общение с детьми второго и третьего года жизни носит какой характер
Возрастные и индивидуальные особенности детей 2–3 лет
Наталья Кожевникова
Возрастные и индивидуальные особенности детей 2–3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;совершенствуются:
начальные формы произвольного поведения,
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детейформируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна:
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.
Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Социальная ситуация развития
Параметры описания социальной ситуации развития
Ранний возраст (2-3 года)
Объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом.
Две сферы социальных отношений:
1. «ребенок – взрослый»
Ребёнок начинает общаться со сверстниками.
Роль взрослого главная.
Особенности пониманияребенком занимаемой им социальной позициии своих взаимоотношений с окружающими людьми
На третьем году начинает складываться общение ребёнка со сверстниками.
Взрослый является проводником в мир людей, природы, вещей.
Отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.
Появляется феномен «Я сам» – происходит распад единого предметного действия. Взрослый отделяется от ребёнка, ребёнок впервые видит взрослого и его действия, как образцы, и действует, так как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так как он.
Ребёнок стремится к самостоятельным действиям, которые связаны с возникновением личного действия.
Ведущий вид деятельности
Развитие психических функций:
Восприятие. Восприятие развивается в процессе практических действий, общения, игры.
Память. Ребёнок хорошо запоминает только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено.
Мышление. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить,сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.
Речь. В раннем возрасте речь развивается быстрыми темпами. Дети сопровождают речью почти все свои действия, повторяют всё, что слышат, «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым предметом деятельности, в котором они открывают всё новые и новые стороны. Ребёнок может запомнить и воспроизвести стихотворение; пересказать слышанную от взрослого сказку или рассказ (к трём годам).
Особенности личности:
Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому – согласия в капризы, радости в обиду.
У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера.
Суть кризиса: в чем противоречия;
Проявления: особенности поведения ребенка в кризисе
Социальная ситуация слитности ребёнка с взрослым исчезает,появляется двое: ребёнок и взрослый.
Кризис трёх лет.Суть всех проявлений этого кризиса одна: ребенок противопоставляет себя не только родителям, но и всему миру.
Поведение взрослого в кризисе ребенка
Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны.
Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое.
В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.
Не повышайте при ребёнке голос и сведите к минимуму ситуации, которые могли бы вызвать ваше раздражение.
Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал еды и не капризничал.
Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился.
Радуйтесь его успехам вместе с ним.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.
умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
Ребенок в семье и сообществе
у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки.
На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.
Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
умение во время еды правильно держать ложку.
Учить с помощью взрослого:
приводить себя в порядок;
пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Учить детей:
одеваться и раздеваться в определенном порядке;
при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
Приучать детей к опрятности.
Привлекать детейк выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.
поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
уважение к труду взрослых.
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Обращать внимание на то,что и как делает взрослый:
как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);
как дворник подметает двор, убирает снег;
зачем он выполняет те или иные действия.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе
не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить;
не рвать и не брать в рот растения и пр.
Безопасность на дорогах.
Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.
Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
с понятиями «можно – нельзя», «опасно».
Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).
Формирование элементарных математических представлений
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Учить различать количество предметов:
Привлекать внимание детейк предметам контрастных размеров и их обозначению в речи:
большой дом — маленький домик,
большая матрешка — маленькая матрешка,
большие мячи — маленькие мячи и т. д.
Учить различать предметы по форме и называть их:
Ориентировка в пространстве.
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела:
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Развивающая речевая среда
Способствовать развитию речи, как средства общения.
Давать детям разнообразные поручения,которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми:
«Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел»,
«Узнай у тети Оли и расскажи мне.»,
«Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
Рассказывать детям об этих предметах,а также об интересных событиях:
например, о повадках и хитростях домашних животных;
показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету,размеру:
«Принеси Машеньке вазочку для варенья»,
«Возьми красный карандаш»,
«Спой песенку маленькому медвежонку»;
называть их местоположение:
«Грибок на верхней полочке, высоко»,
имитировать действия людей и движения животных:
Особенности развития и воспитания детей 2–3 лет
елена романова
Особенности развития и воспитания детей 2–3 лет
В возрасте 2-3 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т. д.
Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они учитывают общие закономерности развития детей этого возраста, индивидуальные особенности. Это позволяет определить направление ближайшего развития.
Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация (обогащение) развития, реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.
В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детейстановится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых заданий. В результате игр и занятий развиваютсяпсихические процессы: память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей.
• Так,в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания.Совершенствуются и сами основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание и т. д.
• У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности,которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.
• В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций.Богаче становятся и формы выражения эмоций: мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т. к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.
• Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи. Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог). В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта. Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
• Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями.На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т. д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитиев большей степени происходит в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т. д.). Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.
• Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенцей этого возраста, которая выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности.
В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка. Поскольку перечень аспектов развития данного возраста весьма обширен, автору интегрированный подход к воспитательно – образовательному процессу предоставляется наиболее оправданным, действенным и целесообразным, что и послужило поводом создания данной программы.
При разработке программы основной упор осуществлялся на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности) и дидактики частных методик (музыки, речевого развития, художественно – творческой деятельности). Эти принципы связаны со спецификой каждого вида деятельности и направления воспитания. Это такие принципы,как:
• Принцип взаимосвязи обучения и развития (т. е. обучение носит развивающий характер, что способствует гармоничному, эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей);
• Принцип интеграции видов искусств, видов художественно – творческой деятельности и умственного (мышление, логика, сенсорика, развитие речи) развития;
• Психические процессы, на которых базируются все виды деятельности и которые необходимыдля ее успешного усвоения (эти же процессы в деятельности и развиваются: восприятие зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, воображение, образное представление и образное мышление, эмоциональное отношение к окружающему, произведениям искусства и деятельности человека, память, внимание и воля);
• Образ предмета или явления действительности, который воспринимается и выражается в разных видах деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи данному виду деятельности или искусства.
Так интеграция в данном случае понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения воспитания и образования, которая охватывает все виды деятельности детей: все виды игр, изобразительная, музыкальная, познавательная, художественно – речевая. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления творческой деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоции, память, внимание. Интегрирование разного содержания в воспитательно –образовательной работе с детьми соответствует характеру их мышления: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным. Вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества и мышление синкретичны. Интегрирование разных направлений основывается на синтезе и позволяет детям ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности. Развитие способностей в одном виде деятельности может оказывать влияние на более успешное в другом, что определяется общностью основных психических процессов.
Особое внимание уделяется таким принципам, как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, личностно – ориентированного подхода. Это позволяет наиболее успешно решать поставленные задачи.
Целью становиться раскрытие и комплексное развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей 2-3 лет путем интеграции художественно – эстетического и умственного воспитания.
1. Развитие устойчивого познавательного процесса;
2. Развитие основных когнитивных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания);
3. Развитие различных форм мышления (наглядно- действенного, наглядно – образного, вербально – логического);
4. Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития;
5. Развитие творческо – речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического восприятия литературы.
Эти задачи реализуются на каждом занятии через фрагменты по развитию речи, ознакомлению с окружающим, математики, сенсорики, логики.
6. Обогащение духовного мира различными средствами (музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры);
7.Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым, сверстникам, ценностям культуры;
8. Развитие чувственного восприятия окружающего мира;
9. Развитие воображения;
10. Формирование эмоционально – положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и т. д. ;
11. Развитие крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности;
12. Приучение детей к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения;
13. Развитие нравственных качеств, нравственного сознания, чувств и поведения;
14. Развитие эмпатии и эмоциональной отзывчивости по отношению к людям, животным, героям художественной литературы;
15. Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства.
Эти задачи решаются на занятии через все виды деятельности.
Структура развития ребенка:
Предусматривает комплексное развитиеребенка по 3 основным направлениям: социальное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, и имеет блочно – параллельную структуру, предполагающую параллельное развитие детей по всем направлениям в течение года по принципу «от простого к сложному». Такое построение программы обеспечивает комплексное развитие ребенка и устойчивую динамику процесса обучения и воспитания.
Структура состоит из 3 блоков:
1 блок – социальное развитие «Мой мир»
Акцентируется социальная компетентность ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов. В качестве основы социального развития ставится задача общения ребенка со сверстниками и со взрослыми. Общение и разнообразные виды деятельности детей выступают как главное условие усвоения ребенком направленных основ, национальных традиций, любви к семье, гражданственности, как основа формирования его самосознания.
2 блок – познавательное развитие «Удивительное рядом»
Главными задачами этого направления являются: развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обогащать способы и средства построения собственной деятельности, способности видеть общее в едином явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.
• животные (домашние и дикие)
• времена года, природные явления
3 блок – художественно – эстетическое развитие «Как прекрасен этот мир»
1. «В стране Вообразили»
• «Сказка рядышком живет»
• «Я рисую, посмотрите»
• «Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка»
• «Если видим на картине…»
3. «Волшебный мир звуков»
• «Раз словечко, два словечко – будет песенка»
Это направление рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами литературы и искусства. В основу художественно – эстетического развития положено формирование умственных и художественных способностей: музыкальных, литературных, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.
«Времена года, природные явления»
1. Знакомство с разными видами игрушек (по материалу, размеру, рассматривание, обыгрывание;
2. Знакомство с разными видами транспорта (грузовой, легковой, выделяя части грузовой машины;
3. Учить узнавать и называть предметы обихода и интерьера, называть действия с этими предметами (посуда, одежда, мебель);
4. Освоение навыков пользования различными предметами.
1. Учить узнавать и называть домашних животных;
2. Дать детям представление о их строении, особенности звукоподражания;
3. Знакомить детей с обитателями леса, их характерными особенностями, звукоподражанием, называя части тела;
4. Знакомить детей с домашними и дикими птицами, их отличиями от животных, звукоподражанием, отличать и называть части тела
5. Учить узнавать овощи фрукты по внешнему виду и вкусу.
6. Учить узнавать и называть растения ближайшего окружения (2-3, узнавать и называть березу;
8. Изучение признаков осени, отмечать состояние природы (живой и неживой). 1. Различение предметов по форме, размеру, цвету, по количеству;
2. Формировать понятие «один», «много»;
3. Учить называть и различать круг, квадрат;
4. Учить узнавать и называть цвета (красный, синий. желтый, зеленый, белый);
5. Учить ориентироваться в размерах и предметах (большой- маленький, длинный – короткий)
3. Воспитывать игровые действия по тексту;
4. Учить понимать содержание, узнавать героев при многократном рассказывании, подхватывать слова и строки из знакомых стихов и потешек;
5. Учить слушать внимательно художественный текст и активно реагировать на его содержание.
6. Подводить детей к передаче преднамеренного изображения;
7. Учить держать карандаш, фломастер, кисть правильно;
8. Обучать приемам изображения предметов с помощью линий;
9. Узнавание в различных формах конкретных явлений,
10. Знакомить с деталями строительного материала с приемами лепки из пластилина;
11. Учить рассматриванию предметных картинок, узнавать и называть знакомые на картинках предметы; учить рассматривать картины, понимать действия персонажей, формировать понятие причинно-следственных связей;
«Волшебный мир звуков»
1. Воспитывать интерес к слушанию музыкальных произведений, подпевать слова и фразы, звукоподражать, вызвать активный эмоциональный отклик на веселую музыку, развивать динамическое и ритмическое, высотное восприятие;
2. Учить простейшим танцевальным движениям.
«Раз словечко, два словечко – будет песенка»
1. Использовать доступные речевые средства;
2. стремиться к диалогу со взрослыми;
3. Развивать и активизировать словаря детей;
4. Осваивание структуры простого предложения, овладение культурой речи (дыхание, темп, дикция, артикуляция);
5. Развитие мелкой моторики;
6. Учить складывать шарики и колбасок из пластилина;
7. Учить составлять на бумаге простейших композиций из целых плоских форм;
8. Развивать простейшие навыки игровой и музыкальной деятельности.
Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Березка» Старооскольского городского округа.
Консультация для родителей «Особенности развития детей 2–3 лет» Возрастные и индивидуальные особенности детей 2 – 3 лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, у детей ведущим видом деятельности.
Презентация «Особенности развития детей 5–6 лет» Как стремительно бежит время. И вот ваш малыш уже почти школьник. Чем же должен овладеть ребенок в этот возрастной период, чтобы можно было.
Особенности сенсорного развития детей 2–3 лет Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка –.
Особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего возраста ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Раннее детство – особый период становления органов, систем и, прежде.
Родительское собрание «Особенности физического развития детей 2–3 лет» Родительское собрание «Особенности физического развития детей 2-3 лет». Система физкультурно-оздоровительной работы Цель физического развития:.
Возрастные особенности психического развития детей от 2-х до 3-х лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих.