Неандертальская флейта что это было
Неандертальская флейта? Нет, мустьерский духовой инструмент!
В книге «Учёные скрывают» я целую главу посвятил «неандертальской флейте» из пещеры Дивье Бабе в Словении. Споры вокруг этой необычной находки ведутся более 20 лет, и в конце главы я заметил, что ни одна из сторон не собирается вложить шпаги в ножны.
Предсказание «сбылось». Группа специалистов во главе с автором находки, словенским археологом Иваном Турком, опубликовала обстоятельную статью, цель которой — наконец заставить замолчать всех скептиков и убедить аудиторию, что найден действительно рукотворный объект. «Сомнения в антропогенном происхождении отверстий на кости глубоко укоренились в части научного сообщества», — сетуют авторы. Но теперь наконец доказано: «флейта» — дело неандертальских умелых рук. И не просто флейта, а «особый, внешне простой инструмент, чьи возможности не уступают современным духовым инструментам». Поэтому авторы решают называть данный артефакт «музыкальным инструментом» — и так и делают в статье (уже без кавычек).
Напомню предысторию: пресловутый артефакт — бедренная кость детёныша пещерного медведя — был найден в 1995 году в слое номер 8, среди прочих медвежьих останков.
Пещера Дивье Бабе действительно была местом, которое облюбовали пещерные медведи, но и люди регулярно посещали её. Верхние слои — в самом деле ориньяк, но ниже идёт мустье. Между слоем 8, в котором нашли флейту, и ориньякскими слоями — 2 метра отложений! Датировки 8-го слоя методом электронно-спинового резонанса все больше 50 тыс. лет, для вышележащего слоя номер 7 получен возраст примерно 49 тыс. лет. Так что «флейта» не может быть моложе 50 тыс. лет, и нет никаких данных, что в это время на территории Словении жили кроманьонцы. В слое найдено 23 каменных орудия, типично неандертальских. Из других мустьерских слоёв памятника археологи извлекли сотни каменных изделий и много костяных, возрастом 50—110 тыс. лет. Большинство костяных орудий изготовлено из костей пещерных медведей. Кроме того, обнаружен 21 очаг. Рядом с одним из них, в углублении, наполненном углём, и нашли ту самую кость. Надо сказать, что в отложениях Дивье Бабе обнаружено огромное количество останков животных (2 млн фрагментов!), и 99% из них принадлежали пещерным медведям. При этом следы орудий на этих костях встречаются крайне редко. Кстати, в отложениях, прилипших к поверхности «флейты», найден волос пещерного медведя. И всё же, учитывая фрагментарность костей и частое отсутствие черепов, авторы предполагают, что неандертальцы собирали эти кости и раскалывали для добывания костного мозга, а также использовали в качестве топлива. В статье говорится о том, что в нижней части слоя 8 обнаружены 2 хорошо сохранившихся медвежьих черепа, лежащих рядом с очагом лицом друг к другу. Затылочное отверстие одного черепа искусственно расширено. Не свидетельство ли это древнего ритуала?
Авторы публикации подробно описывают строение находки и особое внимание уделяют форме и расположению отверстий. Кости с отверстиями археологи находят нечасто. Это очевидно при осмотре коллекции «перфорированных» костей пещерных медведей, собранной археологом Бродаром. В этой коллекции не встречается ни одной кости с двумя отверстиями на трубчатой части, то есть похожей на «флейту». А среди бедренных костей детёнышей пещерного медведя, найденных в Дивье Бабе (а их более 550) только одна, помимо «флейты», имеет два отверстия неправильной формы.
Если, как утверждается, кость погрызло крупное животное, то кто это был? Обсуждался вариант пещерной гиены, однако в Дивье Бабе не найдено ни останков гиен, ни их копролитов. Ближайшие памятники с костями гиен находятся в 30—50 км от пещеры (хочется спросить авторов: а на каком расстоянии от пещеры найдены кости неандертальцев?)
Далее авторы рассматривают различные варианты и показывают, что, по их мнению, ни волк, ни пещерный медведь не могли оставить именно такие отверстия именно в таких местах. Чтобы убедиться в этом, исследователи ещё давно проводили эксперименты с использованием металлических копий челюстей разных животных и свежих бедренных костей бурых медведей. В опытах большинство отверстий получалось на выпуклой, передней части диафиза кости, в то время как кость из Дивье Бабе имеет отверстия на уплощённой задней части. Даже если отверстий в кости всего два, при таком укусе кость, скорее всего, расщепилась бы вдоль.
Авторы статьи не отрицают, что на находке действительно присутствуют следы зубов животных — вероятно, волка. Однако волк мог обглодать кость уже после того, как хозяева выкинули её (оставим в стороне вопрос о том, зачем волку обгладывать «флейту», в которой, после использования человеком, вряд ли осталось что-то съедобное).
Компьютерная томография и осмотр поверхности кости под микроскопом показали, что бóльшая часть повреждений на кости не связаны с деятельностью животных, а появились уже после того, как кость попала в отложения.
Однако как люди — если это были они — проделали такие отверстия? При сверлении остались бы характерные следы, царапины и потёртости, но их нет. Тут пошла в ход экспериментальная археология. Исследователи изобрели специальный способ получения отверстий, «ранее неизвестный в археологии», с использованием каменных остроконечников и костяных шильев со скруглённым концом — примерно такие же найдены в слоях Дивье Бабе. Сначала каменным инструментом в кортикальном слое кости делалось углубление. Затем туда вставлялось костяное шило, по которому стучали деревянным молотком. Получались отверстия, очень похожие на «флейту», при этом на поверхности кости не оставалось никаких дополнительных следов. Примерно такие же отверстия можно проделать и только с помощью каменного острия, но в этом случае на его краях могут образоваться царапины. Впрочем, выветривание могло скрыть старые царапины, если они когда-то и имелись на поверхности «музыкального инструмента».
Наконец, самое интересное — исследования, проведённые профессиональными музыкантами. Ведь, говорится в статье, «ключевой критерий для музыкального инструмента — возможность играть на нём». Попытки игры на реконструированной неандертальской флейте предпринимались с конца 90-х годов прошлого века. Ошибкой, которую, по мнению авторов, совершали многие, было то, что они пытались дуть во «флейту» с дистального конца. Наконец Любен Димкароски (Ljuben Dimkaroski) догадался повернуть кость другой стороной. Тут-то и стала ясна роль пятого отверстия, находящегося на стороне, противоположной остальным — оно идеально подходило под большой палец руки. Дальше в статье красочно расписывается, какой замечательный инструмент получился, «превосходящий все известные палеолитические аналоги». На дудочке из Дивье Бабе можно играть легато, стаккато, глиссандо, трелями, ломаными аккордами (и далее следует длинный список музыкальных терминов). При этом диапазон инструмента охватывал более трёх октав, что не шло ни в какое сравнение с кроманьонскими флейтами из птичьих костей. В отличие от современных духовых, этот инструмент давал музыканту больше свободы! (Можно представить джазовый оркестр неандертальцев, исполняющий что-нибудь типа Singing in the rain в дождливой межледниковой Словении). Отверстие для большого пальца, по мнению авторов, делает инструмент не имеющим аналогов среди современных духовых (и это утверждение выглядит странным: взгляните на любую современную блокфлейту — на ней непременно есть отверстие для большого пальца). Форма и размеры кости идеальны, расположение отверстий тщательно спланировано. Оптимально и то, что кость — левая, как раз под правую руку, и то, что края духового отверстия заострены, чтобы не было шумов. Такая система не могла возникнуть случайно, а явно является результатом опыта, накопленного многими поколениями. Не случаен и выбор кости пещерного медведя, с которым неандертальцы, возможно, были связаны «духовно» — и тут авторы вспоминают про «культ медвежьих черепов», практиковавшийся неандертальцами в Европе. Правда, сама гипотеза существования этого культа много раз критиковалась археологами, но, по мнению Турка и Ко, эта критика не имеет солидной базы. А широкие музыкальные возможности «флейты» указывают на то, что это не какой-нибудь свисток, использовавшийся охотниками для сигнализации, а настоящий инструмент для ритуальных или эстетических целей.
Но если флейта из Дивье Бабе — результат опыта многих поколений, где же изделия-предшественники? И тут найден ответ: у неандертальцев существовала долгая традиция изготовления подобных инструментов из «быстропортящихся растительных материалов».
Что ж, изложено гладко. Правда, коллеги-археологи при упоминании флейты по-прежнему морщатся. Пока что публичной реакции со стороны скептиков не последовало, но нет никаких сомнений, что ответ появится — и очень быстро. А мы пока что обзавелись копией «флейты» — её привезли из Словении и подарили нам в октябре делегаты форума «Учёные против мифов». Вне зависимости от того, флейта это или нет, взглянуть на знаменитую кость любопытно, так что она украсит экспозицию АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.
Легенда о неандертальце-флейтисте
Представляем вашему вниманию главу из готовящейся книги редактора АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александра Соколова. Эта книга — вторая часть дилогии «Мифы об эволюции человека». Автор — популяризатор науки и финалист премии «Просветитель» — продолжает развенчивать популярные заблуждения, связанные с нашей древнейшей историей.
Споры об интеллектуальных способностях неандертальцев длятся десятилетиями. Могли ли неандертальцы говорить? Охотились ли они? Метали ли копья? Разводили ли огонь? Ответ на все 4 вопроса — вероятно, да. Дальше — больше. Украшали ли неандертальцы своё тело? Хоронили ли умерших? Рисовали ли? Наконец, была ли у них музыка? Камнем преткновения в последнем вопросе стала знаменитая «костяная флейта» из пещеры Дивье Бабе в Словении.
Пресловутый артефакт — бедренная кость детёныша пещерного медведя — найден в 1995 году в слое номер 8, среди прочих медвежьих останков. Слой определён как мустьерский (неандертальский). Почему столько внимания привлекла какая-то косточка? Всё из-за двух округлых отверстий, зияющих на её трубчатой части. С обоих концов кость обломана, и на обломанных краях при некоторой доле фантазии можно углядеть полукруглые части ещё двух дырочек! А в разломе с обратной стороны есть как бы намёк на пятое отверстие. Возможно, когда кость была целой, 4 дырочки на одной её стороне образовывали прямую линию — под пальцы руки! — а пятая с другой стороны находилась прямо под большим пальцем… Ну что это, если не флейта?
Фото флейты из Дивье Бабе. Источник: National Geographic.
Занимавшийся раскопками словенский археолог Иван Турк именно так и описал данную находку, а в 1997 году даже посветил ей целую монографию «Мустьерская «костяная флейта» и другие находки из пещерного памятника Дивье Бабе I в Словении» («Mousterian „bone flute“ and other finds from Divje Babe I cave site in Slovenia») [8]. С лёгкой руки Турка «флейта» стала одним из ключевых экспонатов Национального музея Словении. В 1997 году американский музыковед Роберт Финк (Robert Fink) по фотографии артефакта изготовил свою реконструкцию флейты из Дивье Бабе I, и… Как пишет сам Финк, «волосы на моем затылке встали дыбом, когда я услышал, что неандертальский лад звучит эквивалентно до, ре, ми, фа — 4 нотам, открывающим ирландскую балладу „О, Дэнни, мальчик, трубы, трубы зовут“» [6].
Реконструкции неандертальской «флейты». Источник.
Оригинально мыслившие музыканты стали упражняться в игре на «древнейшем музыкальном инструменте» (вы можете найти многочисленные ролики, запечатлевшие это действо, на Youtube). Костяная флейта попала на телеэкран и в кинематограф. Во французском фильме «Последний неандерталец» 2010 года мы видим главного героя — флейтиста, исполняющего на костяном инструменте печальные мелодии.
Кадр из фильма «Последний неандерталец».
Тут научно-популярная лирика заканчивается и начинается археологическая проза.
Практически сразу же историю с неандертальской дудочкой специалисты раскритиковали в пух и прах.
Скептики из числа археологов припомнили, сколько раз за последние 100 лет древние кости с дырками объявлялись «музыкальными инструментами», «свистками» и т. п. Но всякий раз этим отверстиям находилось естественное объяснение. Что могло оставить такие следы на костях? Элементарно, Ватсон! Зубы плотоядных животных. Кости с дырками давно не удивляют археологов, и специалисты даже научились распознавать почерк волка, гиены, леопарда или того же пещерного медведя. Тем же способом потерялись и оба конца кости — их отгрызли, оставив полукруглые отметины, которые кто-то принял за остатки отверстий. Между прочим, в Дивье Бабе обглоданных костей найдено множество, а вот следов орудий как раз на удивление мало — только 8 на 200 тысяч костных фрагментов! Нет никаких следов орудий и на самой «флейте». Как такое могло получиться, если это рукотворный объект? Кроме того, просверленные дырочки должны обладать характерными особенностями, видимыми в микроскоп. На «флейте» таковых не замечено. Короче говоря, заявили скептики, другому кому-нибудь рассказывайте, что этот огрызок — музыкальный инструмент.
Иван Турк не замедлил с ответом. Он не отрицал, что кость повреждена какими-то животными. Но, по мнению исследователя, это относится к её концам, а не к отверстиям на диафизе (трубчатой части). Хищники обычно обгладывают кость с концов, а не прокусывают диафиз. И как это надо грызть кость, чтобы получить несколько дырочек, расположенных строго вдоль линии, а тем более — в соответствии с диатонической гаммой? Турк провёл эксперименты на современных костях, которые «прокусывал» с помощью бронзовых копий челюстей различных хищных животных, и заявил, что получаются совсем не такие отверстия, как на флейте. Промежуток между дырками не соответствует расстоянию между клыками известных хищников.
Затем Турк с коллегами показали, что отверстия в кости можно проделать не сверлением, а проковыриванием кости с помощью каменного орудия, не оставляя при этом на ней никаких дополнительных следов.
Разумеется, скептиков объяснения не убедили.
В Current Anthropology за август 1998 года Филипп Чейс (Philip G. Chase) и Эйприл Ноуэлл (April Nowell) уверенно заявили: обломанные концы «флейты» — прямо-таки хрестоматийный пример погрызов плотоядными животными. На кости, рядом с дырочками, даже царапины от зубов имеются [2].
Конечно, Иван Турк молодец, что смог проковырять кость, однако зачем неандертальцам такие сложности, если гораздо проще дырки просверлить? Что касается мелодий, выдуваемых кем-то на «неандертальской флейте», то сыграть при желании можно на любой кости с дырками.
В том же году другая группа исследователей опубликовала в журнале ANTIQUITY анализ повреждений на костях пещерных медведей из Дивье Бабе и других памятников Словении, с тем же заключением: найдена не флейта, а обглоданная животными кость. В частности, оказалось, что среди материалов Дивье Бабе имеется ещё одна бедренная кость молодого медведя с двумя отверстиями сходной формы и тоже на трубчатой части! Но эту находку никто не пытался выдавать за флейту, потому что играть на ней невозможно: кость с обоих концов закрыта [4].
Псевдофлейты из бедренных костей детёнышей пещерных медведей из разных памятников Европы. Источник: [5].
«Флейтологи» не собирались сдаваться. В 2005 году «флейту» подвергли мультиспиральной компьютерной томографии. Томография вроде бы подтверждала, что полукруглые отметины с концов кости остались от разрушенных отверстий, так что дырочек всё-таки 4! Анализ, по мнению авторов, показал, что повреждение кости хищниками произошло уже ПОСЛЕ того, как на ней появились отверстия. Сами же дырочки сделаны-таки с использованием каменных или костяных орудий… [9]
Однако год спустя Айан Морли (Iain Morley) в Оксфордском археологическом журнале обстоятельно разнёс все доводы сторонников «флейты». Морли писал: то, что «флейта» погрызена, признает сам Турк. Но зачем кость грызли? Чтобы поживиться питательной губчатой тканью. А до того, как эта ткань удалена, на кости нельзя играть, так как её концы закрыты! Значит, прокалывать в кости дырочки и делать из неё флейту имело смысл только после того, как плотоядные животные сделали своё дело. А раз так, зубы животных не разрушали никаких отверстий — ведь этих отверстий ещё не было. Что это значит? Это значит, что на кости не могло быть ни 5, ни 4 дырки — их всего 2. Рассказы про «ирландские мелодии» и «диатонические гаммы» могут идти лесом, как и всевозможные реконструкции флейты. Что касается теоретического способа изготовления отверстий: наверное, их можно получить скоблением, как доказывает Турк. Но где подходящие для такой цели орудия? В слое 8 подобных орудий не найдено. Зачем же фантазировать, когда есть простейшее объяснение — хищное животное? Возможно, это был пещерный медведь-каннибал, решивший поживиться детёнышем [7].
Тем не менее, в 2011 году, в сборнике Института археологии Словении вышло очередное музыковедческое (!) исследование флейты. Изучив её «аутентичную копию», авторы пришли к заключению, что «расположение отверстий и длина флейты формируют систему, допускающую широкий ранг звуков и мелодического движения, и таким образом представляет собой объект, являющийся музыкальным инструментом в истинном смысле этого слова. В звуковой последовательности 12-тоновой шкалы, инструмент обладает диапазоном в две с половиной октавы…» [10]
Мы подходим вплотную ко дню сегодняшнему.
В 2015 году чешский исследователь Кайюс Дидрих (Cajus G. Diedrich) провёл скрупулёзный анализ медвежьих костей с погрызами и отверстиями из 15 европейских памятников [5]. Таких находок много, ведь пещерный медведь был типичной добычей для хищников ледниковой Европы — львов, леопардов, волков. Однако в роли главного «разгрызателя костей» выступала, конечно, пятнистая гиена. Именно она, утверждает Дидрих, и обкусала ряд находок, ошибочно принимавшихся исследователями за «флейты» (напомню, что кость из Дивье Бабе — далеко не первый артефакт такого рода). Конечно, отверстия остались не от клыков гиены — клыками она никогда не дробит кости — а от её мощных верхних премоляров, под форму и размеры которых отверстия идеально подходят. Есть и отметины на противоположной стороне кости — от соответствующих зубов на нижней челюсти.
Как пятнистая гиена разгрызала кости пещерных медведей: детёнышей (сверху), подростков (в центре), взрослых (снизу). Источник: [5].
Откуда на человеческой стоянке столько медвежьих костей? Вероятно, человек населял пещеру Дивье Бабе не постоянно, а сезонно. Такой образ жизни типичен для кочевых групп охотников-собирателей. Люди уходили — медведи приходили; к медведям наведывались гиены. Характерно, что дырочки от гиеновых зубов часто располагаются именно на костях детёнышей, реже — на костях подростков, и никогда — у взрослых медведей. Причина в том, что у детёнышей косточки мягкие и легко прокусывались, а толстые кости больших медведей гиены просто расщепляли на куски. Ну, а если гиена прокусит 200 костей подряд — среди этой кучи найдётся пара похожих на флейты, просто по теории вероятности. Так что, по выражению Дидриха, гиены тысячелетиями производили «псевдофлейты» в логовах пещерных медведей по всей Европе.
В этой главе я упомянул только небольшую часть публикаций pro et contra «флейты». Готовы ли сторонники неандертальской дудочки, по прошествии 20 лет, вложить шпаги в ножны и признать поражение? Сомневаюсь. Ещё лет на 15 запала у обеих сторон хватит. Ну, а за пределами науки миф будет жить. Ведь, во-первых, «научно доказанный древнейший музыкальный инструмент» — хороший способ привлекать туристов в некоторые восточноевропейские города. А, во-вторых, неандертальский мальчик-флейтист — это ми-ми-ми!
Кадр из фильма «Одиссея первобытного человека».
Костяная флейта из Холе Фельс (Германия). Источник: [3]
Сравните с костью из Дивье Бабе и почувствуйте разницу.
Неандертальская флейта?
Нет, мустьерский духовой инструмент!
В книге «Учёные скрывают» я целую главу посвятил «неандертальской флейте» из пещеры Дивье Бабе в Словении. Споры вокруг этой необычной находки ведутся более 20 лет, и в конце главы я заметил, что ни одна из сторон не собирается вложить шпаги в ножны.
Предсказание «сбылось». Группа специалистов во главе с автором находки, словенским археологом Иваном Турком, опубликовала обстоятельную статью, цель которой — наконец заставить замолчать всех скептиков и убедить аудиторию, что найден действительно рукотворный объект. «Сомнения в антропогенном происхождении отверстий на кости глубоко укоренились в части научного сообщества», — сетуют авторы. Но теперь наконец доказано: «флейта» — дело неандертальских умелых рук. И не просто флейта, а «особый, внешне простой инструмент, чьи возможности не уступают современным духовым инструментам». Поэтому авторы решают называть данный артефакт «музыкальным инструментом» — и так и делают в статье (уже без кавычек).
Напомню предысторию: пресловутый артефакт — бедренная кость детёныша пещерного медведя — был найден в 1995 году в слое номер 8, среди прочих медвежьих останков. Почему столько внимания привлекла какая-то косточка? Всё из-за двух округлых отверстий, зияющих на её трубчатой части. С обоих концов кость обломана, и на краях при некоторой доле фантазии можно углядеть полукруглые остатки ещё двух разрушенных отверстий! А в разломе с обратной стороны виднеется смутный намёк на пятое отверстие. Ну что это, если не флейта?
Однако многие специалисты с такой трактовкой не согласились. Критики утверждали, что кость всего лишь прокусило какое-то плотоядное животное, возможно, пещерный медведь или гиена. Если кость обрабатывали какими-либо орудиями, то где следы? Таковых на поверхности «флейты» не найдено. Зато следы от чьих-то зубов по краям кости имеются. Кроме того, словенский археолог Митя Бродар заявил, что относить культуру слоя 8 к мустье (неандертальской) нет оснований: скорее всего, она ориньякская, то есть её создателями были кроманьонцы, Homo sapiens.
Разгоревшийся спор продолжается и поныне, а между тем знаменитую находку в качестве «древнейшего музыкального инструмента» показывают туристам в Народном музее Словении — можно даже купить копию. А музыканты-любители упражняются в игре на реконструкции «неандертальской дудочки». Итак, в новой статье, вышедшей во французском журнале L’anthropologie, собраны все имеющиеся на настоящий момент доводы в пользу реальности «музыкального инструмента» и его неандертальского происхождения.
Пещера Дивье Бабе действительно была местом, которое облюбовали пещерные медведи, но и люди регулярно посещали её. Верхние слои — в самом деле ориньяк, но ниже идёт мустье. Между слоем 8, в котором нашли флейту, и ориньякскими слоями — 2 метра отложений! Датировки 8-го слоя методом электронно-спинового резонанса все больше 50 тыс. лет, для вышележащего слоя номер 7 получен возраст примерно 49 тыс. лет. Так что «флейта» не может быть моложе 50 тыс. лет, и нет никаких данных, что в это время на территории Словении жили кроманьонцы. В слое найдено 23 каменных орудия, типично неандертальских. Из других мустьерских слоёв памятника археологи извлекли сотни каменных изделий и много костяных, возрастом 50—110 тыс. лет. Большинство костяных орудий изготовлено из костей пещерных медведей. Кроме того, обнаружен 21 очаг. Рядом с одним из них, в углублении, наполненном углём, и нашли ту самую кость. Надо сказать, что в отложениях Дивье Бабе обнаружено огромное количество останков животных (2 млн фрагментов!), и 99% из них принадлежали пещерным медведям. При этом следы орудий на этих костях встречаются крайне редко. Кстати, в отложениях, прилипших к поверхности «флейты», найден волос пещерного медведя. И всё же, учитывая фрагментарность костей и частое отсутствие черепов, авторы предполагают, что неандертальцы собирали эти кости и раскалывали для добывания костного мозга, а также использовали в качестве топлива. В статье говорится о том, что в нижней части слоя 8 обнаружены 2 хорошо сохранившихся медвежьих черепа, лежащих рядом с очагом лицом друг к другу. Затылочное отверстие одного черепа искусственно расширено. Не свидетельство ли это древнего ритуала?
Авторы публикации подробно описывают строение находки и особое внимание уделяют форме и расположению отверстий. Кости с отверстиями археологи находят нечасто. Это очевидно при осмотре коллекции «перфорированных» костей пещерных медведей, собранной археологом Бродаром. В этой коллекции не встречается ни одной кости с двумя отверстиями на трубчатой части, то есть похожей на «флейту». А среди бедренных костей детёнышей пещерного медведя, найденных в Дивье Бабе (а их более 550) только одна, помимо «флейты», имеет два отверстия неправильной формы.
Если, как утверждается, кость погрызло крупное животное, то кто это был? Обсуждался вариант пещерной гиены, однако в Дивье Бабе не найдено ни останков гиен, ни их копролитов. Ближайшие памятники с костями гиен находятся в 30—50 км от пещеры (хочется спросить авторов: а на каком расстоянии от пещеры найдены кости неандертальцев?)
Далее авторы рассматривают различные варианты и показывают, что, по их мнению, ни волк, ни пещерный медведь не могли оставить именно такие отверстия именно в таких местах. Чтобы убедиться в этом, исследователи ещё давно проводили эксперименты с использованием металлических копий челюстей разных животных и свежих бедренных костей бурых медведей. В опытах большинство отверстий получалось на выпуклой, передней части диафиза кости, в то время как кость из Дивье Бабе имеет отверстия на уплощённой задней части. Даже если отверстий в кости всего два, при таком укусе кость, скорее всего, расщепилась бы вдоль.
Авторы статьи не отрицают, что на находке действительно присутствуют следы зубов животных — вероятно, волка. Однако волк мог обглодать кость уже после того, как хозяева выкинули её (оставим в стороне вопрос о том, зачем волку обгладывать «флейту», в которой, после использования человеком, вряд ли осталось что-то съедобное).
Компьютерная томография и осмотр поверхности кости под микроскопом показали, что бóльшая часть повреждений на кости не связаны с деятельностью животных, а появились уже после того, как кость попала в отложения.
Однако как люди — если это были они — проделали такие отверстия? При сверлении остались бы характерные следы, царапины и потёртости, но их нет. Тут пошла в ход экспериментальная археология. Исследователи изобрели специальный способ получения отверстий, «ранее неизвестный в археологии», с использованием каменных остроконечников и костяных шильев со скруглённым концом — примерно такие же найдены в слоях Дивье Бабе. Сначала каменным инструментом в кортикальном слое кости делалось углубление. Затем туда вставлялось костяное шило, по которому стучали деревянным молотком. Получались отверстия, очень похожие на «флейту», при этом на поверхности кости не оставалось никаких дополнительных следов. Примерно такие же отверстия можно проделать и только с помощью каменного острия, но в этом случае на его краях могут образоваться царапины. Впрочем, выветривание могло скрыть старые царапины, если они когда-то и имелись на поверхности «музыкального инструмента».
Наконец, самое интересное — исследования, проведённые профессиональными музыкантами. Ведь, говорится в статье, «ключевой критерий для музыкального инструмента — возможность играть на нём». Попытки игры на реконструированной неандертальской флейте предпринимались с конца 90-х годов прошлого века. Ошибкой, которую, по мнению авторов, совершали многие, было то, что они пытались дуть во «флейту» с дистального конца. Наконец Любен Димкароски (Ljuben Dimkaroski) догадался повернуть кость другой стороной. Тут-то и стала ясна роль пятого отверстия, находящегося на стороне, противоположной остальным — оно идеально подходило под большой палец руки. Дальше в статье красочно расписывается, какой замечательный инструмент получился, «превосходящий все известные палеолитические аналоги». На дудочке из Дивье Бабе можно играть легато, стаккато, глиссандо, трелями, ломаными аккордами (и далее следует длинный список музыкальных терминов). При этом диапазон инструмента охватывал более трёх октав, что не шло ни в какое сравнение с кроманьонскими флейтами из птичьих костей. В отличие от современных духовых, этот инструмент давал музыканту больше свободы! (Можно представить джазовый оркестр неандертальцев, исполняющий что-нибудь типа Singing in the rain в дождливой межледниковой Словении). Отверстие для большого пальца, по мнению авторов, делает инструмент не имеющим аналогов среди современных духовых (и это утверждение выглядит странным: взгляните на любую современную блокфлейту — на ней непременно есть отверстие для большого пальца). Форма и размеры кости идеальны, расположение отверстий тщательно спланировано. Оптимально и то, что кость — левая, как раз под правую руку, и то, что края духового отверстия заострены, чтобы не было шумов. Такая система не могла возникнуть случайно, а явно является результатом опыта, накопленного многими поколениями. Не случаен и выбор кости пещерного медведя, с которым неандертальцы, возможно, были связаны «духовно» — и тут авторы вспоминают про «культ медвежьих черепов», практиковавшийся неандертальцами в Европе. Правда, сама гипотеза существования этого культа много раз критиковалась археологами, но, по мнению Турка и Ко, эта критика не имеет солидной базы. А широкие музыкальные возможности «флейты» указывают на то, что это не какой-нибудь свисток, использовавшийся охотниками для сигнализации, а настоящий инструмент для ритуальных или эстетических целей.
Но если флейта из Дивье Бабе — результат опыта многих поколений, где же изделия-предшественники? И тут найден ответ: у неандертальцев существовала долгая традиция изготовления подобных инструментов из «быстропортящихся растительных материалов».
Что ж, изложено гладко. Правда, коллеги-археологи при упоминании флейты по-прежнему морщатся. Пока что публичной реакции со стороны скептиков не последовало, но нет никаких сомнений, что ответ появится — и очень быстро. А мы пока что обзавелись копией «флейты» — её привезли из Словении и подарили нам в октябре делегаты форума «Учёные против мифов». Вне зависимости от того, флейта это или нет, взглянуть на знаменитую кость любопытно, так что она украсит экспозицию АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.