с чего начинается родина программа
Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина…»
Людмила Полякова
Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина…»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«С чего начинается Родина…»
подготовительная к школе группа «Теремок»
Воспитатель: Полякова Людмила Васильевна
Целевое назначение программы
Психологические особенности детей дошкольного возраста
II. Содержательный раздел
Принципы реализации программы
Содержание тематического планирования
Содержание предметно- развивающей среды
Формы реализации программы
Перспективный план работы
III. Организационный раздел
Режим проведения кружка
Программно- методическое оснащение
Целевое назначение программы
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• воспитание патриотизма,уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
• воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Программа дополнительного образования предусматривает вариативность, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Срок реализации программы – один год.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
II. Содержательный раздел
Принципы реализации программы
В основу реализации программыположены следующие принципы:
• принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
•принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
• принцип наглядности —широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Содержание тематического планирования материала
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
• Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям народов России и Ставропольского края
• Использовать в активной речи фольклор
• Уметь играть в русские народные игры
• Знать памятники культуры, историю возникновения своей станицы
• Знать животный и растительный мир России
• Знать символику России и Ставропольского края
Содержание предметно-развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Важно также иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т. д.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
3. Организационный раздел.
Режим проведения занятий кружка.
Кружковая/ факультативная работа с детьми. Количество занятий в неделю
Длительность условного учебного часа (в минутах) 30 минут
Расписание дополнительной образовательной деятельности
понедельник вторник среда четверг пятница
Кружок «С чего начинается Родина…»
Программно-методическое оснащение:
1. «Мы живём в России» Н. Г. Зеленская, Л. Е. Осипова, 2008г «Издательство Скрипторий 2003»
2. «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края»
Р. М. Литвинова, 2004 г. Ставрополь СКИПКРО
3. «Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях» Л. И. Грехова
6. «Звери Кавказа» Динник Н. Я., 1914г.
Остапенко В. Г., Ставрополь, 1993г.
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе Определение уровня знаний детей о Родине Беседы с детьми, игры, наблюдения за взаимоотношениями детей в группе
2 неделя «Мир вокруг нас» Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства Занятие, знакомство с глобусом; проведение игр «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб», «Кто в какой стране живёт»
3 неделя «Разноцветные люди» Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. Занятие, игра «Найди отличие», «Четвёртый лишний»; свободное рисование на тему «Разноцветные дети»
4 неделя «Наша страна- Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» Занятие, беседы о Родине, чтение пословиц, поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России
1 неделя «Как жили славяне» Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой Занятие, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским костюмом, с предметами русского народного быта.
2 неделя «Богатыри земли русской» Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Занятие, беседа о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры.
3 неделя «Русские народные промыслы» Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Занятие, беседы о русских народных промыслах, рассматривание образцов хохломы, гжели и т. д.
4 неделя «Климатические зоны России» Дать знания детям о климатических зонах РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Знакомство с географической картой России. Д/и: «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова»
1 неделя «Жизнь людей на Севере»Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжёлых климатических условиях. Беседа о жизни северных народов, рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, х/литературы
2 неделя «Русский лес-чудесный лес» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. Занятие, беседа о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций; д/и: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Зелёная аптека»
3 неделя «Что такое заповедник?» Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства Беседа о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.Рисование: «Красная книга России»
4 неделя «Голубые реки России»Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. Занятие, беседа о реках России, рассматривание иллюстраций.
1 неделя «Какие народы живут в России» Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины.Закрепить и обобщить знания детей о народах населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Беседа о многонациональной России, рассматривание иллюстраций; прослушивание фольклорных музыкальных произведений. Подвижные игры разных народов РФ.
2 неделя «Государственные символы России- флаг, гимн»Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. Занятие, беседа о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна.
3 неделя «Государственный символ России – герб» Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. Занятие, беседа о символическом значении герба РФ. Рассматривание изображений герба. Д/и «Узнай наш герб»
4 неделя «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ» Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн».
1 неделя Промежуточная диагностика уровня знаний детей по программе Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полгода Беседы, игры с детьми
3 неделя «Знаменитые россияне» Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны Занятие, беседа о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых людей, прослушивание литературных произведений, стихов.
4 неделя «Знаменитые спортсмены России» Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот» Беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций из газет и журналов; чтение стихов. Проведение подвижных спортивных игр на улице.
1 неделя «Главный город нашей страны» Уточнить знания детей о столице России. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться её красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы.
2 неделя «История Московского Кремля» Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем как строилась Москва; кто её основал, чем занимались её жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля. Занятие, чтение литературных произведений, рассматривание изображений Кремля; рисование современного Кремля
3 неделя «Города России»Познакомить детей с городами РФ: Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т. д. Формировать представление о том, что Россия- огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну. Рассматривание иллюстраций с видами городов, чтение произведений о городах России
4 неделя «День защитников Отечества» Формировать чувство уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины Изготовление подарков для пап и дедушек;рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных
1 неделя «Мамин праздник» Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам; познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики Утренник «Мамин день». Фотовыставка «Моя мама»
2 неделя «Масленица» Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора Беседа о масленичной неделе; символическое значение блинов; чучело Масленицы; знакомство и разучивание песенок, закличек
3 неделя «Моя малая родина» Уточнить представление детей о родной станице. Формировать понимание выражения «малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родной станицы. Экскурсия по станице, рассматривание парковой зоны, музея, церкви
4 неделя «Герб родного города» Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города- гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства Экскурсия по улицам родной станицы; рассматривание административных зданий станицы; познакомить с назначением зданий
1 неделя «Флора и фауна родного края» Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края Беседы о животных и растениях СК; рассматривание иллюстраций родной станицы
2 неделя Знаменитые земляки» Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию СК; участниками ВОВ. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими Беседа о знаменитых земляках; экскурсии, целевые прогулки. Рисование «Моя профессия»
3 неделя «Многонациональная родина» Формировать представление о том, что в родной станице дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны. Беседа о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов (иллюстрации)
1 неделя «День Победы» Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ. Воспитывать патриотические чувства. Экскурсия к Вечному огню; возложение цветов, беседы о подвигах людей во время ВОВ. Рисование «День Победы»
2 неделя «Мы – патриоты» Обобщить и систематизировать знания детей. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Занятие-викторина; чтение литературных произведений о Родине; разгадывание кроссвордов
3 неделя Итоговая диагностика по программе Обследование детей на определение итоговых знаний по программе Беседы с детьми; дидактические игры
Конспект занятия «C чего начинается Родина» «C чего начинается Родина» Ход занятия. Ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что рядом с нами с самого рождения.
Конспект беседы «С чего начинается Родина» Конспект беседы На тему «С чего начинается Родина» «Провели в МАДОУ Д/С9 группа №3 «Ивушка» Задачи: Воспитывать чувство любви и уважения.
Консультация для родителей «С чего начинается Родина» С чего начинается Родина? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, улицы где живете, детского сада. Постоянно расширяясь,.
Лэпбук «С чего начинается Родина» Патриотическое воспитание дошкольников является одной из приоритетных задач образовательного процесса в детском саду. Одним из способов.
Проект по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида Тема: «С чего начинается Родина» Проект по патриотическому воспитанию детей старшего.
Проект «С чего начинается Родина» в подготовительной группе Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Участники проекта: Воспитатели, дети двух групп, родители логопедической группы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «С чего начинается Родина» для старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»
Тотемского муниципального района Вологодской области
МБОУ «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»,
протокол от 27.08.2015г.№ 01
МБОУ «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»
«С чего начинается Родина»
для старшего дошкольного возраста
на 2015 – 2016 учебный год
Цели и задачи Программы………………………………………….4
Принципы и подходы к формированию Программы……………..5
Значимые характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей старшего дошкольного
Планируемые результаты освоения Программы…………………………6
2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях………8
2.3.Содержание программы в разрезе модулей……………………………….9
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов………………………………………15
2.4.1 Виды детской деятельности (ФГОС ДО) ……………………………………….15
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды……..17
3.3. Кадровые условия реализации Программы……………………………….21
3.4. Материально – техническое обеспечение Программы…………………..22
3.5. Финансовые условия реализации Программы……………………………24
3.6. Планирование образовательной деятельности……………………………24
4.Календарный учебный график………………………………………………..24
5. Календарно – тематическое планирование………………………………….25
5.1. Календарно – тематическое планирование первого года реализации Программы……………………………………………………………………….25
5.2. Календарно – тематическое планирование второго года реализации Программы …………………………………………………………………. 29
6. Режим дня и распорядок…………………………………………………….33
7.Список используемой литературы…………………………………………. 33
1. Целевой раздел программы
Рабочая образовательная программа «С чего начинается Родина» (далее Программа) разработана в соответствии с п. 2.9. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). Программа является дополняющей к обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики» Тотемского района Вологодской области.
Методологической основой для разработки Программы «С чего начинается Родина» является вариативная примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.), а также наличие богатого материала краеведческого содержания о своём родном крае, малой родине Вологодчины.
Основными направлениями краеведения является ознакомление старших дошкольников с конкретными природными, историческими, культурными аспектами родного края. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения. Вологодская земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности старших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи Программы :
формировать систему знаний, основой которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
формировать знания о природных богатствах области, быте, традициях жителей области; их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
обогатить знания старших дошкольников о родном посёлке, городе Тотьма, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Познакомить детей с жизнью и творчеством отдельных знаменитых сельчан, горожан.
Формировать у детей представления о символике родного города
воздействовать на личность ребенка в планомерном комплексном сочетание форм и методов работы ;
развивать познавательный интерес к изучению родного посёлка, города, области; достопримечательностей, событиям прошлого и настоящего, способствовать социализации воспитанников;
развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины, развивать творческие способности детей.
Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу, селу.
формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края;
прививать навыки здорового образа жизни;
воспитывать уважение к труду жителей посёлка, города, создающих красоту, проявляющих заботу о родном уголке ;
усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
Принципы разработки Программы:
принцип историзма (сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего). Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;
Принцип модульного планирования материла (предполагает подачу изучаемого материала по модулям)
принцип занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей);
принцип ориентирования на общечеловеческие понятия (ребенок, как полноправный партнер, гражданин);
принцип самореализации (учет индивидуального накопления опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и эмоциональной сферы каждого воспитанника);
принцип интегрирования (организация различных видов деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем),
Принцип наглядности (широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности, иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.)
Значимые характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Общее количество часов – 68 часов .
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, к котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам (совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.).
Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Эта деятельность связана с включением детей в «расшифровывание» знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка 5-8 лет.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художетсвенно-эстетическая оценка родного края. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города – День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Дети старшего дошкольного возраста с интересом посещают музеи родного города.
Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макет.
Планируемые результаты освоения парциальной образовательной программы «С чего начинается Родина»
Достижения ребенка («Что нас радует») по итогам освоения содержания Программы первого года реализации.
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному посёлку, городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
Достижения ребенка («Что нас радует») по итогам освоения содержания Программы второго года реализации.
Сформированность у детей основ знаний о родном посёлке, районном центре городе Тотьма, Вологодской области; о достопримечательностях (памятниках и других объектах) села, города, об истории быта на Тотемской (Вологодской) земле, развитии промышленности, инфраструктуры.
Сформированность у детей представлений о пользе каждой профессии, о том, что только благодаря труду тотьмичей и всех вологжан и жителей области наш край является жемчужиной русского севера и важной частью большой России.
Ребенок проявляя интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу и его достопримечательностям.
коллекционирование. Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
Содержание парциальной образовательной программы «С чего начинается Родина», главным образом, направлено на социально – коммуникативное развитие, развитие духовно-нравственной культуры ребенка.
Жители Вологодской области называют своей малой родиной Вологодскую землю, которая, действительно, может гордиться своими земляками, своей историей. Вологодчина издавна славится льном, маслом, кружевами. С людьми, культурой, искусством, историей Вологодчины на примере родного посёлка, города Тотьмы происходит знакомство старших дошкольников в ходе реализации Программы.
У родного посёлка, города есть свое название (имя), которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом или о знаменитом человеке. Название может напоминать о природе того места, где находится посёлок, город. Город, посёлок выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Названия улиц могут рассказывать о людях, событиях, хранить память о чем-либо. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. В городе есть памятники – они напоминают о людях, которые жили в городе, их делах. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах – защитниках Отечества, писателях, художниках. Город гордится своими известными земляками. В городе (селе) трудятся родители. В городе происходили раньше и происходят сейчас разные события, которые связаны с функциями города (выпускают различную продукцию, проводят выставки и концерты). В городе строят новые и красивые дома, районы.
Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
2.2. Реализация содержания Программы в пяти образовательных областях
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Вологодчины, стремление сохранять национальные ценности.
Приобщать детей к истории Вологодского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Вологодского края
Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Вологодского края.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Вологодского края.
2.3. Содержание программы в разрезе модулей.
Реализация Программы в каждой возрастной группе проходит по трём модулям: природа родного края, наше наследие, история родного уголка.
Цель: формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе.
Задачи: формировать у детей краеведческие представления о природе, реках, растениях, животном мире, исчезающих видах флоры и фауны родного края;
воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно;
воспитывать желание больше узнать о природе Тотемской земли.
Тематическое планирование первого года обучения
Тематическое планирование второго года обучения
Цель: воспитание развитой личности через активизацию познавательного интереса дошкольников при при общении детей к русской национальной культуре (знакомство с крестьянским бытом, традициями, устным народным творчеством, декоративно – прикладным искусством, играми жителей Вологодчины.
Задачи: знакомить детей с народными традициями Вологжан, включать их в детскую жизнь;
пробуждать интерес к истории и культуре родного города, края;
способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
воспитывать чувство национального достоинства.
Тематическое планирование первого года обучения
Хозяюшкины помощники (о предметах обихода)
«Ходит сон близ окон» (тотемские колыбельные песни, пестушки)
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (об обряде чаепития Тотьмичей)
Тематическое планирование второго года обучения
Цель: формирование представлений о родном посёлке, городе как о малой Родине, интереса к традициям города и людям, прославившим его;
формирование ребёнка как свободной творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека гражданина и патриота с активной жизненной позицией.
Задачи: дать краеведческие сведения о родном посёлке, городе (районе), об истории их возникновения, о достопримечательностях, промышленности, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках;
уточнить представления детей о своём ближайшем окружении, семье, о семейных историях и традициях;
воспитывать гуманное отношение к своим близким;
воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Характерные особенности модуля:
В разделе « История города Тотьмы» детям предлагается познакомиться с историей возникновения Тотьмы, улицами своего города, особенностями их названий, историческими и архитектурными памятниками Тотьмы, особенностями тотемской росписи, людьми, прославившими родной город
(художники, поэты), оценить красоту и привлекательность родного городка.
В разделе «Чем славен город Тотьма» дети узнают об истории солеварения в Тотьме, о прошлом названии тотемских улиц, о том, почему Тотьму называю «Тотьма – город «русских Колумбов»», познакомиться со славными Тотемскими картушами и другое.
(художники, поэты и др., в том числе современники) Продукты тотемских предприятий (Организация выставки «Тотемский продукт») Презентация мини- музея «То, что сердцу дорого»
Тематическое планирование первого года обучения
Моя семья в истории посёлка (о людях, работавших на льнозаводе)
Посёлок сегодня (о достопримечательностях – памятнике участникам ВОВ, об улицах, предприятиях)
Умельцы нашего посёлка (встреча с творческими людьми)
Об истории возникновения Тотьмы (экскурсия в музей)
Улицы моего города (рисование «Набережная»)
Тотьма – город мореходов (экскурсия)
Исторические и архитектурные памятники
Тотьма – расписная (о тотемской росписи)
Люди, прославившие родной город
Тотьма сегодня (видеофильм)
Развлечение «Мой край родной»
Тематическое планирование второго года обучения
Моя семья в истории ВОВ (оформление газеты)
Мы их благодарим (о людях, внёсших значимый вклад в развитие посёлка)
Умельцы нашего посёлка (встреча с творческими людьми)
Чем славен город Тотьма
«Соль земли русской» (экскурсия в музей об исто рии солеварения)
Улицы моего города (прошлое и настоящее, изготовление макета)
Тотьма – город «русских Колумбов» (конструирование кораблей)
Исторические и архитектурные памятники
Славные Тотемские картуши (лепка из солёного теста)
Люди, прославившие родной город
(художники, поэты и др., в том числе современники)
Продукты тотемских предприятий (Организация выставки «Тотемский продукт»)
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Реализация Программы предусматривает нестандартность форм организации и проведения образовательной деятельности, которые позволяют развивать у старших дошкольников интерес к изучению родного края, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника:
• целевые прогулки по посёлку, городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе в музей, на предприятие;
• встречи с участниками исторических событий, людьми труда, людьми искусств, творческими людьми;
Основной принцип построения организованной образовательной деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
• диалоги,беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Виды детской деятельности (ФГОС ДО)
Содержание Программы реализуется в различных видах детской деятельности
Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет)
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно- исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
Двигательная (овладение основными движениями)
При реализации настоящей Программы педагогами часто используются такие виды детской деятельности как: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Педагогу необходимо учитывать то, что интеграция краеведческого содержания при реализации программы происходит следующим образом:
участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта
участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе,
возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт посёлка, города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей, тотьмичей;
участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в посёлке, городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка… Психолого-педагогические условия поддержки детской инициативы, способствующей положительной социализации:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОУ, группы, а также территории, прилегающей к ОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию содержания Программы;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх ;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Учреждении, группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
Развитие элементарных историко – географических представлений
Сюжетно – ролевые игры, театрализованные
Самостоятельная творческая деятельность
Ознакомление с природой, труд в природе
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»,
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста
Праздники, развлечения, концерты, встречи
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети старшего дошкольного возраста
Ознакомление с окружающим миром
Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
Развитие элементарных историко – географических представлений
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
Дидактические материалы по развитию речи, познавательному развитию, физическому развитию, художественно – эстетическому развитию
Географическая карта мира
Карта России, карта Вологодской области, Тотемского района
Муляжи овощей и фруктов
Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей рек, гербарии
Подборки комплектов открыток, фотографий, буклетов о родном крае,
Детская мебель для практической деятельности
Сюжетно – ролевые игры
Самостоятельная творческая деятельность
Ознакомление с природой, труд в природе
Детская мебель для практической деятельности
Уголок для изобразительной детской деятельности
Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр, подвижных,
Природный уголок с материалами родного края,
Конструкторы различных видов
Различные виды театров
Информационно – просветительская работа с родителями
Выставки детского творчества
Наглядно – информационный материал
Осуществление методической помощи педагогам
Организация консультаций, семинаров, педагогических советов
Библиотека педагогической и методической литературы
Библиотека периодических изданий
Пособия для занятий
Опыт работы педагогов
Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов
Изделия народных промыслов родного края
Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя
Праздники и утренники
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
Библиотека методической литературы, сборники нот
Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала
Разнообразные музыкальные инструменты для детей
Подборка аудио кассет, дисков с музыкальными произведениями
Ширма для кукольного театра
Детские и взрослые костюмы
3.3. Кадровые условия реализации Программы
Координатор Программы – старший воспитатель.
Исполнители (Программу реализуют) – воспитатели.
Программу «С чего начинается Родина» реализуют воспитатели старшей и подготовительной групп, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.
Педагог, реализуемый Программу должен
— индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
— понятия, особенности краеведческого содержания образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
— содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Программы «С чего начинается Родина»
— вовлечь детей в различные формы детской деятельности;
— вызвать интерес ребёнка к краеведческому содержанию;
— различными технологиями и приёмами реализации и организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности детей;
— адекватными формами педагогической поддержки каждого конкретного ребёнка;
3.4. Материально – техническое обеспечение Программы
М атериально-технические условия:
Наименование пространственных условий
Наличие материально – технических условий
Групповые помещения – 53,9 и 48,3.
Учебная мебель для воспитанников группы, материалы для лепки, рисования, конструирования, книжки – раскраски, демонстрационный материал,
— фонограммы песен (на флеш носителях, дисках – подборки материала педагогами)
Учебно – методическое обеспечение Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина»
Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.)
— «Дидактические игры краеведческого содержания» (методическое пособие) Вологда 2008 ГОУ ДПО «ВИРО»,
— «Игры-экспериментирования с водой и песком» Вологда 2010 ГОУ ДПО «ВИРО»,
— «Вологодские писатели детям» (методическое пособие) Вологда ГОУ ДПО «ВИРО» 2007,
— «Развитие игр краеведческого содержания» (у старших дошкольников) Вологда 2005 ГОУ ДПО «ВИРО»,
— «Вологодское кружево» ООО Изд. Дом И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина
— «Рукотворная береста» ООО Изд. дом «Цветной мир» 2009 И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина
— «Игра в системе экологического воспитания дошкольников» Вологда 2001 ВИРО Е.И. Касаткина,
— «Народные игры в детском саду» Вологда 2001 год ВИРО Е.И. Касаткина,
— Баранов С.Ю. Сказания о земле Вологодской. Вологда, 2007.,
— «Мы живём в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, Москва 2011 г,
— «Тотьма» И.А.Соболев 1987 г,
«Тотьма от Сухоны до Калифорнии» С.И.Полонский, 2012 г,
— Книга Памяти. Вологодской области. Тотемский район.
отв. составитель Л.А. Демченко Вологда 1993 г.,
— опыт педагогов учреждения, оформленный документально (папки различной тематики краеведческого содержания, разработки мероприятий, занятий),
— буклеты о Тотьме и другой демонстрационный материал.
3.5. Финансовые условия реализации Программы
Финансовое обеспечение реализации парциальной образовательной программы «С чего начинается Родина» предусматривается в рамках государственного (муниципального) задания МБОУ «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования и исходя из установленных расходных обязательств, обеспечиваемых предоставляемой субсидией.
3.6. Планирование образовательной деятельности