обучать ребенка чтению по методике домана можно начинать с какого возраста
Обучать ребенка чтению по методике домана можно начинать с какого возраста
Методика Домана по раннему развитию детей является одной из наиболее популярных, но при этом не менее спорных методик. Существует множество различных мнений, основанных, в основном, на личном опыте. Некоторые люди утверждают, что карточки Домана способствуют развитию ребенка, а некоторые говорят, что от такой методики больше вреда, чем пользы.
В этой статье мы разберемся с тем, что такое карточки Домана, узнаем о том, как заниматься с ними, а также об их плюсах и минусах. В результате этого вы сможете самостоятельно решить, подойдет данная развивающая методика вашим детям или нет.
Историческая справка
Глен Доман – физиотерапевт, родившийся в Америке в 1913 году и являющийся автором одноименной методики по раннему развитию детей.
Гленн Доман заинтересовался тем, как развивается мозг ребенка еще в медицинском ВУЗе, и, по его окончанию, плотно стал изучать данную тему. Свои исследования он начал на «особых» детях у которых было диагностировано ДЦП, умственная отсталость или же поражение ЦНС. В своей работе врач использовал карточки, на которых были изображены точки, слова и различные картинки. В последствие он увеличивал количество показываемых карточек.
Изображения влияли на те участки мозга, которые оставались активными и здоровыми. В результате выяснилось, что длительное стимулирование мозга при помощи картинок положительно сказывается на состоянии больного ребенка. Через несколько месяцев постоянных занятий его мозг начинает развиваться. Данная методика даже помогала таким детям догнать здоровых детей в своем развитии.
Позднее данная методика стала применяться и для раннего развития здоровых детей, а после доработки методики таким известным врачом, как Маниченко, она стала популярна во всем мире.
Основные принципы обучения по Доману
Считается, что у детей умственная активность наиболее выражена в возрасте до 6 лет, поэтому, если использовать методику Глена Домана с рождения, есть все шансы вырастить гения.
Детский мозг как губка впитывает в себя знания с самого рождения. Поэтому, для максимального развития ребенка потребность его мозга в обучении необходимо постоянно удовлетворять, позволяя ему выполнять определенные упражнения. Для этого наилучшим образом подходят карточки Домана или же программа общего развития «Умница» Домана-Маниченко.
Когда и как показывать карточки Домана
Начинать заниматься по данной методике стоит как можно раньше. Чем раньше вы начнете показывать ребенку серию энциклопедических карточек (с картинками), тем больше будет шансов на то, что он не потеряет к ним интерес со временем. По опыту некоторых родителей, которые начинали демонстрировать малышу картинки после 1,5 лет, дети не проявляют к ним большого интереса, в результате чего, эффект от данной методики значительно уменьшается. Если же начать использовать карточки Домана для самых маленьких с 2-3 месяцев, то эффект будет абсолютно противоположным. Интерес к обучению сохранится надолго.
Если же вас интересует, с какого возраста стоит использовать карточки, на которых написаны слова или же нарисованы точки, позволяющие научить ребенка считать и читать, то, по мнению профессионалов, лучше начинать показывать их детям с 1 года.
Механизм показа карточек
Начинать занятие нужно энергично и радостно. Например, скажите, что хотите сегодня показать геометрические фигуры и сразу же начинайте показывать изображения. При этом учтите, что карточки должны располагаться приблизительно на расстоянии вытянутой руки.
Картинки стоит показывать быстро. Однако если это ваше первое занятие, то все-таки стоит немного сбавить темп, чтобы дать малышу рассмотреть изображение. Показывая карточки «Геометрические фигуры», называйте то, что изображено на них и указывайте категорию. Например, говорите: «Это геометрическая фигура. Круг». После того, как ребенок привыкнет к карточкам из категории «Геометрические фигуры для детей», ее можно будет не называть. Достаточно просто озвучивать то, что на них изображено. Однако вводя новые изображения, не забывайте снова называть категорию. Это нужно делать даже в том случае, если вы решили пополнить одну из уже изученных категорий.
Показывать карточки для малышей нужно быстро. Желательно на одно изображение тратить не больше 1 секунды, плюс время на то, чтобы назвать его. Максимальное время для показа – 15 секунд.
Именно скорость показа является самым главным параметром данной методики, предназначенной для развития детей до года. При быстром показе карточек у ребенка активируется правое полушарие, что способствует развитию образного мышления, фотографической памяти и скорости мозговой реакции.
Заканчивать показ карточек Домана «Мебель» или карточек из других категорий, которые можно купить или же распечатать самостоятельно, стоит сразу после того, как вы чувствуете, что малыш потерял к ним интерес, стал отвлекаться или же капризничать.
Через некоторое время вы поймете, сколько именно карточек успевает изучить ребенок, до того как он начинает отвлекаться. Таким образом, вы сможете найти наиболее подходящий момент для завершения занятия.
Начало занятий и введение новых карточек
Для того чтобы начать заниматься по данной методике, вам необходимо выбрать 5 категорий, в которых будет находиться по 5 картинок. При этом не стоит брать те картинки или же категории, которые малыш уже знает. Лучше выбрать то, с чем он еще не знаком. Например, карточки Домана «Овощи», «Животные», «Фрукты», «Игрушки» и «Продукты питания».
Обучающие карточки по методике Г. Домана «Дикие животные», также как и картинки из других категорий, нужно показывать как минимум 3 раза в день. Можно и больше, главное, чтобы ребенок не уставал от такого количества занятий.
Если вы считаете, что ваш малыш довольно легко усваивает такое количество информации, то можете начать вводить новые категории. При этом постарайтесь достигнуть при показе наиболее оптимальной скорости – 1 картинка за 2 секунды. При этом 1 секунда должна идти на показ изображения и еще одна на озвучивание.
Добавляя новые категории, стоит учитывать, что их должно быть не больше 10 штук. Как только вы достигнете данного значения, и при этом все картинки будете показывать в скоростном режиме (2 сек. на карточку), можете начинать менять старые изображения на новые. Когда вы замените изображения во всех категориях, можете задуматься о том, чтобы сменить сами категории.
В среднем, занимаясь с ребенком по методике Домана, одну карточку нужно демонстрировать не более 30 раз. То есть, если вы будете показывать картинки 5 раз в день, то их жизненный цикл составит не более 6 дней. Если вы увидите, что ваш малыш легко усваивает информацию и найдете время и силы на подготовку новых карточек, то можете обновить их и раньше, например, через 3-4 дня.
Уже изученные карточки Домана «Фрукты», «Деревья» и прочие стоит сохранить, создав для них отдельную картотеку. В будущем они послужат базой для «программы знаний».
Программа знаний новая жизнь старых карточек
При постоянном использовании данной методики, очень быстро собирается огромное количество уже изученных карточек для развития. Если их немного доработать и добавить описание, то можно получить материалы для так называемой «программы знаний».
Программа знаний – одна из частей методики Домана. Она заключается в том, что вы не только показываете ребенку карточку, на которой изображен тот или иной фрукт или овощ, но рассказываете о различных фактах, связанных с изображенными на них деревьями, предметами личной гигиены, продуктами питания и т.д.
Делать это можно 3 способами:
Факты для карточек программы знаний
Какой именно факт указать по карточке, на которой изображено что-либо из категории «транспорт» или же «мебель», решать только вам. Главное чтобы они были расположены в порядке от самого простого до самого сложного. Например, для ежа можно указать следующие факты:
Количество фактов и их порядок зависят только от ваших предпочтений и доступной вам информации. При этом желательно чтобы они были расположены в порядке сложности: первый факт – самый простой, а последний – самый сложный. Найти их не так уж сложно, достаточно зайти на Википедию или же почитать подборку интересных фактов.
То, что вы будете изучать, можно написать на обратной стороне карточки или же напечатать крупным шрифтом на еще одной карточке и прикрепить ее сзади. Таким способом обычно пользуются те, кто решили не только зачитывать факты, но и показывать их в виде текста.
Создавая свой набор фактов, необходимо следовать таким рекомендациям:
Желательно, чтобы эти факты затрагивали и другие категории. При этом важно чтобы информация была не только простой и понятной ребенку, но и интересной, а по возможности, еще и веселой. Таким образом, вы сможете повысить заинтересованность вашего малыша.
Схема занятий по программе знаний
Начинать занятия можно сразу после того, как вы подготовите все необходимые материалы и соберете достаточное количество интересных фактов.
Показом карточек из программы знаний нужно заниматься не менее 3 раз в день. При этом для начала вам хватит 5 категорий, в каждой из которых будет по 5 картинок.
Проводится занятие следующим образом. Вы показываете картинку и зачитывайте собранные вами факты. В данном случае скорость абсолютно неважна. Главное – это громкость и четкость вашей речи.
Показывая изображение, зачитывайте только один, самый простой факт. Через несколько дней, когда маленький ребенок хорошо изучит весь предоставленный материал, вы можете заменить карточки с фактами на другие. Категории при этом менять не нужно. Связано это с тем, что на изучение фактов уходит больше времени, а из-за их ступенчатости можно запутаться с тем, что вы уже учили, а что еще нет.
В среднем, на изучение самых простых фактов уходит 3-5 дней (в зависимости от частоты демонстрации изображений). Но при необходимости вы можете ускорить данный процесс и ввести новые картинки немного раньше.
Когда будут пройдены все уровни сложности собранной вами информации по картинкам в выбранных вами категориях, можете заменить их на 5 новых.
В чем суть методики Домана
На самом деле, развивающие занятия по методике Домана не ограничиваются одним лишь показом карточек, но когда речь заходит о данном способе обучения, все вспоминают только их.
Но не стоит думать, что методика Домана включает в себя только карточки с изображениями и фактами. Используя методику Домана можно с легкостью научить ребенка читать и считать.
Учебные материалы можно либо изготавливать самостоятельно, либо же покупать уже готовые комплекты карточек, которые продаются в «Детском Мире». В таких наборах есть все основные темы. Кроме того, вы можете купить дополнительные темы, для расширения картотеки. Также на их обратной стороне вы найдете интересные факты для программы знаний.
Однако если вы не хотите покупать карточки, то их можно самостоятельно скачать и распечатать на принтере. Картинки или даже фото по данной методике можно показывать и с помощью компьютера, планшета или же смартфона.
Стимуляция физического развития с рождения
Для физического развития малыша, согласно методике Гленна Домана, главное – предоставить ребенку свободу движений с самого рождения. По словам самого автора, именно раннее физическое развитие способствуют развитию зрения, умственных способностей и в дальнейшем речи.
Основной акцент в данной методике сделан не на спорте, который во многом связан с конкуренцией и зацикленностью на достижении результатов и победах, а на индивидуальном развитии. Кроме того, так как данная система разрабатывалась для особенных детей, Доман считал, что никаких противопоказаний она не имеет.
Для физического и интеллектуального развития ребенка нужно систематично выполнять упражнения, способствующие ползанью, ходьбе, подтягиванию и не только. Главное, чтобы это нравилось ребенку. Принуждать его к занятиям не стоит.
Также автор советует свести к минимуму, а по возможности, и вовсе не использовать ходунки, манежи, коляски и прочие приспособления. Также он советует не пеленать ребенка, так как это не дает ему нормально двигаться, что негативно влияет на физическое и психологическое развитие малыша.
В основном можно выделить следующие виды физической активности:
Развитие чувства баланса равновесия
Развивать вестибулярный аппарат по методике раннего развития, можно как с помощью ходьбы и бега, так и с помощью специальной гимнастики.
Ходить ребенок начинает в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет. При этом желательно, чтобы вставая на ножки и делая свои первые попытки, он был босиком.
Если вашему малышу больше года, а он еще не начал ходить, то переживать по этому поводу не стоит, так как самым полезным видом активности младенца считается именно ползание. Развивать вестибулярный аппарат можно, просто занимаясь специальной гимнастикой.
В основе данных упражнений лежат 3 основных типа движений:
Интеллектуальные занятия с рождения
Как известно, ребенок начинает воспринимать окружающий мир с помощью органов зрения и слуха. Именно на основе данного факта и была разработана методика Гленна Домана для раннего развития.
Развивать интеллектуальные способности малыша можно не только с помощью энциклопедических карточек, призванных познакомить ребенка с окружающим его миром, но и с помощью обучающих карточек для чтения и счета. Например, карточки для обучения чтению могут представлять собой картинку с напечатанным на ней словом. Само слово должно быть написано достаточно крупным шрифтом. При этом желательно, чтобы это был черный текст на белом фоне.
Используя карточки Домана на английском языке также можно начать обучать своего малыша иностранному языку. При этом, если вы учите ребенка читать по этой же методике, то напечатанные под картинкой слова должны быть другого цвета. Так, если для обучения чтению на русском вы используете черный цвет для слов, то для английского языка должны быть красные слова и белый фон.
Таким образом, при правильном подходе к использованию карточек, вы сможете обучить своего ребенка чему угодно, например, познакомить его с шедеврами изобразительного искусства, флагами различных стран, городами, породами собак и т.д.
Основные принципы и правила обучения
Начиная заниматься с ребенком по данной методике, стоит запомнить 2 главных принципа:
Берите те темы и карточки, которые в данные момент интересны малышу и те, которые вы сможете закрепить в ближайшее время во время прогулки, игр, чтения и т.д. Кроме того, не стоит форсировать события и показывать ему карточки для детского развития по 10-15 раз в день. Ни к чему хорошему это не приведет. Вы просто перегрузите ребенка информацией, и он потеряет к ним всякий интерес.
Кроме того, обратите особое внимание на размер карточек. Объекты, изображенные на них, должны быть большими и красочными, поэтому лучше, если их будет меньше.
При этом не стоит все свое свободное время тратить на изготовление карточек Домана на английском или другом языке. Не забывайте о том, что ваш ребенок в первую очередь нуждается в вас, а не в новых обучающих материалах. Поэтому изготовлением новых карточек не стоит заниматься в ущерб общению и играм.
Обучение чтению по Доману
По методу Гленна Домана ребенок до 5 лет может научиться читать, считать, выучить английский язык, а также получить энциклопедические знания в самых разных сферах.
Обучение чтению с помощью карточек, больше известное как глобальное чтение, проходит без использования азбуки в виде игры, в результате чего ребенок намного быстрее и с большим удовольствием учится читать. Считается, что начинать учить ребенка чтению можно с 6 месяцев, когда он может видеть слово целиком. Это связано с тем, что дети с самого рождения слышат слова и воспринимают их как единое целое, а не набор слогов или букв.
Процесс обучения чтению по данной методике можно разделить на несколько этапов:
Для начала вам понадобятся белые карточки, на которых крупными буквами будут напечатаны слова. Лучше выбирать те слова, которые уже известны малышу. Например, мама, папа, каша и т.д. Если вы учите ребенка иностранному языку, то карточки Домана на английском должны содержать наиболее простые слова, которые также можно дополнить картинкой.
В первый день необходимо будет 3 раза показать набор из 5 карточек. На следующий день добавить еще 5. Когда количество карточек для одного занятия достигнет 25, можно начинать менять уже изученные слова на новые. Делать это нужно постепенно, так же как и при изучении энциклопедических карточек.
После того, как вы решите, что сформировали у ребенка неплохой словарный запас, можете переходить ко второму этапу.
Лучше всего начинать изучать те словосочетания, которые дополнены теми или иными цветами, например, «белая кошка» или «красный мяч». При этом важно, чтобы ребенок понимал о чем именно вы говорите.
После изучения карточек с цветами начинайте использовать в словосочетаниях такие понятия, как большой/маленький, низкий/высокий, толстый/худой. Дальше можно будет уделить внимание таким понятиям как: «круглый», «квадратный», «далеко», «близко», «сидит», «стоит» и т.д. Сколько времени уйдет у вас на данный этап, будет зависеть только от того, скольким именно понятиям вы захотите обучить малыша.
Следующий этап – предложения. Их стоит составлять из тех слов, которые уже известны ребенку. Для начала вам понадобится 5 предложений. Через 5 дней учебы по данной методике замените 2 предложения на новые. При этом данные карточки должны быть черно-белые с размером букв не более 2,5 см. Желательно, чтобы составленные вами предложения были распространенными и часто встречались в обычной жизни.
После того, как вы пройдете все предыдущие этапы можно переходить к самостоятельному чтению книг. Однако не стоит сразу брать большие и длинные сказки. Лучшим вариантом будут детские книги, состоящие не более чем из 100 слов. При этом на каждой странице должна быть расположена картинка и 1 предложение.
Если найти подходящую книгу не получается – сделайте ее сами. Только ни в коем случае не заставляйте ребенка читать вслух, так как ему это пока еще тяжело.
Учим ребенка считать по Доману
Используя данную методику, вы также можете научить ребенка математике и развить у него фотографическую память. Карточки для счета можно купить в магазине либо же изготовить самостоятельно.
Во втором случае вам потребуется картон белого цвета для создания 100 табличек и красная самоклеящаяся бумага. Из нее вам потребуется вырезать 5050 кружочком, с радиусом около 1 сантиметра. Кружочки нужно хаотично размещать на листике. При этом нужно быть внимательными и тщательно пересчитывать количество наклеенных точек.
Для начала вам понадобится 5 карточек, на которых будет изображено от 1 до 5 точек. На следующий день добавьте еще 5 карточек (6-10) и ближайшие 5 дней проводите занятия именно по этим 10 табличкам. Следующим этапом будут карточки от 10 до 20 и так дальше, пока вы не дойдете до 100.
После того, как ваш ребенок познакомится с числами, можно начинать учить его складыванию и вычитанию. Например, возьмите 3 карточки с 2, 3 и 5 точками, переверните их и открывайте по одной, зачитывая при этом уравнение «3+2=5». На обучение сложению следует потратить 2 недели. Столько же времени у вас уйдет на вычитание, умножение и деление. Главное, заранее готовиться к каждому занятию, чтобы потом вам не пришлось тратить время на поиск нужной карточки.
Проверить знания можно таким образом. Покажите ему 2 карточки с кружочками. На одной пусть будет 26, а на другой 38. Попросите показать 26. Если ребенок справится – похвалите его, а если нет, спросите, уверен ли он в этом и разве не на этой карточке 26. Главное, ни в коем случае не ругать его. В противном случае он потеряет интерес к занятиям или же будет бояться ошибиться и поэтому не станет отвечать.
Когда вы пройдете все этапы обучения с точками, переходите на графическое изображение цифр. Схема обучения, как цифрам, так и счету, такая же, как и в предыдущих двух этапах. Пройдя полный курс обучения, при желании, можно начать решать с малышом различные уравнения.
Плюсы и минусы методики
Методика обучения ребенка с помощью карточек Домана, как и любая другая методика раннего развития, имеет как достоинства, так и недостатки. Поэтому, прежде чем создавать учебные материалы и приступать к занятиям по методу Домана, следует узнать о всех ее плюсах и минусах.
Плюсы
К преимуществам данного метода можно отнести следующее:
Минусы
У данной методики раннего развития есть и противники. В качестве ее недостатков они называют следующие аспекты:
Методика Домана целесообразность применения
Каждая мама считает своего малыша самым-самым, чтобы закрепить и приумножить этот эффект многие мамы прибегают к развивающим методикам. На данный момент одна из самых самых популярных методик раннего развития — методика Гленна Домана. Не обратить на нее внимание невозможно потому что обещания автора методики, к которым активно подключились производители дидактических материалов, манят и дразнят родителей огромными перспективами успешного будущего для малыша.
По словам производителей этих материалов, пройти мимо такой методики — значит не предоставить своему ребенку широких возможностей.
Содержание статьи:
В начале изучения методики, в силу дефицита компетентных отзывов, у меня сложилось благоприятное впечатление о ней. Надо отметить, что компетентных отзывов раз, два и обчелся, зато отзывов родителей, которые уверены, что их ребенок достиг определенного уровня развития благодаря методике Домана, неимоверное количество. Специалисты по этому поводу дают однозначный ответ, родители недооценивают интеллектуальные возможности своих детей и уровень развития их ребенка был бы не хуже и без использования данной методики. Чтобы делать дальнейшие выводы коротко опишу основные сведения об авторе и о самой методике.
Методика Домана | Кто такой Гленн Доман
Гленн Доман (1919—2013) — американский врач-физиотерапевт. Основатель некоммерческой организации Института достижения потенциала человека, в которой практиковал применение своих восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы. Когда использование восстанавливающих методик показало высокие результаты в реабилитации больных детей, часть из них Гленн Доман порекомендовал в своих книгах для раннего развития здоровых детей. Одна из наиболее популярных книг по раннему развитию детей — Гармоничное развитие ребенка. Наиболее популярна его техника обучению чтения с помощью карточек с изображениями и надписями.
Методика Домана | Суть методики развития детей
Методика Домана включает в себя серьезный набор физических упражнений и интеллектуальных тренажеров, которые надо регулярно выполнять. Доман является одним из авторов теории, в которой установлена прямая связь между физическим развитием и интеллектуальным. Он утверждает, что занимаясь физическими упражнениями с ребенком родители тем самым стимулируют развитие интеллекта и соответственно, чем лучше физическое развитие, тем выше интеллектуальные способности детей.
Упражнения для регулярного выполнения:
Помимо выполнения тренажеров родителям также надо заботиться о подготовке демонстрационных материалов, спортивного инвентаря — трека, шеста. Также следует регулярно вести журнал, в котором отмечать успехи, и изученные материалы (карточки), чтобы контролировать удаление уже изученных материалов и добавление новых. Надеюсь, я Вас убедила, что эта методика требует бОльшего количества времени, чем это обещает реклама дидактических материалов.
Методика Домана | Мифы методики интеллектуального развития
1 Эффективность. Существует множество отзывов на сколько и кому помогла эта методика. Существуют заявления о том, что с некоторыми нобелевскими лауреатами занимались по этой методике, НО ни одно контролируемое испытание на данный момент не подтвердило эффективность этой методики для раннего развития детей. Американская академия педиатрии комитета по проблемам детей с ограниченными возможностями вынесла несколько предупреждений против использования методик Домана для детей с повреждениями мозга. Издания предупреждений 1968 г., 1999 г., 2002г. и 2005. В предупреждениях указывается в первую очередь неэффективность методики. Также затронуты проблемы этичности — по мнению Американской академии педиатрии, рекламная компания методики подает чересчур много надежд родителям особых детей, в то же время стоимость прохождения курса методики в институте Домана очень высока.
2. Простота в реализации. Методика развития Домана в целом ориентирована на детей с повреждениями мозга — детей, у которых в силу сложившихся обстоятельств существует информационный дефицит. Дети с повреждением мозга долгое время не могут справляться с элементарными задачами — удерживание головы, повороты тела, ползание, поэтому у них возникает информационный дефицит, который необходимо восполнять — в том числе демонстрационными занятиями с карточками. Здоровые дети, с нормальным развитием не имеют информационного дефицита в силу его самостоятельного удовлетворения — когда малыш сам захотел повернулся, перевернулся, приподнялся, сел, подполз-уполз и т.п. При отсутствии информационного дефицита достаточно сложно добиться внимания ребенка к занятиям.
3. Экономичность. При серьезном подходе количество карточек с картинками, словами и точками должно исчисляться тысячами!
4. Запоминание выдается за чтение.
В рамках Американского телевизионного шоу The Today Show корреспонденты выясняли эффективность методик раннего чтения с демонстрацией карточек со словами у экспертов:
В рамках шоу был произведен опрос мнений десяти экспертов лучших университетов и организаций страны в области развития ребенка и у всех было единое мнение: «это не чтение, это просто запоминание».
Методика Домана | Мнения о вреде применения
Мнение психолога, кандидата педагогических наук Анны Бояринцевой:
«…Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания).
Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире. Но, к сожалению, методика очень трудоемка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребенка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время…»
Врач-невролог Елизавета Меланченко — противница методик раннего развития (статья из журнала Наш любимый малыш):
«…В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.
Почему так происходит? Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной — высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чем больше родители будут стремиться «развивать» своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность. В то время как без чрезмерных нагрузок ребенок мог бы прожить жизнь психически здорового человека или же нарушения проявились бы лишь в старшем возрасте.
Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его. Грудничок подолгу лежит в мокрых пеленках, мама радуется, что он нетребователен, интересуется только развивающими игрушками и не теребит ее за фартук. В два года малыш начинает говорить длинными фразами и цитировать стихи. Родители опять радуются и отдают его в языковую группу. До трех лет все нормально. А потом ребенок становится неуправляем, отказывается слушаться взрослых, а порой перестает говорить вообще.
К сожалению, бывают случаи, когда родители все-таки не прислушиваются к рекомендациям и интеллектуально перегружают детей. Дети выпадают из общественной жизни, переводятся на домашнее обучение, часто получают серьезную терапию психотропными препаратами…»
Мнение психолога Анны Клыковой (к сожалению страница-источник статьи прекратила свое существование):
«…Обратите внимание, что при обучении чтению, математике и энциклопедическим знаниям ребенок занимает сугубо пассивную позицию (сидит и созерцает активную маму и быстро сменяющиеся карточки), что не характерно для здорового ребенка.
Методика обучения построена на мелькании карточек перед глазами ребенка. Доман считает, что именно в таком темпе человек лучше воспринимает информацию…
Методика опирается на способность маленького ребенка запомнить большой объем информации. Предполагается, что ребенок, получив колоссальный объем информации (я даже не стала подсчитывать количество задействованных в методике карточек – оно огромно), будет способен впоследствии этой информацией пользоваться. И это обеспечит ему преимущество перед теми, кого не обучали по этой методике. На практике этого не происходит. Ребенок или просто ничего не помнит, или не пользуется этой информацией…..»
Мнение Марины Степановой, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН:
«…Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение…
….Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница…»
Мнение О.В. Хухлаевой – профессора, кандидата психологических наук, доктора педагогических наук, руководителя психологической службы НОУ «Ломоносовская школа»:
«… два (на самом деле больше) подводных камня, на которые можно налететь.
Первый обусловлен наличием функциональной асимметрии мозга, т.е. разными функциями, которые выполняют левое и правое полушария. Традиционное раннее обучение актуализирует в основном левое полушарие. Не вдаваясь в подробности, скажем, что есть шанс переутомить ребенка или вырастить из него «несозидателя», т. е. человека, не умеющего создать собственный творческий продукт.
Второй – это лишение ребенка, активно включенного в обучение, времени, которое ему требуется для его естественного развития, необходимого для формирования активности, инициативности, личностных характеристик и т. п. С последствиями выбора такого пути родители столкнутся уже в начальной школе, а в подростковом возрасте придется бить тревогу. Серьезные трудности в общении, неуверенность в себе, в особенности у мальчиков, безволие – эти и многие другие беды ждут таких детей.
Мое любимое слово – гармония. Поэтому давайте позволим ребенку гармонично развивать тело и душу. Логику и интуицию. Эмоции и разум. Тогда он обязательно будет счастлив…»
Мнение Т.В. Вымекаевой кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии развития Сургутского государственного университета:
«…С проблемами перегрузок у младенцев и детей раннего возраста мы, психологи, сталкиваемся достаточно часто. Это очень опасный возраст из-за огромного потенциала «впитываемости» всего, что ребенку предлагается. У взрослых возникает великий соблазн «закачать» в принимающую систему как можно больше информации, не задавая себе вопрос: ЗАЧЕМ?. Оканчивается это, как минимум неврозами и психосоматическими расстройствами, а как максимум – психическими заболеваниями, ве дущими к серьезной задержке психиче ского развития на всю жизнь. Иногда создается ощущение, что из благих намерений родители (иногда педагоги) пытаются напичкать ребенка всем, что якобы может в жизни пригодиться. Но любое средство хорошо, когда на него есть жизненный запрос. А стратегия «про запас» напоминает «скупого рыцаря», который над своими сокровищами так и умер, не поняв, зачем они ему были нужны. Берегите своих детей от такой судьбы!…»
Мнение дефектолога и логопеда Полины Львовны, взято с форума Дискуссионного Клуба Русского Медицинского Сервера:
«…При раннем обучении чтению и письму непомерно эксплуатируется лобная зона, причем в ущерб всем остальным. В результате получаем » тепличных» детей…
…С точки зрения нейропсихологии, в первые годы жизни более активно развивается правое полушарие коры головного мозга, которое ответственно за развитие эмоций, воображения, творчества. Ранняя стимуляция левого полушария (навыки чтения и счета), ответственного за развитие формально-логических функций приводит к тому, что у детей, наблюдались трудности в общении, ограниченность воображения (много знают, но мало умеют)…
..из зарубежных данных: «Тепличное воспитание» является результатом деятельности взрослых, принуждающих ребенка приобретать знания, адекватными для более поздних стадиях развития. При этом у детей на фоне развития потребности к новой информации угасает интерес к общению и исследованию реального мира. Давая знания в готовом и условно-формальном виде мы тем самым подрубаем корни для их дальнейшего развития, лишаем их полноты эмоциональных впечатлений, не даем им возможности самим исследовать, творить и решать проблемы в постоянно изменяющихся условиях.
В качестве альтернативы такому воспитанию родителям предлагается обеспечить детям обогащенную среду и социальную поддержку, что позволяет детям получать представления о окружающем мире с помощью собственного сенсорного опыта, развивать когнитивные возможности и умение принимать самостоятельные решения.
Sigel, 1987 г. об исследованиях и наблюдениях, посвященных результатам обучения детей по стимулирующим программам, созданным на основе программы Глена Домана «Better Baby Program»…Статья о эксплуатации лобных долей не популярная, это выводы сделанные ведущими учеными, специалистами по раннему развитию на основании наблюдения за развитием т.н. «тепличных детей».
Приведу цитату:
«Снимая урожай раннего развития «тепличных детей»мы подрубаем их корни для дальнейшего развития,и лишаем их полноты эмоциональных впечатлений, у детей не только не хватает времени для игру них развивается неукротимая жажда достижений и угасает интерес и способность к неформальному общению… Выход видится в создании обогащенной развивающей предметной среды и социальной поддержки… Родители должны поощрять детей в приобретении социальных знаний, развитии ясной и устойчивой Я-концепции и в формировании позитивных взаимоотношений с другими людьми» (Sigel, 1987)
С тех пор прошло много времени, и потеряв популярность за рубежом, эти методики стали активно пропагандироваться у нас…
…Я считаю вредным использовать методику раннего обучения, не учитывающего последовательность созревания зон головного мозга и развивающего символические функции (цифры, буквы) в ущерб деятельности. Все это и случается у тех, кто полностью следует методике Глена Домана. Придумала это не я. Есть наблюдения по развитию уже взрослых людей, которые в детстве обучались по этой методике.»
К сожалению, формализованных мнений специалистов, по многим интересующим меня, вопросам использования методики Домана мне не удалось найти. Но в открытом доступе многочисленные обзоры родителей, как противников, так и приверженцев методики. И главное не ошибиться с выбором лагеря к которому собираетесь примкнуть. Я для себя решила, что методика Домана в полной версии наносит значительный вред. Родителей же, которые являются приверженцами теории, я считаю людьми, либо заблуждающимися в эффективности методики либо неспособными признавать собственные ошибки.
Признаться, я также как и многие родители не смогла устоять против рекламных обещаний сделать моего ребенка гением, в крайнем случае эрудитом. Примерно с 3-х месяцев до последнего времени (8-ти месяцев) я регулярно демонстрировала Яне карточки с картинками и словами — 3 раза в день около 30 карточек, как завещал дедушка Доман. Сказать, что это дало какой-нибудь эффект я не могу. Развитие Яны идет без особых скачков и достаточно близко к среднему графику развития указанному в книгах.
Как я уже писала множество мнений и исследований специалистов данной методики не так много как хотелось бы, но многие родители, разобравшись с сомнительной эффективностью методики Домана, посчитали своим долгом донести эту информацию для остальных:
Во многих статьях об эффективности методики Домана приводятся аргументы в пользу развития правого полушария и многие мамы начинают этим целенаправленно заниматься. Упражнения на развитие памяти «Бит интеллекта» сравнивают с методикой Макото Шичида, которая направлена на развитие правого полушария. По мнению специалистов, односложные занятия на механическое развитие одного навыка (в случае с «Битом интеллекта» Домана это механическая прокачка памяти) или занятия несоответствующие возрасту могут привести к множеству проблем и стоит 100 раз подумать прежде чем начать использовать эти занятия. Чрезмерная прокачка занятиями одной зоны мозга повлечет помехи развития других зон. Особо продвинутые мамы пытаются сделать из своих малышей левшей, чтобы максимально развить творческие способности. Они не учитывают, что прибавляя творческие способности ребенку, не уделяют должного внимания развитию логики. К тому же учеными доказана врожденная предрасположенность к использованию левой или правой руки.
Принимая во внимание, приведенные аргументы против применения методики Домана, речь о целесообразности её применения идти не может. Специалисты сходятся в едином мнении, что развитие детей должно быть гармоничным, а значит естественным, без злоупотребления методиками раннего развития! В то же время массовость рекламных акций производителей дидактических материалов поражает своими масштабами. Большое количество родителей использует методику развития Домана в данный момент времени, многие уже разочаровались. И самое грустное, огромное количество родителей, применяющих методику, считают что залогом успеха развития их малыша является использование этой методики. Такие родители, как правило, критикуют других, которые не добились блестящих результатов в её применении, т.е. они продолжают заблуждаться относительно эффективности и безопасности этой методики для развития детей.
Так как дискуссия оказалась достаточно острой, я посчитала себя обязанной расставить все точки над Й. В результате получилась статья с перечислением доказанных фактов вреда при применении методики Домана и других: Вред раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития).
Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте.
Ссылки по теме:
Познавательные игры с карточками для самых маленьких | |
«После трех уже поздно» — ошибочные выводы 60-х годов! (видео доклад Марьяны Михайловны Безруких — профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования) | |
О методике раннего развития М.Шичиды; | |
О методике раннего развития Марии Монтессори в домашних условиях; | |
Как развивать ребенка одного года | |
Полный каталог моих статей |
Запись опубликована 16.02.2014 автором Мама зануда 63 240337
Методика Домана целесообразность применения : 63 комментария
Я сначала с энтузиазмом отнесся к данной методике, но так как ребенок у меня здоровый, я взял только частичные моменты для воспитания. Тренировки вестибулярного аппарата и «ползалка» (с 3-4 месяцев), до года у ребенка в спальне постоянно играла классическая музыка, вечером без чтения книг спать не хочет. Сейчас (4 года) играет в лего для 5-6 лет, очень тщательно собирает апликации, мелкая моторика отличная просто, мозаики обожает, спокойно собирает огромные пазлы, на каруселях катается как космонавт. Но чтению и счету я не учил, согласен что это перегруз и не для русского языка. В будущем обязательно научу программировать и думаю в начальных классах освоим лего механикс. Самое главное не оставлять ребенка на откуп телевизору.
К любой методике необходимо подходить разумно! Я работаю логопедом с детьми, у которых обнаруживаются разные нарушения (речевые, интеллектуальные, физические). Методику Домана мы используем для неговорящих детей, у которых не нарушен артикуляционный аппарат и речевые центры в головном мозге, которые могут говорить. При использовании данной методики ОБЯЗАТЕЛЬНО применение наушников, карточки должны сопровождаться правильным произношением названий.
Эта методика используется для того, чтобы запустить речь и расширить словарный запас. Работает на ура! Если использовать ее правильно. Не «говорящие» дети нашего центра начинают говорить, после чего мы работаем над экспрессивной и импрессивной речью.
Юлия, а применяются ли у вас для развития изнурительные физические упражнения в соответствии с методикой? Если нет, то у вас происходит использование не методики, а отдельных ее элементов причем специфическое.
Абсолютно бездарная статейка, пишет человек который не изучил тему. Хотя утверждает что всё изучено. Изначально метод создавался для детей с повреждениями мозга. Он и помогает именно им. Что касается «Ваш ребёнок гений» это уже более поздний вариант. Так что родители деток с ДЦП и аутизмом можете не сомневаться и применять метод. Если Вы не ленивы и реально хотите помогать развиваться своему ребёнку каждый день, это то что Вам нужно. Я для восстановления своего ребёнка очень многое применяю из этого метода. Знаю достаточно большое количество деток, которым при помощи этого метода очень качественно получилось сформировать связи. Метод подходит да же для очень сложных малышей, которым в силу анамнеза многое нельзя из классических методов. О неэффективности может писать только та мама, у которой ребёночек здоров. И слава Богу. Здоровым действительно не надо его применять. Просто нет смысла. А вот особятам очень рекомендую.
Оксана, интересно зачем вы комментируете статью, которую не читали? Почитайте, подумайте, сформулируйте мысль (не спешите, если что-то не дошло, перечитайте) и уже потом welcome в комментарии. 🙂 Обязательно предметно пообщаемся.
Я внимательно ознакомилась с информацией. Привычка читать внимательно и делать выводы. Метод Домана для особят, особенно сложных очень хороший. В принципе это всё, что я хотела бы прокомментировать. Это важно, не для Вас конечно, для них. Вы не смогли, к сожалению, даже грамотно объяснить читателю как и кем был создан метод. Из чего делаю свой вывод, Вы плохо изучали тему. Остальное вообще «вилами по воде». Я что бы начать применять этот метод очень много времени посвятила этому вопросу. У меня уже просто не было выбора. У Вас он есть, поэтому подход не такой тщательный. Но это детали. В любом случае спасибо Вам за проделанную работу и отрицательный отзыв о методе, их не так уж и много, но такие отзывы и выводы как Ваш то же имеют место быть:)
Оксана, спасибо за то, что обратили мое внимание на эту статью. Перечитала и обнаружила, что в ней пропущена информация, которую думала добавляла к статье и которая важна для тех, кто собирается использовать методику:
Про методику Домана в свое время в США вышло >5 официальных предупреждений о её неэффективности на государственном уровне. Эти публикации говорят о том, что методика является коммерческим, широко разрекламированным проектом, который забирает кучу денег у родителей, но далеко не эффективен.
Слухи об эффективности возникли по той причине, что родители, которые занимались по этой методике сравнивали результаты с результатами развития сложных детей, с результатами детей которыми вообще не занимались. Понятно, что при таких условиях дети, которым уделяли внимание развивались лучше.
А из статьи, можно понять если, конечно, захотеть, что данная методика предполагает физ.нагрузки и визуальные нагрузки карточками и по большому счету, все! А ведь есть еще куча всего, что обходится методикой стороной, но должно использоваться для развития с самого раннего возраста: разнообразное сенсорное (тактильное, слуховое, визуальное и т.п.), эмоциональное взаимодействие с ребенком. Да и физические упражнения могут быть гораздо более разнообразней, чем предлагает Доман. Я уж молчу о том, что чрезмерные физические нагрузки будут излишне нагружать психику ребенка с раннего возраста, внося при этом большое количество отрицательного эффекта от занятий. По этой причине следует присмотреться к разработкам современных методистов, учитывающие открытия в области возрастной психологии и физиологии последний десятилетий, а не к этой сомнительной методике прошлого века.
Если Вам интересен современный взгляд на развитие детей с особенностями рекомендую почитать и пообщаться с Жияновой Полиной Львовной на русмедсервере. Она безвозмездно отвечает на вопросы в этой ветке. У нее большой опыт, специальное образование и методическая подготовка по развитию детей с особенностями. Именно с ее слов я узнала о том, что методика Домана неэффективна, а уже позже нашла информацию о предупреждениях от правительства США.
Миром правят те, кто умеет его анализировать. А Вы делаете выводы о тексте по одной фразе, об авторе текста по одной статье … Продолжите мысль сами )))
Умничка! С ума сошли родители под влияниями гейтсов-грефов об управлении миром! Каждый ребёнок, сообразно природе, должен развиваться без вредоносного внедрения в его организм, психику.
Честно говоря, не очень понимаю, как эту методику можно применять для обучения русскому чтению. В английском языке обучение изначально идет целым словом. Там имеет смысл показывать карточку и называть предмет. Даже так скажу по-другому и не научишь. А русское слово состоит из слогов, у нас прослеживается буквослагательный принцип, поэтому проще объяснить мучительно перетекание согласного в гласный, чем показывать длинные слова. Не согласны?
Мама зануда, вопрос о естесственности тоже очень спорный. У человеческих детенышей, родившихся в юрте и у младенцев тропиков совершенно иные представления об естесственносии или необходимости определенных навыков. Минус образовательной системы,на мой взгляд, в том, что кто-то решил,что все дети в этот момент должны изучать именно это. Не учитываются личные предпочтения и уровень развития. Я тоже против домашнего обучения, даже самые маленькие дети,на мой взгляд,нуждаются с общении с другими детьми,совершенно разных возрастов. Но речь не идет о группе 20 человек.
Криси, Вы, видимо, неправильно меня поняли. Я «за» индивидуальное воспитание и обучение, но с правильным подходом! Думаю любая современная мама знает важность социализации и при выборе индивидуального подхода обязательно позаботится о том чтобы у малыша были сверстники с которыми он может регулярно общаться. Если бы была у меня такая возможность большая вероятность, что я бы ей воспользовалась ).
Различие в географическом положении не дает утверждать, что плавание естественный вид занятия для человека. В соответствии с приспособленностью к жизни в определённой среде среди млекопитающих выделяют следующие адаптивные типы: наземные, подземные, водные, древесные и летающие формы (еще есть переходные группы). И человек относится к наземному типа вне зависимости от широт. Нет такой широты, где люди вынуждены регулярно хоть сколько-нибудь времени проводить в воде. А вот чувство опасности от воды вполне естественно и я склоняюсь, что именно генетическая память об опасности доставляет столько слез при водных процедурах. Когда малыш подрастает, то полученные о воде знания вытесняют бессознательные страхи основанные на генетической памяти и купание становится приятным процессом.
И кстати, особенности физиологии все-таки зависят в какой-то степени зависят от географии — младенцам в тропиках нужно совершенно другое количество того же витамина Д и предполагаю что существуют и другие различия.
Мама зануда, страх у ребенка, когда он находится в воде — о каком возрасте идет речь?
На данный момент речь идет не о конкретном ребенке, а о грудничковом плавании и рассматриваемый возраст соответственно грудничковый.
П.С. позже весь оффтоп будет перенесён в соответствующие темы.
Ольга, действительно, нет никакого смысла насильно пичкать знаниями ребенка, которого отдадут в обыкновенную школу. Разница между «своевременностью» и ее противоположностью субъективна. Большинство людей доверяют программам детских садов, так так,видимо,плохо представляют себе, насколько ограниченно она приводится в реальной ситуации.
Методики раннего развития направлены на расширение кругозора ребенка и удовлетворении и поддерживании врожденной любознательности (Монтессори). Это альтернативный взгляд,в сравнении с садами-пережитками коммунизма. Попытка выявить истинные нужды ребенка,развить индивидуальность, а не шаблонность и бездумное послушание.
Выбор приходит с практикой 🙂 Кстати, я тоже со многим не согласна у Домана, но это не делает меня его ярым ненавистником. Конечно, динамическая гимнастика-это явно не для всех, но, например, умеренное ползание, раннее плавание и обучение знакам выглядят лично для меня интересными решения, так как очевидна дальнейшая польза данных умений.
Что еще хотелось бы добавить относительно мнений экспертов. Моими преподавателями в университете были сплошь доктора и кандидаты.Психолог,имеющий докторскую степень,не считал зазорным унизить студентов,что говорит о проф непригодности.Ученая степень,тем более теоретика-это далеко не последняя инстанция,может,он и ребенка в глаза не видел.У педагов, логопедов и психологов классическая база.Часто мнение педагога о выборе и подаче материала консервативно,субъективно и подается как непреложная истина. Вот почему так много времени специалистов бездумно продолжают традиции воспитания,даже не попробовав алттернативные методы обучения.
Криси, тогда у нас и школа тоже далека от «идеала». И вообще вся система, получается, несовершенна. А знаете, я в стиле хозяйки сайта, хочу пойти против стереотипов и заступиться за детский сад. Вполне все там нормально. И опять же, пресловутый человеческий фактор играет главную роль. Нормальные занятия, по возрасту. Можно их проводить формально, а можно с интересом. И классические занятия это не есть плохо. Монтессори — это конечно хорошо, но детям в обществе жить и идеалы у всех свои. А опекать свое чадо и оберегать от всего всю жизнь не получится. И надо уметь приспосабливаться жить среди людей, «социализироваться».
Кстати, раннее плавание весьма сомнительный элемент развития (особенно в первые месяцы жизни). Даже ужасно-травмирующий порой. Советую изучить этот вопрос прежде чем начинать.
Еще один аргумент за детский сад — если человек генетически нормален, никакой детский сад его не испортит. Почти все советские дети выросли с раннего возраста в детском саду, от чего не перестали быть нешаблонно мыслящими людьми (к коим я и себя отношу). И строем всю жизнь не ходят. Так что дело явно в другом. Что вообще подвергает сомнению современные развивающе теории. Сейчас если ты с ребенком не занимаешься по теориям и вообще не занимаешься «ранним развитием» в тебя чуть ли не пальцем тыкают, настолько это вошло в головы современных мам. А в результате ребенок всё равно впитает то, что видит в своем окружении. Яблоко от яблони.
Мама зануда, наверное, я слишком резко выступила против школ и детских садов, но подчеркну, что ето только мое личное мнение. Ольга, Вас я также не хотела задеть своим мнением относительно системы образования. Но недовольство школами и садами никак не связано с гипероперкой.
Проработав в детском центре, а также в детском саду, с ужасом признала, что детям 2х лет не составляет труда выучить алфавит (они сами просили читать азбуку и рассматривали картинки), никто их насильно не заставлял. А дети 6 лет смотрели на меня очень странно, когда, заменяя их педагога, я предложила им подписать свои рисунки.Многие даже не знали букв своих имен. Конечно, ето частный случай, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в группе 20 человек внимание уделяется явно не всем, а дисциплину просто невозможно поддерживать «гуманными» методами.
Мама зануда, как говорилось в Вашей статье, чтение (и счет) по методике Домана является запоминанием картинок (именно так ребенок воспринимает слова и цифры). Так что мнение о вреде подаваемого материала необосновано.
Главное условие всех методик раннего развития-ребенку должно нравиться. И Доман особенно подчеркивал, что занятия нужно заканчивать всегда чуть раньше, чем хотелось бы ребенку, чтобы поддерживать его интерес. Я «за» методики раннего развития, но необходимо разработать собственный «симбиоз», так как ни одна методика лично для меня не является полноценной, это и нормально, так как каждый из ее создателей преследовал свои цели.
Кстати, целью Домана было выявить максимальные возможности человека. Он показывает, чего и как можно добиться, но это не значит, что именно Вам все это нужно.
Как раз я и пыталась обратить Ваше внимание на то, что вряд ли можно перегрузить младенца информацией, которую он воспримет, как картинку.
Интересна Ваша комбинация методик раннего развития. Была бы Вам признательна,если бы Вы поделились своими наработками.
Как раз в процессе подготовки ряд постов о наших развивающих играх и занятиях, потому что я начала видеть отдачу от занятий с дочкой и теперь уже это будут посты обоснованные личным опытом, а не голая теория.
И как это не парадоксально готовлю посты о правильных занятиях по картинкам, в том числе по Доману ( если уж кто-то решил заниматься пусть делают это правильно) и самые интересные игровые.
Из готового материала мое мнение указано в постах: https://mamazanuda.ru/%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c-%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%b0-1-%d0%b3%d0%be%d0%b4/ и https://mamazanuda.ru/%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%b4-%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b5%d0%b3%d0%be-%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f/
Очень понравился ваш сайт. Ваши доводы я нахожу разумными. Были интуитивные сомнения (кстати, ни у меня одной). Большой вопрос: зачем? Научится ребенок читать в три года и что? Единственный момент, если ребенок сам хочет научиться и проявляет явный интерес (вариант: гений Ломоносов, который за обозом в Москву пришел — жажда знаний :)). Но я таких не встречала, потому что это редко. Примеры с супер-развитыми детьми, которые в пять лет знают кучу языков, и читают, и пишут и т.д. ни о чем не говорят, кроме понтов родителей этих детей. Ибо разницу между «развитым» ребенком и тем, кто научился читать в 7 лет, в 20 можно и не заметить. Неизвестно, каков был бы выбор ребенка, будь у него выбор. До всего нужно дозреть, и морально и физически. Здравый смысл никто не отменял. Единственный критерий, это кто из этого ребенка вырастет в итоге. А вот здесь у меня уже много личных примеров взрослых людей, которых в детстве дрючили «развитием». Умные, но есть в человеке при этом какая-то «долбанутость».
И я добавлю свое мнения, кстати, впервые на подобном сайте.
Уважаемая мама Зануда, стала читать ваш сайт только потому, что вы описали почему вы зануда и я увидела себя (пеленки, голопопость)),сама готовлю прикорм и пр.). А вот в вопросе Домановской методики мы разошлись во мнениях.
Я не фанатично с рождения делала упражнения по его методике. И в наши 7,5 мес. с весом в 11.5 кг мальчик очень подвижный, активный, интересующийся. Врачи предрекали «колбасу» в связи с сильными набором веса. Массаж прошли только 1 курс (поэтому двигат.активность обосновывать им не считаю актуальным).
При этом папа ребенка был ленивый, ползать не любил, сел ок.8 мес. Я тоже не отличалась активность. (Ремарка о наследственности, т.к. считаю, что часто это влияет).
А вот наша родственница в свои 6 мес. не ползает, с трудом переворачивается, мало держит торс на руках находясь на животе, о другом и речи не идет. При этом по заверению врачей очень здоровый ребенок, по шкале Апгар 10 баллов, кстати.
Мы видим разницу в интересах детей-не нужно ей ползти к игрушкам, не интересно ей пощупать розетки и провода и пр.
А я считаю, что только от познания будет развит ум, интеллект, смекалка ребенка.
Читать по Доману учить не буду, а вот карточки с картинками показывать начала. Ребенок проявляет к ним интерес. Показываю не все из наборов, а только то, с чем ребенок может встретиться в окружающем мире (например, тигр, без разновидностей уссурийс., бенгальск).
И согласна с девочками, которые писали, что просто нужно заниматься своими детьми, самое важное контакт, а уж методику не принципиально какую выбирать.
И по поводу лобных долей:муж начал говорить в 6 месяцев, еще не сидел сам, к году дикламировал стихи. Читать начал рано. Его мама не знала никаких методик-а просто много с ним говорила и бабушки активно играли,а не оставляли его одного в кроватке. И здоровый мужчина, скажу я вам, вырос!
И самое главное: ЛИШЬ БЫ ДЕТКИ БЫЛИ ЗДОРОВЫМИ! И вам того-же)))!
все хорошо в меру. мы занимались по Доману сначала прям фанатично, вскоре в сильно усеченном варианте (т.к. готовить все материалы и их демонстрировать именно «по-домански» — нереально) и в итоге без особых усилий (ну вот правда, макс 10 мин в день занимали «показы» карточек) сын к 2м годам вышел в чтение (именно чтение любых слов, с полным пониманием (если оно ему уже по жизни знакомо), а не «запоминание вместо чтения».
я очень даже разделяю ваше волнение, т.к. и правда лонгитюдных нормальных исследований нет (да и невозможно провести), а потому и research по эффективности мы вряд ли увидим. и да, встречала (виртуально) множество излишне сфокусированных на РР мамочек. вот это перебор…
я лишь могу сказать, что раннее чтение открыло моему ребенку еще один канал восприятия мира: там где обычный двухлетка пройдет мимо, наш прочтет название станции метро, название продукта в магазине, сам прочтет и запомнит стихотворение в книге.
я не утверждаю, что это (раннее чтение/математика/ЭЗ) обязательно каждому ребенку, но в вашей статье серьезных аргументов против не увидела.
Ольга, про «запоминание вместо чтения» я больше склонна доверять специалистам, так как мы-мамы склонны преувеличивать достижения своих малышей, а порой нам кажется большее, чем есть на самом деле.
Вред раннего чтения/математики/ЭЗ в этой статье я затронула вскользь — для меня самой это было открытием (а это как выяснилось описано во многих учебниках по нейрофизиологии и является фактом), поэтому планирую подробную статью написать об этом.
Екатерина, к сожалению я не имею личного опыта, чтобы высказать свое «за» или «против», но тема меня заинтересовала, не могу пройти мимо 🙂 Перед глазами есть пример девочки, которую развивали по разным методикам, в том числе использовали карточки Домана. Все с ней в порядке, ребенок хорошо развит, но вы правы — это была не полная версия, а упрощенный вариант. Интересные факты приведены в этой статье. Прослеживается авторская позиция, которую я считаю разумной — не стоит слепо и в точности следовать какой либо развивающей методике, что-то можно применить, от чего-то следует отказаться в пользу естественного развития малыша. Я правильно поняла основную мысль? 🙂
Елена, Вы меня абсолютно правильно поняли — на данный момент не доказана эффективность, а самое главное БЕЗВРЕДНОСТЬ ни одной из методик раннего развития. Поэтому применять в целом любую из них вообще глупо, а частично, конечно, же нужно, но с разумным подходом ).
Я «за» методику Домана, потому что применила ее на практике для своей 8мимесячной дочери.
Статья несколько категорична и однобока, поскольку не учла положительный опыт мам от применения методики Домана. А общая повальная проблема мам-зануд в том, что зацикливаются на одной методике и ставят обучение превыше ребенка.
Я с дочкой применяла многие программы раннего развития и не учитывала мнения «горе-специалистов», а руководствовалась исключительно своим здравомыслием. Очевидно без всяких ученых, что динамическая гимнастика — это бред и вред, показывание карточек по миллион раз тоже. Я выбрала для себя свой ритм обучения, исходя из возраста и потребностей моего малыша и занималась. При этом мы занималась многими другими играми и проводили на улице по 5-6 часов ежедневно.
Сейчас дочке 5,5 лет. Она развита не по годам — это отмечают и воспитатели, и другие мамы, и все, кто с ней знаком. Говорит свободно на 2-х языках, немного на третьем: играет на ф-но, умеет читать на одном языке, умеет писать на 2х языках, знает счет и простую математику на трех языках, любопытная, любознательная, спортивная, гибкая как в мышлении, так и в теле. Безусловно, можно сказать, что родилась такой. Но я убеждена, что развивающие программы сыграли свою роль. Единственный секрет — нет фанатизму.
«А общая повальная проблема мам-зануд в том, что зацикливаются на одной методике и ставят обучение превыше ребенка» — если Вы заметили, то я нисколько не зациклена на этой методике, как раз наоборот ).
Про «положительный» опыт в статье есть несколько слов, Вы вероятно им не придали значение, я приведу их тут: «Надо отметить, что компетентных отзывов раз, два и обчелся, зато отзывов родителей, которые уверены что их ребенок достиг определенного уровня развития благодаря методике Домана неимоверное количество. Специалисты по этому поводу дают однозначный ответ — родители недооценивают интеллектуальные возможности своих детей и уровень развития их ребенка был бы не хуже и без использования данной методики. «. Про категоричность претензии не по адресу, я просто привела мнения специалистов из области нейрофизиологии и психологии и все Ваши претензии значит к ним. Кстати, сам Гленн Доман не был нейрофизиологом — это опечатка одной из газет, он был врачем-физиотерапевтом, а это большая разница.
«умеет читать на одном языке, умеет писать на 2х языках»
Видимо то что на втором языке пишет — не может прочитать 🙂
Мама, будем реалистками, есть много занятий с ребенком, которые при их НЕСВОЕВРЕМЕННОМ использовании могут навести вред. «Результаты будут. ни одна из методик, поверьте не основана на пустом месте» — согласна, но результаты могут быть самыми разными, в том числе негативными! Именно поэтому я так внимательно отношусь к использованию методик.
Согласна с тем, что плохие результаты формирует сама мама, а не методика.
Кристина, я вовсе не считаю что «плохие результаты формирует сама мама, а не методика.», перечитайте мой коммент внимательней. И если уж на то пошло ИМХО, качественно проработанная методика, которой можно доверять, должна содержать инструкции, в которых должны быть описаны все важные моменты — интенсивность, регулярность, количество уделяемого времени и другие условия в том числе возможный вред при использовании методики. И еще гораздо лучше вообще не использовать методики, чем использовать неправильные методики или использовать их неправильно.
Я прошу прощения, а как диагностируется преждевременное развитие лобной зоны мозга? Можете кинуть ссылку на исследования детей раннего возраста (не мнения, а результаты исследований), где это четко прописано? Каковы критерии или симптомы преждевременного созревания лобных долей? Или как отличить, например математические или лингвистические задатки ребенка от последствий преждевременного развития лобных долей? Я погуглила, статьи о нейрофизиологии лобных долей у детей школьного возраста, обучающиеся по школьной программе в основном касаются НЕЗРЕЛОСТИ разных центров этой области мозга у детей с неуспеваемостью и другими трудностями обучения. А из бытовых наблюдений я не замечаю особой социализированности и эмоциональной зрелости, равно как и творческой выразительности у современных дошколят, торчащих у телевизора с мультиками, игрушками в планшетах, но да, освобожденных от «вредоносных» методик.
Аля, я не нейрофизиолог и вообще не врач, чтобы отвечать на такие вопросы. Я выложила мнение одного из специалистов и если Вы «погуглили», то наверняка, обнаружили, что нейрофизиологи сходятся в этом мнении насчет негативного влияния ранних чтения и счета на развитие мозга.
Для меня, как для мамы, это очень важная информация и я думаю она должна быть известна мамам, которые принимают решение занимаются ранним чтением и счетом! Что касается злоупотребления родителями в воспитании детей использования телевизора и другой техники то этот вопрос не имеет никакой связи с обсуждаемой темой и я нигде не упомянула об их пользе. Если Вы считаете, что телевизор и планшеты единственная альтернатива использованию методик, то ошибаетесь.
Я согласна с тем,что вред приносит именно злоупотребление без учета настроения и потребностей малыша. Я сама показываю своему ребенку карточки со словами. Но не с рождения,а с двух лет (так получилось). Начали мы это дело,когда она сама стала пытаться соединять буквы в слоги. Это было около полутора месяцев назад. Конечно,при этом мы занимаемся и формами,и цветами,и животными..да и поиграть времени у нее достаточно. Просто все надо делать с умом,без фанатизма.
На счет методики чисто — Домана. Ау! Она для особых детей! Разумеется, чтоб особого ребенка подтянуть на нужный уровень, его нужно заставлять работать. Таких деток нельзя жалеть, иначе результата в их развитии не будет. Поэтому и задания для них сложные, чтоб тянуть в обучении.
Но, у вас же нормальные детки. Поэтому чистую методику Домана никто не применяет. Это даже глупо (простите меня за это, закидайте тапками). Зачем ребенка заставлять много ползать, если у него все в порядке с двигательной системой? Поползали немного и хватит. Всего остального то же касается. Ну да, во время занятий детки выглядят не так красиво, как на фото. Но, у меня дочь уже в месяц уверенно голову смогла держать. И не пару минут. Соответственно кругозор расширился. Что в этом плохого? Врачи единогласно на комиссии сказали НИЧЕГО.
На счет лобных долей… Если у мамы стоит цель сделать из ребенка — гения, то тут хоть что сделай, хоть каких авторов и ученых ей приводи в пример. Бесполезно. Это амбиции. А если мама адекватна, то не будет она целыми днями ребенка своего только по чтению и математике гонять. Все равно будет и петь, в свое время рисовать станут. так что у ребенка явно будет развитие идти гармонично. Да и физиологические особенности возраста, волнообразное внимание — их еще никто не отменял. Я, честно, пока вы не сказали, даже о лобных долях и не задумывалась. Играла и играла с ребенком. Так что, меня данный вопрос не волновал и не волнует. И, судя по комментирующим мамам, их тоже не шибко интересует данный вопрос.
Как и в предыдущем посту еще раз конкретно выражу свою мысль: Доман — для «особых» деток с нарушениями. У кого здоровые детки — включайте головы и оставляйте амбиции. Дети-не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите. Тогда и проблем с лобными долями, перегрузами, нервными засыпаниями не будет. Так как если ребенок берет ровно столько, сколько ему надо в данный момент, то он счастлив. А если дает мама, столько-сколько запланировала, то это уже ее проблема.
Кристина, с нецелесообразностью использования методики Домана для здоровых детишек Вы оказывается согласны ;). Хотя отмечу, что Американская академия педиатрии 5 раз публиковала предупреждение о неэффективности методики Домана именно в адрес родителей особых деток.
А вот про ВАЖНОСТЬ СВОЕВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И СЧЕТУ услышать не хотите. «А если мама адекватна, то не будет она целыми днями ребенка своего только по чтению и математике гонять.» — если мама будет регулярно заниматься с ребенком чтением то в конечном итоге ребенок рано научится читать. С точки зрения нейрофизиологов НЕ ВАЖНО КОЛИЧЕСТВО УДЕЛЯЕМОГО ЗАНЯТИЯМ ВРЕМЕНИ важен факт СВОЕВРЕМЕННОГО обучения навыкам чтения и счета. «Включайте головы и оставляйте амбиции» — золотые слова! Кстати, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии БГПУ А.А. Давидович ответил на вопрос об исследованиях «Вопрос: Проводились ли исследования, позволяющие говорить о том, что у детей, которые обучаются, не имея функциональной готовности, нарушается фундаментальный блок регуляции уровня активности мозга? Ответ: К соответствующим выводам пришли учёные на основе нейрофизиологических исследований.» Вдогонку еще порция информации о вреде раннего развития по теме раннего развития авторства А.А. Давидович: «Как показывают результаты нейропсихологического занятия, говоря о развитии личности, следует учитывать две характеристики: 1) гетерохронность; 2) сенситивность. Речь идёт о важности своевременности в обучении, т.е. для того, чтобы функции появились, нужна зрелость нервной системы. Соответствующие мозговые структуры должны функционировать – только в этом случае возможно эффективное обучение чтению, письму, счёту.
А.Р. Лурия выделил три блока мозга:
1. Энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга.
2. Блок приёма, переработки и хранения информации.
3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
В результате проведённых исследований, установлено, что функциональные системы письма, чтения и счёта регулируются работой второго и третьего блоков мозга. Следовательно, если мы обучаем ребёнка в 1-3 года, когда сформирован только первый блок мозга, мы активизируем не готовые к обучению структуры (второй и третий блоки). В результате, происходит неадекватная энергетическая работа блоков мозга. Страдает вегетативная нервная система, эндокринная система и т.д.» Взято отсюда: http://dialog.bspu.unibel.by/?p=679#more-679
Насчет Домана это Вы ошибаетесь, сами книжку перечитайте и найдите место где она указывает кучу моментов, что его методика не работает и придумывает свою — очень похожую на расширенную школьную программу )). То что она начинала с методики Домана ни о чем не говорит. С неё сейчас вообще многие начинают и многие после этого становятся его противниками.