло­жено Боже­ствен­ное учение, правда Божия, Он создал Цер­ковь и вложил в нее все нужное для спа­се­ния. Цер­ковь также явля­ется носи­тель­ни­цей правды и пра­виль­ного знания о Боге, мире и чело­веке. Вот этой правды должен жаж­дать каждый хри­сти­а­нин, читая Свя­щен­ное Писа­ние и нази­да­ясь тво­ре­ни­ями отцов Церкви.

Те, кто рев­нуют о молитве, о тво­ре­нии добрых дел, о насы­ще­нии себя Словом Божиим, поис­тине «жаждут правды», и конечно, полу­чат насы­ще­ние от прис­но­те­ку­щего Источ­ника Спаса нашего и в этом веке и в буду­щем.

ПЯТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Милость, мило­сер­дие – это дела любви по отно­ше­нию к ближ­ним. В этих доб­ро­де­те­лях мы под­ра­жаем Самому Богу: «Будте мило­сердны, как и Отец ваш мило­серд» ( Лк.15:7 ).

И такой же бес­ко­рыст­ной любви научает всех нас, чтобы мы совер­шали дела мило­сти не ради награды, не ожидая полу­чить что-то взамен, а из любви к самому чело­веку, испол­няя запо­ведь Божию.

Делая добрые дела людям, как тво­ре­нию, образу Божию, мы тем самым при­но­сим службу Самому Богу. В Еван­ге­лии описан Страш­ный Суд Божий, когда Гос­подь отде­лит пра­вед­ных от греш­ных и скажет пра­вед­ным: «при­и­дите, бла­го­сло­вен­ные Отца Моего, насле­дуйте Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от созда­ния мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напо­или Меня; был стран­ни­ком, и вы при­няли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посе­тили Меня; в тем­нице был, и вы пришли ко Мне». Тогда пра­вед­ники скажут Ему в ответ: «Гос­поди! когда мы видели Тебя алчу­щим, и накор­мили? или жаж­ду­щим, и напо­или? когда мы видели Тебя стран­ни­ком, и при­няли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя боль­ным, или в тем­нице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне» ( Мф.25:34-40 ). Поэтому ска­зано, что «мило­сти­вые» сами «поми­ло­ваны будут». И напро­тив тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправ­даться на суде Божиим, как ска­зано в той же притче о страш­ном суде.

ШЕСТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны чистые серд­цем», то есть чистые душой и умом от гре­хов­ных мыслей и жела­ний. Важно не только избе­гать совер­ше­ния греха види­мым обра­зом, но и воз­дер­жи­ваться от мыслей о нем, потому что любой грех начи­на­ется с помыш­ле­ния, а уже потом мате­ри­а­ли­зу­ется в дей­ствие. «Из сердца чело­века исхо­дят злые помыслы, убий­ства, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, кражи, лже­сви­де­тель­ства, хуле­ния» ( 1Ин.3:15 ). Чело­век име­ю­щий нечи­стую душу, нечи­стые мысли – потен­ци­аль­ный совер­ши­тель потом уже види­мых грехов.

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» ( Мф.6:22,23 ). Эти слова Христа ска­заны о чистоте сердца, души. Чистое око – это искрен­ность, чистота свя­тость мыслей и наме­ре­ний, и эти наме­ре­ния ведут к добрым поступ­кам. И наобо­рот: где око, сердце ослеп­лено, там цар­ствуют темные помыш­ле­ния, кото­рые станут впо­след­ствии тем­ными делами. Только чело­век с чистой душой, чистыми помыш­ле­ни­ями, может при­бли­зиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телес­ными очами, а духов­ным зре­нием чистой души и сердца. Если этот орган духов­ного зрения помут­нен, испор­чен грехом, Гос­пода не уви­деть. Поэтому нужно воз­дер­жи­ваться от нечи­стых, гре­хов­ных, злых и унылых мыслей, отго­нять их как все­ва­е­мых от врага, и вос­пи­ты­вать в душе, взра­щи­вать другие – свет­лые, добрые. Мысли эти взра­щи­ва­ются молит­вой, верой и надеж­дой на Бога, любо­вью к Нему, к людям и к вся­кому тво­ре­нию Божию.

СЕДЬ­МАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны миро­творцы, ибо они будут наре­чены сынами Божи­ими». Запо­ведь мира с людьми и при­ми­ре­ния враж­ду­ю­щих, ста­вится очень высоко, такие люди назы­ва­ются детьми, сынами Гос­пода. Почему? Мы все чада Божия, его тво­ре­ния. Любому роди­телю нет ничего более при­ят­ного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согла­сии между собой: «Как хорошо и как при­ятно жить бра­тьям вместе!» ( Пс.132:1 ). И наобо­рот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце роди­те­лей словно обли­ва­ется кровью! Если мир и хоро­шие отно­ше­ния между детьми радуют даже земных роди­те­лей, тем паче Отцу нашему Небес­ному нужно, чтобы мы жили в мире. И чело­век, кото­рый хранит мир в семье, с людьми, при­ми­ряет враж­ду­ю­щих, при­я­тен и угоден Богу. Мало того, что такой чело­век полу­чает радость, спо­кой­ствие, сча­стье и бла­го­сло­ве­ние от Бога здесь на земле, при­об­ре­тая мир в душе и мир с ближ­ними, он полу­чит, несо­мненно, награду в Цар­стве Небес­ном.

Миро­творцы еще потому назо­вутся «сынами Божи­ими», что в своем подвиге упо­доб­ля­ются Самому Сыну Божьему, Христу Спа­си­телю, Кото­рый при­ми­рил людей с Богом, вос­ста­но­вил ту связь, кото­рая была раз­ру­шена гре­хами и отпа­де­нием чело­ве­че­ства от Бога.

ВОСЬ­МАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны изгнан­ные правды ради». О взыс­ка­нии Истины, Боже­ствен­ной правды, уже гово­ри­лось в чет­вер­той запо­веди бла­жен­ства. Мы помним, что Истина – это Сам Хри­стос. Он также назы­ва­ется Солн­цем правды. Именно о стес­не­ниях, гоне­ниях за правду Божию гово­рится в этой запо­веди. Путь хри­сти­а­нина — это всегда путь воина Хри­стова. Путь слож­ный, труд­ный, узкий «тесны врата и узок путь, веду­щий в жизнь» ( Мф.7:13 ). И то, что очень многие люди сле­дуют в этом направ­ле­нии, не должно сму­щать нас. Хри­сти­а­нин, всегда иной, не как все. «Ста­райся жить не «как все живут», а как Бог велит, потому что «мир во зле лежит», — гово­рит пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь на земле гнать и поно­сить, потому что оте­че­ство наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому, гони­мым за правду Гос­подь в этой запо­веди обе­ща­ется «Цар­ство Небес­ное».

ДЕВЯ­ТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Про­дол­же­нием вось­мой запо­веди, где гово­рится о при­тес­не­нии за Правду Божию и хри­сти­ан­скую жизнь, явля­ется послед­няя запо­ведь бла­жен­ства, где ска­зано о гоне­ниях за веру. «Бла­женны вы, когда будут поно­сить вас и гнать и вся­че­ски непра­ведно зло­сло­вить за Меня. Радуй­тесь и весе­ли­тесь, ибо велика ваша награда на небе­сах».

Но враг рода чело­ве­че­ского не успо­ка­и­ва­ется и посто­янно воз­дви­гает новые гоне­ния на хри­стиан. И когда к власти придет Анти­христ, он также будет гнать и пре­сле­до­вать уче­ни­ков Хри­сто­вых. Поэтому, каждый хри­сти­а­нин должен быть посто­янно готов к подвигу испо­вед­ни­че­ства и муче­ни­че­ства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *