Негласного получения информации что это
Раскрыто понятие термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации»
Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополнена примечанием, которым определено, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
Предусматривается, что к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
Негласного получения информации что это
УК РФ Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечания. 1. Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
2. К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
(примечания введены Федеральным законом от 02.08.2019 N 308-ФЗ)
Прокурор разъясняет
Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств её хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома её обладателя.
К таким средствам не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
Уголовная ответственность по статье 138.1 УК РФ наступает в тех случаях, когда указанные действия совершаются в нарушение требований законодательства Российской Федерации (например, Федерального закона от «Об оперативно-розыскной деятельности») без соответствующей лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 УК РФ).
Само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного вышеуказанной статьёй, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения).
Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ также действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан.
Прокурор района Тимаков О.Н.
Прокуратура
Тульской области
Прокуратура Тульской области
23 августа 2021, 17:01
Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных технических средств получения информации (Центральный район)
Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств её хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома её обладателя.
К таким средствам не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
Уголовная ответственность по статье 138.1 УК РФ наступает в тех случаях, когда указанные действия совершаются в нарушение требований законодательства Российской Федерации (например, Федерального закона от «Об оперативно-розыскной деятельности») без соответствующей лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 УК РФ).
Само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного вышеуказанной статьёй, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения).
Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ также действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан.
За трекеры, диктофоны и камеры больше нет уголовной ответственности
С 13 августа в законах об ответственности за покупку так называемых шпионских устройств вроде бы навели порядок: появилось внятное определение, за какие именно гаджеты будут наказывать. Раньше это решали таможенники, оперативники и суды, а теперь можно ссылаться на норму уголовного и административного кодекса.
Покупать трекеры для коровы, ручки с диктофонами и будильники с камерами станет безопаснее. За такое теперь не обвинят в преступлении еще до того, как человек получит посылку с «Алиэкспресса». Но это не значит, что можно покупать любые устройства для слежения, подслушивания или съемки.
Источник:
Федеральные законы от 02.08.2019 № 308-ФЗ и № 314-ФЗ
Вот как работают изменения в УК и КоАП.
Коротко о покупках «шпионских устройств»
В России запрещено продавать и покупать устройства для негласного получения информации. Теперь есть шанс, что наказывать за такое будут меньше.
Вот что изменилось с 13 августа:
Кого это касается?
С устройствами без сертификата все сложнее: покупатели трекера для животного или ручки с камерой в подарок другу рисковали стать фигурантами уголовного дела. И становились — даже не подозревая, что совершают преступление. За безобидную покупку для личных целей можно было получить штраф до 200 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы до четырех лет.
ст. 138.1 УК РФ — незаконный оборот специальных технических средств
Продавцы таких устройств тоже могли нарушить закон: выставил на «Авито» диктофон за тысячу рублей — и попал под статью УК. А при продаже флешки за 1500 рублей давали полтора года.
Теперь всем этим людям можно выдохнуть: для них и для тех, кто заводил уголовные дела, внесли уточнения в УК и КоАП.
Что такое устройства для негласного получения информации
Раньше. В законах не было внятного определения, что считать специальными устройствами для негласного получения информации. Был только термин и попытки его конкретизировать в разных документах. На деле негласным получением информации считали даже слежку за собственной коровой. Или предприниматель покупал трекеры для курьеров, а на него заводили уголовное дело, хотя он даже не успел получить посылку.
С 13 августа. В статьи 138.1 УК и 20.23 КоАП РФ внесли изменения по поводу того, что считается устройствами для негласного получения информации, а за что наказывать нельзя.
Устройства для негласного получения информации:
Признаки таких устройств:
Если очевидно, что на горнолыжных очках есть встроенная камера, никто ее не прячет и никого тайком не снимают, это не считается негласным получением информации. Если предприниматель выдает своим курьерам трекеры, о которых они знают, а не следит за ними тайком — это тоже не попадает под статью. Но если принести на совещание ручку со скрытым диктофоном или подложить жучок в машину для слежки за мужем — это уже повод как минимум для разбирательств и штрафа.
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214
«Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию»
С изменениями и дополнениями от:
19 октября 2000 г., 27 ноября 2006 г., 14 февраля 2009 г., 8 декабря 2010 г., 26 января 2017 г., 20 марта 2018 г.
В соответствии с федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а также Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 153) Правительство Российской Федерации постановляет:
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ вышеназванный Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» признан утратившим силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования указанного Федерального закона
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службе обеспечить контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности юридическими лицами.
ГАРАНТ:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Виды специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, а также коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, приведенные в списке, при необходимости могут уточняться Федеральной службой безопасности Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложены функции координации и регулирования внешнеторговой деятельности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214)
С изменениями и дополнениями от:
14 февраля 2009 г., 26 января 2017 г.
На органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, определенные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», настоящее Положение не распространяется.
2. Порядок ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) предусматривает:
лицензирование ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств;
таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых в Российскую Федерацию (вывозимых из Российской Федерации) специальных технических средств.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения
3. Ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) специальных технических средств осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
ГАРАНТ:
См. Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 287
4. Для принятия решения о возможности ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств заявитель представляет в Центр соответствующее заявление, а также:
а) техническую документацию на специальные технические средства;
б) образцы специальных технических средств (по требованию Центра).
ГАРАНТ:
См. Порядок приема заявлений, оформления и выдачи лицензий на ввоз в РФ и вывоз из РФ специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденный приказом Минторга РФ от 31 марта 2000 г. N 107
5. Решение о возможности ввоза в Российскую Федерацию специальных технических средств принимается Центром по результатам экспертизы представляемой заявителем документации.
Решение о возможности вывоза из Российской Федерации специальных технических средств принимается Центром по результатам экспертизы представляемой заявителем документации и испытаний специальных технических средств в лаборатории Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
6. Испытания специальных технических средств в испытательных лабораториях Федеральной службы безопасности Российской Федерации проводятся на договорной основе.
Срок проведения испытаний не должен превышать 30 дней.
Передача заявителем специальных технических средств и технической документации в испытательную лабораторию производится по акту. В акт заносятся полные наименования изделий, их учетные номера и перечень документации. Акты составляются в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя, а второй передается в испытательную лабораторию.
7. Центр в течение 10 дней со дня получения всех документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, принимает решение о возможности ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств.
В отдельных случаях, при большом объеме представленных документов либо при наличии документов, требующих дополнительного изучения, срок принятия решения может быть продлен на 10 дней.
8. Основанием для отказа в выдаче положительного решения является:
а) сделанный по результатам экспертизы вывод о возможности нанесения ущерба безопасности государства;
б) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2017 г. N 84 в пункт 9 внесены изменения
9. Документы, представляемые для получения решения Центра, должны быть прошиты, заверены подписью и печатью заявителя (при наличии печати).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения
10. По согласованию с Центром Министерство промышленности и торговли Российской Федерации может при необходимости продлить срок действия лицензии на ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) специальных технических средств.
11. С целью обеспечения статистического учета и отчетности заявитель обязан ежеквартально представлять в Центр отчет о фактическом ввозе в Российскую Федерацию (вывозе из Российской Федерации) специальных технических средств не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108 в пункт 12 настоящего Положения внесены изменения
12. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежеквартально направляет в Центр по согласованной форме информацию о лицензиях, выданных на ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) специальных технических средств.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108 в пункт 13 настоящего Положения внесены изменения
13. Ввозимые в Российскую Федерацию (вывозимые из Российской Федерации) специальные технические средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Необходимым условием осуществления таможенного оформления и таможенного контроля специальных технических средств является наличие соответствующей лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108 в пункт 14 настоящего Положения внесены изменения
14. Таможенные органы Российской Федерации при выявлении нарушения требований настоящего Положения информируют об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Центр. При наличии оснований полагать, что товары, находящиеся под таможенным контролем, являются специальными техническими средствами, таможенные органы Российской Федерации сообщают об этом в соответствующий орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения
15. Федеральная таможенная служба ежеквартально направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Центр информацию о фактическом ввозе в Российскую Федерацию (вывозе из Российской Федерации) специальных технических средств по выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации лицензиям.
16. Нарушение установленного порядка ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Список
видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214)
С изменениями и дополнениями от:
27 ноября 2006 г., 8 декабря 2010 г., 20 марта 2018 г.
Код ТН ВЭД ЕАЭС | |
1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации: системы проводной связи, предназначенные для негласного получения и регистрации акустической информации; радиоаппаратура, предназначенная для негласного получения и регистрации акустической информации. | |
2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования: а) фотокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN-HOLE); без визира; с вынесенными органами управления камерой; б) телевизионные и видеокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN-HOLE); работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее в) комплекс аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиям связи. | |
3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров: системы проводной связи, предназначенные для негласного прослушивания телефонных переговоров; радиоаппаратура, предназначенная для негласного прослушивания телефонных переговоров. | из 8517 61 000, из 8517 62 000, из 8517 69 390 0, из 8517 69 900 0, из 8525 50 000 0; из 8527 |
4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи. | из 8471; из 8517 61 000, из 8517 62 000, из 8517 69 390 0, из 8517 69 900 0; из 8523 40 200 0; из 8523 29 210 1; из 8523 29 210 2; из 8523 40 700 1, из 8523 51 700 1, из 8523 59 910 1, из 8523 80 910 1; из 8527 |
5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений. | из 9022 19 000 0 |
6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура. | из 9022 19 000 0 |
7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов: средства для вскрытия запирающих устройств; переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура. | |
8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов. | из 8526 10 000 9; из 8526 91 |
9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи. передачи. передачи. | из 8471; из 8505 90 100 0; из 8517 61 000, из 8517 62 000, из 8517 69 390 0, из 8517 69 900 0; из 8523 40 200 0; из 8523 29 210 1; из 8523 29 210 2, из 8523 40 700 1, из 8523 51 700 1, из 8523 59 910 1, из 8523 80 910 1; из 8527 |
10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности многоканальные регистраторы психофизиологических реакций человека. |