Праздное слово что это значит
Праздное слово
Хорошее слово такое – праздник. Радостное, с детства связанное со всякими приятными вещами: новогодней елкой, подарками, мандаринами, тортом со свечками… Короче, праздник, он и есть праздник. Но вот, придя в Церковь, я столкнулся с его употреблением в совсем непраздничном контексте, когда Христос говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»
Вот тут уже пришлось разбираться с этимологией слова «праздный». Я помнил из художественной литературы, что в старину на Руси беременных женщин называли «непраздными». Следовательно, праздная женщина, это которая небеременная. То есть не имеющая в себе плода. Примерно по такой схеме я рассуждал и применительно к выражению «праздное слово». Получается – это такое слово, за которым не стоит плод реального опыта, пережитого, вымученного, выстраданного в слезах и крови. Ну вот, к примеру, говорит человек, что нужно чистить по утрам зубы, потому что это полезно, правильно, и все такое прочее. А сам ни разу в жизни зубной щетки в руках не держал. Или говорит, что пить алкоголь – вредно. А сам каждый вечер опрокидывает пару-тройку рюмочек для тонуса перед сном. Праздное слово в моем понимании, это некая правильная сама по себе мысль, произнося которую, человек по сути, сам себя обличает. Ну правда, ведь знаешь же – как надо. Тогда почему сам не делаешь, как говоришь? Вот примерно так я это понимал.
Потом мне стали попадаться различные публикации, с толкованиями и разъяснениями этого евангельского места. И там было нечто иное, нежели у меня. Что-то о пустых словах, как о ненужных, глупых, скверных… Короче, обо всяком словесном мусоре. А о том, что я понял для себя когда-то, не было ничего и нигде. Я уже было огорчился, от того, что очередной придуманный мною велосипед снова оказался с квадратными колесами. Как вдруг случайно наткнулся на слова преподобного Симеона Нового Богослова, где святой говорит примерно о том же, что содержалось и в моих смутных догадках, только делает это уже вполне ясно и определенно. Хочу поделиться, очень уж эти его слова легли мне на душу:
«Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным (αργος — неделанным) должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и опытом познаем то, о чем говорим. Если я, не презревши славы мира сего и не отвергши ее от всей души, — учу других убегать ее, то не будет ли слово мое праздно, неделанно, пусто и не буду ли осужден я, как лживый? И опять, если я, не приявши с сознанием и чувством умной благодати Святого Духа, не сделавшись наученным от Бога чрез сию благодать и не сподобившись получить свыше слова премудрости и разума, без удержи устремлюсь истолковывать и изъяснять Божественные Писания и выступлю в чине учителя, вооружен будучи только одною внешнею мудростию, то оставит ли Господь это без обличения, не потребует ли отчета в сем от меня?»
Вот так. И никаких компромиссов. Поэтому, если я теперь и берусь говорить о вопросах веры, то стараюсь либо ссылаться на святоотеческие писания, либо говорю о том опыте, который у меня есть. Конечно, он весьма скудный, этот опыт. И состоит большей частью из ошибок, грехов, и преодоления их последствий. Но зато я точно знаю, что эти мои слова не праздные. И надеюсь, что на Суде Господь не спросит с меня отчета хотя бы за них.
Значение слова «праздный»
1. Устар. Никем или ничем не заполненный; пустой, порожний. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Пушкин, Царскосельская статуя. Когда Степан Степаныч ушел, он занял праздное место, чтоб находиться ближе к княгине. Лермонтов, Княгиня Лиговская. В поле не найдешь праздного клочка земли. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
2. Ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела. [Мать] презрительно отозвалась об этих охотах, особенно об уженье, называя его забавою людей праздных и пустых. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука. Он постоянно был погружен в работу, и никто не видел его праздным. Гладков, Энергия.
3. Не заполненный, не занятый делом, работой. Праздная жизнь. □ Наша продолжительная зима оставляет слишком много праздного времени в году поселянина. Чернышевский, Исследования о внутренних отношениях народной жизни. Евдокия Яковлевна растерянно взглянула на свои руки, праздные, без вязания, без тетрадки, без книги. Сафонов, Путешествие в чужую жизнь.
4. Порожденный бездельем, бесцельный, бесполезный, пустой. Праздная забава. Праздный разговор. □ Я, не без внутренней досады, должен был сознаться, что сделанный мною вопрос совершенно праздный и ни к чему не ведущий. Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы. Через несколько минут о событии уже знали на базаре, праздное любопытство было возбуждено. М. Горький, Городок Окуров.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Праздное любопытство. П. разговор. Праздная болтовня. || Тщетный, не имеющий шансов на успех, бесполезный. Праздные попытки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пра́здный
1. устар. не заполненный; пустой, порожний ◆ Когда Степан Степаныч ушёл, он занял праздное место, чтоб находиться ближе к княгине. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»
2. ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела ◆ Пустынно было в устье Быковки, тихо в посёлке ― сезон всюду кончился, всякий люд, как рабочий, так и праздный, покинул сии берега. Виктор Астафьев, «Зрячий посох», 1982 г. (цитата из НКРЯ)
3. не занятый, не заполненный делом, работой ◆ Он ведёт праздную жизнь.
4. порожденный бездельем, бесцельный, бесполезный, пустой ◆ Если с ним вступали в праздные разговоры, то он отвечал односложно и быстро уходил прочь, нахохлившись, как птица на холоде. Владимир Железников, «Чучело», 1981 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шестёрка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Праздные слова. За всякое праздное слово. От слов своих осудишься.
Говоря о том, что такое праздные слова, надо кое-что знать. Слова имеют огромное значение в нашей жизни.
Каждое слово имеет значение. Павел пишет, что «нет ни одного без значения». Слова, одинаковые по произношению, в разных языках могут означать разный смысл. Например, слово «бинт» сказанное в Англии означает «девушку». И если вы в английской аптеке будет просить бинт, не зная английского, то вас могут неправильно понять. Или русское слово «дед мороз» по-английски может звучать как «dead morose». И переводится «угрюмый мертвец». Американец или англичанин, слышащий, как дети радуются, произнося это слово, будут обескуражены.
Значение слова праздный.
Праздный – бездеятельный, не имеющий работы; ленивый, праздный, ничего не делающий; непроизводительный, безуспешный, бесплодный.
Словари русского языка приводят такое же значение. Здесь переводчики были точны.
Пустой, порожний, ничем не занятый, бездельный, не заполненный делом, работой, пустой, бессодержательный.
Это всё имеет отношение к значениям, доступным нашему разуму. Но давайте посмотрим, что Слово говорит нам о том, что такое праздные слова.
За всякое праздное слово.
Павел говорит, что исповедание Иисуса Господом приводит к спасению. И если в этом стихе говорится о суде, то значит, о суде Божьем. Поэтому ваши слова либо говорят о вашем спасении, либо об осуждении.
Используя значение слова «праздный» (бесплодный, безуспешный) можем увидеть, ЧТО именно подлежит Божьему суду, какие слова. То, чем наполнено сердце человека выходит наружу в форме слов. Нам может казаться, что мы достаточно святы и непорочны, но наши слова – это как индикатор. Испытайте себя. Посмотрите на то, что вы говорите, когда дело касается библейских истин. Именно поэтому ваши слова – это повод для вердикта суда.
Говорит ли кто, говори как слова Божии
Я имею в виду, что мы очень много говорим в своей жизни. Поем песни детям, говорим на работе. Это точно не имеет отношения к святой жизни, духовной жизни. И эти разговоры не приведут нас к осуждению. Потому что судимы мы будем ПО СЛОВУ, которое говорил Иисус. Наши слова будут СРАВНИВАТЬСЯ с Истиной.
ЕСЛИ НАШИ СЛОВА БУДУТ РАСХОДИТСЯ СО СЛОВАМИ ХРИСТА – это и будет поводом к судебному действию против нас. И справедливо обратное – говорит ли кто, говори как слова Божии. И в этом случае будешь оправдан.
Человек, использующий для своей жизни то, что распято Христом – греховное тело плоти – подлежит суду. Плотские помышления исходят из сердца. Если вы не умерли со Христом, то и жить не можете с Ним.
Праздность
И снова значение этого слова – в бездеятельности, бесполезности, бесплодности. Здесь не говорится о словах, поэтому мы не будем об этом много говорить.
Другие значения
Это же слово «праздный» в греческом тексте используется и в других местах, но с иным переводом на русский.
Но и это не является целью нашего рассуждения. Я это просто для полноты информации написал.
Что делать?
Это естественный вопрос. Потому что суть любого учения Иисуса Христа, суть действия благодати в том, чтобы научит нас КАК нам поступать правильно. Давайте посмотрим на духовные законы. Праздные слова выходят из нас от избытка сердца.
Другими словами – то, чем мы с вами наполняем сердце наше – то и выходит потом из наших уст. Думаю, что каждый из нас сталкивался с тем, что приходится слушать рассказы других людей о грехах. И перед вами стоит выбор – или соглашаться, «поддакивая», или отказаться в этом участвовать.
Я думаю, вы уже поняли, ЧТО именно надо делать. Не надо просить Бога избавить вас от этих людей, от этих слов. Потому что вы УЖЕ избавлены и сделаны совершенными. Надо просто ДЕЛАТЬ то, к чему вы призваны, а духовные законы произведут в вас всё, что необходимо по Слову Божьему.
Говорите так, как написано в Слове, не добавляйте и не убавляйте от него. Не подстраивайте его под «наши реалии». Исповедуйте свою веру и твердо держитесь своего исповедания. Не соглашайтесь с этим миром, но и обличайте. Не давайте места дьяволу, и вы будете насыщаться от плода уст своих.
Праздное слово
Мы говорим слова и считаем их безобидными. Слово вышло из нас и «растворилось» в воздухе. Казалось бы и все. И иногда легкомысленно разбрасываемся словами, даже не задумываясь, что произойдет дальше с ними и с теми, кто их произнес.
Не просто так появились народные пословицы, например:
Последняя пословица говорит о том, что за словом последует ответ, человек ответит за каждое слово, сказанное им.
Народная мудрость и пословицы являются доказательством истин, которые заложены в Библии относительно слов:
Иов.15:6 Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.
Пс.33:14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
Пс.51:4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он [у] [тебя], коварный!
Пс.58:8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», [думают они], «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.
Прит.25:15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
Не правда ли очень похожи: мудрость народная и Библейские истины? Поэтому надо быть очень осторожными в словах и понимать последствия наших слов. Тем более, что они не исчезают и как на магнитную ленту записываются в духовном мире. Слово Божье предупреждает, что Бог очень внимательно наблюдает за нашими словами:
Пришло время каждому человеку задуматься над тем, что мы говорим, т.к. за наши слова мы будем судимы в духовном мире, так же как и за поступки. Потому что там не исчезают ни слова, ни дела, все остается. И на суде будет показана всем «видеозапись» жизни подсудимого от рождения до земной смерти. И за слова тоже дадим ответ:
Матф.12:37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
В Библии есть понятие: «праздное слово». Оно как-то незаметно теряется в многообразии Божьих истин и часто остается в стороне от внимания христиан.
Давайте все же рассмотрим, что означает «праздное слово», т.к. последствия произнесения таких слов очень серьезные. Поэтому надо изучить, что они собой представляют, чтобы не допустить проблем в своей духовной жизни.
Библейское понятие «праздного слова» имеет очень широкие рамки и рассматривать его значение следует в контексте всего Писания и основного фрагмента, относящегося к этому термину:
Матф.12:
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а ХУЛА на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ.
34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ГОВОРЯТ УСТА.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
36 Говорю же вам, что за всякое ПРАЗДНОЕ СЛОВО, какое скажут люди, дадут они ОТВЕТ В ДЕНЬ СУДА:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Итак, мы видим, что понимание сути о «праздном слове» имеет для человека в духовном мире огромное значение, потому что дадим отчет Богу за КАЖДОЕ праздное слово.
Может быть, учитывая терминологию «праздное», праздные слова связаны с праздничными мероприятиями: тосты, стихотворения и т.д.?
Например, «с новым годом!» или «Христос воскрес!»…
Нет, значение этого термина не связано с праздниками, но связано с «праздным» значением наших слов. Как это понять?
Следуя контексту Писания («дерево познается по плоду»), можно определить значение праздного слова.
Праздным словом в Библии является любое слово, которое сказано не для славы Божьей, не в соответствием с истиной Писания (ИНСТРУКЦИЕЙ для земной жизни людей, см. статью Дерево познания добра и зла – http://www.proza.ru/2014/06/26/347 ). Это не значит, что надо только читать, прославлять Бога и постоянно проповедовать. Речь идёт о том, что каждое слово или фраза человека должны не только нести в себе правду, благодать, добро, справедливость, любовь, милосердие, терпимость, но и быть ИСПОЛНЕНЫ им, т.е. слова должны быть подтверждены образом жизни. Слова не должны остаться «ПУСТЫМИ», праздными, неподтвержденными делами, не исполненными или несущими зло.
Еф.5:
6 Никто да не обольщает вас ПУСТЫМИ словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте СООБЩНИКАМИ их.
Нельзя участвовать в «пустых» беседах или спорах. Человек, хоть сам и не произносит праздные слова, но становится СОУЧАСТНИКОМ, а, следовательно, тоже ВИНОВНЫМ.
Иак.5:
9 Не СЕТУЙТЕ (не обвиняйте), братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
12 Прежде же всего, братия мои, НЕ КЛЯНИТЕСЬ ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «ДА, ДА» и «НЕТ, НЕТ», дабы вам не подпасть осуждению.
13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Не клянись и не спорь:
2 Тим.2:14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в СЛОВОПРЕНИЯ (споры), что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих…
Споры отличаются от совместных рассуждений своей эмоциональной окраской, поэтому убедить кого-то в такой ситуации очень трудно. Так зачем же напрасно тратить время, говорить ПУСТОСЛОВИЕ?
! Не клянись, не обвиняй и не спорь.
Например, если ближний скажет о тебе какое-либо неприятное слово, а потом откажется от него, утверждая, что не говорил его, то не СПОРЬ с ним, не говори: «Нет, ты сказал». Достаточно провозгласить истину, а убеждение предоставить Господу, Который сможет подобрать ключ к сердцу собеседника. Говорите истину, молитесь за людей и с верой противостаньте силам зла. Такой метод гораздо эффективнее, чем словесные дебаты.
По контексту места Писания мы видим, что Иисус Христос высказал упрёк людям в том, что они, даже если произносят и правильные слова, но со злом, СПРЯТАННЫМ в СЕРДЦЕ – это ЛИЦЕМЕРИЕ:
Матф.12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ.
Слова могут звучать доброжелательно (комплементы), но в сердце говорящего зависть, злоба, лицемерие. Поэтому эти слова не несут любовь и добро, не совершают ту работу, для которой произнесены, а потому они пустые и ПРАЗДНЫЕ.
Это касается, в первую очередь пророков, учителей, наставников, РОДИТЕЛЕЙ, руководителей любого звена и уровня, любого человека, дающего совет или отвечающего на вопросы людей, а также любого, говорящего ЛОЖЬ:
Ос.10:4 Говорят слова [ПУСТЫЕ], клянутся ЛОЖНО, заключают союзы; за то явится суд над ними …
Праздное слово = Пустое = Ложь (что не ИСТИНА) = Лицемерие
! Лицемерие – на ЛЮДЯХ говорят комплименты человеку, но внутренне не любят его. Зная истину, не говорят правду в глаза, скрывают. Зная истину, не учат других, боятся, что кто-то займет их место или по уровню станет выше. Это праздные слова.
Лук.6:42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? ЛИЦЕМЕР! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
! Осуждают других (ГОВОРЯТ), а сами делают еще хуже. Плохой отзыв или оскорбление другого человека, которые не приносят доброго плода – праздное слово.
2Тим.2:
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, ВЕРНО преподающим СЛОВО истины.
16 А непотребного ПУСТОСЛОВИЯ удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и РАЗРУШАЮТ В НЕКОТОРЫХ ВЕРУ.
Кол.2:8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и ПУСТЫМ обольщением, по ПРЕДАНИЮ человеческому, по СТИХИЯМ МИРА, а не по Христу ;
! Любое ложное и лукавое слово, ложное пророчество, клевета. Кто лжет, тот предается празднословию, потому что пересказывает то, чего не было, и чего не видел – праздное слово.
Иер.48:
29 Слыхали мы о гордости Моава, ГОРДОСТИ чрезмерной, о его ВЫСОКОМЕРИИ и его надменности, и кичливости его и превозношении сердца его.
30 Знаю Я дерзость его, говорит Господь, но это ненадежно; ПУСТЫЕ слова его: не так сделают.
31 Поэтому буду рыдать о Моаве
Мар.12:
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их ЛИЦЕМЕРИЕ, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
Матф.23:
27 Горе вам, книжники и фарисеи, ЛИЦЕМЕРЫ, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по НАРУЖНОСТИ кажетесь людям праведными, а ВНУТРИ исполнены ЛИЦЕМЕРИЯ и беззакония.
! Говорят лесть, приятные слова, хвалят, а САМИ ТАК НЕ ДУМАЮТ, внутреннее мнение – противоположное. Это праздные слова.
! Прославляют Бога, поют песни, сидят на проповеди, а сами думают и говорят о другом, или просто мешают служению. Кто празднословит (говорит о ПУСТОМ И НЕУМЕСТНОМ) во время Божией службы, тот подвергается сугубому порицанию: он отвлекает от молитвы и поклонения Богу, от проповеди и Слова Божьего того, с кем разговаривает, и тех, которые стоят рядом, а Бог именно им говорит через слуителей. Это тоже праздные слова (НЕУМЕСТНЫЕ слова, отвлекшие от Божьего благословения для этих людей, которые пришли на служение).
Матф.6:5 И, когда молишься, не будь, как ЛИЦЕМЕРЫ, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы ПОКАЗАТЬСЯ перед людьми.
Лук.20:47 … и ЛИЦЕМЕРНО долго молятся; они примут тем большее осуждение …
! ПОКАЗНАЯ молитва, обращение не к Богу, а желание ПОКАЗАТЬ себя духовным среди людей, пустое бахвальство и самоправедность – это праздные слова.
Пс.34:
15 А когда я ПРЕТЫКАЛСЯ, они РАДОВАЛИСЬ и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
16 с ЛИЦЕМЕРНЫМИ НАСМЕШКАМИ скрежетали на меня зубами своими.
Еф. 5:4 Также СКВЕРНОСЛОВИЕ и ПУСТОСЛОВИЕ и СМЕХОТВОРСТВО не приличны вам, а, напротив, благодарение.
! Сквернословие, смехотворство и злорадство. «Христианские» анекдоты, большинство из которых полны кощунства и лжи, не приносящие пользу, а являющие злорадное смехотворство. Различные истории, над которыми надо плакать, а не смеяться, насмешки над немощами других, над инвалидами, больными, престарелыми, просто попавшими в НЕЛОВКУЮ ситуацию людьми. Все это есть праздные слова.
Праздное слово = Смехотворство = Сквернословие и матерные слова
Лук.13:
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день СУББОТНИЙ.
15 Господь сказал ему в ответ: ЛИЦЕМЕР! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему СТЫДИЛИСЬ …
Слово праздное то, которое учит делать добро, а само не делает.
Обещание веры, не исполненное на деле – праздное слово.
Человек исповедуется и не исправляется, когда кается и снова грешит, НЕ ИСПОЛНИВ своего СЛОВА при покаянии – праздное слово.
Почти все люди попадают в ловушку праздных и лицемерных слов, это очень распространено не только в мирской, но и в христианской среде, включая и служителей, даже апостолы не устояли:
Ученики Христа должны быть похожи на своего Учителя, а о Нём сказано, что когда Он говорил, люди «дивились СЛОВАМ БЛАГОДАТИ, исходящим из уст Его» (Лук.4:22)
Кол. 4:6 Слово ваше да будет всегда с БЛАГОДАТЬЮ, приправлено солью, дабы вы знали, КАК отвечать каждому.
Подается ли через вас благодать, в которой люди начинают всё видеть в свете Божьем и возрастают в познании истины? Всегда неплохо сделать переоценку своего хождения пред Богом! И тому, что мы говорим!
Праздное слово
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Хорошее слово такое – праздник. Радостное, с детства связанное со всякими приятными вещами: новогодней елкой, подарками, мандаринами, тортом со свечками… Короче, праздник, он и есть праздник. Но вот, придя в Церковь, я столкнулся с его употреблением в совсем непраздничном контексте, когда Христос говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»
Вот тут уже пришлось разбираться с этимологией слова «праздный». Я помнил из художественной литературы, что в старину на Руси беременных женщин называли «непраздными». Следовательно, праздная женщина, это которая небеременная. То есть не имеющая в себе плода. Примерно по такой схеме я рассуждал и применительно к выражению «праздное слово». Получается – это такое слово, за которым не стоит плод реального опыта, пережитого, вымученного, выстраданного в слезах и крови. Ну вот, к примеру, говорит человек, что нужно чистить по утрам зубы, потому что это полезно, правильно, и все такое прочее. А сам ни разу в жизни зубной щетки в руках не держал. Или говорит, что пить алкоголь – вредно. А сам каждый вечер опрокидывает пару-тройку рюмочек для тонуса перед сном. Праздное слово в моем понимании, это некая правильная сама по себе мысль, произнося которую, человек по сути, сам себя обличает. Ну правда, ведь знаешь же – как надо. Тогда почему сам не делаешь, как говоришь? Вот примерно так я это понимал.
Потом мне стали попадаться различные публикации, с толкованиями и разъяснениями этого евангельского места. И там было нечто иное, нежели у меня. Что-то о пустых словах, как о ненужных, глупых, скверных… Короче, обо всяком словесном мусоре. А о том, что я понял для себя когда-то, не было ничего и нигде. Я уже было огорчился, от того, что очередной придуманный мною велосипед снова оказался с квадратными колесами. Как вдруг случайно наткнулся на слова преподобного Симеона Нового Богослова, где святой говорит примерно о том же, что содержалось и в моих смутных догадках, только делает это уже вполне ясно и определенно. Хочу поделиться, очень уж эти его слова легли мне на душу:
Вот так. И никаких компромиссов. Поэтому, если я теперь и берусь говорить о вопросах веры, то стараюсь либо ссылаться на святоотеческие писания, либо говорю о том опыте, который у меня есть. Конечно, он весьма скудный, этот опыт. И состоит большей частью из ошибок, грехов, и преодоления их последствий. Но зато я точно знаю, что эти мои слова не праздные. И надеюсь, что на Суде Господь не спросит с меня отчета хотя бы за них.