Земли сельхозназначения и сельхозугодья в чем разница
Категория земли сельскохозяйственного назначения: состав и особенности использования
Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на категории. Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.
Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют семь категорий. Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.
Закон дает четкое определение сельскохозяйственным землям, классифицирует их на виды и закрепляет варианты использования. Подробная информация об этом содержится в 14 Главе Земельного Кодекса.
Что это такое?
Категория земель сельхозназначения содержит участки, не входящие в состав городов и селений, предназначенные для осуществления на них различных сельскохозяйственных работ.
Сельхозземли находятся на втором месте по площади среди всех категорий, уступая лишь землям лесного фонда.
На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь земель населенных пунктов составляет примерно 20 млн га.
Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.
Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания.
Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.
Состав земель сельскохозяйственного назначения
В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят следующие виды земельных участков:
Сельхозугодья
К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.
Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:
В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:
К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.
Пашня — это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.
Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.
Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.
Можно выделить и различные типы сельхозугодий:
На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.
Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации
К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.
Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:
Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.
Они включают в себя:
Засаженные деревьями и кустарниками
Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.
Защитные лесополосы создаются:
Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.
C водными объектами
Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:
Занятые сельхозпостройками
Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.
Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.
Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.
Использование сельхозземель
Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:
Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.
До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать здесь.
Особенности сельхозугодий
Сельхозугодья имеют ряд особенностей, по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).
В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть переведены в другую категорию земель.
Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:
Фонд перераспределения
Фонд перераспределения земель — это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.
Его основная функция — это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.
Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.
Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях:
Не знаете как выяснить категорию своего земельного участка?
Если Вам известен его кадастровый номер или расположение, читайте подробную инструкцию здесь.
А определиться с категорией участка для строительства Вам поможет эта статья.
Право собственности на сельхозземли
Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:
При покупке сельхозугодий собственник получает право:
Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании, а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101.
Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.
Предоставление
Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.
Для получения участка необходимо:
Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).
Изъятие
Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.
Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:
Полезное видео
Подробную информацию об использовании земель сельхозназначения можно получить в этом видео:
Заключение
Земли сельскохозяйственного назначения — это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению. Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.
Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке.
Здравствуйте. Есть участок Категория: Земли сельскохозяйственного назначения Разрешенное использование По классификатору (код): 141001000000 По классификатору (описание): Для сельскохозяйственного производства По документу: Для сельскохозяйственного производства Вопросы в следующем, что значит данный термин «Для сельскохозяйственного производства» и как его трактовать, можно ли использовать эту землю для животноводства (овцы, свиньи), можно ли строить на данной земле какие либо строения, если да, то какие(админ, хоз, бытовые, жилые)? Если можно, хотелось бы увидеть развёрнутый отве
Алексей
Здравствуйте. Есть участок Категория: Земли сельскохозяйственного назначения Разрешенное использование По классификатору (код): 141001000000 По классификатору (описание): Для сельскохозяйственного производства По документу: Для сельскохозяйственного производства Вопросы в следующем, что значит данный термин «Для сельскохозяйственного производства» и как его трактовать, можно ли использовать эту землю для животноводства (овцы, свиньи), можно ли строить на данной земле какие либо строения, если да, то какие(админ, хоз, бытовые, жилые)? Если можно, хотелось бы увидеть развёрнутый отве
На Ваше обращение, поступившее на сайт Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области 08.02.2016 года, сообщаем следующее.
Вопросы, связанные с использованием земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Целевое назначение «Для сельскохозяйственного производства» — это вид разрешенного использования земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения. Такие земли обладают уникальными природными свойствами, плодородием, позволяющими выращивать на них сельскохозяйственную продукцию. На земельных участках для сельскохозяйственного производства ведётся обработка земли для производства сельскохозяйственных культур и иной сельхозпродукции, а также может осуществляться хранение, переработка этой продукции.
Для сельскохозяйственного производства могут использоваться и земельные участки, относящиеся к сельхозугодиям. Они различаются по видам культивируемых групп растений и способу воздействия на землю и растения, то есть комплексу применяемых агротехнических мероприятий. Обычно для участков с разрешенным видом использования «для сельхозпроизводства» указывается и конкретный вид сельскохозяйственной деятельности: пашня, животноводство, многолетние насаждения.
Пастбище — сельскохозяйственное угодье, систематически используемое для выпаса животных, и такое использование является основным, а также земельные участки, пригодные для пастьбы скота, не используемые под сенокос и не являющиеся залежью.
Многолетние насаждения — сельскохозяйственное угодье, используемое под искусственные насаждения древесных, кустарниковых (без лесной площади) и некоторых травянистых растений, предназначенных для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции.
Залежь — земельный участок, который ранее использовался под пашню и более одного года не используется под посевы сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.
Сельскохозяйственные угодья используются для выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса скота, заготовки кормов. К ним относятся: пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища.
Отдельную категорию угодий составляют оленьи пастбища, обладающие самостоятельным правовым режимом и подлежащие особой охране.
К угодьям относятся также залежные земли, т.е. пашня, которая более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлена под пар.
Сельскохозяйственные угодья — наиболее ценные земли, характеризуемые высоким естественным плодородием, либо мелиорированные земельные участки. Они закрепляются за сельскохозяйственными предприятиями различного типа, фермерскими хозяйствами, учебными и научно-исследовательскими организациями.
На земельных участках с разрешённым видом использования “для сельскохозяйственного производства” можно построить животноводческую ферму, разборный ангар, здания и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, или иные постройки, обеспечивающие сельскохозяйственную деятельность.
В случае строительства зданий и капитальных строений (капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, мастерская, гараж и т.д.) разрешённый вид использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» подразумевает необходимость получения разрешения на строительство.
Некапитальные строения и сооружения (бытовка, сарай, навес и др.), а также объекты, которые могут быть отнесены к постройкам вспомогательного использования возводятся без получения разрешений на строительство (п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). Оформление таких построек в регистрационной палате является добровольным.
Таким образом, характер возводимых строений и сооружений на земельных участках сельскохозяйственного назначения зависит от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории.
На основании изложенного, сообщаем, что само по себе строительство на земельном участке, предоставленном для ведения сельского хозяйства, не запрещается, но любое строительство должно быть произведено с соблюдением норм градостроительного законодательства
Чем отличается земля сельскохозяйственного производства от земли сельскохозяйственного использования? В помощь начинающим риэлторам
Тем риэлторам, которые занимаются или хотят заниматься сделками по купле-продаже участков земли сельскохозяйственного назначения будет интересна эта информация.
Классы и группы земли сельскохозяйственного назначения весьма разнообразны.
Земли сельскохозяйственного использования отличаются от земель сельскохозяйственного производства, хотя они находятся в одной и той же категории земель – сельскохозяйственной, на основании Земельного Кодекса РФ.
К землям сельскохозяйственного использования относятся земельные угодья, которые могут относиться и к другим земельным категориям, например, населенных пунктов или промышленности, лесного фонда.
Земли сельскохозяйственной категории для сельскохозяйственного использования, находящиеся в границах населенного пункта подлежат изменению их правового статуса на «дачное строительство» или «для индивидуальной жилищной застройки» так как на такие земли и строения на этих землях распространяются статьи Градостроительного кодекса РФ.( ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГСК РФ)
Поэтому сейчас изменить разрешенное использование с сельхозпроизводства, личного подсобного хозяйства, крестьянско-фермерского хозяйства на дачное строительство и ли жилое строительство можно только путем включения земли в границы населенного пункта или присоединения к уже существующему ДНП( дачное некоммерческое партнерство) или СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество). Если участки действительно фактически соприкасаются.
Если такая земля находится за пределами населенного пункта и даже не соприкасается с ним, то ее можно использовать как по прямому целевому назначению, так и по вспомогательному.
По функциональному назначению земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на две группы:
-сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения)
— несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.).
Сельскохозяйственные угодья – это высокоплодородная земля, на которой можно сажать овощи, зерновые, бахчевые и другие культуры, выращивать сады и плодовые кустарники. Такие земли не подлежат переводу в другие категории вообще, так как находятся под особой охраной государства. Самым ценным видом сельхозугодий является пашня.
Очень жаль, что современные кадастровые паспорта не отражают эти данные для владельцев участков сельскохозяйственного назначения и приходится разыскивать эту ценную информацию в различных других источниках. Эта информация используется при определении кадастровой стоимости каждого участка. Чем выше стоимость, тем плодороднее земля.
Рекомендация для риэлторов и потенциальных покупателей сельхозземли, надо изначально обращать внимание на юридический статус участка, на разрешенное использование и на Правила землепользования и застройки конкретного муниципального округа, ведь одинаковых условий не бывает по состоянию земли, по климату, по перспективам развития местности и других условий. Эти знания вам пригодятся для более эффективного составления бизнес-плана своего предприятия.
Сельхозугодья в составе земель с/х назначения – исключительные случаи и специальные особенности перевода в иные земли – 2018
Содержание
Внимание!
Чтим законы и понимаем, что с/х угодья – это самые ценные земли
Многие собственники земли знают, что изменение видов разрешённого использования земельных участков (ВРИ ЗУ) с/х назначения – процедура не простая. Для с/х угодий такая задача чрезвычайно сложная.
Сельскохозяйственные угодья являются одной из разновидностей земель с/х назначения, находящихся за пределами границ населённых пунктов (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
В статье 79 ЗК РФ говорится о том, что сами угодья включают в себя следующие типы земель:
В этой же статье поясняется, что среди всех земель с/х назначения сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране.
Сельскохозяйственные угодья – это лучшие плодородные земли. Их защита, повышение плодородия, защита почв от деградации и загрязнения, способы производства с/х продукции с обеспечением:
возведены в ранг государственных задач.
Эти цели отражены в ряде федеральных законов:
Основное законодательное требование об использовании с/х земель только в соответствии с их назначением ограничивает возможность перевода угодий в иные категории без особых для этого оснований.
Исключительных случаи, когда возможен перевод сельхозугодий в иные земли
Акцент на нецелесообразность использования угодий для любых иных нужд сделан в ФЗ № 172, в статье 7 которого специальные особенности перевода земель в другую категорию установлены не для всех земель с/х назначения, а именно для земель с/х угодий.
В указанной статье перечислены исключительные случаи, при которых перевод земель с/х угодий или земельных участков в составе таких земель из земель с/х назначения допускается:
Абсолютный запрет на перевод установлен для следующих видов земель:
Такие земли для каких-либо других целей использоваться не могут. Изменить их установленное назначение не получится ни при каких обстоятельствах (пункт 4 статьи 79 ЗК РФ и пункт 2 статьи 7 (ФЗ № 172).
Наверное, кое-кому подумалось сейчас о том, чем же интересен приведённый перечень исключительных случаев, если в нём нет впрямую обозначенных возможностей, например, для жилищного строительства? А тем, что именно в этом перечне, в пункте 3, содержится «подсказка» для выбора пути в решении вопроса об изменении правового статуса сельхозугодий, позволяющего вести строительство.
Изменение назначения земель как способ решения вопроса о переводе сельхозугодий
При всей высокой качественности земель с/х угодий их характеристики и показатели плодородия могут меняться со временем не в лучшую сторону. Использование угодий по их назначению становится нерациональным и экономически невыгодным. По этой причине дальнейшая хозяйственная деятельность на с/х угодьях становится возможной только при условии изменения их целевого назначения.
Анализ положений ряда законов, определяющих порядок изменения категории земель, позволяет сгруппировать главные выводы, следующим образом:
Из сути представленных выдержек из статей законов следует, что изменение границ населённого пункта, происходящее при включении в них участка с/х назначения из состава сельхозугодий, обеспечивает изменения в правовом статусе такого участка:
Возможность изменения ВРИ участка объясняется тем, что участок, включённый в границы населённого пункта, оказывается в конкретной территориальной зоне, а для каждой такой зоны правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) поселения устанавливаются градостроительные регламенты, включающие, в частности, перечни видов использования, допустимые в территориальной зоне.
Таким образом, при изменении границ, происходящем при включении ЗУ в границы населённого пункта, одновременно с изменением категории земель изменяется и вид разрешённого использования участка, если в таком изменении есть необходимость.
Сама возможность изменения ВРИ, в том числе и участков и земель с/х назначения из состава c/х угодий при включении в границы населённого пункта усилена законодательно – пунктами 1 и 2 статьи 4.1 федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191-ФЗ).
Граница населённого пункта
Земли населённых пунктов – это земли, расположенные внутри черты городских и сельских поселений.
Черта населённого пункта является его внешней границей. Она разграничивает земли разных категорий, относящиеся к населённому пункту, от земель других категорий, расположенных за его пределами.
Внешняя граница населённого пункта охватывает не только его застроенные земли, но и незанятые земельные участки, предназначенные для обслуживания населения, или участки, находящиеся в частной собственности. Внешней чертой отграничивается вся территория каждого конкретного поселения.
Эта граница не может пересекать никакой отдельный участок, она может идти только по краю участка. Земельный участок в пределах границы населённого пункта не может относиться к 2 разным категориям.
Граница (черта) населённого пункта устанавливается в соответствии с документами территориального планирования и проектами землеустройства с учётом:
Границы населённого пункта ставятся на учёт в государственном кадастре недвижимости (ГКН). По итогам учёта всем земельным участкам, включенным в черту населённого пункта, присваивается категория «земли населённых пунктов». Без плана (карты) границы населённого пункта невозможно изменить сведения о категории земельного участка в ГКН.
Все особенности границ населённого пункта описаны в ЗК РФ. Так, в статье 83 ЗК РФ даётся определение границ городских и сельских населённых пунктов и уточняются их особенности:
В статье 84 ЗК РФ уточняется порядок установления и изменения границ населённых пунктов. В ней же поясняется, что под установлением и изменением границ понимается:
В этой же статье делается акцент на том, что после включения земельных участков в границы населённых пунктов права собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков не изменятся и не прекратятся, то есть останутся прежними.
Вопросы установления и изменения границ населённых пунктов рассматриваются в целом ряде законов:
Во всех них отмечается, что установление границы населённого пункта, проведение изменений и внесений изменений в границы и, соответственно, включение участков в границы населённого пункта и, тем самым, перевод их в категорию «земли населённых пунктов» с одновременным изменением ВРИ участков возможно лишь при условии наличия документов территориального планирования (генеральных планов и схем территориального планирования). Без них никакие изменения границы населённых пунктов не допускаются.
При включении ЗУ в границы населённого пункта он попадает в соответствующую функциональную зону, установленную генеральным планом, а значит, и в соответствующую территориальную зону, установленную ПЗЗ, то есть в территорию с действующим градостроительным регламентом.
В статье 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№191-ФЗ) разъясняется, что при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населённых пунктов может проводиться в двух вариантах:
Вопрос об изменении границ населённого пункта посредством внесения изменений в генеральные планы может быть обоснован, к примеру, необходимостью уточнения и изменения границ населённых пунктов. А изменение границ населённого пункта – задачами собственников участков, связанными с изменением целевого назначения земельных наделов.
Порядок внесения изменений границ при включении участка сельхозугодий в черту населённого пункта
Включение земельного участка в границы населённого пункта влечёт за собой целый ряд последствий:
Пояснение
Изменение границ населённого пункта происходит и при исключении участка из его границ и включении в границы сельского/городского поселения.
Процедуры этих изменений идентичны и называются изменением границ населённого пункта. Поэтому для краткости будем рассматривать только вопрос о включении участка в границы населённого пункта, позволяющий исключить повторения для задачи исключения участка из этих границ.
Ещё раз выделим основные положения статьи 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191-ФЗ) на котором базируется не только возможность для внесения изменений в границы населённого пункта, но и определяется порядок внесения этих изменений:
Субъектам РФ предоставлено право устанавливать свои законы по определению порядка подготовки и принятия решений о включении/исключении земельных участков в границы/из границ населённых пунктов и об установлении/изменении ВРИ земельных участков (пункт 3 статьи 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191-ФЗ).
Кроме того, субъекты РФ могут разрабатывать свои примерные формы заявлений о включении участка в границы населённого пункта. Суть их едина для всех регионов, а потому имеет смысл ознакомиться с содержанием хотя бы одного из вариантов формы заявлений, перейдя к его тексту по этой ссылке.
Из представленных положений федерального закона № 191-ФЗ следует, что началом процедуры изменения границ населённого пункта должна стать подача заявления о включении земельного участка в границы населённого пункта.
Заявление о включении участка сельхозугодий в границы населённого пункта и прилагаемые документы
В пункте 4 статьи 4.1 ФЗ ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№191-ФЗ) разъясняется как порядок подачи заявлений и состав документов, прилагаемых к заявлению, так порядок его рассмотрения.
Подать заявление или предложения об изменение границ населённого пункта имеют право правообладатели земельных участков – их собственники, пользователи и арендаторы.
Заявителями по вопросу включения участков в границы населённого пункта могут быть:
Заявление подаётся в орган местного самоуправления поселения, на территории которого находится населенный пункт (на имя главы администрации поселения). Если участок расположен на межселенной территории, то подать заявление нужно в орган местного самоуправления муниципального района.
Заявление должно быть мотивированным, то есть в нём необходимо отразить планируемую собственником участка цель изменения границ населённого пункта, происходящего при включении участка в его границы. К примеру, в качестве мотива можно указать, что целью планируемого использования ЗУ является «жилищное строительство» или что предполагается его «рекреационное использование».
Мотивы должны основываться:
по причинам, не позволяющими использовать ЗУ по ранее установленному назначению (с кратким изложением этих обстоятельств в тексте самого заявления).
В соответствии с ФЗ №191-ФЗ (пункт 4.1), обязательными к представлению заявителем должны быть следующие документы:
Если выписка из ЕГРЮЛ или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, не предоставлена, то орган местного самоуправления запрашивает сведения о заявителе самостоятельно (в порядке межведомственного электронного взаимодействия с органами соответствующих реестров).
ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» запрещает властям требовать от заявителя представления иных документов, кроме тех, что перечислены выше (пункт 4 статьи 4.1 № 191-ФЗ).
Но закон не запрещает заявителю представить свои обоснования в составе приложений к заявлению тех документов и материалов, что, по его мнению, могут детализировать целесообразность изменения границ или более веско доказать невозможность использования участка в прежнем статусе.
Эту возможность игнорировать не стоит, ведь речь идёт об участке, не только относящемся к самым защищаемым государством землям с/х угодий, который планируется включить в территорию населённого пункта, где к участкам предъявляются не менее серьезные требования, чем к охране сельхозугодий.
Рекомендации по подготовке обоснований для юридических лиц
Юридические лица, планирующие строительство объектов жилищного или рекреационного назначения, могут подготовить свои обоснования в виде декларации о намерениях (бизнес-плана), содержащей следующие сведения:
Материалами и документами, используемыми для обоснования необходимости включения земельного участка в границы населённого пункта, установления или изменения ВРИ земельного участка, могут быть следующие:
Рекомендации по подготовке обоснований для физических лиц
В подавляющем большинстве случаев главной целью включения в границы населённых пунктов земельных участков из состава с/х угодий является достижение цели жилищного строительства. Именно она указывается в качестве мотива во многих заявлениях.
Поскольку речь идёт об участке сельхозугодий, то обоснование необходимости его включения в границы населённого пункта по той причине, что участок зарос кустарником, может сыграть злую шутку.
Аргументация невозможности использования сельхозугодий по назначению – панацея или «бич божий»?
Собственникам угодий придётся тщательно взвесить все факты, которые будут приводиться в качестве доказательства невозможности использования угодий по прямому назначению.
Но как подтвердить такую невозможность, если существуют требования по надлежащему использованию земель (статья 42 ЗК РФ), а их нарушение чревато не только административными штрафами и предписаниями об устранении, но и даже прекращением права собственности.
Участок может изыматься из собственности в судебном порядке по следующим причинам:
Ненадлежащее использование участков из земель с/х назначения может произойти по не зависящим от собственникам обстоятельствам, например, из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (статья 284 ГК РФ, статья 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения №101-ФЗ). В таких ситуациях участки не измываются.
Установление факта неиспользованная участка
Выделяются следующие признаки:
Кроме того, в муниципальных образованиях действуют ещё и местные положения, устанавливающие Правила рационального использования земель с/х назначения (пример по Воронежской области) и ведения контроля за выполнением требований законодательства по использованию земель (пример по Ленинградской области).
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, может быть расценено как бездействие собственника, приведшее, к примеру, к зарастанию участка древесной растительностью.
Так что, перечисленные выше обстоятельства могут создать обратный эффект в обосновании невозможности использования сельхозугодий по прямому назначению и быть учтёнными властями при решении вопроса об изменении статуса сельхозугодий.
Фактически возможное использование земельного участка может соответствовать или не соответствовать ранее установленной категории категории земель. Оно зависит от реального состояния участка. Поэтому будут полезной для обоснования целесообразности перевода подготовка экспертную оценки ценности земель с/х угодий и отчёта о кадастровой стоимости земель.
Необходимо доказать, что особая ценность угодий утрачена и дальнейшее их использование по назначению невозможно, что затраты на восстановление плодородия сельхозугодий чрезмерно большие, а, к примеру, использование современной агротехники на участках будет нерентабельным или вовсе невозможным.
Уместно заметить, что качественные показатели участка получаются не расчётным путём, а по результатам полевых замеров и обработки данных, выполняемых квалифицированными специализированными компаниями.
Такие компании готовят характеристики почв и делают оценку реальной кадастровой стоимости участка. Эта стоимость сравнивается с уровнем средней кадастровой стоимости по муниципальному району. Для случая изменения статуса сельхозугодий она должна быть ниже средней кадастровой стоимости по муниципальному району. Это сравнение – один из целого ряда обязательных факторов, используемых областными властями при принятии решения о целесообразности перевода сельхозугодий.
Данные отчётов о характеристиках сельхозугодий будут сравниваться со сведениями органа Росприроднадзора, предоставляемыми в порядке согласования вопроса о переводе земель в иные категории.
Можно усилить свои аргументы прочими объективными индивидуальными фактами, которые необходимо указать в обоснование невозможности использования земель в прежнем статусе.
Порядок рассмотрения властями заявления и принятия решения о включении участка в границы населённого пункта
Порядок рассмотрения властями заявления и принятия решения о включении участка в границы населённого пункта изложен в пунктах 5 – 25 статьи 4.1 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
По срокам и очередности действий властей этот порядок можно представить так:
По результатам рассмотрения представленных документов, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает одно из двух решений:
В случае принятия решения об изменении границы населённого пункта посредством включения ЗУ в границы вносятся изменения в генеральные планы, схемы территориального планирования – не реже 1 раза в год без проведения общественных обсуждений или после публичных слушаний.
Перевод участков сельхозугодий в категорию «земли населённых пунктов» будет считаться состоявшимся с даты их государственного кадастрового учёта в связи с изменением их категории.
Собственникам и правообладателям не придётся заниматься переоформлением правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым приняты акты о переводе из состава земель одной категории в другую.
Кадастровый учёт орган Росреестра проведёт самостоятельно после получения им решения из органа исполнительной власти субъекта РФ, направленного в порядке межведомственного взаимодействия.
Причины отказа властей по включению участка с/х угодий в границу населённого пункта
Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе принять отрицательное решение в следующих случаях:
Своё несогласие с отказом в принятии решения о включении земельного участка в границы населённого пункта или об исключении ЗУ из границ населённого пункта и об установлении/изменении ВРИ заявитель имеет право обжаловать в судебном порядке.
Резюме
Перевод земель с/х угодий или земельных участков в составе таких земель из земель с/х назначения в иные категории относится к наиболее трудным задачам. Совсем нет желания в этой связи упоминать известную русскую пословицу, про то, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», но в данном случае она очень точно отражает суть вещей.
Отказ власти по включению участка сельхозугодий могут спровоцировать различные объективные обстоятельства:
Главные критерии в решении властями вопроса об изменении статуса сельхозугодий – сбережение самого ценного природного ресурса и объективность в оценке фактического состояния угодий, перевести которые можно лишь в исключительных случаях и при веских на то основаниях.