даббатуль ард что такое
Даббатуль ард что такое
Дабба – это животное, которое Аллах выведет из земли перед Концом света, когда люди погрузятся в порочность, оставят заповеди Аллаха и заменят истинную религию ложью, тогда выйдет это животное и станет разговаривать с ними, и это будет знамением приближения Судного Часа.
Всевышний Аллах сказал:
«Когда же свершится над ними Слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях.» ан-Намль-Муравьи, 27:82
Этот аят указывает на то, что выход этого животного будет сопровождаться распространением распутства и греха среди людей. Люди оставят религию Аллаха, изменив её и последовав за своими страстями.
Ученые комментируют слова Аллаха: «Когда оправдается над ними слово», то есть оправдается обещанная угроза об их наказании за преступления, пренебрежение к знамениям Аллаха и неподчинение Его повелениям.
Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это случится после исчезновения знания с уходом учёных и вознесением Корана (к Аллаху). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Душе не принесет пользу никакая вера, если человек не уверовал прежде трех событий – восхода солнца с запада, выхода Даджала и Животного земли» [Муслим].
قَالَ رَسُولُ اللَّهِ : «ثَلاَثٌ إِذَا خَرَجْنَ لاَ يَنْفَعُ نَفْسًا إِيمَانُهَا لَمْ تَكُنْ آمَنَتْ مِنْ قَبْلُ أَوْ كَسَبَتْ فِى إِيمَانِهَا خَيْرًا طُلُوعُ الشَّمْسِ مِنْ مَغْرِبِهَا وَالدَّجَّالُ وَدَابَّةُ الأَرْضِ».
Что представляет собой это животное
Мнения учёных по этому поводу разошлись.
Приведем некоторые из них:
1. Аль-Куртуби, комментатор Корана, сказал: «Самым верным из всех высказываний является мнение о верблюжонке верблюдицы Салиха».
2. Это животное Аль-Джассаса, упомянутое в хадисе Тамими Ад-Дари, да будет доволен им Аллах, которое он встретил на острове, и оно привело его в пещеру к Даджалу. Это мнение относят к ‘Абдулле ибн ‘Амр ибн Аль-‘Аас, да будет доволен им Аллах.
3. Это змея, которая находится в стенах Каабы. Это мнение относят к Ибн ‘Аббасу, да будет доволен им Аллах.
4. Этим животным является человек, который будет дискутировать с неверными и еретиками. Но это мнение самое отдалённое от реальности, потому что в этом не проявится никакого чуда, тем более, что во все времена существовали люди, отстаивающие истину.
5. Это не одно животное, а всё, что движется по земле из живых существ. И может быть, этими существами являются микробы, которые будут поражать людей болезнями. Но это высказывание также является ошибочным, потому что микробы существовали всегда, и их присутствие не является чудом. А также микробы не видны человеческому глазу, и никто из учёных не сказал, что животное земли будет невидимым. К этому мнению о микробах склонялся Абу Убейа.
Появление этого существа станет признаком Конца света
«Когда же свершится над ними слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях»
Вопрос: Что такое Даббатуль-Ард?
Ответ: Даббатуль-Ард – это существо, которое принято считать одним из признаков конца света. Арабское слово «дабба», означающее «тихое и беззвучное передвижение», используется в отношении всех живых существ живущих на земле, и в особенности в отношении верховых животных.
В Досточтимом Коране это слово упоминается в четырех аятах в единственном числе и в четырех аятах во множественном числе и обозначает всех живых существ, живущих как на небесах, так и на земле. А в 14 аяте суры ас-Саба выражение «даббатуль-ард» обозначает червя, подточившего посох Сулеймана.
В книгах по акыде при перечислении признаков конца света также упоминается и появление даббатуль-ард, которое произойдет совсем незадолго до наступления конца света.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَإِذَا وَقَعَ الْقَوْلُ عَلَيْهِمْ أَخْرَجْنَا لَهُمْ دَابَّةً مِنَ الْأَرْضِ تُكَلِّمُهُمْ أَنَّ النَّاسَ كَانُوا بِآيَاتِنَا لَا يُوقِنُونَ
«Когда же свершится над ними слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях» (ан-Намль 27/82).
В сборниках хадисов Муслима и Абу Дауда упоминается только о появлении этого существа, о том, что его появление будет одним из признаков конца света, но при этом без упоминания его особенностей.
В соответствии с хукмом, который вынесли ученые ахлю-сунна, исходя из риваятов о даббатуль-ард, упоминаемых в сборниках Ибн Абу Шейбы, Тирмизи, Ибн Маджи и Ахмада, даббатуль-ард – это живое существо, не относящееся к человеческому роду, обладающее огромным размером, покрытое шерстью и передвигающееся на четырех лапах. Оно появится в Мекке и станет ломать носы неверующих посохом Мусы, а на лица верующих будет ставить печать Сулеймана (Тафсир «Корани Маджид» Намль, 82).
В шести аятах, предшествовавших 82 аяту суры ан-Намль, говорится о том, что Досточтимый Коран разъяснил многие из тех вопросов, по поводу которых сыны израилевы разошлись во мнениях. И что посланник Аллаха ﷺ не сможет заставить слышать тех людей, которые полностью отвернулись от истины и стали слепы, глухи и мертвы в духовном смысле. Сразу после этого говорится о том, что когда над неверующими свершится слово (кауль), из земли будет выведено животное.
Имам Табари говорил, что слово «кауль (слово)» упоминаемое в этом аяте, означает «божественное наказание». Как следует из контекста всех этих аятов, связанных между собой, даббатуль-ард появится в то время, когда отрицание истины и веры достигнет крайних пределов. По мнению некоторых ученых, даббатуль-ард появится в то время, когда перестанет выполняться такая обязанность, как «амру биль-ма’руф ва нахий ‘аниль-мункар», и даббатуль-ард появится не единожды, а трижды (Исламская Энциклопедия вакфа Диянет, вопрос о Даббатуль-Ард).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин
Что говорится в Исламе о Конце Света?
Уверовавший во Всевышнего Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) должен верить и в наступление Конца Света и Дня Суда, ибо об этом говорит Аллах в Коране, это сообщил нам Его Посланник (мир ему и благословение), а в этих источниках нет ничего ложного или недостоверного, и мы глубоко убеждены в этом.
Точное время наступления Конца Света не указано ни в Коране, ни в хадисах. Известны лишь малые и большие признаки Конца Света.
Малые признаки Конца Света:
1. Признаком наступления Конца Света станет распространится невежество, исчезнут религиозные знания, люди станут открыто употреблять алкоголь и совершать прелюбодеяние.
2. Другим признаком Конца Света станет обесценивание человеческой жизни, убийства станут привычными.
4. Конец Света не наступит, пока не станут меньше слушаться родителей и больше повиноваться женщинам.
5. Перед Концом Света распространится обман при взвешивании и отмеривании. Все станут на это жаловаться.
6. Уважение к человеку, в предверии Конца Света, уменьшится до крайности. Не будут выслушиваться советы.
7. Одним из признаков наступления Конца Света станет увеличение в городах числа переселенцев и беженцев. Дома станут выше. Недостойные люди окажутся в почете, у них будет власть и слово.
9. Наступление Конца Света будет ознаменовано увеличением расточительства. Предпочтение будет отдаваться благам и наградам мирской жизни.
Большие признаки Конца Света:
1. Появится Махди и заполнит весь мир справедливостью.
4. Яджудж и Маджудж (Гог Магог) рассеются по земле.
5. Появится огромное животное Даббатуль-ард.
6. Солнце взойдет на западе.
7. Появится дым и простоит сорок дней.
8. Со стороны Хиджаза явится сильный огонь.
9. Содержимое Корана поднимется на небеса.
Описание Конца Света и Судного дня
Затем, после похорон, являются два ангела, Мункар и Накир, и допрашивают умершего. Они спрашивают, кто его Господь, кто его пророк, какова его религия. Могила, в зависимости от земных деяний, для одних станет райским садом, для других – ущельем Ада.
Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафиль (мир ему), вострубит в рог (Сур), диаметр которого равен размеру Небес и Земель, возвещая о Конце Света. В это время на Земле уже не останется истинно верующих людей. Поэтому эту страшную картину не увидят праведные рабы Аллаха. Время, когда наступит Конец Света и Судный день, знает только Аллах. Звуки этого рога будут настолько устрашающими, что услышав их, все живое придет в ужас. Хищные звери, другие животные и люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведенный звуками рога Исрафиля (мир ему), заставит их забыть о страхе друг перед другом. Устойчивый, гармоничный мир по велению Творца придет в расстройство и погибнет. Страшная картина Конца Света описана во многих сурах Священного Корана и хадисах Пророка (мир ему и благословение). О Конце Света невозможно читать без содрогания. Описание Конца Света является постоянным напоминанием о бренности этого мира и ответственности каждого за свое поведение на этом свете, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним в этой жизни.
Когда Исрафиль (мир ему) вострубит в рог во второй раз, воскреснут все когда-либо жившие на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния. Все соберутся в обширной местности ‘Арасат, или на Махшаре (место сбора). Первым воскреснет Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и придёт на своё место в почёте, окружённый 70 тысячами ангелов.
Все будут мучатся в ожидании Суда. В зависимости от земных деяний они будут находиться в разных условиях: для одних это время растянется на тысячи лет, для других пройдет очень быстро, и они будут пребывать в благоденствии. В этот день особые категории правоверных найдут прибежище в тени ‘Арша, рядом с Пророком (мир ему и благословение).
Обитатели Махшара кинутся к пророкам, чтобы попросить у них шафа’ат (заступничество, помощь, оказываемая пророками и другими праведниками с дозволения Всевышнего Аллаха) о начале допроса, пророки же будут отправлять их от одного к другому, и в конце концов они придут к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Он попросит облегчения у Всевышнего Аллаха, который примет его ходатайство, и начнется Великий Суд. Это является общим заступничесвтвом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В этот день все, кроме пророков, ангелов и особой категории верующих, будут строго допрошены о своих земных деяниях.
Все земные деяния людей записывают два ангела: один из них, Ракиб, находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой — ‘Атид — у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причем, плохие деяния записываются не сразу, ангел ждет, может быть, человек искренне пожалеет о содеянном и раскается. В случае покаяния плохое деяние не записывается. Поистине, безгранична милость Всевышнего Аллаха. Он дает возможность каждому искренне покаяться и увеличить количество хороших деяний. Всевышний дал нам и другие возможности увеличить благие деяния. Он дал нам священные дни и ночи, когда в десятки и сотни раз увеличиваются воздаяния за наши благодеяния. Поэтому нам необходимо всеми силами стараться совершать благое и воздерживаться от порицаемого, ибо так же и грех, совершенный в эти периоды времени, также увеличиваются.
Итак, в День Суда все земные деяния будут учтены, включая самые мизерные. Будут взвешены особыми весами (Мизан) хорошие и плохие деяния. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние будет играть решающую роль и перетянет чашу весов в ту или иную сторону. Поэтому необходимо стараться соблюдать нормы Ислама во всем, даже в мелочах.
Те, у кого хороших деяний окажется больше плохих, получат записи своих земных деяний справа и спереди, они будут названы поименно и обрадованы блаженным Раем. Они не попадут в Ад. А наказание, соответствующее их грехам, они получат в могиле, в День Суда, при переходе через мост Сират. Те же, у кого окажется больше плохих деяний, книгу деяний получат сзади, они также будут названы поименно и ввергнуты в пламя Ада.
После Суда каждому необходимо будет перейти мост Сират, который для некоторых будет тоньше волоса и острее лезвия меча. А для праведников этот мост будет широким. Мост Сират проходит над пропастью Ада и ведет в Рай. В зависимости от земных деяний, люди перейдут Сират по-разному: некоторые перейдут его мигом, другие долго и мучительно. А те, у которых плохих деяний больше, не смогут перейти Сират, упадут с него и окажутся в объятиях страшного пламени Ада.
Но некоторые грешники, которые заслужили наказание, спасутся благодаря заступничеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Другие пророки и святые праведники тоже получат право на заступничество, соответствующее своему уровню.
Мы верим также в то, что правоверные смогут напиться в водоеме Пророка (мир ему и благословение), который называется Хавз, вода в котором белее молока, слаще меда, прохладнее снега. Испивший ее единожды утолит жажду навсегда.
Попавшие в Рай будут молодыми, здоровыми (в возрасте 33 лет) и останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не мечтали. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе — и обитатели Рая получат его. Здесь праведников будут услаждать прелестные гурии. Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.
Праведники в Раю смогут лицезреть Всевышнего Аллаха, каждый приблизится к Нему по мере своих добрых деяний. Лицезрение же Всевышнего Аллаха и Его довольство нами является высшим наслаждением, высшим благом. Но и в Раю все будут находится на разных уровнях в соответствии с деяниями и будут завидовать тем, кто лучше соблюдал предписания религии.
Мусульмане, попавшие в Ад, получат соответствующее наказание в зависимости от своих греховных деяний. И отбыв в Аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, затем попадут в Рай, где пребудут вечно. Неверующие и лицемеры останутся в Аду навечно. В Аду также имеются разные уровни мучений, в зависимости от тяжести злодеяний и грехов. Чем больше мы будем помнить о Дне Суда, осознавать, что придется ответить за каждый поступок, за каждое слово, тем легче будет оставить греховные поступки.
В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным, непреходящим и последним пристанищем человека.
Описание Рая, который обретут после Конца Света праведники
Рай — это дом наслаждений, невиданных и неслыханных благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай останутся навсегда в нем. По мнению большинства алимов, Рай находится над семью небесами и под ‘Аршем. Рай – это вечный дом, его существованию нет конца. Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слышал и не мог даже представить их. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там радость бывает без печали, отдых без устали, богатство без нужды, красота без изъянов, молодость без старости.
Рай имеет различные уровни: Джаннатуль ‘адн, Джаннатуль-хульди, Дару-нна’им, Джаннатуль-маъва, Дару-ссалям, Дару джалал. Самый высший уровень Рая называется Фирдавс. В каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям и крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метров. Невозможно словами передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом, сказано, что если одна райская дева (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Ее головной убор (платок) лучше, чем весь мир и все, что в нем есть. Жены, которые вели себя праведно в этом мире, бывают там лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.
Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О, мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит все это в десять раз. Так сказано в хадисе, переданном Муслимом.
Однако необходимо помнить, что блага в Раю человек получит в соответствии со своими благими деяниями, совершенными в этом мире. Больше всего обитатели Рая будут жалеть там о напрасно, без пользы проведенном времени в дольнем мире, и они будут завидовать тем, кто обрел больше благ и наслаждений. Хотя сейчас нам кажется, что достаточно лишь не попасть в Ад, но на том свете мы будем думать по-другому. Поэтому не следует успокаиваться на достигнутом, необходимо приложить все свои усилия на пути служения религии Аллаха, во имя Его довольства.
Да одарит Аллах всех мусульман Раем!
Описание Ада, в который попадут после Конца Света грешники
Ад — это место, созданное Всевышним Аллахом для справедливого наказания и мучения неверных и непослушных рабов из числа людей и джиннов. Мучения в Аду жаром и холодом страшны и бесконечны. Наш земной огонь является частицей огня Ада, который семь раз был брошен в море для охлаждения. Огонь, что на земле, несравним с огнем Ада.
Ад имеет семь ступеней. В самый верхний бросают верующих грешников, которым Аллах не простил грехи. На других ступенях Ада будут неверные, которые останутся там навсегда.
Самый верхний слой называется Джаханнам, ниже располагаются Лазза, Хутамат, Саир, Сакар, Джахил. Самый нижний — Хавият — предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнем. Да убережет Всевышний Аллах всех мусульман от Ада по Своей милости!
Барзах – мир душ, место их пребывания после смерти в ожидании Судного дня.
Даббатуль-Ард — признак Конца Света
«Приближается к людям День Суда, когда они будут спрошены, но они в своей беспечности не признают этого»
Точное время наступления Конца Света знает только Аллаh, но сам Пророк говорил, что после его появления до Судного Дня остается мало времени.
В Священном Писании (сура 27 «Ан-Намль», аят 82) сказано о существе, которое появится перед Концом Света и будет говорить неверующим об их неверии. А также оно упоминается во многих хадисах.
У ученых есть и другое мнение о том, что это за существо. Некоторые из них считали, что это верблюжонок, который вышел из скалы с верблюдицей, когда неверующие потребовали от Пророка Съалиха показать чудо. А когда эти люди убили верблюдицу, верблюжонок убежал и скрылся в скале, которая открылась перед ним, и он будет находиться там до тех пор, пока по воле Аллаhа не выйдет в назначенный час.
Имам Ахмад в своей книге «Муснад» передал от Абу Умамы слова Пророка Мухаммада где сказано означающее: «Появится существо даббатуль-ард и будет ставить клеймо на носы людей». Далее в хадисе объясняется, что по этому клейму люди будут отличать друг друга: кто мусульманин, а кто неверующий.
Имамы Ат-Тирмизий, Ибн Маджаh и Абу Даууд передали от Абу hурайры слова Посланника Аллаhа означающее: «Появится даббатуль-ард, и будут у него перстень Пророка Сулеймана и посох Пророка Мусы: лицо верующего оно будет освещать [посохом], а на нос неверующего будет ставить печать перстнем. И тогда [все] люди [смогут различать друг друга, к примеру;] собираясь за столом, будут называть [друг друга] «верующий» или «неверующий», или говорить «это — верующий», «это — неверующий»».
Есть другая передача этого хадиса — имамов Ат- Табараний и Аль-Хакима от Тольхи ибн ‘Амра Аль- Хадрамий от ‘Абдуллаhа ибн ‘Убейд ибн ‘Умейр Аль- Лейсий от Абу Туфайля от Абу Сариха Аль-Ансарий от Пророка Мухаммада означающее: «Даббатуль-ард появится трижды: первый раз — в дальней части Йемена, и слухи о нем распространятся [среди живущих] в пустыне, но эти вести не достигнут Мекки. Затем оно надолго исчезнет, пока не появится во второй раз — недалеко от Мекки, и весть об этом распространится среди бедуинов и в самой Мекке. Затем оно снова надолго исчезнет. И когда люди соберутся в самой большой и почетной мечети — Аль-Харам, оно появится между «черным углом» и дверьми «бану Махзум» справа от выходящего [из мечети Аль-Харам], и все в испуге начнут разбегаться толпами и поодиночке, кроме одной группы мусульман, которые понимают, что не избежать того, что предопределено Аллаhом, и оно выходит к ним, отряхивая землю со своей головы, и делает так, что лица верующих освещаются, и они остаются [сияющими] как звезды. Затем оно уходит и перемещается по земле. Никто не может его победить, и никто не может от него убежать. И даже когда человек начинает совершать Намаз для защиты от него, оно подходит сзади и говорит: «Эй, такой-то! Ты сейчас выполняешь Намаз?» Человек оборачивается, и оно ставит метку на его лице и уходит. И это существо будет преследовать [всех] людей [и помечать каждого отметкой, отличая верующего от неверующего], даже если они живут по соседству, вместе путешествуют, компаньоны по бизнесу или бывшие друзья. Мусульманин знает неверующего, а неверующий — мусульманина, и они обращаются друг к другу [не по именам, а] «о, верующий!» и «о, неверующий!» [Например,] когда один будет требовать у другого [он будет говорить]: «О, неверующий! Отдай мне то, на что я имею право»или «О, верующий! Отдай мне то, на что я имею право»».
1 этот хадис от Анаса ибн Малика передали имамы Апь-Бухарий, Муслим и другие ученые
2 Дословно «даббатуль-ард» означает «то, что передвигается по земле». Этим словом могут называться и люди, и животные, и другие существа, передвигающиеся по земле, но в наше время словом «дабба» обычно называют верховое животное
3 этот хадис передал имам Муслим и другие ученые
4 Пророк Мухаммад сказал означающее: « Они сели в шлюпку и высадились на берег. К ним приблизилось какое-то волосатое животное. Волос было так много, что было непонятно, где у него перед, а где зад. В недоумении они спросили: «Кто ты?», и животное ответило: «Я — джассаса», а затем сказало: «Пойдёмте со мной к человеку, он жаждет побеседовать с вами». Мы хоть и испугались, что это животное — шайтан, но последовали за ним, и увидели необычного коренастого мужчину в крепких оковах ».
5 время после восхода солнца до полудня
7 на Аравийском полуострове
8 песчаная пустыня на западе и юго-западе Аравийского полуострова
10 имам Аль-Хаким сказал, что это хадие «сахих» согласно критериям имамов Аль-Бухарий и Муслима, хотя они не привели его в своих сборниках
Что это за «передвигающееся [существо] земное» («даббат аль-ард»), упомянутое в Коране?
В некоторых хадисах говорится о том, что когда смолкнут повеления делать добро и люди перестанут творить благие дела, это неизбежно навлечёт на них Божий гнев и кару. В это время из-под земли между холмами Сафа и Марва появится существо, которое одним людям скажет, что они верующие, а другим — что они неверующие («Маджма’ аль-байан»). Согласно преданиям, существо это — человек, наделённый сверхъестественными способностями. Он подвижен и активен. Одна из его главных обязанностей — удалять из рядов мусульман лицемеров и метить их особым знаком. В некоторых хадисах говорится даже о том, что при нём будут посох Мусы и перстень с печаткой Сулеймана.
1. Хузейфа приводит такое высказывание Пророка, да благословит Аллах его и его род, по поводу выражения «даббат аль-ард» («передвигающееся [существо] земное»):
«[У него столько сил], что никто не может догнать его или убежать от него. На лбу между глаз у каждого верующего он делает надпись „верующий“, а на лбу между глаз у каждого неверующего он делает надпись „неверующий“. Он владеет посохом Мусы и перстнем с печаткой Сулеймана» («Маджма’ аль-байан»; «Ас-Сафи»).
2. В достоверных преданиях это существо отождествляется с Повелителем верующих Али ибн Абу Талибом, да будет мир с ним. Существуют предания, в которых Пророк называл Али «даббат аль-ард» и сказал, что так можно называть только его» («Бихар аль-анвар». т. 53, с. 52).
3. Было передано от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от Абу Басыра, который передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Посланник Аллаха подошёл к Повелителю верующих, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха, который находился в мечети, положив голову на кучу собранного им песка, расшевелил его ногой и сказал: „О передвигающееся [существо] земное!“. Один человек спросил: „О Посланник Аллаха, могут ли некоторые из нас называть друг друга этим именем?“. „Нет“, — ответил Пророк. — Клянусь Аллахом, это [имя] предназначено лишь для него одного, и он — передвигающееся [существо земное], которое Высочайший Аллах упомянул в Своей Книге: «И когда падёт на них слово [пред Днём судным], выведем Мы им из земли передвигающееся [существо живое, которое] заговорит с ними о том, что люди в знамения Наши не верили убеждённо» (27:82)“.
Затем он сказал: „О Али! Когда настанет конец времён, Аллах вернёт тебя в прекрасном образе, и с тобой будет клеймо, с помощью которого ты будешь метить своих врагов“».
Некто сказал Имаму Садыку: «Большинство мусульман утверждают, что слова „[Помни] о Дне, [когда] соберём Мы из каждой общины группу из тех, кто считал ложью знамения Наши, и они будут распределены!“ (27:83) относятся к Судному дню». На что он возразил: «Разве Аллах соберёт из каждой общины группу и оставит остальных? Нет! [События, описанные в этом аяте] произойдут во время Возвращения (Радж’ата). А аят, относящийся к Судному дню следующий: „[Помяни] День, [когда] приведём Мы в движение горы, и увидишь ты землю открытой [и плоской], и соберём Мы их и не оставим из них никого“ (18:47)» («Тафсир Кумми», т. 2, с. 103).
4. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал о словах Аллаха «В тот День, [когда] сотрясёт [всё вокруг землетрясение] сотрясающее, и последует за ним следующее» (79:6—7): «Когда задрожит земля [между холмами Сафа и Марва], за этим последует выход [из её недр] передвигающегося [существа]». И он сказал об аяте «И когда падёт на них слово [пред Днём судным], выведем Мы им из земли передвигающееся [существо живое, которое] заговорит с ними о том, что люди в знамения Наши не верили убеждённо» (27:82): «[Этим существом будет] Али ибн Абу Талиб» (Ибн Шахр Ашуб, «Аль-Манакиб», т. 3, с. 102).
5. Было передано от Мухаммада ибн Ибрахима ибн Исхака, от Абд аль-Азиза ибн Яхьи аль-Джалуди в Басре, от Хусейна ибн Ма’за, от Кайса ибн Хафса, от Юнуса ибн Аркама, от Абу Ясара Шайбани, от Заххака ибн Музахима, от Наза’ля ибн Сабры, который спросил Имама Али, да будет мир с ним, о великом событии, которое должно будет произойти после появления Даджаля. Его светлость сказал: «Из холма Сафа выйдет существо из [недр] земли, у которого будет кольцо с печаткой пророка Сулеймана. Когда это кольцо коснётся лица верующего, то пометит его как истинно верующего, а когда коснётся лица грешника, то заклеймит его как истинно неверующего, так что верующий скажет неверующему: „Ад предписан тебе, о грешник!“, а неверующий скажет ему [в ответ]: „[Райское древо] Туба предназначено тебе, о верующий! Увы! Если бы я мог [разделить] с тобой в этот день твои успех и радость!“.
Когда это существо поднимет голову, то, с дозволения Великого и Всемогущего Аллаха, увидит всё, что представлено между Востоком и Западом, и это случится в то время, когда солнце взойдёт с Запада. Тогда [возможность совершить] покаяние закончится, и, [даже если кто-то покается в своих грехах], оно не будет принято и не достигнет небес, как сказано [об этом в Коране]: „В тот день, когда придут некоторые знамения Господа твоего, не принесёт вера пользы душе, [которая] не уверовала раньше или [не] приобрела в вере своей [никакого] добра“ (6:158)».
Затем Повелитель верующих сказал: «Не спрашивайте меня об условиях, предшествующих этому! Это — завет, который я заключил с моим дорогим [Посланником Аллаха, согласно которому] я не поведаю об этом никому, кроме своих потомков» («Камаль ад-дин», т. 2, глава 47, хадис 1).
6. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи и Ахмада ибн Мухаммада от Мухаммада ибн Хасана, от Али ибн Хасана, от Абу Абд-Аллаха аль-Рияхи, от Абу Самита аль-Хальвани, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Я следую всему, с чем пришёл Имам Али, да будет мир с ним, и воздерживаюсь от всего, что он запретил. Всё, что касается повиновения Посланнику Аллаха, действительно и в повиновении Имаму Али после него, но превосходство принадлежит Пророку Мухаммаду, да благословит Аллах его и его род. Те, кто тщатся опередить [в чём-либо] Имама Али, тщатся опередить Аллаха и Его Посланника. Те, кто выказывают своё превосходство над Имамом Али, выказывают своё превосходство над Посланником Аллаха. Тот, кто отвергает малую или большую часть руководства Имама Али подобен тому, кто придаёт Аллаху сотоварища.
Пророк, если [кто-то] избрал следование ему, ведёт [лишь] к Аллаху, Святейшему, Высочайшему. То же самое действительно и в отношении Имама Али после него, а также Имамов [из его потомства, приходящих] один за другим. Святейший и Высочайший Аллах сделал их краеугольным камнем земли, чтобы [не допустить] уничтожения её обитателей. Они — столпы ислама и связующие [звенья] на пути наставления. Ни одно руководство без них не считается [истинным], и не сбивается заблудший [с истинного пути], если только он не пренебрегает их правами.
Они — поверенные Аллаха во всяком знании. Им были явлены [все возможные] предостережения [от Аллаха Своим творениям] и [всякое] оправдание, [что выражают те, кто им не внял]. Они — обладатели данной им Аллахом неоспоримой власти над обитателями земли. Всякое [достоинство], которым обладает один из них, есть и у всех остальных, и никто не может достичь такого положения без помощи Аллаха!
Повелитель верующих сказал: „Я — Распределяющий [творения] между Раем и Адом: никто не войдёт в них без моего ведома. Я — Разделяющий [в совершенстве истину ото лжи], Предводитель тех, кто будет после меня и приносящий облегчение тем, кто был до меня. Никому не дозволено быть впереди меня, кроме Ахмада, да благословит Аллах его и его род. Он и я — на одном пути, разве что он назван Хвалимым (Ахмадом).
Мне было даровано шесть вещей: знания смерти, бед, заветов и ясной речи, [а также] силы, чтобы сокрушать врагов и силы, чтобы покорять их. Я — обладатель посоха [Мусы] и [кольца]-печатки [Сулеймана], и я — передвигающееся [существо земное], что будет говорить с людьми“» («Аль-Кафи», т. 1, глава 81, хадис 3).
7. Абан ибн Абу Айяш передал, что Абу Туфейль сказал Имаму Али, да будет мир с ним: «Я спросил его об аяте „И когда падёт на них слово [пред днём Судным], выведем Мы им из земли передвигающееся [существо живое, которое] заговорит с ними о том, что люди в знамения Наши не верили убеждённо“ (27:82), и о том, что за существо (даббат) в нём упомянуто. Повелитель верующих сказал: „О Абу Туфейль, не стоит тебе этого знать!“. Я сказал: „О Повелитель верующих, расскажи мне о нём, да буду я жертвой за тебя!“. Повелитель верующих сказал: „Оно ест пищу, ходит по рынкам и заключает браки с женщинами“. Я спросил: „Кто это?“. Повелитель верующих сказал: „Это Правдивый (Сиддик), Разделяющий (Фаррук) этой общины и её глава“. Я спросил: „Кто он?“. Повелитель верующих сказал: „Это тот, о ком Всевышний Аллах сказал: «И следует за ним свидетель от Него» (9:17); «И того, у кого [есть] знание [всего] Писания» (13:43); «И тот, кто пришёл с правдой и подтвердил [правдивость] её» (39:33). Тот, кто последовал за ним — это я, когда все остальные оставались неверующими, кроме нас двоих“. Я сказал: „Повелитель верующих, назови мне, кто это“. Повелитель верующих сказал: „Я уже назвал. О Абу Туфейль, если я расскажу большинству шиитов, которые сражаются на моей стороне, подчиняются мне, называют меня «Повелителем верующих», считают законной борьбу против моих противников, хотя бы часть из того, что мне известно из Книги, ниспосланной Мухаммаду, да благословит Аллах его и его род, а также часть из того, что я слышал от Посланника Аллаха, они непременно отделятся от меня, и останется лишь небольшая группа, следующая истине: ты и подобные тебе из шиитов!“.
Я спросил: „О Повелитель верующих, я и подобные мне из шиитов отделимся от тебя или останемся верны тебе?“. Он сказал: „Непременно, останетесь верны!“.
Затем Али сказал: „Поистине, наше дело — сложно [для принятия], и не знает его и не принимает его никто, кроме троих: приближённого ангела, посланника из числа пророков или благородного верующего, чьё сердце Аллах испытал на веру.
О Абу Туфейль, когда умер Посланник Аллаха, люди отступили, став заблудшими и невеждами, кроме тех, кого Аллах защитил от этого посредством нас, Ахль аль-Бейт!“» («Книга Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли»).