Зеро что за самолет

«Зеро» — абсолютный ноль американской разведки

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Тяжёлые поражения наших союзников на начальном этапе Тихоокеанской войны были во многом вызваны катастрофической недооценкой противника, в том числе и недооценкой технического уровня японцев. Виной тому стали откровенное шапкозакидательство и пренебрежение разведданными, помноженные на чванство «белых людей». Одним из наглядных примеров подобной недооценки стала история с проигнорированными сведениями о японском истребителе «Мицубиси» A6M «Зеро».

Шедевр Хорикоси Дзиро

Выдающиеся достоинства палубного истребителя «Зеро» были, как это часто бывает, прямым продолжением его недостатков, и наоборот. Всем известные скоростные и манёвренные характеристики эта машина обрела во многом «благодаря» отсутствию у компании «Мицубиси» мощных, но при этом лёгких и компактных авиадвигателей. Поскольку заказчик требовал высокоманёвренный истребитель, то от использования достаточно мощного (1075 л. с.) двигателя серии «Кинсэй» было решено отказаться из-за его массы и габаритов. Новый самолёт проектировался под более лёгкий двигатель «Дзуйсэй-13» мощностью всего 780 л. с., что для 1939 г. было, мягко говоря, уже маловато. Компенсировать это одним лишь улучшением аэродинамики было невозможно, так что единственным способом обеспечить заданные флотом лётно-технические характеристики было радикальное уменьшение веса планера новой машины.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Частично это было сделано за счёт использования в силовом наборе самолёта крайне дорогого алюминий-цинк-магниевого сплава ESDT, «экстра-супер дюраля», разработанного компанией «Сумитомо метал» и имевшего прочностные характеристики почти в полтора раза выше, чем обычный алюминий-медный дюраль, но и этого оказалось недостаточно. В результате главный конструктор истребителя Хорикоси Дзиро был вынужден волевым решением понизить прочностные нормативы, по которым рассчитывался силовой набор.

Везде, где только можно, были сделаны проёмы, уменьшавшие вес несущих элементов, широко варьировалась толщина обшивки и т. д. Получившаяся в результате сверхоблегчённая машина уложилась-таки в требования флота. А после того как заказчики настояли на использовании более мощного двигателя конкурентов из концерна «Накадзима» – «NK1C Сакаэ-12» мощностью 950 л. с. – то и превзошла их. Наконец, самолёт был принят на вооружение, получив название «Рэй-сики кандзё сэнтоки» – морской истребитель образца 0 (1940) года.

Благодаря лёгкому планеру «Зеро» получили удельную мощность, не уступавшую американским истребителям, имевшим под капотами гораздо больше «лошадей». Малый вес обеспечивал как меньшую инертность, так и меньшую нагрузку на крыло (а значит, и меньшую скорость сваливания), следствием стали выдающиеся скороподъёмность и манёвренность.

Знакомый незнакомец

Конечно же, за всё надо платить – и в случае «Зеро» этой ценой стала низкая живучесть самолёта, а также единственный пилотажный показатель, в котором японский истребитель по понятным причинам уступал своим американским конкурентам – скорость пикирования. Но чтобы воспользоваться первым недостатком, американским пилотам требовалось для начала хотя бы поймать в прицел вёрткого и приёмистого противника. Второй они использовали чаще, если конечно доживали до осознания, что единственный способ «сбросить с хвоста» карамельного цвета машину с «фрикадельками» на плоскостях – это ручку от себя, полный газ и молиться, чтобы хватило высоты.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет22 июня 1942 г. Выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты США. Они уже знают, как оторваться от «Зеро». Скоро они научатся их сбивать

Official U.S. Navy Photograph #80-G-357083, NARA

Отзывы американских лётчиков, впервые столкнувшихся с «Мицубиси» А6М, нельзя охарактеризовать иначе чем «восторженно-панические». Например, немногие выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты, вступившие на своих F2A-3 «Баффало» и F4F-3 «Уайлдкэт» в бой с превосходящими силами вражеских истребителей во время налёта японской авиации на атолл Мидуэй, описывали их в следующих выражениях:

«Истребитель «Зеро» исключительно манёвренен и обладает поразительной скороподъёмностью. Он настолько превосходит F2A-3 на вертикалях, что представляется бессмысленным пытаться сделать более одного захода на любую цель. […] Истребитель «Зеро» превосходит F2A-3 в горизонтальной скорости. Он намного манёвренней F2A-3. Он превосходит F2A-3 по скороподъёмности. Он обладает большей огневой мощью, чем F2A-3»

Капитан Кирк Армистид (ВРИО командира эскадрильи)

F2A-3 не является боевым самолётом. Он по всем параметрам уступает самолётам, с которыми мы сражались. F2A-3 имеет практически ту же скорость, что и пикирующий бомбардировщик «Аити 99». Японский истребитель «Зеро» способен нарезать круги вокруг F2A-3. Из того, что я видел, я оцениваю максимальную скорость «Зеро» в 450 миль в час. Я уверен, что каждый командир, отправляющий пилота в бой на F2A-3, может заранее списать его в потери.

Я видел два «Брюстера», пытавшихся атаковать вражеские «Зеро». Один был сбит, другого спас зенитный огонь, прикрывший его хвост. Оба выглядели как привязанные, когда «Зеро» делали на них заходы. Я уверен, что будь у нас самолёты хоть вполовину такие же хорошие, как «Зеро», – мы смогли бы полностью остановить этот рейд.

Лейтенант Чарльз Хьюз (наблюдал бой с земли)

Считаю, что истребитель «00» был серьёзно недооценён. Думаю, это один из лучших истребителей этой войны. В то же время F2A-3 (или «Брюстер-тренировочный») должен находиться в Майами в качестве учебного самолёта, а не использоваться в качестве боевого истребителя первой линии.

Джапы обладают очень манёвренными и скоростными самолётами в виде их истребителя «00», имеющего в достатке огневой мощи. Они могут спокойно развернуться внутри виража «Брюстера».

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет24–25 июня 1942 г., атолл Мидуэй. Не самые худшие последствия первого знакомства с «Зеро»: повреждённый в бою и при вынужденной посадке «Грумман» F4F-3 из 221-й эскадрильи разобран и ждёт отправки на ремонт, его пилот, капитан КМП Джон Кэйри, лежит в госпитале.

Official U.S. Navy Photograph #80-G-11636, NARA

Эти докладные дают много информации к размышлению, но по нашей нынешней теме стóит отметить две вещи: во-первых, американские пилоты – как кадровые, так и резервисты – при первой же встрече уверенно опознают «Зеро» (хотя каждый называет его как бог на душу положит: 00 Fighter, Zero Fighter, Zero Isento Ki Navy Fighter, type 00 ISENTO KI Navy fighter и т. д.); во-вторых, пилотажные возможности основного истребителя японского флота были для них полной неожиданностью даже на седьмом месяце войны. Последнее можно отнести ко всему флоту и армии США – возможности «Мицубиси» А6М стали неожиданностью для всех. И это несмотря на то, что военно-морская разведка обладала достаточно точными сведениями о «Зеро» ещё в начале 1941 г.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Нельзя сказать, что американская агентурная разведка в японской метрополии была организована плохо. Потому как её там не существовало вообще. Сейчас в это трудно поверить, но практически единственным каналом, по которому в предвоенный период из Японии в США поступала информация военного и военно-технического характера, были «официальные разведчики», то есть военный и военно-морской атташе при посольстве США в Токио, а также их немногочисленный штат. Анализ открытых источников, официальные посещения военных объектов и мероприятий, обмен информацией с коллегами из других посольств, личные контакты с японские военными. А также разовые удачи, вызванные странным поведением самих японских властей, обычно помешанных на секретности всего и вся.

Первые слухи о новом японском истребителе стали доходить из Китая ещё в 1940 году. Каково же было изумление помощника по авиации военно-мор­ско­го атташе США капитан-лейтенанта Стивена Джерика (Ste­ph­en Jurika), когда он, посетив в январе 1941 г. ежегодный военно-спортивный праздник (где японские флот и армия традиционно мерялись длиной своих стволов), обнаружил этот новейший самолёт, что называется, в натуре.

И не просто выставленный на всеобщее обозрение (причём с возможностью осмотреть даже кокпит), но и любезно снабжённый табличкой с основными лётно-техническими характеристиками, включая вес, мощность двигателя и скоростные показатели. Дипломат с пилотскими «крылышками» на кителе добросовестно переписал все цифры, визуально прикинул габариты истребителя и площадь крыла, оценил вооружение, конструкцию обшивки, приборы в кокпите, а затем ещё и понаблюдал машину в действии, когда она состязалась в небе с армейскими истребителями. После чего отправил в Разведуправление флота США (Office of Naval Intelligence, ONI) подробный отчёт.

Американцы в плену стереотипов

Однако ещё большее изумление Стивен Джерика испытал спустя пару месяцев, получив из ONI ответ на свой отчёт. Как он вспоминал впоследствии – первый и последний ответ за всю его двухлетнюю службу в Токио. Раздражённое начальство настоятельно рекомендовало капитан-лейтенанту более не присылать в Вашингтон подобного бреда и дезинформации. Американские эксперты по авиации в один голос заявили, что машина с таким набором характеристик просто не может существовать в природе (особенно это касалось соотношения габаритов и веса, а также заявленной дальности полёта). Ещё более абсурдной им показалась сама мысль о том, что «отсталые азиаты», способные в лучшем случае на производство ухудшенных копий устаревших западных самолётов, смогли построить истребитель, превосходящий новейшие машины флота США. Точно так же были впоследствии проигнорированы сообщения о характеристиках A6M, полученные уже из Китая (например, сообщение о том, что почти 6-метровое крыло сбитого «Зеро» было настолько лёгким, что его смогли поднять два человека).

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолетКакими виделись американским экспертам из журнала «Aviation» их будущие противники. Обратите внимание на подписи, где обязательно указывается, «клоном» какого западного самолёта является та или иная японская машина

И я нисколько не утрирую насчёт «отсталых азиатов». В официальном американском ежегодном дайджесте по морской авиации за 1939 год без тени сомнения писалось, что японцами «не был самостоятельно спроектирован ни один из самолётов, выпускающихся ими в настоящий момент для нужд вооружённых сил». В реальности же единственным японским самолётом иностранной разработки был производившийся по лицензии легендарный американский «Дуглас» DC-3.

Журнал «Aviation» был не менее категоричен, в сентябре 1940 г. технический уровень японской авиации описывался там следующими словами: «Американским авиационным специалистам достаточно беглого взгляда на новейшие японские военные самолёты, чтобы прийти к выводу, что все они являются либо устаревшими, либо устаревающими». Там же делался вывод, что японская авиапромышленность и уровень их авиаконструкторов серьёзно уступают даже итальянским.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолетЗаголовок статьи Леонарда Ингела в журнале «Flying and Popular Aviation» № 28, январь 1941 г.

В январском выпуске журнала «Flying and Popular Aviation» 1941 г. японская авиация разбирается в статье с говорящим названием: «Япония НЕ является военно-воздушной державой», где в подтверждение своей «аналитики» автор на полном серьёзе пересказывает байку о прибывшем в Японию германском военном наблюдателе. Бравый пилот Первой мировой, не садившийся с тех пор в кокпит самолёта, наутро после пьянки, организованной в его честь, садится в истребитель и без труда побеждает в учебных боях одного за другим «десять лучших японских пилотов».

Известный популяризатор военно-морской истории Флетчер Прэтт в книге «Морская мощь и современная война» также с абсолютной серьёзностью писал о том, что японцы в принципе не могут быть хорошими пилотами. Как и положено любым расистским построениям, данное утверждение имело наукообразное обоснование в виде «физиологических особенностей, свойственных этой расе», как-то: присущая поголовно всем «азиатам» близорукость, а также неправильное устройство внутреннего уха, отвечающего за вестибулярный аппарат. Летом 1941 года статью подобного содержания опубликовал и серьёзный профессиональный журнал «Aviation Review».

До «Дня позора» в Пёрл-Харборе и на Кларк-Филд оставалось всего полгода.

Источники и литература:

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Вторая Мировая война на Тихом океане · флот · морская авиация

Источник

Боевые самолеты. Самолет для самоубийцы

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

И вообще, и в частности особенно. Не устану повторять, что «рейтинг», где палубный истребитель довоенного выпуска соседствует с истребителем-бомбардировщиком конца войны и двухмоторным тяжелым истребителем, – это такой же рейтинг, где ВАЗ-2101 будет рассматриваться рядом с «Феррари». Примерно та же степень «прямости» сравнения. А что, обе модели итальянские, на четырех колесах, с бензиновыми моторами…

Так что рейтинги, где «Зеро» ставят в один ряд с «Мустангом», — ну так себе.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Однако давайте сперва о самолете. А на закуску оставим то, почему он вдруг превратился в «лучший».

Днем рождения «Истребителя Ноль» или, по-нашему, «Зеро», был 10 апреля 1938 года. Сказать, что самолет «не зашел» по первому времени, — ничего не сказать. Критиковали проект все, и консерваторы, и прогрессивщики. Первым не понравилась закрытая кабина, например. Была такая мода у пилотов палубной авиации, высовываться из кабины и контролировать посадочную глиссаду визуально.

Кроме этой мелочи, вызвавшей оживленные споры, стороны схлестнулись в нешуточной схватке по итогам презентации модели самолета в плане вооружения и приоритета скорости над маневренностью, или наоборот. Кстати, сторонников и противников оказалось примерно поровну.

То есть половина была сторонниками сверхманевренного истребителя с легким вооружением (2 пулемета винтовочного калибра), вторая половина ратовала за быстрый и хорошо вооруженный истребитель.

Дебаты зашли в тупик, и, надо сказать, что все эти споры могли вообще погубить проект, но дипломат Дзиро Хорикоси, главный конструктор, обещал удовлетворить требования обеих сторон.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

То есть создать быстрый, маневренный истребитель с хорошим вооружением.

Чудес не бывает. Хорикоси был очень хорошим конструктором. Я бы даже сказал – на мировом уровне, поскольку создал не один приличный самолет. Но не гениальный. А обещанное граничило либо с гениальностью, либо с обманом.

Чего было больше – судите сами.

25 апреля 1939 г. при официальных замерах скорости «проект 12» (будущий «Зеро») развил всего-навсего 491 км/ч. Конкурент F2A «Buffalo», рожденный в 1937 году, выдал на аналогичных испытаниях 542 км/ч. Как говорится, почувствуйте разницу.

Понятно, что виноват был не проект самолета, а двигатель. Япония, как все страны второй лиги авиастроения, довольствовалась тем, что было. Потому, когда американцы, британцы и немцы уже ставили на свои самолеты двигатели в 1 000 л.с. и выше, самый мощный двигатель от «Мицубиси», «Зюйсей 13», выдавал всего 875 «лошадок».

Выход морское министерство нашло в установке двигателя от прямого конкурента «Мицубиси», фирмы «Накадзима». «Накадзима-Сакае 12» выдавал 940 л.с., что было, в принципе, сопоставимо с мировыми аналогами, хотя вряд ли этот расклад порадовал специалистов «Мицубиси».

И с мотором «Сакае» самолет не просто полетел, а полетел очень даже многообещающе. И настолько понравился морскому министерству, что его запустили в серию, не закончив основной части испытаний, под официальным обозначением «палубный истребитель опытный тип 0», или А6М1.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Если посмотреть беспристрастно, то надо признать: самолет стал жертвой пропаганды. Японское военное ведомство настолько хотело всех убедить в создании чего-то такого запредельного, что само в это уверовало. Потому испытания проходили под откровенным давлением со стороны флотского командования.

Более того, военное ведомство настояло вопреки мнению «Мицубиси» на боевых испытаниях в Китае, где к тому времени уже вовсю шли военные действия.

Испытания провели на первых шести предсерийных истребителях в составе 12-й объединенной авиагруппы в июле 1940 года. Параллельно другая группа самолетов предсерийной партии проходила испытания на борту авианосца «Кага», а после испытаний тоже была включена в состав 12-й группы.

Забегая вперед, скажем, что боевые испытания прошли более чем успешно. После испытаний самолет получил имя «Морской тип ноль палубный истребитель модель 11» (А6М2 модель 11) – «Рей-Сики Кандзо Сентоки», коротко – «Рейсен».

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Действия «Зеро» в Китае вызвали вал восторженных отзывов. Газеты были переполнены отчетами о том, как новый истребитель пачками сбивает китайские самолеты.

13 сентября 1940 года 13 «Зеро» сопровождали бомбардировщики и вступили в бой с 30 самолетами ВВС Китая, сбив 25 (два еще столкнулись в воздухе сами) из них. Конечно, это вызвало должный резонанс, но… «Зеро» сражались с И-15 и И-16 тип 5 советского производства. А эти самолеты, уступавшие в скорости добрую сотню километров в час и вооруженные двумя ШКАСами, можно назвать полноценными соперниками? И под управлением китайских летчиков?

Но японцам хватило. Они реально поверили в то, что новый истребитель достоин приставки «супер». Так что было сформировано мнение, которое гласило, что «Зеро» один стоит от двух до пяти любых вражеских самолетов. Что ж, блажен, кто верует.

А чем, собственно, новый самолет так выделялся?

Вооружением. Да, стандарт довоенного вооружения из 2-4 пулеметов винтовочного калибра (Bf.109C и D, Глостер «Gladiator», И-15, И-16 был перекрыт комплектацией «Зеро», поскольку к двум синхронным пулеметам 7,7-мм были добавлены две крыльевые 20-мм пушки «Маузер», выпускаемые по лицензии.

Маневренность. Было. Не станем отрицать. Но без подвесных баков. А без баков сразу становилась неинтересной дальность действия. А в бою баки очень часто не сбрасывались, и «Зеро» сразу же становился утюгом. Но, в принципе, это был очень маневренный истребитель, стоит отдать ему должное.

Скорость. Да, скорость была. Обычная средняя скорость для истребителя-моноплана того времени в 500 км/ч.

Дальность. Дальность – да. Красивая и реальная цифра. «Зеро» мог на крейсерской скорости в 300 км/ч улететь весьма далеко, не важно, сопровождая бомбардировщики или выполняя свои задачи. Для нас важнее всего – что самолет мог летать далеко.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Причем «Зеро» не был перышком. Он весил больше «мессера», больше И-16, столько же, сколько «Киттихаук» и «Харрикейн». То есть «перышком», которое будет порхать, уничтожая все вокруг, «Зеро» не являлся.

Но чем было заплачено за все неплохие характеристики?

Защита, которой не было

Да, из трех тонн А6М1 на защиту не было потрачено ни одного грамма. Протектированные баки, бронеспинка, бронезаголовник, вообще все с приставкой «броне-» на «Зеро» не присутствовало. То есть в лобовой проекции летчик еще был как-то защищен двигателем, а с остальных сторон – нет. И ЛЮБАЯ пуля винтовочного калибра могла стать первой и последней для «Зеро». Особенно попав в пилота.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

До сих пор у нас бытует очень ошибочное мнение, что «Зеро» — это что-то такое, маленькое и маневренное. Увы, ошибались многие, в том числе и наши авторы тоже. Приведу для примера цитату из статьи Легендарный «Зеро».

Прицепимся к некоторым фразам.

Итак, насчет «продуманной и облегченной» конструкции. Если продуманность заключается в том, что из самолета убирается все, что могло дать пилоту шанс выжить в бою… Нет, все равно назвать ЭТО «продуманностью» я не могу. Это отчаяние пополам с глупостью. Но – чуть позже об этом. Сейчас только отмечу, что «гениального» создателя «Зеро» Дзиро Хорикоси почему-то впоследствии отстранили от работ над развитием самолета. Внезапно так.

Вот это совсем интересный пассаж. Давайте сравним, что ли… С Р-40 «Томагавк» и Як-1, например.

Итак, А6М2 / Р-40С / Як-1.

Размах крыла, м: 12,0 / 11,38 / 10,0
Площадь крыла, кв. м: 22,44 / 21,92 / 17,15
Длина, м: 9,05 / 9,68 / 8,48
Масса максимальная, кг: 2 757 / 3 424 / 2 995

Не складывается. Да, «Зеро» легче одноклассников, это так. Но насчет размеров – извините. «Томагавк» был той еще бандурой, и, как видите – не сильно превосходил в размерах. Так что если кто тут и был небольшим – это не про «Зеро». Это про Як.

Кстати, о весе. Да, А6М2 был легче, но кто сказал, что это было хорошо? Именно для этих самолетов существовало ограничение на скорость пикирования, ибо «Зеро» нельзя было разгонять «до упора». Он просто разваливался. Чем союзники и пользовались, уходя от японцев именно на крутом пикировании.

Как побеждали на «Зеро»

В основном на страницах газет. Там победы были просто восхитительные.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Юркие «Зеро», которые перевиражили И-16 и биплан И-15? Вы верите? Я – нет. И на этом можно было бы закончить.

Хартманы и Ралли как один. Впрочем, как говаривал Суворов: «Пиши сто тыщ, чего их, басурманов, жалеть!». Врали и Хартман, и Ралль, чем японцы хуже? Так что заявлять вообще можно было о чем угодно, лишь бы толк был.

Однако стоит посмотреть, а вообще как у «Зеро» с успехами было?

А вот не очень роскошно.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Если не брать побоище в Перл-Харборе, то в остальном все бравурные отчеты – это японская пропаганда. На самом деле Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) был укомплектован далеко не самыми лучшими авиационными частями союзников с не самой современной техникой.

Логично: в 1941 году британские «Спитфайры» отражали налеты немецкой авиации на острова и в Северной Африке, и как бы не до колоний было. Соответственно, «Брюстеры», «Буффало» и «Харрикейны» первых моделей против «Зеро» совершенно не смотрелись. Примерно так же, как и китайские И-15.

Вот, собственно, и разгадка успеха «Зеро». Опытнейшие летчики за штурвалами новейших самолетов в 1940-41 годах против не самого лучшего контингента союзников на более старых самолетах.

Естественно, что японцы лупили всех в хвост и в гриву. Закономерно. Американцы и британцы умывались кровью, но учились. А потом? Снова цитата.

Хм… тоже сомнительно. «Мустанг» стал самолетом для боя, а не для увеличения статистики врага только в 1944 году, «Спитфайр» как бы с 1936 года в серии, но выпускался очень туго. «Корсар» и «Хеллкэт»? Простите, «Уайлдкэты» в противостоянии с «Зеро» имели соотношение 5,1 к 1, что значит, на 5 сбитых «Зеро» приходился один «Дикий кот».

Сражение в Коралловом море уже все расставило на свои места. 3 японских авианосца против 2 американских. Потери равны, но нападение на Порт-Морсби американцы сорвали. А два потрепанных японских авианосца («Дзуйкаку» и «Секаку») не приняли участия в битве у атолла Мидуэй, которая закончилась оглушительной оплеухой японскому флоту.

Так почему такие разнеможные «Зеро» в противостоянии с американскими (не «Мустангами» и «Корсарами») самолетами не смогли ничего им противопоставить?

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

И нельзя не вспомнить 18 апреля 1943 года, когда «Зеро» ничего не смогли сделать с американскими самолетами, отправившими на тот свет адмирала Ямамото. Причем «Зеро» воевали даже не с «Уайлдкэтами», а с «Лайтнингами». Двухмоторными дальними истребителями Р-38. Да, их было 14 против 6, но это же были «Зеро»!

В итоге Р-38 сбили оба бомбардировщика и пару «Зеро», а потеряли всего один истребитель.

В общем, я могу продолжать до бесконечности, то есть до 1 сентября 1945 года. Суть от этого не изменится. «Зеро» был хорош исключительно против самолетов, которые не могли оказать ему должного сопротивления. Подчеркну, имея на борту хороших летчиков.

А с летным составом у японцев начались проблемы уже в 1942 году.

Действительно, а как вы хотели? 2-3 пули любого калибра – и вместо «Зеро» мы наблюдаем неплохой такой факел. Учитывая откровенную отмороженность японских пилотов, не желавших спасаться, сдаваться в плен и так далее, сбитый самолет обычно означал потерянного летчика.

Потому к 1942 году летчики для бумажных «Зеро» начали просто заканчиваться. И в 1943 году такие, видимо, «подготовленные» пилоты прозевали американцев, которые пролетели почти 500 морских миль и устроили вознесение Ямамото. И вернулись обратно.

Да, в Японии, когда ресурс пилотов начал стремительно таять от того, что они сгорали вместе со сбитыми «прекрасными» самолетами, начали предпринимать шевеления. Но было поздно.

Шесть или восемь крыльевых крупнокалиберных пулеметов американских истребителей (да и бомбардировщики не зевали, ибо все хотели жить) разносили в щепки и лоскуты «Зеро», убивая пилотов.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Пушек даже не надо, зачем? Шесть стволов выплевывали такую кучу металла, там хоть что-то да попало бы. А попало – «Зеро» заканчивал свой путь коротким, но эффектным факелом. Вместе с пилотом.

И японцы, надо отдать им должное, опомнились и бросились в погоню. Уже в 1941 году Хорикоси убрали с поста главного конструктора и назначили Мидзиро Такахаси. Последнему удалось путем уменьшения крыла и упрочнения конструкции увеличить скорость пикирования до 660 км/ч.

Постарались выжать хоть что-то из двигателя «Сакае», но… Скорость выросла на модели А6М5 аж на 20 км/ч и составила 565 км/ч на высоте 6000 м.

А6М5 пошел в серию в 1943 году. Правильно, когда американцы получили «Хеллкэт». Шесть крупнокалиберных «Браунингов» исправно отправляли японцев в храм Аматерасу, а 7,7-мм пульки благополучно отскакивали от брони американских истребителей. Да и снаряды «Хеллкэт» со скрипом, но держал. Так что избиение японских летчиков просто вышло на новую орбиту.

В начале 1944 г. появился очередной вариант «Зеро» — А6М5Ь модель 52Ь, на котором – наконец-то! – попытались ввести защиту для летчика. И вообще сделать хоть что-то ради того, чтобы истребитель стал от слова «истреблять», а не «истребляться».

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

На самолёте появилось 50-мм бронестекло! На этом, правда, с броней закончили, но тем не менее. Попытка была засчитана.

Еще на самолете появилась система пожаротушения двигателя на углекислом газе. В случае возгорания углекислый газ из баллона высокого давления мгновенно заполнял фюзеляжный топливный бак и моторный отсек.

Понятно, что все выглядело печально, но увы, замену «Зеро» никак не могли довести до конца: для А7М «Реппу» никак не могли довести до ума двигатель, а J2M «Райден» вообще летать не желал.

Понятно, что в 1944 году самолет 1938 года рождения просто был неактуален, но тем не менее, из него что-то еще пытались выжать.

А6М5с модель 52с получил в крылья пару все тех же 13,2-мм пулеметов «Тип 3», а остававшийся синхронный 7,7-мм пулемет наконец-то выбросили за ненадобностью.

Пилот получил 8-мм бронеспинку! Просто ради сравнения: такая же бронеспинка была на истребителе Поликарпова И-15 в 1933 году. Но на А6М5с еще установили 55-мм бронестекло и в задней части фонаря!

Разница в скорости с тем же «Корсаром» составила 90 км/ч, не знаю, что говорили пули американских пулеметов, прошивая 8-мм бронеспинку вместе с пилотом, возможно, смеялись. Но факт, в 1944 году «Зеро» окончательно превратился в мальчика для битья.

Последняя модификация А6М8 с новым мотором «Кинсей» аж в 1500 л.с. в серию не пошла, потому что Япония закончилась как таковая. Но испытания в 1945 году провели.

А6М8 на испытаниях развил скорость 573 км/ч на высоте 6000 м без наружных подвесок. Для 1945 года – печальный результат. «Корсар» на той же высоте выдавал более 700 км/ч.

Так, простите, где «чудо-самолет», пугавший всех и вся? Не вижу.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Вижу довольно слабенький и беззащитный самолет из палок и материи, годный действительно для того, чтобы сражаться с самолетами классом ниже. Не более того.

Но дело даже не в ЛТХ, вот сейчас мы подойдем к сути материала.

Почти 11 000 «Зеро» всех модификаций. Сколько жизней пилотов они унесли? Много. К 1943 году в Японии опытных летчиков морской авиации почти не осталось, а те, кто остался, не могли противостоять американцам на более совершенных машинах.

Так что А6М «Зеро» можно смело назвать самолетом, который оставил морскую истребительную авиацию без летчиков. Они просто погибли под пулями и сгорели в кабинах этого «чудо-оружия».

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Но и это еще не все. Постоянные попытки заставить это убожество стать полноценным истребителем привели к тому, что «Мицубиси» тратила ресурсы на «Зеро», а работы по «Райдену» и «Реппу» были сильно заторможены.

«Райден» начали разрабатывать в 1939 году, «Реппу» в 1942-м, когда стало ясно, что «Зеро» действительно ноль. Но первый полетел только в 1942-м, а второй – в 1944-м. Когда уже было явно поздно. И в небе правили бал быстрые и бронированные американские «коты» и «пираты».

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

Размах крыла, м: 11,00
Длина, м: 9,12
Высота, м: 3,57
Площадь крыла, м2: 21,30

Масса, кг
— пустого самолета: 1 894
— нормальная взлетная: 2 743
— максимальная взлетная: 3083

Двигатель: 1 х NK1F Sakai 21 х 1100 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 565
Крейсерская скорость, км/ч: 330
Практическая дальность, км: 1920
Максимальная скороподъемность, м/мин: 858
Практический потолок, м: 11 740
Экипаж, чел.: 1

Вооружение:
Синхронные на фюзеляже:
— два 7,7-мм пулемета или
— один 7,7-мм пулемет и один 13,2-мм пулемет или
— два 13,2-мм пулемета.
Две 20-мм крыльевых пушки.

А6М «Зеро» имеет право на титул худшего палубного истребителя Второй мировой войны, поскольку совершенно не соответствовал тогдашним канонам истребителя. Такой самолет мог появиться только в Японии, с ее откровенно человеконенавистническим кодексом «Бусидо».

Он и появился. И унес с собой столько летчиков, что Япония фактически проиграла небо в 1942 году, через год после вступления в войну.

Откуда, спросите вы, все эти сказки о том, что «Зеро» был таким классным? Да все оттуда же. Рассказы в пользу проигравших. То, что Япония устроила блицкриг на Тихом океане, даже круче, чем Германия в Европе – это факт.

Зеро что за самолет. Смотреть фото Зеро что за самолет. Смотреть картинку Зеро что за самолет. Картинка про Зеро что за самолет. Фото Зеро что за самолет

А потому победа на таким серьезным противником вроде как вдвое почетнее. Вот и рассказывают некоторые «историки» о неуязвимых «Зеро» и прочих чудесах японского военного гения.

Верить или нет – личное дело каждого. На свое время (1940 год война с Китаем) «Зеро» был ничего, дальше – просто самолет для одноразового камикадзе, не более того.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *