недостаток какого экологического фактора вызывает появление светло зеленых листьев у растений
Тест по теме «Экологические факторы среды»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тест по теме «Экологические факторы среды»
1. Внешние факторы, в совокупности воздействующие на организм, называют 1) ограничивающими 2) оптимальными 3) антропогенными 4) экологическими
2. Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору 1) абиотическому 2) лимитирующему 3) антропогенному 4) биотическому
3. Абиотический фактор, играющий важную роль в жизни северных оленей, – 1) разнообразие продуцентов 2) толщина снежного покрова 3) густота травяного покрова 4) обилие хищных млекопитающих
4. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу? 1) вытаптывание растений туристами 2) сбор растений для букетов 3) распространение плодов и семян животными 4) уменьшение влажности почвы
5. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, – это действие фактора 1) ограничивающего 2) биотического 3) абиотического 4) антропогенного
6. Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам 1) абиотическим 2) биотическим 3) антропогенным 4) ограничивающим
7. Какие факторы способствуют возрастанию численности комаров в природе? 1) наличие пресного водоёма и теплокровных животных 2) сухой климат и обилие пресмыкающихся 3) водоёмы, заселённые хищными рыбами 4) болотистые леса, загрязнённые нефтяными отходами
8. Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание? 1) антропогенным 2) биотическим 3) абиотическим 4) эволюционным
9. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля – это результат влияния факторов 1) абиотических 2) неживой природы 3) ограничивающих 4) антропогенных
10. Какой биотический фактор может ограничивать численность зелёного кузнечика? 1) широкое распространение клевера лугового 2) увеличение численности кротов 3) присутствие травяных лягушек 4) массовое размножение тлей
11. Какой антропогенный фактор оказывает влияние на численность популяции бабочки капустной белянки? 1) уничтожение гусениц ядохимикатами 2) поедание гусениц хищниками 3) гибель гусениц в результате засухи 4) увеличение численности паразитов
12. Укажите пример антропогенного фактора. 1) вымерзание всходов при весенних заморозках 2) уплотнение почвы автомобильным транспортом 3) повреждение культурных растений насекомыми 4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
13. Какой фактор препятствует пребыванию зимой в зонах умеренных широт стрижей и ласточек? 1) сильные ветры 2) отсутствие мест обитания 3) высокая влажность воздуха 4) отсутствие пищи
14. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме? 1) изменение численности растительноядных рыб 2) изменение температуры воды 3) заболачивание водоёма 4) отлов рыбы сетями
15. Антропогенным изменением в экосистеме степи считают 1) формирование черноземных почв 2) колебания численности грызунов 3) чередование сухих и влажных периодов 4) нарушение растительного покрова вследствие распашки степи
16. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы: 1) сокращение численности сов, ежей, лис 2) большой урожай семян ели 3) увеличение численности паразитов 4) рубка деревьев 5) глубокий снежный покров зимой 6) уменьшение численности паразитов
17. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором. ХАРАКТЕРИСТИКА А) постоянство газового состава атмосферы Б) изменение толщины озонового экрана В) изменение влажности воздуха Г) изменение численности консументов Д) изменение численности продуцентов Е) увеличение численности паразитов ФАКТОРЫ СРЕДЫ 1) биотические 2) абиотические
18. Антропогенными называют факторы 1) связанные с деятельностью человека 2) абиотического характера 3) биотического характера 4) определяющие функционирование агроценозов
19. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов? 1) обилие легко усвояемой пищи 2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов 3) отсутствие естественных врагов 4) ограниченность пищевых ресурсов 5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима 6) высокий процент содержания кислорода
20. Среди экологических факторов укажите биотические. 1) наводнение 2) конкуренция между особями вида 3) понижение температуры 4) хищничество 5) недостаток света 6) образование микоризы
21. Недостаток какого экологического фактора вызывает появление светлозелёных листьев у растений? 1) воды 2) углекислого газа 3) света 4) кислорода
22. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы: 1) увеличение численности лосей и зубров 2) вытаптывание растений туристами 3) увеличение нор грызунов 4) сбор редких растений для букетов 5) вырубка дуплистых деревьев 6) загрязнение среды обитания растений
23. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений. 1) наличие углекислого газа в атмосфере 2) внесение человеком минеральных удобрений 3) наличие в экосистеме консументов 4) конкуренция между соснами за свет
24. Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение 1) температуры окружающей среды 2) атмосферного давления 3) длины светового дня 4) влажности воздуха
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1142546
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чего не хватает растению, как определить по листьям и по виду плодов
Признаки недостатка отдельных веществ у растений
(по Г.И. Тараканову, 1987)
«Недостаток или избыток азота, фосфора, калия и магния, которые могут реутилизироваться растением, проявляется в первую очередь в нижнем ярусе, на более старых листьях и органах. Переизбыток или недостаток трудно реутилизируемых кальция, серы, железа и почти всех микроэлементов виден по верхнему ярусу – на молодых частях растения и точках роста»
Азот
Нехватка азота у растений томата проявляется в ограничении роста
Растения приобретают веретенообразный габитус. Старые листья становятся светло-зелеными и быстро желтеют. На нижней стороне листа вдоль основных жилок может появляться пурпурная окраска. Цветки, не раскрываясь, засыхают и опадают. Плоды томата мелкие, но созревают быстро. Побеги приобретают склонность к одревесневанию.
Ф осфор
Нехватка фосфора вызывает у томатов на обратной стороне старых листьев резко выраженную пурпурную окраску
Калий.
Нехватка калия вызывает эффект, когда старые листья томатов похожи на обожженные
Затем хлороз распределяется на более молодые листья, а старые желтеют и опадают. Значительно задерживается окрашивание плодов, а у них внутри появляются коричнево-черные полосы.
Сера
Нехватка серы на томате даёт следующие признаки: молодые листья растения равномерно желтеют, а жилки приобретают пурпурную окраску.
Магний
Нехватка магния томатам провоцирует появление на листьях между жилками коричневых пятен
Также, когда томату недостаёт магния его листья вянут, засыхают и опадают. Также опадают плодоножки. Плоды томата мелкие, созревание преждевременное.
Кальций
Нехватка кальция проявляет себя, когда края молодых листьев томата становятся желто-зелеными
Листья мелкие, деформированные, с точкообразными некрозными пятнами, которые впоследствии сливаются. Края листьев загибаются вниз. Старые листья как бы обожженные по краям.
Плоды томата поражаются вершинной гнилью. Точка роста отмирает
Железо
Симптомы нехватки железа у томатов проявляется в сильном угнетении роста
Хлороз появляется вначале на молодых листьях, но жилки, даже самые мелкие, остаются зелеными. Только при очень сильной нехватке железа жилки листьев утрачивают зеленый цвет, а пластинка становится желто-белой.
Нехватка бора в растении томата констатируется на вид, когда отмирает точка роста и образуется много пасынков, в результате чего получается кустовидный габитус растения
Побеги, листья и черешки растений становятся очень ломкими. Если дефицит бора значительный, опадают цветки и завязи. На плодах вокруг плодоножки появляется полоса в виде коричневых пятен отмерших тканей.
Медь
При нехватке меди на томате наблюдается побеление кончиков листьев, потеря ими тургора, увядание растений, задержка роста стебля
В плодах томата образуется мало семян. Недостаток меди чаще наблюдается на торфяных почвах. У томатов дефицит меди проявляется наиболее ярко на 4-5-м листе сверху. Листья мелкие, сине-зеленые. Самые молодые очень мелкие. Хлороз, как правило, не появляется. Побеги слабые, цветки недоразвиты и осыпаются до образования завязей.
Марганец
Нехватка марганца проявляется в виде хлороза между жилками листа томата, даже самые мелкие жилки остаются зелеными, а лист принимает узорчатый, пестрый вид
У томатов сначала желтеют листья среднего яруса. При сильном дефиците марганца небольшие некротические пятна появляются даже вблизи главной жилки. Молодые листья остаются зелеными.
Цинк
Нехватка цинка в томатах определяется, когда на листьях появляются желтые пятна, иногда переходящие и на жилки
При недостатке цинка листья становятся асимметричными, принимают форму розетки. На почвах, богатых известью, и при внесении больших норм фосфорных удобрений в окраске листьев проявляется бронзовость. У томата изменяется морфология листьев. Они очень узкие, закрученные в спирали.
Молибден
Нехватка молибдена проявляется визуально, когда зеленая окраска старых листьев ослабевает из-за нарушения азотного обмена
Появляются бледные пятна между жилками, мелкие листья желтеют, затем развивается некроз на желтых пятнах у краев листьев.
Повышенное содержание питательных элементов оказывает отравляющее действие на растения. Наиболее токсичными являются хлор, марганец, алюминий, бор.
Признаки избытка отдельных веществ у растений
(по Г.И. Тараканову, 1987)
Магний
Также при недостатке магния на поздних стадиях роста концы листьев втянуты и отмирают, особенно в ясную погоду.
Фосфор
Недостаток фосфора определяется, когда наблюдается общее пожелтение листьев; концы и края более старых желтоватые или коричневые, на них появляются яркие некротические пятна, затем листья опадают
Ткани листьев при недостатке фосфора не некротические
Хлор
Для нехватки хлора характерно общее огрубение растений; маленькие тускло-зеленые листья
Также определить недостаток хлора можно, если растение томата имеет твердые стебли; у некоторых растений на более старых листьях появляются пурпурно-коричневые пятна, что вызывает их опадение.
Сера
Симптомы нехватки серы такие же, как при отравлении растения хлором
Это общее огрубение растений, маленькие тусклые листья, твердые стебли; позднее листья могут скручиваться внутрь и покрываться наростами; края их становятся коричневыми, затем бледно-желтыми.
Калий
На поздних стадиях в условиях недостатка калия рост томатов замедляется; на листьях появляются пятна, они вянут и опадают, повреждение местное, ткани некротические.
Азот аммонийный и нитратный
Признаки нехватки азота нитратного и аммонийного это хлороз, который развивается на краях листьев и распространяется между жилками
Также сопровождается некрозом (отмирающие ткани буреют) и свертыванием концов листьев, которые затем опадают (симптомы у многих растений сходны с проявлениями калийного голодания).
Кальций
При нехватке томатам кальция хлороз развивается между жилками в виде беловатых и некротических пятен, которые могут быть окрашенными или иметь наполненные водой концентрические пятна
В условиях недостатка кальция у некоторых растений наблюдается отмирание побегов и опадение листьев (по повреждению сходное с нехваткой магния и железа).
Нехватка бора на томатах также проявляется хлороз, который распространяется к центру листовой пластинки между жилками
Процесс продолжается до тех пор, пока весь лист не станет бледножелтым или беловатым; кроме того, наблюдается «ожог» листьев и некроз.
Цинк
Нехватку цинка у томатов можно определить, когда у некоторых растений вдоль зеленых жилок появляются прозрачные, наполненные водой участки
Также между жилками развивается хлороз; позднее листья томата становятся коричневыми и опадают.
Медь
Томату не хватает меди, Хлороз развивается на нижних листьях и сопровождается появлением коричневых пятен. Затем листья опадают.
Следует отметить, что диагностика минерального питания по листу имеет существенные недостатки. Отмеченные различия в оттенках окраски листьев появляются не только в случае настоящего голодания, но и при недостатке влаги или при поражении растений вредителями и болезнями.
К числу таких изменений относятся солнечные ожоги листьев, вершинная гниль плодов, «водянка» томата, увядание теплолюбивых растений из-за резкого снижения температуры, желтая кайма на листьях огурца при недостатке влаги, вызванном нарушением режима увлажнения субстрата, пятнистость листьев при ожогах некорневыми подкормками и др.
«Водянка» томата проявляется при нехватке света в сочетании с переувлажнением и высокой температурой субстрата
При этом жилки листа с нижней стороны приобретают розовый оттенок и вздуваются.
При недостаточном увлажнении субстрата в сухие и жаркие дни у томата появляется вершинная гниль плодов
Листья становятся темно-зелеными и опушенными (волоски на их поверхности располагаются почти под прямым углом).
Листья томата и огурца при избытке влаги имеют бледно-зеленую окраску, как и при азотном голодании
Ожоги листьев при некорневых подкормках или при опрыскивании их в ясную солнечную погоду проявляются вначале в виде желтых, а затем бурых точечных пятен. Чаще ожоги бывают на молодых листьях при высокой концентрации солей в растворе для некорневых подкормок.
Поэтому результаты диагностирования потребности растений в питательных веществах по внешнему виду необходимо уточнять и дополнять более точным методом – химическим анализом растений.
Татьяна Науменко, агроном-технолог компании «Гавриш»
Итоговый тест по биологии в 11 классе за курс «Общая биология»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Итоговый тест по биологии в 11 классе за курс «Общая биология»
А1. «Размножение клеток происходит путем их деления…»- положение теории
1)Онтогенеза 2) клеточной 3) филогенеза 4) мутационной
А2. Какой признак можно отнести к экологическому критерию вида ежа обыкновенного?
1)Распространение в Европе 2) число хромосом в соматических клетках 3) наземный образ жизни 4)наличие игл на теле
1)ведет к созданию новых сортов 2) производится человеком, исходя из его потребностей 3)ведет к созданию новых пород 4) происходит на протяжении миллионов лет
1)пальцы имеют ногтевые пластинки 2) конечности состоят из отделов 3)головной мозг имеет пять отделов 4)имеются потовые и млечные железы
1)круговорота веществ 2) преобразования энергии 3) смены биогеоценозов 4) саморегуляции экосистем
1)образование нектарников в цветках 2) формирование различий в строении цветков растений 3) появление корневой системы у древних папоротников 4) формирование разнообразных листьев у растений
А7. Свойство организмов приобретать новые признаки- это
1)Идиоадаптация 2)наследственность 3) дивергенция 4) изменчивость
А8. Какая из структур является элементарной единицей эволюции?
1)вид 2) популяция 3)сорт 4) биоценоз
А9. Какую из экосистем называют агроэкосистемой?
1)березовая роща 2)хвойный лес 3)плодовый сад 4)дубрава
А10. Скрещиванию разных видов синиц, обитающих в пределах одного лесного массива, препятствует
1)разный хромосомный набор 2)различие кормов 3)нарушение светового режима 4)отсутствие мест гнездования
А11. Какой критерий вида служит главным доказательством родства человеческих рас?
1)морфологический 2)географический 3)генетический 4)физиологический
А12. Какие отношения служат примером симбиоза?
1)клещ и собака 2)сосна и масленок 3)щука и карась 4)растение росянка и насекомое
А13. Роль консументов в экосистеме состоит в
1)установлении симбиоза с растениями 2)использовании ими солнечного света 3)использовании неорганических веществ 4)преобразовании органических веществ
А14 Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует
1)приспособленности видов 2)проявлению мутаций 3)дрейфу генов 4)фенотипической однородности популяций
1)направленные изменения генотипа и фенотипа 2)случайные изменения генотипа особи 3)приспособительные изменения фенотипа, не затрагивающие генотип 4)изменение фенотипа под влиянием внешних факторов
А16. Систематическая категория, которая реально существует в природе
1)класс 2)семейство 3)род 4) вид
А17. Что служит доказательством исторического развития растений?
1)появление хлорофилла и фотосинтеза 2)изменение условий окружающей среды 3)клеточное строение растений 4)наличие «живых ископаемых», переходных форм
А18. Самые существенные преобразования в биосфере вызываются
1)морскими приливами и отливами 2)погодными условиями 3)деятельностью организмов 4) сменой времен года
А19 Какой из организмов в цепи питания : растение—кузнечик—лягушка—уж—еж является консументом четвертого порядка?
1)еж 2)уж 3)лягушка 4)кузнечик
А20 Приспособленность насекомого медведки к обитанию в почве
1)хитиновый покров 2)хорошо развитые ротовые органы 3)ковшеобразные передние конечности 4) мозаичное строение органа зрения
А21 Недостаток какого экологического фактора вызывает появление светло-зеленых листьев у растений?
1)воды 2) углекислого газа 3) света 4) кислорода
А22 Многообразие видов вьюрков на Галапагосских островах –это иллюстрация
1)дивергенции 2)конвергенции 3)полиплоидии 4)ароморфоза
А23 Что не характеризует биоценоз?
1)разветвленные цепи питания 2)большое видовое разнообразие 3) преобладание монокультуры 4)замкнутый круговорот веществ
А24 Образование нового вида-это результат
1)ароморфоза 2)макроэволюции 3)микроэволюции 4)наследственной изменчивости
А25 Мутации в клетках живых организмов может вызвать
1)ультрафиолетовое излучение 2)избыточное освещение 3)инфракрасное излучение 4)видимый свет
А26. Какой показательнее характеризует биологический прогресс?
1)экологическое разнообразие 2)забота о потомстве 3)широкий ареал 4)высокая численность
А27. Норма реакции связана с
1)мутационной изменчивостью 2) фенотипической изменчивостью 3)гаметогенезом 4) овогенезом
А28. К биокосным телам природы относят
1)почву 2)полезные ископаемые 3)газы атмосферы 4)животных
1)зайцев-русаков 2)соболей 3)медведей 4)куниц
А30. Каждый отдел растений подразделяют на
1)царства 2) отряды 3) классы 4)типы
А31 Биосфера- открытая система, так как
1)используется энергия Солнца 2)организмы объединены биотическими связями 3)биогеоценозы связаны между собой 4)однородные условия существования организмов
А32. Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам
1)абиотическим 2) биотическим 3) антропогенным 4)ограничивающим
А33. Какой признак у человека считается атавизмом?
1)хватательный рефлекс 2) наличие аппендикса в кишечнике 3) обильный волосяной покров 4)шестипалая конечность
1)Комбинативная 2) модификационная 3) наследственная 4)мутационная
1)полиплоидизации 2)массового отбора 3)искусственного мутагенеза 4) внутривидовой гибридизации
А36 Верны ли суждения о формах естественного отбора
А) Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых- вредителей сельскохозяйственных растений-пример стабилизирующей формы естественного отбора
Б) Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А) растения и некоторые бактерии 1) продуценты
Б)поглощают готовые органические вещества 2) консументы
В) используют неорганические вещества для синтеза
Д) аккумулируют солнечную энергию
Е)источник энергии- животная и растительная пища
В2. Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором
А)постоянство газового состава атмосферы 1) биотические
Б)изменение толщины озонового слоя 2) абиотические
В) изменение влажности воздуха
Г) изменение численности консументов
Д) изменение численности продуцентов
Е) увеличение численности паразитов
Имеют ограниченный рост 2) растут в течение всей жизни 3) имеют автотрофный способ питания 4)питаются готовыми органическими веществами 5)в оболочках клеток содержат клетчатку 6)образуют полисахарид- гликоген
В 5. К рудиментам относят
ушные мышцы человека 2) пояс задних конечностей кита 3)слаборазвитый волосяной покров на теле человека 4)жабры у личинок наземных позвоночных
5) многососковость у человека 6) удлиненные клыки у хищников
В6 Установите соответствие между характеристикой и направлением эволюции
А) повышение уровня организации живых организмов 1) ароморфоз
Б) освоение разных сред обитания при высоком уровне организации 2)идиоадаптация
В)возникновение мелких приспособлений к определенным условиям среды
Г) формирование крупных таксономических групп
Д) возникновение животных с постоянной температурой тела
Е)появление разнообразных видов вьюрков
В7. Установите, в какой последовательности появились основные группы растений на Земле
Псилофиты 2) Голосеменные 3) Семенные папоротники 4) одноклеточные водоросли
5) многоклеточные водоросли
В8. Установите соответствие между организмами и типом их взаимоотношений
А) щука и карась 1) симбиоз
Б) рак-отшельник и актиния 2) хищник- жертва
В) осина и подосиновик
Д) горох и клубеньковые бактерии
С1. Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?