Кафедра что это мебель
КАФЕДРА
Смотреть что такое «КАФЕДРА» в других словарях:
КАФЕДРА — (греч., от kata над, и hedra седалище). 1) возвышенное место в классах и аудиториях, с которого преподаватель дает урок. 2) седалище в алтаре, на которое, по временам, садится архиерей при богослужении. 3) место, где учрежден епископский престол … Словарь иностранных слов русского языка
Кафедра — (из др. греч. καθέδρα «седалище; сиденье»): Кафедра место, с которого риторы и ораторы произносили речи. Кафедра возвышение для лектора, преподавателя, оратора. Кафедра (христианство) в христианской церкви почётное место епископа, также символ… … Википедия
КАФЕДРА — КАФЕДРА, кафедры, жен. (греч. kathedra седалище). 1. Возвышение в виде помоста с высоким пюпитром для оратора, лектора, проповедника. «Взошел на кафедру, прочел лекцию в лихорадке.» А.Тургенев. 2. Находящаяся в заведовании профессора, ученого… … Толковый словарь Ушакова
КАФЕДРА — жен., греч. возвышение, с которого говорятся проповеди в церквах; с которого, в учебных заведениях, преподает учитель, профессор; складное седалище архиерея, во время службы; * архиерейское место, сан, звание, пребывание; * профессорское звание,… … Толковый словарь Даля
кафедра — департамент, ведомство, факультет, министерство; минбар, трибуна, возвышение Словарь русских синонимов. кафедра сущ., кол во синонимов: 5 • военкаф (1) • … Словарь синонимов
кафедра — и устарелое кафедра … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
кафедра — Один из атрибутов Игр, который представляет собой помост или трибуну, откуда произносят речи или читают лекции. Главная кафедра Олимпийского движения находится на Олимпийском стадионе; стоя на ней, президент МОК открывает Игры, а спортсмены… … Справочник технического переводчика
КАФЕДРА — (греч. kathedra букв. сидение), 1) в вузе основное объединение научно преподавательского состава по одной или нескольким родственным дисциплинам.2) Возвышение для преподавателя, лектора, оратора.3) В христианской церкви возвышение, с которого… … Большой Энциклопедический словарь
КАФЕДРА — КАФЕДРА, ы, жен. 1. Возвышение для оратора, лектора. Говорить с кафедры. Подняться на кафедру. 2. В высшей школе: объединение специалистов, ведущих одновременно педагогическую и научно исследовательскую работу в какой н. отрасли науки. К. химии.… … Толковый словарь Ожегова
Кафедра — (греч. kathedra, буквально сидение, стул), в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато украшались резьбой, статуями, рельефами. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого … Художественная энциклопедия
Кафедра — (греч. kathedra, букв. сидение) 1) возвышение для оратора, лектора, преподавателя; в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди; 2) в вузе основное объединение научно преподавательского состава по одной или нескольким… … Политология. Словарь.
ТВОРЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ
1. Фигура человека с натуры (обнаженная модель).
Время — 12 часов (два дня по 6 часов)
Материал: бумага, карандаш.
Размер листа — 40 х 60 см.
Максимальная оценка 100 баллов
2. Голова с плечевым поясом или капитель.
Время — 8 часов (один день)
Материал: бумага, карандаш.
Размер листа — 40 х 60 см.
Максимальная оценка 100 баллов
3. Натюрморт
Время — 12 часов (два дня по 6 часов)
Материал: бумага, акварель, темпера, гуашь (по выбору).
Размер листа — 40 х 60 см.
Максимальная оценка 100 баллов
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
Администратор подготовительных курсов по композиции, Татьяна
тел. 8 (916) 762 18 77
4. Композиция
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.behance.net — сайт где собраны тысячи портфолио дизайнеров из всех областей дизайна, полезно смотреть и завести собственный аккаунт
www.designboom.com — портал DESIGNBOOM позиционируется как самый популярный в мире цифровой журнал об архитектуре, дизайне, искусстве и современных технологиях.
www.dezeen.com — так же один из самых влиятельных порталов об архитектуре и дизайне, миссия портала: предоставить читателям тщательно проверенный выбор лучших проектов архитектуры, предметного дизайна и интерьеров со всего мира.
www.design-milk.com — не менее популярный портал о дизайне — на наш взгляд, здесь больше внимания уделяют предметному дизайну, чем в остальных известных блогах. Так же у портала полезные аккаунты в instagram @designmilk и @designmilkeveryday
www.yellowtrace.com.au — это австралийский ресурс о дизайне, архитектуре, искусстве, фотографиях, путешествиях, предметах мебели и аксессуарах.
http://www.fubiz.net/ — портал о дизайне, архитектуре и фотографии, многда на нем встречаются проекты, которые не обозревают другие сми
www.architime.ru — российский архитектурный портал, который позволит быть в курсе всех российских и международных конкурсов, а так же следить за актуальными лекциями и мастер-классами.
www.pinterest.ru — бесконечный поток вдохновляющих фотографий и проектов
https://design-mate.ru — российский портал о дизайне всего на свете, много обзоров российского сегмента
КНИГИ О ДИЗАЙНЕ
Стили мебели
Дюля Кес
Венгерская книга по истории мебели, от древнего мира до 20го века. Написана на манер учебника – удобная структура, легкое, но без излишних подробностей повествование, внимание к технической стороне, объяснение терминов и словарик в конце.
Мебель. Все стили от древности до современности
Джудит Миллер
Дизайн привычных вещей
Эта классическая книга о сути дизайна, настоящий справочник дизайнерских находок и ошибок. Она о вещах, которые нас окружают, и о том, почему они были созданы именно такими. Дон Норман исследует десятки предметов, которыми мы пользуемся ежедневно, разбирая ошибки, совершенные при их проектировании. Красивое – это далеко не всегда еще и удобное. Порой чайник может быть опасным, а входная дверь способна вывести из состояния душевного равновесия.
Дизайн для реального мира
Папанек В.
Книга известного американского дизайнера и педагога о задачах и роли дизайнера в современном мире, об этике дизайна, о новых принципах и методах проектирования, о дизайне как универсальном виде человеческой деятельности, интегрирующем в себе самые разные знания, а также о новой системе подготовки дизайнеров.
Дизайн в культуре ХХ века. 1945-1990
Про дизайн как вид творческой деятельности и все то, что с ним происходило во второй половине ХХ века: основные события, этапы развития дизайна, портреты значимых представителей мирового дизайна и взаимосвязь дизайна с другими дисциплинами.
С помощью дизайна. Почему не было замков на дверях ванных комнат в отеле «Людовик XIV» и другие примеры
Ральф Каплан
Сборник увлекательных очерков, в которых под разными углами рассматриваются природа дизайна и суть работы дизайнера. Автор рассказывает о дизайне в промышленности и моде, о графическом и интерьерном дизайне, а также о дизайне, или «конструировании», ситуаций в бизнесе и социуме.
Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. Справочник по проектным нормам
Джулиус Панеро, Мартин Зелник
Всеобъемлющий справочник по проектным нормам состоит из трех частей. В первой – теория и применение антропометрии (измерительных методов описания тела человека). Во вторую часть входят иллюстрированные антропометрические таблицы с данными о размерах человеческого тела, квалифицированными по возрасту и процентным группам. Здесь же приводятся сведения об амплитуде движения суставов и размерах тела у детей. Третья часть содержит сотни масштабных схем, планов и разрезов, построенных с учетом антропометрических соотношений между человеком и окружающим пространством, от жилых до коммерческих.
Дизайн-мышление в бизнесе
Тим Браун
Тим Браун, глава одной из самых успешных дизайн-компаний мира, делится своей концепцией дизайн-мышления и на многочисленных примерах доказывает ее эффективность. Речь идет не только о разработке нового продукта. Дизайн-мышление помогает переосмыслить суть бизнеса, понять потребности клиента и найти уникальную и прибыльную нишу для стартапа.
Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды
Грашин А.А.
В книге рассматриваются унификация и агрегатирование как специфические взаимосвязанные проектные методы дизайна и средства формообразования элементов предметно-пространственной среды и, более широко – с позиций семиотики, – как особая разновидность предметного языка. Основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных промышленных изделий и их совокупностей и основные средства и приемы композиционной организации и координации таких объектов. Введено понятие предметного языка унификации и определены его строение, функционирование и использование.
Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года
Форти Андриан
Автор проводит историческое исследование дизайна и его значения в обществе. На примерах из самых разных областей человеческой жизнедеятельности он наглядно демонстрирует, что внешний вид и устройство окружающих нас вещей – это не только плод дарования и фантазии дизайнера. Дизайн появляется под влиянием сложных социальных процессов, связан с экономикой производства, а порой и с государственной политикой.
Художник в дизайне
Розенблюм Е.А.
В основе книги – лекционный курс, который Розенблюм читал в Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР (Сенежский семинар). Он дает развернутое изложение концепции художественного проектирования, разработанной коллективом студии и частично реализованной в художественных проектах машин, приборов, промышленных и общественных интерьеров.
Кафедра что это мебель
Ближайшие дни открытых дверей:
Ближайший день открытых дверей пройдёт онлайн на платформе ZOOM
20 ноября в 12:00 подключайтесь по ссылке
ИДЕОЛОГИЯ
Что такое кафедра «Дизайн мебели»?
Кафедра – это площадка для старта. Для старта успешного дизайнера, руководителя, исполнителя, дизайнера-одиночки или главного дизайнера в большой команде, креативщика или дотошного конструктора…
За время обучения наши студенты погружаются в профессиональную среду с головой, они «обрастают» контактами, коллегами; пропитываются профессиональной лексикой и жаргоном; изучают необходимый в работе софт; участвуют в конкурсах и выставках; получают бесценный опыт общения с заказчиками и обратной связи от потребителя; перенимают опыт всех руководителей проектов, последовательно знакомясь с каждым преподавателем и мастером кафедры.
Кафедра «Дизайн мебели» готовит профессиональных дизайнеров.
Кто такой профессиональный дизайнер?
Что такое проектное мышление?
Проектное мышление принципиально отличается от художественного и состоит в том, что в основе любого проекта лежит сквозная идея или концепция, которой подчиняется решение всех второстепенных элементов и деталей проекта. Основная идея может иметь литературный (метафорический), образный, тектонический, технологический, экономический, стилистический или какой-либо ещё характер. Принципиально само её наличие и четкое вербальное обозначение. Профессиональный дизайнер, обладающий проектным мышлением, никогда не станет утверждать приоритет одного стилистического направления или подхода к проектированию над другим.
Специфика работы дизайнера – мебельщика
Мебель относится к предметам повседневного обихода каждого человека, вне зависимости от его пола, возраста, национальной принадлежности и места обитания.
Поэтому более или менее объективно оценить результаты работы дизайнера – мебельщика может каждый.
Мебель непосредственно контактирует с человеческим телом, обеспечивая необходимый уровень комфорта, поэтому дизайнер мебельщик должен знать и уметь пользоваться основными закономерностями эргономики и антропометрии. Удобно – неудобно – может оценить каждый пользователь.
Мебель нужна не только для того, что бы обеспечить физический комфорт, она в значительной степени участвует в организации жилого пространства человека, определяет функциональные зоны интерьера, задает стилистику и масштаб предметно-пространственной среды. В связи с этим мебельщик обязан уметь мыслить не только как дизайнер – предметник, но и как архитектор, владеть навыками создания ансамбля и приемами организации пространства.
Для того что бы сидеть или лежать, людям нужна мебель, а не идеи, поэтому дизайнер – мебельщик должен знать, как воплотить в жизнь, созданные им проекты. Для этого он должен говорить на одном языке не только с заказчиком (при помощи эскизов, макетов и 3Д моделей) но и с потенциальным производителем (через конструктивные чертежи и создание прототипов).
Как строится обучение?
Программа обучения строится на последовательном усложнении проектных заданий и изучению различных методов проектирования. Во время работы над проектом, обучающимся предлагается большое количество специально разработанных упражнений, позволяющих рассмотреть предмет проектирования в самых разных аспектах проектной практики (различные конструктивные схемы, материалы, технология производства, стилистическая принадлежность и.т.п.). В каждом задании, не зависимо от его сложности, затрагивается вопрос взаимодействия объекта проектирования с предметно-пространственной средой.
Большинство учебных заданий выполняется по техническим заданиям фабрик производителей.
Параллельно с основным курсом проектирования, студент проходит ряд вспомогательных спецкурсов, направленных на освоение проектной и эскизной графики, компьютерного моделирования, макетирования, конструирования, технологии и материаловедения. Завершающим этапом обучения, является дипломная работа, где студент на практике применяет все полученные им за время обучения знания и навыки.
Чем занимаются наши выпускники?
— дизайнер мебели в компании, занимающейся производством мебели
— дизайнер мебели в интерьерном бюро
— конструктор мебели на производстве
— дизайнер выставочных стендов
— преподаватель в области дизайна
— руководитель собственного мебельного бренда
— руководитель дизайн студии
Так же наши выпускники программы бакалавр часто продолжают своё обучение на магистерских программах в ВУЗах России, США, Италии, Финляндии, Великобритании и пр.
Кем ты хочешь стать: студентки кафедры «Дизайн мебели» о будущей профессии
В завершение темы месяца Design Mate в январе, «Дизайн как старт», мы поговорили с тремя студентками кафедры «Дизайн мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова. Девушки рассказали DM о том, почему решили заниматься дизайном, как видят свое будущее в профессии и как представляют себе идеальное дизайн-комьюнити, а еще поделились последними проектами – очень многообещающими.
Анастасия Кемлер студентка 4 курса, кафедра «Дизайн мебели»
Я поступила в МГХПА им Строганова сначала на кафедру промышленного дизайна, отучилась полтора года и поняла, что не хочу проектировать бытовые предметы: чайники, кофеварки, фотоаппараты и т.д. Тогда я узнала о кафедре мебели, и впервые увидела людей, влюбленных в свою профессию.
Я занимаюсь проектированием мебели, потому что уверена: люди более эмоционально связаны с мебелью, чем с остальными предметами. Мебель соразмерна человеку, она взаимодействует с его телом. Здесь важны тактильные ощущения. В своих проектах я использую натуральные материалы: дерево, фетр, стекло, бетон. Мебель, которой мы пользуемся, во многом определяет наше эмоциональное состояние. Мне близка скандинавская философия и идеология основателя ИКЕА Ингвара Кампрада. Предметы должны быть простыми, функциональными и красивыми. Сегодня рынок предметов перенасыщен.
Дизайнеры должны создавать предметы, в которых есть смысл, за которыми стоит личная история.
Мне интересно работать в разных сферах: в дизайне мебели и интерьера, экстерьера, проектировать общественные пространства. Я открыта для всего нового и хочу общаться с людьми из разных сфер, перенимать их опыт, путешествовать и смотреть на подход к дизайну в разных странах. Успех для меня – это любить то, что я делаю, и быть востребованной в своей профессии.
Simple stool – полубарный табурет с ящиками для хранения. Участвовал в выставке SaloneSatellite Worldwide Moscow.
Коллекция корпусной мебели Lines.
Что такое идеальное дизайн-комьюнити и есть ли что-то подобное в России?
Я не могу говорить про всю Россию, но в Москве есть несколько организаций, которые объединяют дизайнеров – КПД, СДР. Эти сообщества открывают шоу-румы, проводят выставки и конкурсы. Идеальное дизайн-комьюнити – общество открытых для сотрудничества дизайнеров, которые делятся опытом друг с другом.
Лана Симонян студентка 4 курса, кафедра «Дизайн мебели»
Не могу сказать, что в какой-то момент мне пришло озарение, что мебель – это мое. Но со школы я точно знала, что хочу работать и учиться в сфере дизайна, правда, в какой именно, я не могла определиться. Поэтому решила поступить туда, где получу максимум навыков для разных направлений дизайна. В итоге, я поступила в академию им. Строганова на кафедру «Дизайн мебели», о чем не жалею.
Мне интересно работать в этом направлении, ведь мебельный спектр очень широк. Помимо просто красивой мебели, можно спроектировать еще и функциональную. Можно проектировать мебель для определенной группы людей, например, для детей или для людей с ограниченными возможностями. У каждого есть свои потребности, своя эргономика. И мне нравится изучать все эти детали. А как дизайнер, я бы хотела иметь свой мебельный бренд. В идеале, конечно, со своим же производством. И выставляться со своими предметами на мировых выставках – это тоже одна из моих целей.
Кресло Simone, участвовало в выставке SaloneSatellite Worldwide Moscow, запущено в производство и выходит под брендом Kols Furniture.
Что такое идеальное дизайн-комьюнити и есть ли что-то подобное в России?
Для меня идеальное дизайн-комьюнити – это объединение дизайнеров, технологов, архитекторов и прочих толковых творческих людей, которые могли бы производить новые технологичные и функциональные предметы, обмениваясь при этом знаниями своей специализации, что позволило бы доводить некоторые процессы до идеала. В России, насколько я знаю, из подобного есть КПД (Клуб Промышленных Дизайнеров), но уверена, что это еще не предел, и в будущем таких комьюнити будет значительно больше.
Дарья Червякова студентка 4 курса, кафедра «Дизайн мебели»
Почему я решила заниматься дизайном? Скажу так: я всегда любила рисовать, подмечать прекрасное в привычном. Но сильно было практическое начало, и я старалась найти своему творчеству применение, без этого было неинтересно. Так у мамы появлялись бесчисленные расписные картонные шкатулки для украшений, вазы из папье-маше, желатиновые искусственные цветы. Потом я выросла, и выросли амбиции, но не иссякло желание улучшать окружающую обстановку, так что выбор профессии не стал неожиданностью.
Конечно, в мечтах мы все видим, как наша мебель красуется на выставках и в лучших домах. Но если мой предмет поможет решить хотя бы одну маленькую задачу, – значит все не зря. К тому же, приятно видеть, как придуманное тобой материализуется и продолжает собственную самостоятельную жизнь.
Стол «Сварщик» – коллаборация с компанией АРХПОЛЕ.
Проект кухни ADJUST для людей с ограниченными возможностями.
Полный апгрейд
Кирилл Чебурашкин, заведующий кафедрой «Дизайн мебели» в МГХПА им. Строганова, стремится развернуть учебный процесс от индивидуального проектирования к промышленному. Дипломные проекты выпускников Строгановки 2014 года иллюстрируют изменения, происходящие в старейшем профильном ВУЗе.
МБ: Кирилл Николаевич, кафедра «Дизайн мебели» МГХПА им. Строганова регулярно принимает участие в мебельных выставках. У всех профессионалов отрасли есть реальная возможность оценить работы студентов ВУЗа. Довольно долго кафедра представляла подчёркнуто индивидуальные, нетиражируемые проекты. Однако последние ваши экспозиции, в первую очередь, конечно, стенд Строгановки на SaloneSatellite, показали: нынешние студенты Академии настроены на промышленное проектирование куда больше, чем их предшественники. Перемены впечатляют! С чем связано обновление кафедры, и почему вы взялись за реформы именно сейчас?
— Вообще, «Дизайн мебели» — это старейшая кафедра современной Строгановки. Строгановское училище, воосозданное в 1945 году состояло из двух факультетов: металлообработки и обработки дерева. Чувство преемственности, уходящее к самым корням Строгановки, конечно, очень обязывает, но это не значит, что кафедра не готова к реформам. Да, на протяжении долгого времени наша кафедра была встроена в систему советского мебельного производства. Тогда структура всей отрасли была предельно прозрачна: существовал ВПКТИМ, который проектировал гарнитуры и стенки для советских граждан, и по его проектам работали все мебельные комбинаты СССР. А Строгановское училище снабжало проектный институт кадрами. Почти с каждого выпуска кто-то уходил работать именно туда. Соответственно, и программа обучения на кафедре была выстроена согласно требованиям этой организации: студентам закладывались те знания, которых требовало государство. С наступлением девяностых развалилась плановая система в мебельной промышленности, крупные комбинаты или закрылись, или распались на мелкие фабрики, а ВПКТИМ перестал существовать. Стало ясно, что и кафедре Художественного проектирования мебели, как она тогда называлась, нужно меняться. Другое дело, что в постперестроечном хаосе никто толком не понимал, куда бежать, каких перемен требует новый рынок. Не стало крупных заказчиков и было не вполне ясно, на кого ориентироваться и для кого готовить специалистов. К концу девяностых появилось много молодых фабрик, созданных с нуля, но и им дизайнеры оказались не нужны. Производителям намного выгоднее и безопаснее было копировать немцев и итальянцев. Фактически 10 лет кафедра выпускала людей «в никуда».
С другой стороны, в это время появилось много работы в области индивидуального проектирования. Основным способом найти заработок для выпускников кафедры стало выполнение частных заказов на проектирование уникальной мебели. Вслед за меняющимся рынком трансформировалась и программа кафедры.
Однако сегодня ситуация на рынке снова начала меняться. Период становления мебельной отрасли завершён. Российские фабрики встали на ноги, переоснастили и переоборудовали цеха и начали искать новые возможности для реализации своего потенциала. В связи с этим, спрос на специалистов в области промышленного дизайна последние пять лет стабильно растёт. И мы, в свою очередь, постепенно перемещаем фокус с индивидуального на промышленное производство при подготовке студентов.
МБ: А почему не получалось подстроиться под рынок раньше? Что-то мешало изменить программу обучения, скажем, три-четыре года назад?
— В первую очередь, оборудование. У кафедры до последнего времени не было нормальных мастерских. Верстак, пила и рубанок — вот «машинерия», которая была доступна студентам. Теперь же в их распоряжении современные станки с ЧПУ, лазерные станки и 3D-принтеры для прототипирования предметов мебели и элементов фурнитуры. Новой мастерской только два года, но тем очевиднее разница: сегодняшние второкурсники, которые с самого начала были вовлечены в полноценный, с точки зрения технологий, процесс производства, уже опережают коллег с четвёртого и пятого курсов. Когда в нынешнем году компания Cosmit, организатор i Saloni, предложила нам стенд на SalonSatelite, мы взяли в Милан, в основном, работы второкурсников.
Бумажного проектирования недостаточно, чтобы подготовить грамотного дизайнера. Можно сколько угодно показывать студентам фотографии станков, рассказывать им про технологии, возить на фабрики и заводы. Однако, если не дать студентам возможности самостоятельно довести их идеи до промышленных прототипов, воспитать полноценных специалистов не удастся. Начинающий дизайнер должен получить опыт корректировки проектов с учётом требований производства: конфигурации конкретных фрез, параметров оборудования и способов изготовления той или иной детали. Иначе всё, что он сможет, после получения диплома, — рисовать красивые картинки.
Сегодня итог любого проекта на кафедре — не только 3D-визуализация с конструктивными чертежами, но и набор файлов, позволяющих изготовить этот предмет на современных станках с ЧПУ. Мы настойчиво требуем от студентов, чтобы они представляли на защите эргономические макеты своих работ и прототипы в натуральную величину. В процессе подготовки проектов ребятам приходится уделять внимание вопросам тиражного производства и фокусироваться на деталях, важных потенциальному производителю. Понятно, что реальный заказчик в любом случае адаптирует проект под свои возможности и своё оборудование, но крайне важно, чтобы дизайнер в принципе умел разговаривать с производителем на одном языке.
Мы много ездили по западным дизайнерским и архитектурным ВУЗам, были в Финляндии, были во Франции, в Италии, в Америке. Все крупные и авторитетные школы объединяет одно: там есть современные производственные мастерские, где студенты проходят полноценную практику. В России с этим пока сложно. Своей мастерской нет даже у МАрхИ.
МБ: Выходит, что главный козырь Строгановки, ваша возможность выделиться на фоне других российских ВУЗов — оборудованная мастерская и «промышленный» подход?
— Принципиальных моментов, которые мы активно развиваем, два.
Действительно, главная задача — сделать нашу мастерскую маленькой копией современной фабрики. Особенно с учётом того, что многие российские мебельные производства сегодня оснащены первоклассным оборудованием.
Вторая задача — максимально развивать сотрудничество с действующими предприятиями. Мы стараемся как можно больше включать технические задания реальных мебельных производств в учебный процесс. Всё чаще к нам обращаются представители фабрик с просьбой разработать проекты для массового производства, и это очень полезный формат сотрудничества для учебного заведения, подобного нашей Академии.
Мы стремимся к тому, чтобы студенческая курсовая или дипломная работа стали не просто страницей в портфолио, а превратились в реальный продукт, когда «научными руководителями» студента выступают не только преподаватели, но и специалисты производственных компаний.
Не первый год кафедра сотрудничает, например, с Pointex. По техническому заданию компании один из наших дипломников разработал коллекцию мебели для офиса «Бостон». Работа над проектом велась по всем правилам: от первоначальных эскизов до создания прототипа. Автор столкнулся со строгими ограничениями заказчика. Пришлось обращать внимание на те параметры, которые в прежние годы студенты игнорировали: ценовую нишу, компактность упаковки, портрет потребителя, логистику. Начать всерьёз решать такие задачи может заставить только реальный заказ.
Кстати, именно с этими проблемами мы столкнулись сами, когда повезли экспозицию кафедры «Дизайн мебели» на SaloneSatellite. За неразборные объекты, которые были неудобны для транспортировки, студентам пришлось платить отдельно: такие экспонаты попали в разряд «негабаритного груза». Зато тем, чья мебель компактно складировалась в разобранном виде, доплачивать не пришлось. Поучительная поездка вышла, во всех смыслах.
МБ: А кроме Pointex были какие-то совместные проекты с крупными мебельными фабриками?
— Например, с компанией Forester. Бренд, специализирующийся на производстве и продаже аксессуаров для пикников, планировал выйти на рынок outdoor-мебели. Нас попросили разработать модель шезлонга для отдыха на открытом воздухе. В итоге, в рамках дипломной работы был создан оригинальный проект шезлонга со складным капюшоном, который, по идее, уже должен продаваться в магазинах.
Очень интересным был опыт сотрудничества кафедры с компанией «ИТС-Сауна», которая занимается производством и продажей современных саун. Компания объявила конкурс на разработку коллекции банной мебели: шезлонги, вешалки, табуреты. Помимо создания яркого образного решения, главным условием заказчика было — адаптировать изделия под то оборудование, что уже есть на фабрике. Проекты были выполнены студентами второго года обучения в рамках курсовой работы. По итогам конкурса заказчик отобрал сразу три наших проекта. Сейчас они находятся в стадии запуска в производство.
А для компании «Мандарин» в рамках дипломного проектирования была создана линейка корпусной мебели. Оригинальный проект для гостиной потом с большим успехом выставлялся в рамках экспозиции кафедры «Дизайн мебели» на международной выставке «Мебельный клуб 2012».
МБ: Может, были совместные проекты с производителями мягкой мебели?
— В мягкой мебели у нас пока реализованных проектов нет.
И дело даже не в сотрудничестве с фабриками. Сама кафедра пока не очень готова. Мы, к сожалению, до сих пор не располагаем даже своей швейной машиной. Крою тоже учить пока некому. Это следующий этап.
Выпускник нашей кафедры Аркадий Никоноров уже почти 15 лет работает ведущим дизайнером компании Anderssen. Я всерьёз думаю уговорить его читать лекции студентам Строгановской академии.
МБ: Поддерживает ли вас чем-то мебельная отрасль? Неужели никто из «крупняков» рынка не предлагает свою помощь? Хотя бы в покупке оборудования. Ведь в профессионализме ваших выпускников должны быть заинтересованы, в первую очередь, фабрики.
— Производителей мебели, по-моему, трудно в чём-то упрекать. У них мало информации. И, вероятно, пока недостаточно доверия к нам как к институту. Однако ситуация меняется на глазах. Ведь в России специалистов в области дизайна мебели готовят только два ВУЗа: наш и питерская «Муха». На двоих мы выпускаем, в лучшем случае, двадцать человек ежегодно.
После обучения выпускники Строгановки хотят устроиться на хорошую работу, это естественно. Имеют значение такие обстоятельства, как условия труда и удалённость места жительства от места работы. Многие перспективные мебельные фабрики расположены за пределами Москвы, и если иногородние студенты легко соглашаются переезжать на новое место, то москвичи на это, по понятным причинам, не идут. С другой стороны, любому студенту важно, чтобы его работа была ему интересна.
До недавнего времени часто случалось так, что молодой дизайнер нанимался на производство и получал задания, с которыми может справиться (после проведения короткого инструктажа) человек с улицы. Отучившись шесть лет в дизайнерском ВУЗе, молодой специалист всё же рассчитывает использовать свои знания как-то иначе. Если дизайнер видит, что в индивидуальном проектировании возможностей для самореализации больше, он идёт туда. Но я верю, что прогрессивных работодателей, способных загрузить наших выпускников по-настоящему интересной работой, становится всё больше.
Сейчас адекватных, здравомыслящих дизайнеров на рынке труда не так много, но мы активно работаем над тем, чтобы уже через пару лет они начали появляться. Недавно шестилетняя программа обучения была заменена четырёхлетней. Многие высказывают опасение, что эти перемены скажутся на качестве образования. Однако, на мой взгляд, 4 года — идеальный срок, чтобы студенты успели получить все необходимые практические знания — освоили 3D MAX, AutoCad, Solidworks, научились составлять файлы для станков с ЧПУ и грамотно делать обмеры, — но ещё не успели подхватить звёздную болезнь.
МБ: Может быть, существуют дополнительные стимулы и методы, которые помогают перевести амбиции студентов из «частного» сектора в производство? Вы готовите ментально своих выпускников к работе на фабриках? Возможно, рассказываете, что «поток», «конвейер» — это особенно почётно?
— Конвейер — это самое сложное, что есть в дизайне. Нужно чувствовать в себе силы, чтобы обслуживать поточное производство и получать от этого удовлетворение. Это высший пилотаж в профессии, который не может сравниться с индивидуальным проектом, сделанным для клиента с Рублёвки. Естественно, мы готовим студентов к тому, что именно такая работа может стать высшей точкой в их карьере. Эта мысль прививается с первого курса.
Но, опять же, начинающему дизайнеру проще поверить в неё, если он увидит интересные задачи, почувствует определённую свободу. Перерисовывание мебельных «стенок» с западных образцов — не тот будоражащий воображение опыт, которого ждёт молодой автор. Однако, если фабрика созрела пригласить дизайнера именно как креативную единицу, если поняла, что такой специалист ей действительно нужен, мало того, если фабрика дозрела до мысли, что главным дизайнером не должен быть директор компании или его жена, — это работодатель мечты!
МБ: Есть ли у ваших студентов какая-то профессиональная практика, кроме работы в мастерских?
— Да, конечно. В рамках летней практики второкурсники и студенты третьего курса посещают мебельные производства Москвы и Московской области. Площадки почти каждый год новые, но с некоторыми фабриками у нас тесная дружба много лет. Ученики знакомятся с производством, изучают оборудование, пишут отчёты с описанием станков, технологий и так далее. Хотя нам бы хотелось немного другой практики. Мы уже готовы предложить предприятиям новый вариант сотрудничества: чтобы мы не просто приезжали, смотрели и конспектировали, но и получали ТЗ на какой-то продукт. Например, месяц на разработку предмета мебели с учётом возможностей оборудования, имеющегося в цеху.
МБ: Часто мебельщики сознательно подстраиваются под усреднённые вкусы клиентов, в надежде на высокие продажи. Дизайнерский «цех», наоборот, проявляет предельную принципиальность в вопросах стиля и креативности. Два лагеря, кажется, совсем не готовы идти на компромисс. Может, всё же, учиться договариваться?
— Конечно. Чувство клиента и умение сотрудничать с мебельным производством — необходимые навыки для дизайнера. Не освоив эту науку, ты не можешь в полной мере называться профессионалом. Точно так же, как не может называть себя мебельщиком фабрикант, думающий исключительно о коммерции, а не о продукте.
Талантливый креатор способен предложить концепцию, в которую поверит сначала производитель, а потом и покупатель. Умение нестандартно смотреть на стандартные задачи — главное в профессии дизайнера.
Любой дизайн — это прежде всего способ повысить конкурентоспособность продукта. Если задача требует компромиссного подхода, нужно подчиниться. В нашей стране культура взаимодействия дизайнера и производителя ещё не созрела. Мы упрекаем друг друга в некомпетентности и косности. Но обе стороны, объективно, учатся выстраивать грамотные взаимоотношения. Когда мы, наконец, найдём друг друга, я думаю, возникнет вдохновляющий, взаимовыгодный и плодотворный союз.