Кафтан что это для детей
Значение слова «кафтан»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — Полукафтан. Рукава делались длинными узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами. Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть вышиванку — украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.
КАФТА’Н, а, м. [перс. h ̮ äftān]. Выходящая — в городах уже вышедшая — из употребления мужская долгополая верхняя одежда. Кучерской к. Хозяйка., дай к., я поплетусь. (крестьянин жене, отправляясь из дому). Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кафта́н
1. истор. праздничная верхняя первоначально мужская одежда из домотканого или покупного фабричного сукна и даже плиса, длиной до колен, приталенная, со сборками сзади и с боков, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами, с подкладкой до талии, застегивавшаяся на крючки или большие медные пуговицы ◆ Но Василий Грязной, по знаку царя, встал из-за стола и подошел к Дружине Андреевичу, держа в руках пёстрый кафтан, полупарчовый, полусермяжный, со множеством заплат, бубенчиков и колокольцев. А. К. Толстой, «Князь Серебряный»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: снедать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кафтан (персидское слово)
Одежда с многовековой историей. Сначала появилась у персов, арабов, турок; потом — в Испании, и только в XVII веке кафтаны надели в других странах Европы. На Руси кафтаны с XV—XVI веков.
Видимо, одним из первых увидел восточный кафтан больше пятисот лет назад наш тверской купец Афанасий Никитин, ходивший за три моря. «На султане ковтан весь сажен (то есть украшен. — К. Б.) яхонты (рубинами, сапфирами. — К. Б.)», — записал он.
В Персии и Турции султан жаловал кафтаны своим высшим сановникам, когда они вступали в должность. Не забывали и послов, таким способом оказывая им милость. То есть на Востоке кафтан сделали почетной одеждой, чем-то вроде награды.
Того же обычая придерживались русские князья и цари, когда доводилось им принимать у себя то крымского хана, то калмыцких или ногайских послов.
Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, сбежав в 1664 году сначала в Литву, а потом в Швецию, сделал для шведского короля подробное описание того, как в Москве готовились к царскому приему: «А сколько их будет, послов, — будет с ними и людей, и на тех послов и на людей их, в чем им быти на приезде у царя и на отпуске, готовят платье: на послов — шубы отласные золотные, на куницах и на белках, да однорядки суконные красные с круживы, кафтаны качатые, шапки лисьи высокие, сапоги».
Кафтаны носили все — мужчины и женщины, цари и крепостные крестьяне. Только у одних они были сермяжные (из грубого некрашеного сукна домашней выработки) или из крашенины (крашеного холста), а у других — атласные, бархатные, камчатные (из цветного шелка), из объяри (шелковой волнистой ткани), из тафты, зуфные (шерстяные), мухояровые (из бухарской хлопчатобумажной ткани с шерстяной или шелковой нитью; у арабов — ткань из козьей шерсти), из заморского сукна.
До реформ Петра I люди состоятельные надевали по нескольку кафтанов сразу: поверх рубахи натягивали исподний, то есть нижний, узкий кафтан до колен — зипун; сверх него полагалось надеть более длинную ферязь. Такой была домашняя одежда. Со двора выходили, облачившись в еще один — верхний — кафтан, уже достающий до пят.
По торжественным дням и для приемов во дворце важным приказным людям и почетным боярам из царских кладовых на время ссужали парадные кафтаны из очень дорогих тканей — парчи, атласа, заморского сукна, с козырем — высоким стоячим воротником, прикрывавшим затылок.
У кафтанов знати были узкие длинные рукава до земли, и рук в них не было видно. Тем самым бояре давали понять, что физический труд не для них. Обычно правый рукав собирали в складки; но все равно пошевелить рукой в нем было трудно. Широкие кафтаны без воротника с застежками у самой шеи и на левом боку — на турецкий манер — назывались турскими. Становые кафтаны — по стану — были приталенными, имели воротник; на груди и разрезах по бокам и подолу украшались пуговицами; от других кафтанов они отличались широкими и короткими рукавами.
Зимой носили теплые шубные кафтаны на вате и на меху. Старинного покроя кафтаны с неотрезной спинкой называли досельными.
На Западе кафтаны имели иной вид. Более короткие, скорее полукафтаны, почти всегда в талию, их надевали поверх камзолов. Французы нарекли их жюстокорами (в переводе «вплоть по телу»).
В самом начале XVIII века Петр I предписал всем русским, кроме крестьян и духовенства, носить «басурманское» платье (на немецкий манер).
Такая одежда сильно смущала народ. Но против царской воли не пойдешь, и со временем к ней привыкли, как и к другим иноземным одеждам и порядкам.
А лет сто пятьдесят спустя укоротилась и крестьянская одежда. Будничные кафтаны «строили» из домотканого серого (иногда желтого) сукна, сермяги или понитка (ткани с основой из льна и шерстяным утком). На праздники же щеголяли в синих, черных или даже белых кафтанах из своего или покупного (оно было дороже) сукна.
Зимние кафтаны из овчины сверху крыли сукном.
Деревенский богатей носил кафтан на мерлушке с двумя рядами костяных пуговиц. Знай, мол, наших!
Однако зимой в одном кафтане выходить на улицу никто не решался, под него обязательно надевали овчинный полушубок: «Жар костей не ломит».
Конспект НОД в старшей группе «Кофты да кафтаны»
Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об одежде, о материалах из которых ее шьют.
• Познакомить детей с историей происхождения одежды;
• Формировать представления детей о материалах, из которых шьют одежду;
• Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• Активизировать словарь детей на основе углубления знаний об одежде и её пошиве;
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
• Способствовать развитию внимания, любознательности.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением одежды, ткацкого станка, образцы хлопка, льна, шерсти. Лоскутки ткани.Костюмы : сарафан и рубашка.
— Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети сидят полукругом перед воспитателем,педагог загадывает загадки:
1) У девочки Любочки
Модные все …. (юбочки).
2) В дом войдя, оденьте тапки
А с голов снимите ….(шапки).
3) Я не куртка, не пальто.
Но все равно дарю тепло (кофта)
— Ребята, а вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?
Для чего нужна одежда? (Ответы детей: одежда нужна, чтобы защитить человека от холода, жары, а также одежда украшает человека.)
Одежду люди носят с давних времен. Ее начали делать из шкур животных, добытых на охоте. Как вы думаете, одежда была удобной? (ответы детей)
Со временем люди научились делать ткани, и одежда стала меняться, стала такой яркой и красивой, удобной.
Давайте вспомним в какой одежде мы ходим сейчас с вами гулять? А летом в какой одежде гуляли?
Раньше на Руси основной одеждой девочек и женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (показ одежды –сарафан).
Во что же одеты были мужчины? (В рубаху, штаны, кафтан, сапоги – показ одежды.)
Кафтан –это кофта только очень длинная. (показываю картинку с кафтаном).
— Ребята, где шьют одежду? (Ответы детей: одежду шьют в ателье)
— Кто шьет одежду? (Ответы детей: одежду шьют портной, швея)
— Из чего шьют одежду? (Ответы детей: одежду шьют из ткани)
— А чтобы узнать какая бывает ткань мы с вами отправимся на ткацкую фабрику.
Но сначала мы немного отдохнем.
Это платье для Наташки — (четыре ритмичных поворота вправо- влево, руки на поясе)
Красные горошки (четыре ритмичных прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка, («рисуют» на животике два кармашка)
Спрячем в них ладошки (прикладывают обе ладошки к животику)
Воспитатель (обращается к детям)
Проходите пожалуйста в мастерскую. (Дети проходят к столам)
Рассказ и показ воспитателя о тканях: (на столах лежит отдельно демонстрационный материал.)
Ткань ткут из ниток на ткацких станках. (Воспитатель показывает иллюстрацию с ткацким станком.)
Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани.Ткань бывает разной: толстая, тонкая, хлопчатобумажная, льняная, шерстяная.
— Шерстяная ткань очень теплая и люди научились шить и вязать из шерсти животных.
Кто знает у каких животных берут шерсть чтобы шить и вязать? (Ответы детей: баранов, верблюда, овец, кроликов. (Воспитатель показывает картинки с животными)
Из такой теплой ткани в основном шьют теплую одежду: пальто, кофты, одеяла. (Воспитатель показывает теплую ткань)
— Льняную ткань изготавливают из травянистого растения с нежными голубыми мелкими цветочками. (Воспитатель показывает иллюстрацию с цветком льна.)Одежда из этого растения очень удобна и экологически чистая.
Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.
— Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой. (Воспитатель показывает иллюстрацию с коробочкой льна).Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
Воспитатель хвалит детей за ответы. Вы сегодня узнали много нового об одежде.
Воспитатель задает вопросы:
Ребята о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей: об одежде)
Что было интересным? (Ответы детей: узнали из чего шили одежду.)
А что нового вы узнали? (Ответы детей 🙂
Кристина, если платье сшито изо льна- это какое платье? (Ответы детей: льняное платье)
Фотозарисовка. Вязаные кофты Навряд ли кто из нас задумывался, что такое кофта. Каждый из нас наверняка имеет не одну кофту в своем гардеробе. Кофты являются неотъемлемой.
Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Цель: обобщить представления о правилах дорожного движения.
Конспект НОД по аппликации в старшей группе Тема: «Рыбки в аквариуме» Задачи: Образовательные: учить располагать вырезанных рыбок на всем листе, сочетая по цвету, учить аккуратно.
Конспект НОД в старшей группе «Масленица» Цель: Расширять представления о народных русских праздника, объяснять их происхождение и назначение, воспитывать интерес к истории родного.
Конспект НОД в старшей группе «Как я провел лето» Цель. Формировать умение вести коллективный разговор, высказываться на тему из личного опыта. Задачи. • Уточнить и расширить представления.
Конспект НОД «Мое село» в старшей группе Конспект НОД в старшей группе Описание «Мое село» Виды д е т с к о й д е я т е л ь н о с т и : игровая, продуктивная, коммуникативная,.
Конспект НОД в старшей группе «Папы защищают мир» Задачи: Познавательное развитие: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества.
Конспект НОД в старшей группе «Весна» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
«Кофты и кафтаны» Конспект образовательной деятельности в старшей группе
Конспект образовательной деятельности
«Кофты и кафтаны» в старшей группе
Составила и провела
Воспитатель Готовцева Л.Е.
Цель: Дать обобщающие понятие « одежда».
Задачи: Познакомить с историей происхождения одежды . Знакомить детей с тем, из чего шьют одежду.
Развивать внимание, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых.
Хлопковая, льняная, шерстяная.
Дети сидят полукругом перед воспитателем.
Педагог загадывает загадку:
Я не куртка, не пальто.
Но все равно дарю тепло. (Ответы детей: кофта)
Сегодня ребята будем говорить об одежде.
Для чего нужна одежда? ( Ответы детей: одежда нужна, чтобы защитить человека от холода, жары, а также одежда украшает человека.)
Одежду люди носят с давних времен. Ее делали и носили из шкур животных, это было очень неудобно. Со временем начали пришивать рукава, делать спинку на одежде. И одежда стала удобная и разная.
Какую одежду вы знаете? (Ответы детей: куртка, юбка, пальто, шапка)
Девочки и мальчики, а в чем вы ходите гулять? (Ответы детей: куртках, брюках.)
Раньше на Руси основной одеждой девочек и женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. ( показ одежды –сарафан).
Во что же одеты были мужчины? (В рубаху, штаны, кафтан, сапоги – показ одежды.)
Кафтан –это кофта только очень длинная. ( показываю картинку с кафтаном).
Ребята, где шьют одежду? (Ответы детей: одежду шьют в ателье)
Кто шьет одежду? ( Ответы детей: одежду шьют портной, швея)
А теперь вопрос для самых умных.
Из чего шьют одежду? (Ответы детей: одежду шьют из ткани)
А чтобы узнать какая бывает ткань мы с вами отправимся на ткацкую фабрику.
Но сначала мы немного отдохнем.
Нарядили ножки в новые сапожки( выставляем ножки поочередно)
В грязь не заходите, сапожки не рвите.(прыжки на месте)
Воспитатель ( обращается к детям )
Проходите пожалуйста в мастерскую.( Дети проходят к столам)
Рассказ и показ воспитателя о тканях: (на столах лежит отдельно демонстрационный материал.)
Ткань ткут из ниток на ткацких станках. (Воспитатель показывает иллюстрацию с ткацким станком.)
Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Ткань бывает разной: толстая, тонкая, хлопчатобумажная, льняная, шерстяная.
Шерстяная ткань очень теплая и люди научились шить и вязать из шерсти животных.
Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.
Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой.( Воспитатель показывает иллюстрацию с коробочкой льна).Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
Воспитатель предлагает детям сконструировать из ваты жгутики-ниточки. (Воспитатель раздает детям по кусочку ваты и показывает, как можно скрутить жгутик)
Что бы сделать ткань и сшить одежду люди очень много трудятся. Поэтому мы с вами должны беречь свою одежду. Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом.
Воспитатель хвалит детей за ответы. Вы сегодня узнали много нового об одежде.
Воспитатель задает вопросы:
Ребята о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей: об одежде)
Что было интересным? (Ответы детей: узнали из чего шили одежду.)
А что было сложного? (Ответы детей : )
Кристина, если платье сшито изо льна- это какое платье? (Ответы детей: льняное платье)
Что такое кафтан или несколько слов про моду Древней Руси
В русском литературном языке достаточно много слов, которые прошли через века, но на современном этапе перестали широко употребляться, так как вышли из обихода предметы, которые они называют. Знать значение этих слов полезно, чтобы понимать произведения фольклора, описание персонажей, предшествующих исторических периодов.
«А кафтан зеленый, бархатный»
В первый раз вопрос о том, что такое кафтан, может возникнуть у ребенка в достаточно раннем возрасте. Еще только-только осваивая алфавит, он может столкнуться с загадкой, которая через века дошла до нашего времени: «Сам алый сахарный, а кафтан зеленый, бархатный». Хотя и не во всех регионах растут арбузы, загадку эту в книги для дошкольников любят включать повсеместно. И родителям приходится объяснять, что, дескать, это такая одежка, которую раньше тети и дяди носили, а сейчас уже не носят. Приблизительно такой же ответ ребенок получает, когда находит в книгах еще одну загадку, теперь уже про сосну: «Все капралы поскидали кафтаны, а один капрал не скинул кафтан».
Для устного народного творчества, вышедшего из магических обрядов, а потому основанного на разных табу, зашифровывать одни предметы через другие было делом обычным. Правда, для современных детей, многие загадки становятся тайной за семью печатями, потому что не сохранилось в окружающей их действительности предметов, которые в загадках упоминаются. Вот к разряду одежды, вышедшей из употребления, как раз и относится кафтан.
В словаре «кафтан» относится к лексике устаревшей, к тем архаизмам, которые обозначают что-то, чем мы уже не пользуемся. Но, читая книги о Древней Руси, мы замечаем, что при описании одежды, как богатых, так и бедных, постоянно речь заходит об их кафтанах.
Ни кафтан, ни ряса
Огромный культурологический материал можно почерпнуть из русских народных пословиц и поговорок. В словарях представлено несколько десятков устойчивых фольклорных словосочетаний, в которых упоминается кафтан. Синонимом более распространенного сейчас варианта «ни рыба, ни мясо» был в Древней Руси эквивалент «ни кафтан, ни ряса».
В то время, когда действительно встречали по одежке – определяли его место на сословной лестнице, отсутствие индивидуальных признаков, позволяющих судить о роде занятий, стало основанием для появления поговорки. Ряса – человек духовного звания, кафтан – не обязательно крестьянин или боярин, главное, что не представитель религиозной субкультуры. Когда используют эту поговорку, уже не имеют в виду существовавшее в Древней Руси распределение по социальным ролям: главное, что в ней подчеркивается, что у человека нет индивидуальных характеристик.
Этимология слова «кафтан»
Что такое «кафтан», можно выяснить, читая толковый словарь. Это слово персидского происхождения. Изначально оно служило для обозначения военной амуниции. В Древней Руси в кафтанах щеголяли все, правда, для одних эта верхняя одежда становилась возможностью продемонстрировать свое материальное благополучие: кафтан мог застегиваться на дорогие пуговицы, иметь богатую меховую подкладку, украшение золотым или серебряным кружевом по полам и отворотам рукавов.
Когда варяги принесли на Русь моду на кафтаны, знать стала себе заказывать наряды из парчи и атласа. Потом кафтаны спустились и в низы: народ стал себе шить зипуны – упрощенную модификацию кафтана, лишенную украшений. Помимо крестьян, кафтаны-зипуны полюбились и казакам, а также грабителям на больших дорогах, которых даже прозвали зипунниками.