Звезда полынь что это
Глава 8
Статья двадцать первая
Снятие седьмой печати, показывающее, что ангельские силы приносят Богу, как фимиам, молитвы святых
Святой Иоанн часто употребляет число семи Ангелов, потому что оно соответствует этому веку, субботствованию и покою святых. Поэтому и разрешение этой седьмой печати указывает на переход от земной жизни, чему помогают семь Ангелов, поражая людей, нуждающихся во вразумлении и наставлении. «Безмолвие» означает благочиние, благоговение и незнание Ангелами времени второго пришествия. «Полчаса» – краткое время, когда после наказаний и кончины мира наступит Христово Царство.
Хотя то, что видели святые – жертвенник, кадильница и прочее, и изображается здесь в вещественном виде и окрашенным в разные цвета, но все это суть невидимо и духовно. Ангел, стоя пред жертвенником и держа кадильницу с ливаном, возносит к Богу, подобно фимиаму, молитвы святых, в которых они просят, чтобы за бедствия при кончине мира были облегчены мучения нечестивых и беззаконных в будущем веке и чтобы Господь Своим пришествием наградил потрудившихся. Об этом говорится и дальше.
и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
«Олтарь златый», на котором находит свое утверждение всякая святая служебная сила и где приносятся жертвы мучеников, есть Сам Христос, прообразом Которого служил жертвенник, показанный Моисею на горе со скиниею ( Исх. 25:9 ; Евр. 8:5 ). «Фимиами», как сказано, означают молитвы святых, благоухающие пред Богом. «Пред престолом», то есть пред высочайшими силами небесными, так как в них излились пламенная любовь Божественная, чистая и бесконечная премудрость и разум. На это указывает значение имен вышних сил, приближающихся к Богу.
И «изыде дым» – молитвы святых, возносимые Ангелом, приняты и, наполнив кадильницу огнем наказаний, обратили их на землю, как некогда видел и Иезекииль, что одним из Херувимов было передано Ангелам, посланным избить нечестивых жителей Иерусалима, взятое от подобного огня. Образом такого Ангела является всякий священноначальник, как посредник между людьми и Богом: он от одних возносит молитвы, другим несет помилования, а согрешивших вразумлением или строгими наказаниями обращает на истинный путь.
и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
«И быша гласи и громи». Все это указывает на ужасы, которые будут пред кончиною, подобно тому как на горе Синайской они были символами присутствия Божия, устрашая всех, а благоразумных приводя к обращению. Для этого же служат и Ангелы, исцеляющие, как сострадательные врачи – подражатели Христа, греховные недуги болящих, или, вернее, облегчающие ленивым будущее наказание прижиганиями и сечениями в виде бедствий, если только они перенесут их с благодарностью. А нас, запечатленных честным и драгоценным именем Христа, желающих прославления святых и молящихся об освобождении чрез настоящие муки от будущих мучений, да не предаст, наказуя, Человеколюбец Господь смерти греховной ( Пс. 117:18 ), но да ослабит злые дни вечных мучений, когда бездна покроет начальника греха и его темное и преисподнее место геенны, чтобы мы, водворенные со святыми в жилище радости, были вечно с Самим Христом, Спасителем и Богом, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Статья двадцать вторая
О семи Ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь
По мнению некоторых, здесь указывается на геенские мучения грешников, часто изображаемые под образом страданий чувственных. Но мы думаем, что в будущем веке будет мучиться не только третья часть изо всего множества людей, но гораздо более (ибо сказано: «широкий путь вводяй в пагубу» ( Мф. 7:13 ), и здесь этими словами указывается на язвы, которые будут при кончине. «Град» означает, что эти наказания будут посланы с неба по праведному суду. «Огонь с кровью» – разорение городов, происходящее всегда от рук воюющих, пожары и междоусобия, во время которых, как видимо, будет избито не менее третьей части всех живущих на земле тварей: в войнах гибнут не только люди, но и земные произведения (деревья и трава – Ред.)! Наше мнение о вышесказанном находит себе подтверждение и у блаженного Иоиля, который говорит, что прежде наступления великого дня судного на землю будут посланы «кровь и огонь и курение дыма» ( Иоил. 2:30, 31 ).
Статья двадцать третья
О втором Ангеле и о погибели живущих в море
Статья двадцать четвертая
О третьем Ангеле и о горечи речных вод
Горечь, обозначаемая полынью, как утверждают некоторые, означает скорбь, поражающую грешников, мучимых в геенне; по обширности своей она правдоподобно и правильно названа водами. Но мы думаем, что этим указывается и на скорби последних дней. Звезда или означает, что все это идет с неба, или указывает на диавола, как о нем говорит пророк Исаия: «Како спаде с небесе денница восходящая заутра?» ( Ис. 14:12 ). Так как диавол, напояя людей чрез удовольствия горьким развращением, по попущению Божию наводит и скорби, хотя не на всех, но по долготерпению Божию на третью часть, для того, чтобы неверие в загробное воздаяние не привело нетерпеливых к душевной смерти. На оставшихся же в живых пред кончиной сбудется все горькое, видимое наступление чего Господь раскрыл для нашего вразумления. И если мы не хотим быть осужденными Им, то должны сами осудить себя, ибо, по словам божественного апостола, «аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждены были» ( 1Кор. 11:31 ). И, как осужденные, мы должны быть наказаны Господом и принять с благодарностию наводимые на нас скорби, подобно тому как мы видим, что рассудительные больные с терпением переносят прижигания и операции, надеясь на выздоровление. Поэтому и мы, являясь душевно здоровыми и не давая из своей среды пищи геенне огненной, да не осудимся с миром, но воцаримся на веки со Христом, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, величие и великолепие, с Безначальным Отцем и Всесвятым Духом ныне и присно, и в нескончаемые веки веков. Аминь.
Статья двадцать пятая
О четвертом Ангеле и затмении светил
Мы думаем, что это похоже на сказанное о луне и солнце у Иоиля ( Иоил. 2:10 ) и что должно предполагаться по Владычному определению о кончине. Повторяем, что третья часть светил и звезд указывает на третью часть продолжительности дня и ночи. Отсюда же мы видим, что бедствия, которые тогда наведет Бог, не будут неослабными. Ибо Он, попуская помрачиться только третьей части времени, в остальную, большую часть продолжает таинственно звать к покаянию. Да и можно ли перенести полную, нерастворенную чашу гнева Божия?
Слова «горе, горе, горе живущим на земли» указывают на сострадание и человеколюбие божественных Ангелов, которые, подражая Богу, сожалеют о наказуемых грешниках, а всего более о тех, которые не исправляются наказаниями. К этим, в особенности, и относится «горе», потому что, живя на земле, они исполнены мыслями о земном и вместо излитого на нас мира (состав благовонных веществ – Ред.) дышат прахом. Тем же, у кого жительство на небе, бедствия и страдания служат лишь причиною к получению в награду неувядаемых венцов.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что означает звезда по имени «Полынь» в Библии?
Что означает звезда по имени «Полынь» в Библии? Книга Откровений говорит об этом:
Третий ангел протрубил в свою трубу, и с неба упала огромная звезда, пылая, словно светильник. И упала она на треть рек и источников. Имя звезды было Полынь. И треть всех вод стала горькой. И многие умерли от этой воды, ибо стала она горькой. (Откровение 8:10,11)
Я полагаю, что вы знаете о том, что книга Откровения является примером крайне символического языка. Это апокалипсическая литература. В обычной литературе мы воспринимаем все буквально, пока сам текст не начинает подразумевать обратное. В апокалипсической литературе все наоборот, мы всё должны воспринимать образно.
Следовательно, наша работа заключается в том, чтобы следить за контекстом этого стиля иудейской литературы. Это нам понадобится и для того, чтобы понять символическое значение звезды по имени «Полынь».
Так какое значение звезды имеют в Откровении 8:11? Мы можем быть точно уверены, что это образ чего-то.
Полынь означает горькую или загрязненную воду, что, в более общем плане, означает загрязнение грехом. Пример этого мы можем найти в книге Иеремии 23:15.
«Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю». (Иеремия 23:15)
Теперь давайте разберемся, что значит звезда по имени «Полынь» в вашем вопросе, я даю вам мое понимание этого отрывка. Этот отрывок говорит о суде над грешниками. Речь идет о небесном суде над теми, кто осквернил себя грехом. Я не объединяю этот отрывок с каким-либо событием в истории человечества, т.к. это было бы очень спорным. Этот отрывок о том, что Бог будет судить тех, кто вкусит горький корень греха.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Звезда по имени Полынь
Отрывок из повести
|
Великие Луки. Храм Казанской иконы Божией Матери. |
Осенью 1985 года судьба занесла меня на Казанский приход в Великие Луки. По молодости лет сил было достаточно не только для того, чтобы ежедневно прислуживать в церкви, петь, читать на клиросе, выпекать просфоры, но и еще участвовать в съемках фильмов, отлучаясь на недельку-другую к друзьям на киностудию в Петроград. Тогда же я увлекся иконописанием: своими руками делал и левкасил доски, растирал краски, золотил, пытался что-то самостоятельно изобразить.
Я нашел то, что так долго искал: свободу и возможность заниматься тем, что люблю. Для того времени это было большой роскошью. Да и для нынешнего – тоже.
26 апреля 1986 года, в Лазареву субботу, был изумительный по красоте день. Небо отсвечивало ясной лазурью, деревья раскрыли клейкие свои листочки, на солнцепеке весело желтели крупные цветы мать-и-мачехи.
Праздничная служба плавно приближалась к своему концу, когда одна из певчих упала в обморок. Вроде бы ничего особенного, – люди-то на клиросе пожилые. Но через несколько минут упала еще одна. И скоро вся церковь представляла собой лазарет. Никто не мог объяснить, что происходит. Да и самому мне казалось, будто на голову надели свинцовый обруч, и все тело налилось какой-то непонятной тяжестью.
И только через неделю, в светлый день праздника Пасхи, нам объявили, что случился Чернобыль. Великие Луки оказались как раз на пути радиации. Смертоносное облако пронеслось над рекой Ловатью, над городом, поражая своими лучами все живое. Задело оно и меня.
Звезда по имени Полынь.
Я чувствовал, как силы оставляли меня, невидимые лучи разрушали организм изнутри. При малейшем напряжении сердце готово было выскочить из грудной клетки, в висках гудел стопудовый колокол, перед глазами все время вертелись радужные кольца, а на лбу выступали крупные капли пота. Мне трудно было думать, сосредотачиваться на чем либо; тяжело было ходить и стоять из-за невыносимой боли в суставах. Я, конечно, терпел, не выл, старался делать все, что от меня требовалось по службе в храме. Но это была не жизнь, а ежедневная мука в течение почти двух лет. Мудрые врачи разводили только руками: по большому счету это не лечится.
На некоторое время я уехал домой, в Сибирь, надеясь, что горы, чистая речная вода и здоровый таежный дух излечат меня. Три недели я провалялся с дикой головной болью, не вставая с постели, и понял, что это преддверие моего конца. Мне было 27 лет, самый цветущий возраст, но плечи мои ссутулились, ноги и руки не хотели слушаться, взгляд потух. Глаза приходилось прикрывать непроницаемо черными очками, потому что солнце ослепляло меня в прямом смысле, и слезы текли непрерывно.
Я сидел на берегу своей быстрой, веселой реки, смотрел безучастно, как мой ковчег, мой дивный мир, с плачем иволги и тоской далекой кукушки уплывает куда-то безвозвратно.
И мне было все равно.
Тогда я хотел, чтобы чистое небо упало на меня, чтобы лес укрыл мое тело своими зелеными ветвями и лапами; чтобы сквозь меня прорастали кустарники и травы, а над ними весело щебетали птицы и кружились бабочки. А я смотрел бы на них целую вечность, соединившись с этой удивительной землей, породившей меня, и пел бы безмолвно свои печальные песни.
Но горы не приняли мою душу; кедры сердито замахали своими верхушками, а любопытный дрозд, присев на куст черемухи, посмотрел на меня своим вороным глазом и проскворчал: не время еще! Ты не выпил всей своей горечи, и не вкусил всей боли; не высказал всех слов и не услышал того, что тебе должно услышать. Человек не может родиться, когда захочет, и умереть, когда ему заблагорассудится. Как бы ни было трудно, нужно тянуть свою лямку до конца, чтобы в последний час узнать ответы на все свои вопросы.
Я попрощался со своим кедровым раем, как мне казалось, навсегда, не догадываясь еще, что ровно через двадцать лет я вернусь сюда, чтобы обрести здесь свой настоящий ад.
У меня никогда не было цели стать монахом. Я понимал, что это очень трудный и узкий путь, когда человек пытается не только обуздать неистового коня своей плоти, но и по большому счету умирает для этого мира.
Он отрекается от всего, что так ценно и достохвально в этой жизни: от семьи, таланта, богатства, от житейских радостей и всяческих утешений. День и ночь он борется со своими помыслами и одиночеством, созерцая свои душевные язвы и внутреннее без-образие; утром и вечером он возносит свои молитвы к небесному алтарю, лишь изредка получая ответ. Его жизнь – добровольная пустыня; его нормальное состояние – жажда и голод; его участь – насмешки и глумления со стороны живущих вовне. Он должен кротко кланяться поношающим его, и глумливые плевки получать с благодарностью.
Такое способны вынести только те, кто имеет внутри железный стержень; либо те, кто гибок, словно тонкая ветвь, которую сколько ни гни, – не сломаешь. Теми и другими качествами я не обладал, а посему не думал, что когда-то окажусь внутри монастырской ограды.
Еще я понял, что настоящая святость – это всегда обличение миру и окружающему пороку, а дружба с миром есть вражда против Бога. Но в земной жизни бывает иногда благочестие другое – комфортное, елейное, весьма приятное для всех.
Однако я не доверяю «праведности», которая дружна с маммоной, и «подвижничеству» на дорогих лимузинах. Я не верю в «духовность», которая угодливо склоняет выю перед мирскими обычаями и самодурством власть имущих. Сейчас принято утверждать, что святость – удел избранных, тех, кто жил давно прежде нас; что подлинная святость в нынешних условиях невозможна. Это, конечно, не так. Если нет в жизни святости, то нет и смысла в христианстве. Нет иного пути к Богу кроме святости; святости не достичь без любви, а любви не может быть без самоотвержения. Если хочешь достичь неба, то сначала сбрось с себя все, что тебя тянет вниз – самодовольство, самомнение, самолюбие, а если говорить проще – сокруши самого себя.
Один монах-простец сказал мне в свое время: «Чтобы угодить Богу, делай не то, что тебе хочется, а все наоборот. Хочется выпить – не пей, хочется покурить – не кури, соблазняет женская красота – беги прочь в пустыню, хочется много денег – садись на хлеб и воду, хочется поговорить и поспорить – молчи и не спорь, хочется ответить обидчику – не отвечай! И помыслам своим не верь. Приходит мысль, что ты умен и талантлив – гони ее прочь; кажется, что человек, стоящий перед тобой, никудышен – не верь; думается, что все напрасно и спасения нет – отрежь от себя немедля эту мысль! Делай только то, что трудно и чего не хочется: тяжело молиться – бей поклоны; хочется спать – а ты бодрствуй; трудно расстаться с какой-то вещью – отдай последнее».
Я не думал стать монахом или священником, но с давних пор мечтал научиться писать иконы. Еще в студенческие годы мог часами рассматривать в храме или музейном зале древние образа, забыв обо всем на свете. Сердце мое трепетало от музыкальности линий, от яркости лазурита и киновари, от некого таинства, которое было заключено в ограниченном пространстве старых досок. Я понимал, что икона, в отличие от картины, не изображает этот трехмерный мир, а являет иную реальность. Здесь нет синеющих в дымке гор и селений, блестящей под солнцем реки, кудрявых деревьев на переднем плане, овец, пасущихся на холмах Палестины, играющих на свирелях пастухов. Движения святых скупы и лишены чувственности, на их ликах и одеждах нет отблесков внешнего света, и самого солнца или светильника – тоже нет. Свет проступает равномерно, как бы изнутри, и тонкими лучами пробелов, как молния, пронзает и горки, и здания, и ризы. Казалось бы, здесь все условно, аскетично, но отчего так бьется в восхищении сердце, почему горло душат слезы, а колени сами склоняются к земле? Перед иконой хочется заключить свой ум и чувства в молчание, чтобы услышать тихий и кроткий голос, зовущий оттуда, где хрустальный город с золотыми крышами, где лев играет с ягненком на поляне, и шестикрылые птицы воспевают гимны любви божественной и красоте.
Я очень желал освоить иконное ремесло, но в то время не было иных школ, кроме Псково-Печерской обители, где жил замечательный человек и иконописец отец Зинон. Он изучил не только старые технологии, но и своей жизнью старался подражать древним мастерам: спал мало, был воздержан и неприхотлив в пище, а самое главное, все время проводил во внутренней молитве и в изучении наследия святых отцов.
Но как попасть к нему, если все мои попытки поступить в обитель натыкались на изучающий взгляд тогдашнего отца наместника, и на его слова: «Нет. Мне нужны работники, а не богомазы».
Я готов был работать на любом месте, исполнить любое послушание. Я многому научился за время своих странствий, и убеждал отца архимандрита, что болезнь моя в труде не помеха, ведь старая и больная лошадь дальше и больше везет.
У отца наместника аж дух перехватывало от такой моей наглости. «У меня целый монастырь таких старых кляч!» – гневно произносил он и, развернувшись, шагал прочь, выбивая железным наконечником своего посоха искры из брусчатки. Я никогда бы не попал в мастерскую отца Зинона, если бы не случай. Впрочем, я не верю в случайность жизни.
Летом 1988-го года мой адрес был такой: Псков, Кремль, колокольня. И это не шутка. Я служил чтецом и алтарником в кафедральном соборе, а жил в крохотной келье прямо под колоколами. Ко мне часто в гости заезжали друзья-монахи. Мы вели вполне мирные беседы за чаем почти до самого утра, в которых иногда вспоминали недобрым словом безбожную советскую власть.
Псков. Река Великая. Кремль |
Однажды, направляясь за водой для чайника, я слишком резко открыл дверь в коридор и ударил по уху нашу уборщицу Катьку. Было этой Катьке далеко за шестьдесят, и она была доносчицей с большим стажем.
А я написал прошение об уходе…
Разве мог я отказать своим друзьям-инокам, которые всегда привечали меня на своих приходах, кормили, поили, если нужно было, давали деньги на дорогу: « Простите, дескать, отцы, время уже восемь вечера, пора вам на вокзал ночевать, а то товарищи из «большого дома» не велят…»?
Поскольку на службу в собор принимал меня архиерей, то архиерей должен был подписать мое прошение об увольнении.
Он долго читал бумагу, вздыхал, говорил о том, что власть атеистическая хоть и дала течь, но еще держится на плаву. И предложил мне на выбор поехать в любой приход своей епархии, причем в любом качестве.
Я думал не долго: «Владыка, я давно хотел поучиться иконописи у отца Зинона, да меня не подпускают к нему в монастырь на пушечный выстрел».
«Без проблем, пишите прошение», – улыбнулся в свои роскошные усы архиепископ, и через две недели я уже растирал краски в мастерской на Святой горке в Псково-Печерской обители.
Два первых месяца монастырской жизни я думал, что скоро умру. Радиация, полученная в Великих Луках, продолжала свое разрушительное действие. Я с большим трудом выстаивал длинные богослужения; потом мне нужно было подняться на Святую горку, в иконописную мастерскую, чтобы растирать краски, грунтовать доски, а это – три длинных пролета лестницы. Каждый шаг – боль в суставах и бешеное сердцебиение. Через каждый десяток ступеней мне приходилось останавливаться и отдыхать.
Я все чаще спускался в лабиринты Богом зданных пещер, где хоронили братию и защитников Псковских рубежей в течение многих веков. В пещерах была удивительная атмосфера: розы, поставленные перед надгробными плитами в праздник Успения в конце августа, сохраняли свою форму и свежесть до Рождества в январе. По сути, это кладбище, где гробы не засыпают землей, а ставят в гроты, закрывая вход надгробными плитами –керамидами. И никаких падающих комьев во время погребения, никакого надрыва и плача, никакого тления.
Я вчитывался в славянскую вязь на плитах и размышлял о том, что близок час, если повезет, и я буду здесь. Сколько времени еще осталось: год, два, три.
Я устал от скитаний, устал от постоянной боли, суеты, непонимания, от тесных уз земного кокона. Мне хотелось, наконец, вырваться на свободу, в мир света и любви, где обитают души праведников. Туда, где моя бабушка сидит на солнечной поляне среди ромашек и медуницы, где белоголовый отрок Сережа, мой сосед по больничной койке, бежит по тропинке между кустов жимолости, навсегда забыв про свои покалеченные ноги.
Тот мир был близок, за тонкой и прозрачной перегородкой; он был совершеннее и чище нашей жизни; он манил меня своей бесконечностью и теплотой.
Однако срок еще не настал. Я безропотно терпел свою немощь и все тяготы, выпадавшие на каждый день, но что удивительно: уже через два месяца напряженной монастырской жизни скакал по тропинкам и лестницам обители, словно молодой горный козел.
То ли целительный воздух Святой горки, то ли благотворный дух молитвы, то ли заступничество старцев совершили маленькое чудо: я чувствовал себя здоровее и крепче, чем когда-либо…
Это случилось так скоро, без помощи всяких лекарств и врачей, что я был потрясен до самых глубин своего теперь уже абсолютно здорового сердца, и начал всерьез задумываться: а не остаться ли мне здесь навсегда.
Православная Жизнь
Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?
Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…
Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?
Трудности толкования
Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?
Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.
В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.
Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе
«Кого Я люблю, тех обличаю»
В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.
В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.
Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».
Семь печатей и четыре всадника
Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».
Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».
Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.
— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.
Кто они, избранные?
Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»
Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.
— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.
Чернобыль и звезда Полынь
Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».
Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.
— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.
Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».
Что означает «число зверя»
На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена.
Самая загадочная глава
Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.
Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.
Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.
Время близко
Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.
Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.
— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.
«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.