общение выступает особым видом деятельности межличностных отношений в каком возрасте
Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Галина Алексеева
Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. Качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в России. Управление качеством образования в современных условиях требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров дошкольных учреждений.
На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения програмно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.
Изучение процесса общения детей между собой в различных видах совместной деятельности – важнейший аспект исследования отношений дошкольников в группе детского сада.
Старший дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами (Т. И. Бабаева). Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление социально-эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самооутверждению.
Как подчеркивает Т. И. Бабаева, социальный опыт старшего дошкольника представляет собой многокомпонентное образование. Аксеологический компонент опыта отражает первичную ориентацию детей в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностных установках своей семьи и детского сообщества.
Познавательный компонент социального опыта раскрывает начальную информированность дошкольников относительно принятых в обществе норм и правил поведения, представлений о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, о соответсвтвующих оценках поступков и нравственных качествах людей. Это составляет основу формирующийся в дошкольном детстве первичной социальной осведомленности ребенка как субъекта поведения, доступной деятельности и взаимодействия.
Общение достаточно широко изучалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, О. Е. Смирнова и другие). Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения (Л. Я. Коломинский, Т. А. Репина).
В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции самоорганизации, умение следовать общим правилам. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина, на протяжении дошкольного возраста взаимоотношения между детьми развиваются в общении, которое существенно изменяется с возрастом детей: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста.
Т. И. Бабаева выделяет следующие особенности в общении старших дошкольников:
— В старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Это создает естественную предпосылку для формирования гуманности в общении детей.
— В этом возрасте выражен интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений.
— Контакты старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными, устойчивыми и личностно обусловленными. В старших группах детского сада складывается определенная система межличностных отношений, совместной деятельностии, ценностных ориентаций, оказывающая влияние на гуманистические проявления детей в общении.
— В старшем дошкольном возрасте начинает проявляться интерес дошкольника к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия.
Умение сопереживать близким и чужим в психологии обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатии представляет собой неотъемлимую часть формирования личности, воспитания культуры межличностных отношений. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием успешной совместной практической деятельности (Т. А. Березина, М. Сокольникова).
В работах М. И. Лисиной предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого. Следует подчеркнуть, что в центре внимания М. И. Лисиной и ее сотрудников была не только и не столько внешняя поведенческая картина общения, сколько ее внутренний, психологический пласт, т. е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношения.
Во взаимоотношениях детей наблюдаются качественные сдвиги, своеобразные «переломы». М. И. Лисина отмечает,что от 2 до 7 лет происходит два таких перелома: первый происходит примерно в 4 года, а второй около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Дети начинают предпочитать сверстников обществу взрослых и одиночной игре.
Второй «перелом» внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешнее выражение связано с проявлением избирательных привязанностей, дружбы и возникновения более устойчивых и глубоких отношений между людьми. Переломные этапы можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения детей. Эти этапы были названы М. И. Лисиной формами общения дошкольников со сверстниками.
«Каждый участник этого эмоционально – практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения, как правило, не замечают)» (Е. О. Смирнова).
Данная форма общения ситуативна, она целиком зависит от окружающей обстановки, в которой осуществляется взаимодействие, и от практических действий партнера. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако, речь детей ситуативна и не может выступать пока как главное средство общения.
2 этап. следующая форма общения – ситуативно-деловая. Как полагает М. И. Лисина, она складывается примерно к 4 годам и остается наиболее типичной до 6 лет. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В тоже время у детей формируются навыки коллективного взаимодействия, то есть дети предпочитают играть группой, а не в одиночку.
3 этап. В конце дошкольного детства у многих детей складывается новая форма общения – внеситуативно-деловая. К 6-7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте, по мнению Е. О. Смирновой, становится возможным «чистое общение», не ограниченное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно долго разговаривать, не совершая при этом никаких действий. Однако, несмотря на это, общение детей между собой все же протекает в рамках деловой формы общения на фоне совместного дела. Как утверждает Е. О. Смирнова, конкурентность и соревнование сохраняется в общении детей. Развитие у детей умения понимать себя и других, стремиться к установлению взаимопонимания – сложная, но несомненно особо значимая задача. Взаимопонимание является обязательным фактором и результатом эффективного общения и совместной деятельности (Т. И Бабаева, Н. А. Лялина, Л. С. Римашевская).
Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба не возможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Интерес к деятельности других детей и умение договориться (о совместной игре, пользовании игрушкой, материалом, посчитаться с интересом друзей; проявление заботы об общем деле, игре, помощь и взаимопомощь, готовность выручить друга, товарищей по группе; объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости, получая при этом удовлетворение.
Старшие дошкольники хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками. Они уже умеют соответствующим образом оценивать поступки своих товарищей, их достоинства, придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекают такие проявления, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь. Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство.
По мнению Е. В. Субботского, сотрудничество и кооперация типичны для старших дошкольников в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом Е. В.Субботский выделяет три типа отношений ребенка с окружающими людьми: отношения эмоционального общения, руководства – подражания и отношения кооперации, которые возникают в рамках ведущей деятельности и поочередно выступают на первый план в системе взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью.
При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывть активность своего партнера, воспринимать его на равных, для достижения общего результата. Такого рода взаимодействиие Е. О. Смирнова называет «сотрудничеством» (партнерством). Потребность в сотрудничестве, в партнере совместной деятельности, становится главной для общения старших дошкольников.
Е. О. Смирнова наряду с сотрудничеством на этапе делового общения выделяет потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. «Невидимость» сверстника превращается в пристальное внимание ко всему, что он делает. В этот период в детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
Таким образом, на ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем, достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием педагогов, их умении найти эффективные методы развития и обогащения опыта общения дошкольников.
В этом плане большой интерес представляет метод проектов, направленный на организацию совместной деятельности детей по решению актуальных и интересных для старшего дошкольника практических и познавательных задач.
Именно осмысление и применение метода проектов в новой социально-культурной ситуации в свете Федеральных государственных требований к образованию, на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о проекте, как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи развития межличностных отношений подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.
Эссе «Моя педагогичесая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» Когда я размышляла над написанием эссе по телевидению шла передача о проекте закона «Регистрация политических.
Тест с ответами Теория и методика воспитания (Существенными признаками …)
Тесты с ответами по предмету теория и методика воспитания (Существенными признаками понятия «метод воспитания»…)
Вопрос № 1 Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются…
способ воспитания +
достижение воспитательных целей +
взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников +
«инструментарий» воспитания
Внешнее выражение процесса воспитания
Вопрос № 2 Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется…
Вопрос № 3 Моделями развития отношений между личностью и коллективом являются…
альтруизм +
динамизм
конформизм +
гармония
нонконформизм +
Вопрос № 4 В содержание работы классного руководителя входят…
развитие ученического самоуправления +
организация предметных недель
упорядочение учебной нагрузки учащихся
организация внеклассных мероприятий +
наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся +
Вопрос № 5 Современными моделями российских авторских школ являются школы…
комплекс (Е.Ямбург) +
гражданского воспитания (В.Сухомлинский)
развивающего обучения (В.Давыдов)
диалога культур (В.Библер) +
саморазвития личности (А.Тубельский) +
Вопрос № 6 Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ___ воспитания
движущими силами +
условиями
ценностями
закономерностями
Вопрос №7 Внушение индивидам и группам мировоззрения, норм поведения, соответствующих принципам определенной конфессии, является особенностью ___ воспитания
Вопрос № 8 Классный руководитель выполняет такие функции, как…
организаторскую +
психологическую
дидактическую
воспитательную +
координирующую +
Вопрос № 9 А.С.Макаренко к ложным относил такие родительские авторитеты, как авторитеты…
подкупа, доброты, подавления +
сотрудничества, взаимопомощи
доверия, взаимной ответственности
педантизма, чванства, родства
Антон Семенович Макаренко (1888-1939)
Вопрос № 10 К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся…
наказание +
создание воспитывающих ситуаций
педагогическое требование
соревнование +
поощрение +
Вопрос № 11 К условиям выбора системообразующего вида деятельности воспитательной системы относятся…
индивидуальные особенности педагога
обеспечение целостности всех видов деятельности +
учет этнических характеристик среды
престижность
соответствие главной цели и задачам системы +
Вопрос № 12 К основным условиям действенности примера в воспитании относятся…
обстоятельное выяснение причин проступка
постоянный контроль и оценка результатов деятельности
авторитетность воспитателя +
реальность достижения целей в определенных обстоятельствах
близость или совпадения с интересами воспитуемых +
Вопрос № 13 Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип…
Вопрос № 14 Принцип связи воспитания с жизнью предполагает…
формирование общеучебных умений
соединение воспитания и дополнительного образования
соединение воспитания с практической деятельностью +
учет индивидуальных особенностей воспитанников
Вопрос № 15 Общение выступает особым видом деятельности межличностных отношений в…
Вопрос № 16 Система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира, называется…
Вопрос № 17 Коллектив имеет…
организационную структуру
структуру межличностных предпочтений +
управленческую структуру
композиционную структуру +
коммуникативную и функциональную структура +
Вопрос № 18 К планам учебно-воспитательной работы предъявляются такие требования, как…
целенаправленность и конкретность образовательных задач +
разнообразие содержания, форм и методов +
разумная детализированность и краткость +
инвариантность планирования
включение большого количества разнообразных мероприятий
Вопрос №19 Наиболее распространены классификации групп по …
степени группового влияния +
непосредственности взаимосвязей +
общественному статусу +
уровню обученности +
размеру +
Вопрос № 20 Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется _______ воспитанием
Вопрос № 21 Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _____ воспитания
Вопрос № 22 К принципам семейного воспитания не относится …
оптимистичность взаимоотношений в семье
ориентация на государственный заказ +
гуманность и милосердие
последовательность в требованиях
Вопрос № 23 В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как ….
Вопрос № 24 Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется …
Вопрос № 25 Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещениях их положительными – это …
Вопрос №26 Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как …
Вопрос № 27 Заключительный этап создания плана воспитательной работы классного руководителя характеризуется …
закреплением ответственных за организацию мероприятий +
подведением итогов работы
распределением поручений активу и отдельным воспитанникам +
обсуждением на классном собрании +
проведением коллективного творческого дела
Вопрос № 28 Классный руководитель в работе с родителями выполняет такие функции, как …
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность +
коррекция условий функционирования семьи
оказание помощи родителям в решении социальных проблем
психолого-педагогическое просвещение родителей +
ознакомление родителей с учебно-воспитательным процессом школы +
Вопрос №29 На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как…
Вопрос №30 Стимулирование положительных проявлений личности в ходе воспитания с помощью высокой оценки называется …
авансированием
поощрением +
убеждением
общественным мнением
Вопрос №31 К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся …
поручение +
создание воспитывающих ситуаций +
поощрение
педагогическое требование +
беседа
Вопрос № 32 Признание личности в качестве абсолютной ценности – это …
приоритетности общечеловеческих ценностей
демократизма
гуманизма +
ретроспективности
Вопрос №33 Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически жизненных целей, называется …
идеалами
убеждениями
ценностными ориентациями +
направленностью
Вопрос № 34 Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют ______ воспитания
Вопрос № 35 Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ____воспитания
закономерностями
ценностями
движущими силами +
условиями
Вопрос № 36 Гуманистическая воспитательная система характеризуется такими признаками, как
социальная защищенность педагога
главный субъект системы – педагог
проявление отношений доверия и доброжелательности +
обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка +
ориентация на личность ребенка +
Вопрос № 37 Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру, — сущность педагогики ….
Вопрос № 38 Принцип воспитания в коллективе и через коллектив требует …
совместных усилий общественности в воспитании
поддерживать силу общественного мнения +
обеспечивать единство и сплоченность актива +
воздействовать на воспитанника посредством коллектива +
создания ситуаций успеха
Вопрос №39 Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны называется…
интернационализм
патриотизм +
национализм
менталитетом нации
классный журнал +
протоколы заседаний педагогического совета
книгу регистрации учащихся
дневники учащихся +
личные дела учащихся +
Вопрос №41 Совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащим к разным этническим культурам. – это …
культура этнического общения
культура межнационального общения +
поликультурное воспитание
интернациональное воспитание
Вопрос №42 Видами педагогического требования являются…
намек +
совет +
ограничение в правах в коллективе
изменение отношения к ученику
просьба +
Вопрос №43 Воспитание – это ….
воздействие на личность общества в целом +
развитие представлений человека о мире
результат усвоения профессиональных знаний, умений и навыков
целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности +
процесс и результат воспитательной работы +
Вопрос №44. Создание среды развития личности, способствующий обеспечению единства народной культуры и достижений мировой цивилизации. – это принцип…
Вопрос №45 В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы как …
обновление и перестройка +
становление +
коррекция
стабильное развитие и его завершение +
подготовка
Вопрос №46 К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся…
поручение +
создание воспитывающих ситуаций +
поощрение
педагогическое требование +
беседа
Вопрос №47 Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах…
классный руководитель +
педагог-организатор
классный воспитатель +
социальный педагог
классный куратор
Вопрос № 48 Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…
Вопрос №49 Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей, называется…
идеалами
убеждениями
ценностными ориентациями +
направленностью
Вопрос №50 Принцип воспитания в коллективе и через коллектив требует…
совместных усилий общественности в воспитании
поддерживать силу общественного мнения +
обеспечивать единство и сплоченность актива +
воздействовать на воспитанника посредством коллектива +
создания ситуации успеха
Вопрос №51 Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны называется…
интернационализм
патриотизм +
национализм
менталитет нации
Вопрос №52 Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _______воспитания
Вопрос № 53 К коллективным формам воспитательной работы относятся…
литературно-музыкальные вечера +
классные часы +
праздники искусства +
составление программ самовоспитания
конкурс эрудитов +
Вопрос №54 К авторским можно отнести воспитательные системы
Вопрос № 55 По содержанию деятельности выделяют коллективы
спортивные +
трудовые +
постоянные
учебные +
формальные
Вопрос №56 К основным направлениям воспитания не относят ________ воспитание
Вопрос №57 По уровню развития различают группы…
группы членства
корпорации +
ассоциации +
референтные
диффузные +
Вопрос № 1 Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются…
способ воспитания
достижение воспитательных целей
взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников
«инструментарий» воспитания
Внешнее выражение процесса воспитания
Вопрос № 2 Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется…
Вопрос № 3 Моделями развития отношений между личностью и коллективом являются…
альтруизм
динамизм
конформизм
гармония
нонконформизм
Вопрос № 4 В содержание работы классного руководителя входят…
развитие ученического самоуправления
организация предметных недель
упорядочение учебной нагрузки учащихся
организация внеклассных мероприятий
наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся
Вопрос № 5 Современными моделями российских авторских школ являются школы…
комплекс (Е.Ямбург)
гражданского воспитания (В.Сухомлинский)
развивающего обучения (В.Давыдов)
диалога культур (В.Библер)
саморазвития личности (А.Тубельский)
Вопрос № 6 Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ___ воспитания
движущими силами
условиями
ценностями
закономерностями
Вопрос №7 Внушение индивидам и группам мировоззрения, норм поведения, соответствующих принципам определенной конфессии, является особенностью ___ воспитания
Вопрос № 8 Классный руководитель выполняет такие функции, как…
организаторскую
психологическую
дидактическую
воспитательную
координирующую
Вопрос № 9 А.С.Макаренко к ложным относил такие родительские авторитеты, как авторитеты…
подкупа, доброты, подавления
сотрудничества, взаимопомощи
доверия, взаимной ответственности
педантизма, чванства, родства
Вопрос № 10 К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся…
наказание
создание воспитывающих ситуаций
педагогическое требование
соревнование
поощрение
Вопрос № 11 К условиям выбора системообразующего вида деятельности воспитательной системы относятся…
индивидуальные особенности педагога
обеспечение целостности всех видов деятельности
учет этнических характеристик среды
престижность
соответствие главной цели и задачам системы
Вопрос № 12 К основным условиям действенности примера в воспитании относятся…
обстоятельное выяснение причин проступка
постоянный контроль и оценка результатов деятельности
авторитетность воспитателя
реальность достижения целей в определенных обстоятельствах
близость или совпадения с интересами воспитуемых
Вопрос № 13 Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип…
Вопрос № 14 Принцип связи воспитания с жизнью предполагает…
формирование общеучебных умений
соединение воспитания и дополнительного образования
соединение воспитания с практической деятельностью
учет индивидуальных особенностей воспитанников
Вопрос № 15 Общение выступает особым видом деятельности межличностных отношений в…
Вопрос № 16 Система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира, называется…
Вопрос № 17 Коллектив имеет…
организационную структуру
структуру межличностных предпочтений
управленческую структуру
композиционную структуру
коммуникативную и функциональную структура
Вопрос № 18 К планам учебно-воспитательной работы предъявляются такие требования, как…
целенаправленность и конкретность образовательных задач
разнообразие содержания, форм и методов
разумная детализированность и краткость
инвариантность планирования
включение большого количества разнообразных мероприятий
Вопрос №19 Наиболее распространены классификации групп по …
степени группового влияния
непосредственности взаимосвязей
общественному статусу
уровню обученности
размеру
Вопрос № 20 Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется _______ воспитанием
Вопрос № 21 Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _____ воспитания
Вопрос № 22 К принципам семейного воспитания не относится …
оптимистичность взаимоотношений в семье
ориентация на государственный заказ
гуманность и милосердие
последовательность в требованиях
Вопрос № 23 В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как ….
Вопрос № 24 Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется …
Вопрос № 25 Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещениях их положительными – это …
Вопрос №26 Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как …
Вопрос № 27 Заключительный этап создания плана воспитательной работы классного руководителя характеризуется …
закреплением ответственных за организацию мероприятий
подведением итогов работы
распределением поручений активу и отдельным воспитанникам
обсуждением на классном собрании
проведением коллективного творческого дела
Вопрос № 28 Классный руководитель в работе с родителями выполняет такие функции, как …
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
коррекция условий функционирования семьи
оказание помощи родителям в решении социальных проблем
психолого-педагогическое просвещение родителей
ознакомление родителей с учебно-воспитательным процессом школы
Вопрос №29 На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как…
Вопрос №30 Стимулирование положительных проявлений личности в ходе воспитания с помощью высокой оценки называется …
авансированием
поощрением
убеждением
общественным мнением
Вопрос №31 К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся …
поручение
создание воспитывающих ситуаций
поощрение
педагогическое требование
беседа
Вопрос № 32 Признание личности в качестве абсолютной ценности – это …
приоритетности общечеловеческих ценностей
демократизма
гуманизма
ретроспективности
Вопрос №33 Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически жизненных целей, называется …
идеалами
убеждениями
ценностными ориентациями
направленностью
Вопрос № 34 Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют ______ воспитания
Вопрос № 35 Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ____воспитания
закономерностями
ценностями
движущими силами
условиями
Вопрос № 36 Гуманистическая воспитательная система характеризуется такими признаками, как
социальная защищенность педагога
главный субъект системы – педагог
проявление отношений доверия и доброжелательности
обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка
ориентация на личность ребенка
Вопрос № 37 Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру, — сущность педагогики ….
Вопрос № 38 Принцип воспитания в коллективе и через коллектив требует …
совместных усилий общественности в воспитании
поддерживать силу общественного мнения
обеспечивать единство и сплоченность актива
воздействовать на воспитанника посредством коллектива
создания ситуаций успеха
Вопрос №39 Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны называется…
интернационализм
патриотизм
национализм
менталитетом нации
классный журнал
протоколы заседаний педагогического совета
книгу регистрации учащихся
дневники учащихся
личные дела учащихся
Вопрос №41 Совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащим к разным этническим культурам. – это …
культура этнического общения
культура межнационального общения
поликультурное воспитание
интернациональное воспитание
Вопрос №42 Видами педагогического требования являются…
намек
совет
ограничение в правах в коллективе
изменение отношения к ученику
просьба
Вопрос №43 Воспитание – это ….
воздействие на личность общества в целом
развитие представлений человека о мире
результат усвоения профессиональных знаний, умений и навыков
целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности
процесс и результат воспитательной работы
Вопрос №44. Создание среды развития личности, способствующий обеспечению единства народной культуры и достижений мировой цивилизации. – это принцип…
Вопрос №45 В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы как …
обновление и перестройка
становление
коррекция
стабильное развитие и его завершение
подготовка
Вопрос №46 К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся…
поручение
создание воспитывающих ситуаций
поощрение
педагогическое требование
беседа
Вопрос №47 Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах…
классный руководитель
педагог-организатор
классный воспитатель
социальный педагог
классный куратор
Вопрос № 48 Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…
Вопрос №49 Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей, называется…
идеалами
убеждениями
ценностными ориентациями
направленностью
Вопрос №50 Принцип воспитания в коллективе и через коллектив требует…
совместных усилий общественности в воспитании
поддерживать силу общественного мнения
обеспечивать единство и сплоченность актива
воздействовать на воспитанника посредством коллектива
создания ситуации успеха
Вопрос №51 Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны называется…
интернационализм
патриотизм
национализм
менталитет нации
Вопрос №52 Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _______воспитания
Вопрос № 53 К коллективным формам воспитательной работы относятся…
литературно-музыкальные вечера
классные часы
праздники искусства
составление программ самовоспитания
конкурс эрудитов
Вопрос №54 К авторским можно отнести воспитательные системы
Вопрос № 55 По содержанию деятельности выделяют коллективы
спортивные
трудовые
постоянные
учебные
формальные
Вопрос №56 К основным направлениям воспитания не относят ________ воспитание
Вопрос №57 По уровню развития различают группы…
группы членства
корпорации
ассоциации
референтные
диффузные