образец программы пэк для предприятия 3 категории
Давайте вместе с вами разберемся, каким предприятиям нужна программа Производственного экологического контроля (программа ПЭК). Предприятиям, являющимся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС)1, 2, 3 категорий.
Для начала напишу ответы на часто задаваемые вопросы:
Надо ли согласовывать программу ПЭК? Нет, программа ПЭК только утверждается на предприятии.
Каждый год надо делать программу ПЭК? Нет, только в случае, если произошли изменения, которые влекут за собой изменения в программе ПЭК.
Делать программу ПЭК в целом по предприятию или для каждой промплощадки отдельно? Программа ПЭК разрабатывается для каждого объекта НВОС.
Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
Таким образом, программу производственного экологического контроля (ПЭК) необходимо разрабатывать всем предприятиям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия I, II, III категорий для каждого объекта негативного воздействия отдельно.
Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии ( если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора ( если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня) о постановке на учет как объектов НВОС.
Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия и уровень надзора.
Содержание программы производственного экологического контроля
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» :
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
— об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
— об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
— об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
— о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
пункт 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 эти сведения являются разделами программы производственного экологического контроля.
Требования к программе производственного экологического контроля
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
пункт 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Заполнение программы ПЭК смотрите:
В случае если у вашего предприятия закончилось разрешение на выброс, вы можете использовать следующий нюанс при составлении программы ПЭК:
пункт 9.1.2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74
В соответствии с письмом Минприроды России от 20.09.2019 № 12-47/22755 «Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха»:
По мнению Минприроды России, при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности.
2. Согласно пункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.
Росприроднадзор по поводу маркерных веществ в выбросах для ПЭК отмечает:
⠀
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 2674-р утвержден Перечень областей применения наилучших доступных технологий (НДТ). Правила определения технологии в качестве НДТ, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников (ИТС) по НДТ утверждены ПП РФ от 23.12.2013 № 1458.
⠀
Согласно пункту 10(1) упомянутых Правил ИТС по НДТ утверждаются и публикуются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
⠀
Приказом Минпромторга России 31.03.2015 № 665 утверждены Методические рекомендации по определению технологии в качестве НДТ. В соответствии с пунктом 7.1.2. Методических рекомендаций для выбросов и сбросов ЗВ рекомендуется выделять ключевые (маркерные) ЗВ.
⠀
Таким образом, делает вывод Росприроднадзор, маркерные вещества, которые должны контролироваться в рамках ПЭК, указаны в соответствующих ИТС по НДТ, размещенных в открытом доступе на сайте Бюро НДТ в сети Интернет по адресу: http://burondt.ru.
3, 4. Пунктом 9.1.2 Требований установлено, что в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
Таким образом, в случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, данный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля.
В случае, если для выбрасываемых загрязняющих веществ не установлен ПДКмр, а установлены ПДКсс или ОБУВ, при составлении Плана-графика контроля полагаем возможным ориентироваться на установленные нормативы.
При включении источника выбросов в План-график контроля контроль по выбросам от данного источника осуществляется в отношении загрязняющих веществ, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия, либо (в случае отсутствия утвержденной для данных веществ ПДКмр) 0,1 ПДКсс или 0,1 ОБУВ на границе предприятия.
5. По мнению Минприроды России и Росприроднадзора, под «границей предприятия» и «границей территории объекта» целесообразно понимать границу земельного участка, в пределах которого расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с правоустанавливающими документами, зарегистрированными в государственном кадастре недвижимости.
6. При выборе расчетных точек для проведения на объекте расчетов рассеивания полагаем целесообразным руководствоваться Методамирасчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.
По конкретным вопросам в части применения указанных Методов целесообразно обращаться в Росгидромет и ФГБУ «ГГО им. А.И. Воейкова».
7. В случае отсутствия предприятия в формируемом соответствующим территориальным органом Росприроднадзора Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК, при условии осуществления данным предприятием наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах, по мнению Минприроды России, решение о включении информации о данных наблюдениях в Программу ПЭК данного предприятия принимается хозяйствующим субъектом.
8. В соответствии с пунктом 1 Требований в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать программу ПЭК в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
По мнению Минприроды России, в данном случае корректировки в программу ПЭК вносятся при изменении валовых выбросов от предприятия.В Требованиях не содержится указаний о необходимости корректировки программы ПЭК только в случае увеличения объема выбросов.
Пример расчета рассеивания:
В соответствии с пунктом 9.1.3 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 :
Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
— отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
— отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
— выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
План график контроля на источниках выбросов
При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.
В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.
План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj, характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:
Фkj > 0,001; Qkj 0,001; Qkj Программа ПЭК для 1 категории НВОС
Вышло разъяснение Минприроды по требованиям к ПЭК для ОНВОС 1 категории.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. № 12-47/10202 «О рассмотрении обращения по вопросу осуществления производственного экологического контроля на объектах I категории»
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) на объектах I категории.
Минприроды России отмечает, что при осуществлении ПЭК, утверждении программы ПЭК на объекте I категории обязательно включение в План-график контроля стационарных источников выбросов и осуществление контроля маркерных веществ, которые присутствуют в сбросах, выбросах со стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, а также присутствующих в сбросах, выбросах со стационарных источников веществ I, II класса опасности, для которых рассчитаны нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимых выбросов.
Одновременно Минприроды России обращает внимание на то, что в Требованиях к содержанию программы ПЭК (утв. приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74) и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не установлены ограничения для включения в указанный План-график контроля иных (не указанных в названных документах) загрязняющих веществ, присутствующих в сбросах и выбросах со стационарных источников.
Корректировка программы ПЭК
Кто утверждает программу производственного экологического контроля
Программа утверждается руководителем предприятия и предоставляется в надзорный орган только во время проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Если у предприятия на момент проверки отсутствует программа ПЭК, то это нарушение является составом статьи 8.1. КоАП РФ.
Согласно этой статьи за указанное нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения.
Далее вы ежегодно должны будете составлять и сдавать отчет по программе ПЭК.
Декларация о плате за НВОС. Как сдать отчёт?
Образец программы производственного экологического контроля (пример программы ПЭК)
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО «Пример»
_______________ И.И. Иванов
«____» ______________ 2018 г.
производственного экологического контроля (ПЭК)
Общество с ограниченной ответственностью «Пример»
Филиал №1
1. Общие положения
Полное наименование юридического лица:
Общество с ограниченной ответственностью «Пример»
Общество с ограниченной ответственностью
350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Виноградная, 10-130
Фактический почтовый адрес:
350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 10
Наименование обособленного подразделения:
Адрес обособленного подразделения:
352300, Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н,
г. Усть-Лабинск, ул. Озерная, 40
Наименование объекта НВОС:
Производственная территория филиала №1 ООО «Пример»
Категория объекта НВОС:
Местонахождение объекта НВОС:
352300, Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н,
г. Усть-Лабинск, ул. Озерная, 40
Наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Должностное лицо, ответственное за подготовку отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК:
Дата утверждения программы ПЭК:
2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и их источников
2.1. C ведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ее последней корректировке
Последняя инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников была проведена в октябре 2017 года при постановке объекта НВОС на учет. С тех пор корректировка не проводилась.
Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
Номер и наименование источника
Географические координаты ( WGS)
Термодинамические характеристики ГВС
диаметр или длина и ширина, см
скорость выхода, м/с
6001, Грузовой двор
Список веществ, загрязняющих атмосферный воздух:
Группы веществ с эффектом комбинированного воздействия:
Список кодов загрязняющих веществ, входящих в группу
Серы диоксид и кислота серная
Азота диоксид, серы диоксид
Сера диоксид (Ангидрид сернистый)
Углерода окись (углерода оксид)
Бензин (нефтяной, малосернистый в пересчете на углерод)
Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 6,315297000000 т/год.
2.2. Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в разрезе их источников:
Углерода окись (углерода оксид)
Всего по источнику 0001:
Всего по источнику 0002:
ИТОГО по объекту в целом:
Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ по объекту в целом:
Углерода окись (углерода оксид)
ИТОГО по объекту в целом:
2.3. Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных
Инвентаризация выбросов и их стационарных исто чников проводится не менее одного раза в 5 лет, а также при смене условий производства (наращивание или сужение объемов производства) и замене (капитальном ремонте) устаревшего оборудования.
Корректировка данных инвентаризации должна проводиться при обнаружении несоответствия объемов фактических выбросов с данными последней инвентаризации более чем на 10%.
3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников
3.1. Сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование
Реквизиты документа, в соответствии с которым установлено право на сброс сточных вод и (или) дренажных вод: Решение № 50-09.01.01.017-Р-РСБХ-С-2015-0236/00 от 30.04.2015 выдано Министерством природных ресурсов Краснодарского края
Последняя инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников была проведена в октябре 2017 года при постановке объекта НВОС на учет. С тех пор корректировка не проводилась.
Источники (выпуски) сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду:
Наименование источника (выпуска) сбросов
Географические координаты ( WGS)
Лаба от впадения р.Чамлык до устья
Сточная. В прочих системах водоотведения
Кубань от г.Усть-Лабинск до Краснодарского г/у
Сточная. В прочих системах водоотведения
3.2. Показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом
Масса выброса, т/год
Всего по Выпуску №1:
Всего по Выпуску №2:
ИТОГО по объекту в целом:
3.3. Показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом
Наименование
источника (выпуска) сбросов
Объем сброса сточных вод, тыс.м3/год
ИТОГО по объекту в целом:
3.4. Сведения о ведении учета сточных вод
Учет сточных вод и их качества ведется в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».
Контроль качества сточных вод (форма 2.1 и 2.2) осуществляется по ежегодно заключаемому договору с лабораторией, имеющей соответствующий аттестат аккредитации по программе проведения измерений качества сточных вод, согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением.
Учет объема сброса определяется осуществляется путем ведения журналов первичного учета водоотведения по форме 1.3, 1.4 и форме 1.5, 1.6:
Наименование источника (выпуска) сбросов
Форма журнала учета
Контроль качества сбросов
С суммирующим устройством
По количеству выпускаемой продукции
Периодический (1 раза в месяц)
3.5. Сведения об очистных сооружениях, эксплуатируемых на объектах, имеющих сбросы в водный объект
Наименование источника (выпуска) сбросов
Марка очистного сооружения
3.6. Сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения
Схема системы водопотребления и водоотведения приведена в приложении №1.
3.7. Сведения о средствах измерения расхода сброса
Наименование источника (выпуска) сбросов
Наименование средства измерения
Периодичность поверки, лет
Свидетельство о поверке средства измерения
организация, выполнявшая поверку
Расходомер ультразвуковой US800
Сервисный центр «Эликом»
3.8. Сведения о сроках проведения учета сточных вод
Записи в журналах учета водоотведения сточных вод ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды с подведением итогов за месяц, квартал и в целом за год.
Контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением 25 января 2016 года, в которой задается периодичность, место отбора проб, объем и перечень контролируемых ингредиентов.
Ежеквартально на безвозмездной основе предоставляется в Министерство природных ресурсов Краснодарского края и в Кубанское бассейновое водное управление отчет о выполнении условий пользования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества (формы 3.2 и 3.3).
4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения
4.1. Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности
Лимит на размещение отхода, т/год
Фактически образовалось, т/год
Утилизировано или передано на утилизацию, т/год
Обезврежено или передано на обезвреживание, т/год
Размещено на собственных ОРО, т/год
Передано на размещение, т/год
лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства
спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная
отходы упаковочной бумаги незагрязненные
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
4.2. Сведения об объектах размещения отходов на данном объекте, их инвентаризации и сроках проведения инвентаризации
На данном объекте отсутствуют собственные объекты размещения отходов (ОРО), имеются только специально оборудованные площадки для накопления отходов.
По мере накопления, отходы передаются специализированным организациям для размещения, утилизации или обезвреживания.
5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного
экологического контроля
5.1. Подразделения, отвечающие за осуществление производственного контроля
Осуществление производственного экологического контроля (ПЭК), а также координацию деятельности всех подразделений предприятия в области охраны окружающей среды и проведение экологической политики на предприятии непосредственно отвечает «Отдел ОТ и ОСС» (охраны труда и охраны окружающей среды), численностью – 6 человек:
5.2. Должностные лица, отвечающие за осуществление производственного контроля
Общее руководство и координация работ по организации и функционированию ПЭК.
Организация деятельности предприятия в области охраны окружающей среды и ПЭК в целом по предприятию.
Начальник отдела ОТ и ООС
Осуществление ПЭК, координация деятельности всех подразделений предприятия в области охраны окружающей среды, проведение экологической политики на предприятии.
Осуществление ПЭК в структурном подразделении, выполнение требований природоохранного законодательства, соблюдение экологических нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, требований по эксплуатации технологического и природоохранительного оборудования.
5.3. Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений
5.3.1. Главный инженер обязан:
5.3.2. Начальник отдела ОТ и ООС обязан:
Начальник отдела ОТ и ООС имеет право:
5.3.3. Сотрудники отдела ОТ и ООС обязаны:
5.3.4. Руководители подразделений обязаны:
5.3.5. Главный бухгалтер обязан:
6. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
Предприятие не имеет собственных аккредитованных лабораторий (центров). Для проведения аналитических исследований на договорной основе привлекаются следующие испытательные лаборатории (центры):