Златоверхие что это в древней руси
Златоверхий
Смотреть что такое «Златоверхий» в других словарях:
златоверхий — златоверхий … Орфографический словарь-справочник
ЗЛАТОВЕРХИЙ — ЗЛАТОВЕРХИЙ, златоверхая, златоверхое (книжн. поэт. устар.). С золоченым верхом, крышами. Златоверхие терема. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗЛАТОВЕРХИЙ — ЗЛАТОВЕРХИЙ, ая, ое. В народной поэзии: с золочёным верхом, крышами. З. терем. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
златоверхий — прил., кол во синонимов: 4 • златоглавый (4) • златомаковый (2) • золотоверхий (4) … Словарь синонимов
златоверхий — златоверхий, златоверхая, златоверхое, златоверхие, златоверхого, златоверхой, златоверхого, златоверхих, златоверхому, златоверхой, златоверхому, златоверхим, златоверхий, златоверхую, златоверхое, златоверхие, златоверхого, златоверхую,… … Формы слов
златоверхий — златов ерхий … Русский орфографический словарь
златоверхий — … Орфографический словарь русского языка
златоверхий — златове/рхий … Слитно. Раздельно. Через дефис.
златоверхий — а, е, заст., поет. Золотоверхий … Український тлумачний словник
златоверхий — ая, ое. Трад. поэт. Такой, у которого позолоченный верх, купол и т. п. З. терем, дворец. З. град … Энциклопедический словарь
ЗЛАТОВЕРХИЙ
Смотреть что такое «ЗЛАТОВЕРХИЙ» в других словарях:
златоверхий — златоверхий … Орфографический словарь-справочник
ЗЛАТОВЕРХИЙ — ЗЛАТОВЕРХИЙ, ая, ое. В народной поэзии: с золочёным верхом, крышами. З. терем. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
златоверхий — прил., кол во синонимов: 4 • златоглавый (4) • златомаковый (2) • золотоверхий (4) … Словарь синонимов
Златоверхий — прил. устар. Имеющий позолоченный верх, купол и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
златоверхий — златоверхий, златоверхая, златоверхое, златоверхие, златоверхого, златоверхой, златоверхого, златоверхих, златоверхому, златоверхой, златоверхому, златоверхим, златоверхий, златоверхую, златоверхое, златоверхие, златоверхого, златоверхую,… … Формы слов
златоверхий — златов ерхий … Русский орфографический словарь
златоверхий — … Орфографический словарь русского языка
златоверхий — златове/рхий … Слитно. Раздельно. Через дефис.
златоверхий — а, е, заст., поет. Золотоверхий … Український тлумачний словник
златоверхий — ая, ое. Трад. поэт. Такой, у которого позолоченный верх, купол и т. п. З. терем, дворец. З. град … Энциклопедический словарь
ЗЛАТОВЕРХИЙ
Смотреть что такое «ЗЛАТОВЕРХИЙ» в других словарях:
златоверхий — златоверхий … Орфографический словарь-справочник
ЗЛАТОВЕРХИЙ — ЗЛАТОВЕРХИЙ, златоверхая, златоверхое (книжн. поэт. устар.). С золоченым верхом, крышами. Златоверхие терема. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
златоверхий — прил., кол во синонимов: 4 • златоглавый (4) • златомаковый (2) • золотоверхий (4) … Словарь синонимов
Златоверхий — прил. устар. Имеющий позолоченный верх, купол и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
златоверхий — златоверхий, златоверхая, златоверхое, златоверхие, златоверхого, златоверхой, златоверхого, златоверхих, златоверхому, златоверхой, златоверхому, златоверхим, златоверхий, златоверхую, златоверхое, златоверхие, златоверхого, златоверхую,… … Формы слов
златоверхий — златов ерхий … Русский орфографический словарь
златоверхий — … Орфографический словарь русского языка
златоверхий — златове/рхий … Слитно. Раздельно. Через дефис.
златоверхий — а, е, заст., поет. Золотоверхий … Український тлумачний словник
златоверхий — ая, ое. Трад. поэт. Такой, у которого позолоченный верх, купол и т. п. З. терем, дворец. З. град … Энциклопедический словарь
Домашние тюрьмы для аристократок на Руси, или Как ломали женские судьбы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В тереме как в тюрьме и как девушки на свободу вырывались
Если обратиться к словарю Даля, то можно прочитать, что терема описываются как помещения, находящиеся на возвышении. Это могут быть, как ярусы большого боярского дома, так и отдельно стоящие башенки, порой располагающаяся над крепкими воротами. С другими помещениями, то есть с палатами, терем был связан посредством сеней (обычно свободных, просторных) или переходов. И хотя терема были красивы, добротны и весьма живописны, на деле для представительниц высшего сословия в старые времена они представляли собой настоящую тюрьму.
Почему же женщины должны были находиться в заточении? В старой Руси самой важной добродетелью женщины считалась непорочность. Терема служили гарантом, что девица будет ограждена от мирских соблазнов. Зачем испытывать судьбу, проще изолировать женщину, чтобы мужчины не могли ее увидеть. Однако никто не задумывался, что в результате бедняжка лишалась элементарных радостей существующей снаружи жизни.
Девушка могла вырваться из терема всего двумя способами: она могла стать монашкой или же пойти замуж, сменив при этом свой терем на другой. Но, уйди из родительского дома, женщина не становилась свободной. По сути менялось только место проживания.
В сказках часто присутствуют царевны, которых освобождает добрый молодец. На деле невестам из царской семьи было тяжелее всех, так как статус обязывал их выходить замуж только за принцев, а, как говорится, принцев на всех не напасешься. Из-за этого такие девушки нередко уходили в монастырь в надежде, что их жизнь наполнится смыслом. Многие высокородные невесты завидовали простым крестьянкам, которые жили иначе — могли свободно общаться с с мужчинами, а также покидать дома по своим нуждам, а не исключительно для того, чтобы посетить храм. Аристократки же и в церковь должны были ехать в каретах, в которых окна были плотно задрапированы занавесками. Прохожие не имели права рассматривать лицо дамы, находящейся в экипаже.
Почему терема гаремы напоминали
Интересно, что в энциклопедии Брокгауза и Эфрона термин «терем» приравнивается в своем значении к гарему. На слух эти два слова отличаются всего двумя буквами, а такой вариант нередко возникает после транскрипции каких-то звуков. И действительно, терем можно сравнить с гаремом. В него не имели права входить мужчины, которым уже исполнилось 12 лет. Такое право имел только хозяин дома и священнослужитель. На женской половине боярских домов находились лишь дети (если это были мальчики, то только до указанного выше возраста), а также нянечки, кормилицы и сенные девки. Настоящее женское царство со своими правилами и традициями.
Кстати, гаремы существовали не только в восточных странах. Им нашлось место и в Византии, то е сть в православной стране. Возможно, из нее они и пришли в древнюю Русь.
Царские терема и царевна Софья, которая стала свободной
Последняя «женская тюрьма», то есть терем, был построен в царском дворце, возведенном на территории Московского Кремля, и было это в далеком 1637 году. Указ о строительстве издал царь Михаил Федорович. Когда к власти пришел Алексей Михайлович, он постарался смягчить суровые правила проживания в дамской части дворцов. Это было вызвано тем, что его жена, Наталья Нарышкина, получила разрешение на регулярный выход из дома и проезд в экипаже без задрапированных окошек. Однако, появляясь в Благовещенском соборе (а в храм прямо из царского терема был проложен потайной ход) женщина должна была встать так, чтобы никто вокруг не мог разглядеть лица царицы. Это же относилась и к тем дамам, которые ее сопровождали.
Первой бунтаркой, освободившейся от домашнего плена, была царевна Софья, то есть сестра Петра Первого. Она была смелой женщиной и рискнула заняться общественной деятельностью. Впоследствии Петр использовал пример Софьи и издал указ, который разрушил странную и несправедливую традицию изолирования в теремах женщин знатного рода.
Как создавали златоверхие терема и почему они не радовали женщин
Терема делали очень красивыми, уделяя особое внимание внешнему убранству. Бояре старались изо всех сил, тратя немало денег на возведение мудреных лестниц, установку резных наличников. Использовали живые краски, самые разные элементы декора были невероятно изящными и запоминающимися. Крыша всегда строилась высокой. Говорили, что чем она выше, тем ближе к небесам, к Господу. Таким образом старались обратить внимание Бога на обитателей дома. С этой же целью крыши покрывались листами из меди или позолоченными пластинами. Терем сверкал в лучах солнца и смотрелся роскошно. Господь должен был его обязательно увидеть. Отсюда пошло словосочетание «терем златоверхий».
Внутри также старались оформить все богато, не жалея финансовых средств и материалов. В красный угол помещались иконы для чтения молитв. На пол укладывали дорогущие ковры, поверхность стен расписывали фресками. Высокий потолок смотрелся восхитительно за счет изображенных на нем звезд, луны и солнца. Да, в «дамских тюрьмах» было на что посмотреть. Однако даже роскошные интерьеры не радовали женщин, которые томились в заточении. Они скучали, проводя свои дни в работе — рукодельничали, обычно создавая золотое и серебряное шитье для монастырей. Золотая клетка оставалась клеткой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Рожденный заново. Михайловский Златоверхий. Фрески собора.
О том, что в Михайловском соборе сохранились фрески 12 века, стало известно после разборки в 1888 года высокого иконостаса. Обнаруженные на открывшихся алтарных столбах под слоями штукатурки древние росписи в течение нескольких месяцев были расчищены. Их общая площадь составляла 114 кв.м. Но в конце того же года нижние ярусы иконостаса установили на прежнее место, перекрыв ими часть открытых фресок, а в следующем 1889 года фрески, находившиеся выше иконостаса, «поновили», т. е. записали сплошным слоем масляной краски.
Поиск фресок под позднейшими наслоениями проводили и в 1934 году, одновременно с демонтажем мозаик, за три года до снесения храма. Те фрески, которые успели обнаружить и демонтировать, в течение нескольких лет вместе со снятыми мозаиками были распределены между музеями Киева и Москвы.
За исключением фрагментов орнаментальных фресок, которые после возвращения из Эрмитажа выставили в музее Михайловского монастыря и которые я уже показывала, все остальные, оставшиеся в Киеве фрески, хранятся в Софиевском соборе.
. композиция «Благовещение» соответствует установившейся к началу XII в. традиции помещать данный сюжет на алтарной арке. С этого времени Дева Мария изображается в Благовещении чаще всего сидя, на фоне городского пейзажа, дополняемого иногда пышной растительностью. На михайловской фреске Мария сидит на престоле, позади нее большая арка и городская стена с постройками и высоким деревом Иконографической особенностью ее образа являются расставленные в стороны руки с пряжей (изображение пряжи не сохранилось).
У архангела лицо практически не сохранилось, у Марии немножко лучше. Зато хорошо видна моделировка складок одежды.
Еще несколько фрагментов — неопознанные святые пророки и мученики.
Нижний регистр столбов алтарной арки Михайловского собора был отведен под изображения двух крестов, но до настоящего времени дошел только фрагмент верхней части креста с южного столба. Его сохранившаяся часть высотой 1,24м имеет две перекладины, каким было основание креста неизвестно. В храмовых росписях Византии изображения крестов на столбах, разделяющих алтарную преграду, неизвестны. В древнерусских росписях, современных ансамблю Михайловского Златоверхого собора, подобных крестов нет тоже, но со второй половины XII в. они начинают встречаться.
Лучше всего сохранившиеся фрагменты фресок «распределились» в русские музеи. Конечно, я понимаю, что Третьяковка и Русский музей были крупнейшими и важнейшими музеями Союза, но за державу всё равно обидно. ))
Пророк Самуил. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Святитель (Николай). Государственная Третьяковская галерея.
И еще один шиферный барельеф 12 века из Михайловского собора, который экспонируется в Софии. Святые Георгий и Федор Стратилат.
Все цитаты из статьи Ю.Коренюка «Фрески Михайловского Златоверхого собора в Киеве».