Неверно что для проектирования организации целостного процесса обучения учителю необходимо овладеть
Дидактические системы
Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Системность присуща многим педагогическим объектам: учебно-воспитательному процессу школы, процессам обучения отдельным предметам, частям этих процессов, отдельным урокам, группе уроков и т.д.
Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения или дидактической системой. Теоретические основы дидактических систем разрабатывает область педагогики, называемая дидактикой. Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает обучающий. Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы. Дидактической называют упорядоченную систему целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Эта система функционирует во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов действий и развитие индивидуальных способностей учащихся.
Сколько может быть дидактических систем или типов процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим, прежде всего, такую характеристику процесса обучения, как целостность. Целостность определяется философами как скоординированность всех элементов системы, ее завершенность, результативность, как совершенство всех ее компонентов и системы в целом, как качественная ее определенность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязанность, особый тип взаимодействия.
Целостность процесса обучения также представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования. Любой педагогический процесс, если он дает положительный результат, является по своей природе целостным: и процесс, протекающий за время урока, системы уроков, и процесс обучения отдельному предмету, циклу предметов и т.д. Философы к целостным относят системы, достигшие в своем развитии зрелости, завершенности, соответствующие определенному идеалу. С этой точки зрения педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Всегда ли реальный процесс обучения является целостным?
Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются ее элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер, если — формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения, если ставится цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно-развивающего обучения.
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от догматического, затем объяснительно-иллюстративного, до проблемно-развивающего типа. При этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения.
Сущность целостности проблемно-развивающего типа обучения — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека — гармоничному развитию индивидуальности и социализации личности. Чтобы практически решить эту задачу необходим целостный подход к организации обучения. В чем он заключается?
Таким образом, целостность процесса проблемно-развивающего обучения характеризуется его внутренним единством, связанностью, качественной определенностью, высокими результатами в развитии, образовании и социализации учащихся. Целостность педагогического процесса не является свойством постоянно ему присущим — она относительна и вызревает при успешной реализации всех его функций (обучения, развития, социализации).
Наиважнейшей функцией процесса обучения следует признать стимулирование развития основных сфер человека и его личностных качеств. Эта функция является интегративной.
Целостность процесса должна проявляться в единстве его сторон. Сторонами процесса являются: содержательная (что развивать и воспитывать, чему учить), операционно-процессуальная (как развивать, обучать и воспитывать), мотивационная (как осуществлять мотивационное обеспечение педагогического процесса), организационная (какие предусмотреть формы организации деятельности учащихся).
В отличие от нецелостного, целостный процесс обладает свойствами только ему присущими. Первым целостным свойством является функциональное единство всех циклов дисциплин, адекватное структуре формируемых психологических и личностных качеств человека (поэтому в школе необходимо вводить предметы по выбору учащихся). Вторым целостным свойством процесса является его проблемный характер, способствующий развитию основных сфер школьника. Третье свойство заключается в том, что чем выше уровень интеграции учения с производительным трудом учащихся, тем процесс эффективнее формирует как отдельные сферы и качества индивида, так и человека в целом, то есть закладывает основания для социализации личности. Четвертое свойство связано с неразрывностью формирования отдельных сфер и качеств личности, как между ними, так и с формированием индивидуальности и личности в их единстве.
Рассматривая строение педагогического процесса, В.С.Ильин доказал, что целостный процесс должен иметь следующую структуру: анализ состояния процесса — выбор и формулирование цели — отбор и применение педагогических средств — учет внутренних и внешних условий — анализ процесса и его результатов. Отсюда следует, что для проектирования и организации целостного процесса учителю необходимо овладеть следующими умениями:
• диагностическими — уметь определять исходное и текущее состояния развития отдельных учащихся и класса в целом (применять педагогическую диагностику для выявления уровня развитости, обученности и воспитанности учащихся, внутриколлективных отношений);
• педагогическим целеполаганием — уметь ставить цели и решать педагогические задачи (иметь представление о номенклатуре педагогических целей, владеть способами их выдвижения и формулирования, знать правила постановки и соблюдать требования, предъявляемым к ним);
• отбирать и применять средства педагогического воздействия (знать развивающие возможности педагогических средств, уметь реализовать их побуждающую, развивающую и обучающую функции, уметь выбрать и применить оптимальные в конкретных условиях методы, приемы и формы обучения);
• программировать и структурировать взаимодействие с учащимися таким образом, чтобы оно гарантировало достижение поставленных целей (знать и уметь реализовать структуру урока, уметь структурировать свою деятельность в соответствии со структурой учебной деятельности учащихся, владеть способами мотивационного обеспечения учебного процесса);
• педагогической наблюдательностью — уметь видеть и анализировать условия, при которых протекает процесс: результативность труда (качественные изменения в развитии учащихся и самого учителя), эффективность труда (соответствие результатов поставленным целям), оптимальность труда (достижение наилучшего в данных условиях результата или достижение его при малых затратах времени и сил учащихся и учителя).
Кроме дидактической системы проблемно-развивающего обучения существуют (или существовали) и другие системы: догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное, программированное, бинарное, концентрированное и др. Существуют и авторские системы обучения, несущие имена их создателей — это системы Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, С.Френе, М.Монтессори, Ш.А.Амонашвили, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова. Одни из них уходят в историю, другие еще только разрабатываются. В данном пособии рассматривается дидактическая система проблемно развивающего обучения, вобравшая в себя многие идеи и достоинства названных систем.
Сущность образовательного процесса
Образовательный и педагогический процессы – во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» – «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других – «педагогический процесс». В России употребляются оба понятия.
В одних случаях «образовательный процесс» употребляется тогда, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в начальной школе», или дать его описание в нормативных документах (например, требования к образовательному процессу в Государственном стандарте образования).
В других случаях это понятие трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс). Как известно, обучение является средством воспитания, а воспитание содержит в себе элементы обучения. Например, типичная последовательность обучения умениям: показ – разъяснение – тренировка. Типичная последовательность воспитания качеств личности: включение в систему социальных отношений – накопление опыта – осмысление этого опыта. Эти последовательности вполне применимы и к обучению, и к воспитанию. Все эти и другие оттенки и смыслы отражаются в понятии «образовательный процесс». Схематически образовательный процесс можно представить следующим образом:
Здесь мы будем рассматривать только одну сторону образовательного процесса – процесс обучения. Под целостным процессом обучения понимается такая последовательность его частей, которая обеспечивает непрерывный рост количественных и качественных изменений знаний, умений и навыков, развитие основных сфер индивидуальности и свойств личности учащихся. Наименьшей частью такого процесса является урок как определенная динамика активности учителя, учащихся и коллектива по решению учебных задач, стимулирующая различные актуальные состояния школьников. Более сложной частью такого процесса является этап, представляющий собой систему уроков, которая обеспечивает положительные изменения в развитии индивидуальности и воспитании личности у большинства учащихся.
В онтологическом плане процесс характеризуется понятием «деятельность», суть которой состоит в том, что она направлена на изменение различных состояний. Структурообразующим элементом при этом выступает целостная структура человеческой деятельности, которая включает в себя следующие компоненты: 1) анализ исходной ситуации; 2) целеполагание (постановка цели); 3) планирование (составление программы деятельности); 4) реализация программы (исполнительский компонент); 5) анализ деятельности и полученного результата (рефлексивно-оценочный компонент).
Если применить понятие процесса к обучению, то необходимо говорить о состоянии учащегося/учащихся, учителя и коллектива в каждый момент времени. А каждый из этих субъектов выполняет определенную деятельность: учитель – деятельность преподавания, учащийся –, учебную деятельность, а те и другие еще участвуют в коллективной деятельности и общении. Поэтому можно сказать, что процесс обучения:
• это последовательная смена состояний единства трех дея-тельностей: преподавания, учения, коллективной (в идеале – их единства) и общения, каждая из которых характеризуется особенностями инвариантной структуры;
• это последовательная смена совокупности действий учителя и учащихся.
Процесс обучения характеризуется составом (из чего состоит) и структурой (связями между частями). Еще Г. Гегель выделил состав любой деятельности человека: цель – средство – результат.B.C. Ильин доказал, что целостный педагогический процесс должен иметь следующий состав: исходное состояние – цели преобразования – педагогические средства – результат – условия (внутренние и внешние), способствующие/противодействующие движению его состояний. Отсюда следует структура процесса (по B.C. Ильину):
Исходное (текущее) состояние | Выбор целей | Отбор и применение педагогических средств | Анализ учителем результатов деятельности (своей и учащихся) |
Внутренние и внешние условия |
Схема 1. Статическая структура процесса обучения
Такая структура свойственна каждому состоянию процесса обучения в любой момент времени, поэтому она называется статической структурой, так как носит инвариантный характер.
В каждой деятельности системообразующим (доминирующим) элементом являются цели. Целью преподавателя является организация такой учебной деятельности детей, которая бы способствовала познанию ими природы, общества и культуры и позволяла бы овладеть необходимыми умениями и навыками. Целью деятельности учащихся является развитие интеллектуальной, мотивационной и других сфер индивидуальности. Цель коллективной/совместной деятельности заключается в формировании личностных качеств и навыков общения (убеждений и жизненных установок, интересов и симпатий, ценностных ориентации). Но прежде чем ставить цели, учителю необходимо определить уровень обученности, воспитанности и развитости своих учащихся, то есть исходное состояние. Для этого он применяет различные средства педагогической диагностики. Затем уже ставится цель преобразования такого состояния, и отбираются и применяются педагогические средства, направленные на ее достижение. Для того, чтобы деятельность была осмысленна и целесообразна, учителю необходимо постоянно проводить рефлексию своей деятельности и анализировать процесс и результаты деятельности учащихся. При этом необходимо постоянно отслеживать условия протекания процесса обучения и влиять на них. К внутренним условиям мы относим уровни обученности, обучаемости, воспитанности и развитости учащихся. Например, если в классе большинство учащихся примерно одинакового уровня, то педагог осуществляет дифференцированный подход к их обучению. Если же в классе есть и одаренные школьники, и отстающие, то необходимо применять индивидуальный подход.
Поэтому для проектирования и организации целостного процесса обучения учителю необходимо овладеть следующими умениями:
– диагностическими – уметь определять исходное и текущее состояния развитости, обученности и воспитанности отдельных учащихся и класса в целом;
– педагогическим целеполаганием – уметь ставить цели и решать педагогические задачи;
– учителя-предметника и учителя-воспитателя – уметь отбирать и применять средства педагогического воздействия;
– педагогической наблюдательностью – уметь видеть и анализировать условия, при которых протекает процесс: результативность труда (качественные изменения в развитии учащихся и самого учителя), эффективность труда (соответствие результатов поставленным целям), оптимальность труда (достижение наилучшего в данных условиях результата или достижение его при малых затратах времени и сил учащихся и учителя).
Рассмотрим динамическую структуру процесса обучения. Ее можно понимать как определенный способ генетической связи состояний процесса, его частей, этапов, последовательности их изменений. Динамическая структура придает этим изменениям направленный, закономерный характер, объединяет их в единый, целостный, качественно специфический на каждом этапе процесс. Развивают индивида не отдельные состояния процесса обучения, какими бы совершенными они ни были, а их динамика, переходы, «поддержка» одного состояния другим. Никакие ситуации, урок, взятые в отдельности, не могут обеспечить все проявления личности и индивидуальности школьника. Поэтому процесс обучения необходимо строить поэтапно, на каждом этапе ставить и добиваться определенных целей, применять постоянно развивающуюся систему педагогических средств.
Сущность педагогического процесса (его динамическая структура) заключается в последовательности сменяющих друг друга ситуаций, выполняющих одновременно несколько функций: обучающую, развивающую, воспитывающую, управленческую, диагностическую и др.
Вопрос о моделировании ситуаций в педагогическом процессе, о методике этого представляется на современном этапе одним из важнейших. Если в традиционном обучении учебные ситуации строились на передаче и усвоении информации и сменяли одна другую в зависимости от ее содержания, то в целостном, индивидуально-ориентированном процессе смена ситуаций обусловлена формами взаимодействия и взаимоотношений участников процесса, направленностью на психику.
Таким образом, динамическая структура процесса обучения представляет собой:
• чередование множества ситуаций, состояний процесса;
• динамику целей и соответствующую им постоянную смену средств педагогического воздействия;
• последовательность уроков, этапов (групп уроков).
Что дает учителю выделение динамической структуры процесса обучения? Она ориентирует на то, чтобы определенным образом строить:
– содержание обучения, учебного материала, выстраивая их в определенной последовательности познавательных задач и учебных ситуаций;
– процессуальную сторону обучения, наращивая уровень проблемкости учебной деятельности, самостоятельности учащихся;
– мотивационную сторону обучения, разрабатывая мотивационное его обеспечение;
– организационную сторону, комбинируя временные рамки структуры урока, группы уроков, разрабатывая комплекс различных форм обучения.
Целостность процесса обучения характеризуется его внутренним единством, связанностью, качественной определенностью, высокими результатами в развитии, образовании и социализации учащихся. Целостность педагогического процесса не является свойством, постоянно ему присущим, – она относительна и вызревает при успешной реализации всех его функций.
Целостность процесса должна проявляться в единстве его сторон. Сторонами процесса являются: содержательная (что развивать и воспитывать, чему учить), операционно-процессуальная (как развивать, обучать и воспитывать), мотивационная (как осуществлять мотивационное обеспечение педагогического процесса), организационная (какие предусмотреть формы организации деятельности учащихся).
В отличие от нецелостного целостный процесс обладает свойствами, только ему присущими. Первым из них является функциональное единство всех циклов дисциплин, адекватное структуре формируемых психологических и личностных качеств человека (поэтому в школе необходимо вводить предметы по выбору учащихся). Вторым – его проблемный характер, способствующий развитию основных сфер школьника. Третье свойство заключается в том, что чем выше уровень интеграции учения с производительным трудом учащихся, тем процесс эффективнее формирует как отдельные сферы и качества индивида, так и человека в целом, то есть закладывает основания для его социализации. Четвертое связано с неразрывностью формирования отдельных сфер и качеств личности с формированием индивидуальности и личности в их единстве.
Чтобы обеспечить единство функций, необходим целостный подходк организации обучения. В чем он заключается?
Во-первых, на уровне педагогического коллектива в том, чтобы каждый педагог работал на общую цель – не содействовал, а именно обеспечивал достижение общей цели. Во-вторых, в комплексном решении задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков так, чтобы каждая часть (урок) работала на целое (процесс). В-третьих, в единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. В-четвертых, должна быть не просто совместная деятельность, а взаимная активная деятельность педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие).
В рассмотрении сущности процесса обучения немаловажное значение имеет психологическая основа. Дело в том, что деятельность и учителя, и учащихся осуществляется благодаря психическим функциям, процессам и состояниям человека. Педагог организует процесс обучения, учитывая уровень развития у детей познавательных процессов (ощущения, мышления, внимания, памяти, воображения), мотивации учения, эмоциональных состояний и др. В то же время учителю необходимо обеспечить условия для перевода всех этих психических процессов и состояний на более высокий уровень. Вот почему при выборе педагогических средств, при определении объема и трудности изучаемого содержания образования важно привести их в соответствие с психологическими возможностями учащихся. Рассмотрим более подробно этот вопрос на основе знаний об индивидуальности человека.
В теории и практике обучения уже давно установлено, что решающее значение в организации процесса обучения, в успешности его осуществления имеет мотивация учебной деятельности.
Не меньшее значение для осуществления процесса обучения имеют интеллектуальная и предметно-практическая сферы. Без достаточно развитых познавательных процессов, мыслительных операций, способности быть внимательным, переключать и удерживать свое внимание на предмете изучения, способности запоминать и вспоминать, умений планировать свою деятельность, писать, читать, составлять схемы и таблицы и др. невозможно усваивать социальный опыт (накопленные человечеством знания, способы деятельности, ценностные ориентации).
Эмоциональная сфера учащегося имеет, пожалуй, не меньшее значение в процессе обучения. В психологии установлено, что удовлетворенная потребность вызывает у человека приятные чувства и положительные эмоции, что, в свою очередь, вызывает новые мотивационные состояния – желания и стремления вновь испытать радость, гордость, ощущение своих возможностей и др. Поэтому без благоприятной эмоциональной атмосферы, без того, что называется предвкушением приятных переживаний, не может состояться активная учебная деятельность. И напротив, состояние тревоги, страх, беспокойство угнетают, не способствуют положительным мотивационным состояниям и отрицательно отражаются на учебной деятельности ребенка и ее результатах.
Определенное значение имеет волевая сфера учащегося. С одной стороны, процесс обучения требует от ребенка проявления волевых усилий, когда возникают затруднения и их необходимо преодолеть, а с другой стороны, способствует развитию волевой сферы, когда затруднения преодолеваются ребенком.
Особое значение в процессе обучения имеют сфера саморегуляции и экзистенциальная сфера. В образовательной практике уже сложилось устойчивое представление о том, что у учащихся необходимо специально развивать способности регулировать свои мысли, свое сознание, свои практические действия и поступки. Если на эту сторону обучения не обращать внимания, то процесс обучения неизбежно осложнится для учителя.
Рассмотрение сущности процесса обучения в психологическом аспекте будет незавершенным, если не отметить важную закономерность: функционирование психики человека не происходит по частям, психика – целостное явление, поэтому активная учебная деятельность ребенка возможна при включении всех сфер индивидуальности. Педагогу необходимо иметь в виду, что если учащийся проявляет положительные мотивационные, эмоциональные, волевые состояния, познавательные способности, то складывается благоприятная возможность для формирования и развития других сфер индивидуальности, их отдельных компонентов. Особенно важно использовать такие ситуации для воздействия на сферы саморегуляции и экзистенциальную. Важность этой направленности педагогической деятельности в процессе обучения вызвана гуманизацией образовательного процесса.
Подводя итог рассмотрению психологической основы процесса обучения, еще раз подчеркнем важность и необходимость формирования и развития индивидуальности каждого школьника, каждого студента в процессе обучения, что позволит обеспечить его активную учебную деятельность.
Рассматривая сущность процесса обучения, следует отметить еще один его аспект – методический. Методика – это частная дидактика, она содержит особенности теории обучения конкретному учебному предмету. Особенности изучаемого предмета требуют и особой логики изучения, и своих, соответствующих методов и приемов обучения.
Методический аспект процесса обучения заключается также и в том, что процесс обучения (одному и тому же учебному предмету) осуществляется с помощью разных технологий, предусматривающих применение различных методов, приемов, специальных средств и форм обучения. Как педагогическое явление процесс обучения приобретает специфическое выражение в зависимости от того, какие конкретные педагогические средства применяет учитель. Урок по одной и той же теме разные педагоги проводят по-разному, в то же время сущность процесса обучения от этого не меняется. Все свойства и функции, которые присущи процессу обучения вообще, присущи и любому процессу, организуемому на основе какой-либо технологии.
С точки зрения методики процесс обучения вариативен в своем конкретном выражении, что обусловлено разнообразным сочетанием педагогических средств и особенностями изучаемого предмета, но подчиняется одним общим закономерностям.
Модуль «Сущность процесса обучения»
Основные понятия:процесс обучения, структура процесса обучения, функции и свойства процесса обучения, психологические основы процесса обучения, учебная ситуация.
Требования к усвоению понятия«процесс обучения»:
– давать четкое определение понятия, его современную научную трактовку;
– давать характеристику процесса обучения как стороны целостного педагогического процесса;
– знать структуры, свойства и функции целостного процесса обучения;
– давать характеристику психологического аспекта процесса обучения;
– уметь объяснять связи между компонентами процесса обучения;
– уметь анализировать процесс обучения с разных точек зрения.
Дидактический аспект:процесс обучения представляет собой одну из сторон целостного педагогического процесса; имеет бинарный характер благодаря взаимодействию его участников; многофункционален; это есть система, включающая в качестве основных компонентов исходное состояние, цели, педагогические средства, условия и результат; обладает свойствами целостности, процесс обучения есть смена учебных ситуаций и состояний обученности, воспитанности и развитости учащихся, процесс обучения направлен на достижение целей образования.
Психологический аспект:процесс обучения осуществляется благодаря психическим функциям человека (ощущение, восприятие, воображение и др.), а также закономерностям психической деятельности (потребностный характер деятельности, развивающий характер обучения, единство сознания и деятельности и др.).
Методический аспект:процесс обучения осуществляется с помощью образовательных технологий (одной или нескольких); вариативен (обусловлен разнообразным сочетанием педагогических средств и условий).
Задания
1. Проведите наблюдение урока и его комплексный анализ, ориентируясь на следующие вопросы:
– какие цели стремился достичь учитель?
– соответствовали ли этим целям педагогические средства, использованные на уроке?
– осуществлялись ли на уроке обучающая, развивающая и воспитывающая функции обучения в единстве?
– являлся ли процесс обучения на уроке целостным?
2. При наблюдении во время урока определите ситуации, в которых особенно ярко проявлялось взаимодействие учителя и учащихся. По каким признакам вы судили об этом?
Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем:
1. Процесс обучения как сторона целостного педагогического процесса.
2. Дидактические условия реализации функций обучения в начальной (средней) школе.
3. Взаимосвязь педагогической и учебной деятельностей как фактор целостного процесса обучения.
4. Анализ исходного состояния как компонент целостного процесса обучения.
5. Роль целей обучения в целостном педагогическом процессе.
6. Вклад М.А. Данилова в теорию обучения.
7. Идеи целостного педагогического процесса в трудах B.C. Ильина.
1. Ответьте на вопросы:
• Какова структура процесса обучения?
• Каковы основные компоненты процесса обучения?
• Какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения?
• Как доказать, что процесс обучения есть педагогическая система?
• Что является основной структурной единицей процесса обучения?
• Что изменяется в процессе обучения?
• Что такое учебная ситуация?
• Какова роль учебной ситуации в обучении, развитии и воспитании?
2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
– «в процессе обучения происходит передача знаний и умений»;
– «в процессе обучения учитель воздействует на учащихся»;
– «результатом процесса обучения является знание, усвоенное учеником»;
– «самое главное в процессе обучения – это начало. ».