Кафтан что это 3 класс
Кафтан
Кафта́н (перс. خفتان ) — мужское, в основном крестьянское, платье. Различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны. [источник не указан 359 дней]
Также назывался кавтан, кофтан.
Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей.
Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.
Так же в России кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстакор (фр. justacorps ), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.
Содержание
Разновидности
Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались теплыми, с мехом или со стеганной на вате подкладкой.
Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др.
Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.
Знак отличия
Наградной кафтан (Царский кафтанщик), вручался за заслуги мастеровым, на казённых заводах в Ижевском Заводе, Златоусте.
Значение слова «кафтан»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — Полукафтан. Рукава делались длинными узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами. Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть вышиванку — украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.
КАФТА’Н, а, м. [перс. h ̮ äftān]. Выходящая — в городах уже вышедшая — из употребления мужская долгополая верхняя одежда. Кучерской к. Хозяйка., дай к., я поплетусь. (крестьянин жене, отправляясь из дому). Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кафта́н
1. истор. праздничная верхняя первоначально мужская одежда из домотканого или покупного фабричного сукна и даже плиса, длиной до колен, приталенная, со сборками сзади и с боков, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами, с подкладкой до талии, застегивавшаяся на крючки или большие медные пуговицы ◆ Но Василий Грязной, по знаку царя, встал из-за стола и подошел к Дружине Андреевичу, держа в руках пёстрый кафтан, полупарчовый, полусермяжный, со множеством заплат, бубенчиков и колокольцев. А. К. Толстой, «Князь Серебряный»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: закрутка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сказал слово «кафтан» – будто в русскую сказку попал
В «Малом академическом словаре» слово «кафтан» означает «старинную мужскую долгополую верхнюю одежду». У И. С. Тургенева можно встретить в его рассказе «Два помещика» этот вид одежды на многих его героях: «Людей у Мардария Аполлоныча множество, и все одеты по-старинному: в длинные синие кафтаны с высокими воротниками».
В «Энциклопедии моды и одежды» даётся расширенное пояснение слову «кафтан». Оно из персидского языка и обозначает «старинную верхнюю распашную мужскую и женскую одежду с глубоким запахом».
Из того же источника узнаём, что в моде Руси этот вид одежды был очень распространён. По отделке и качеству материала можно было определить принадлежность хозяина кафтана к тому или иному слою населения: бархат, парча, дорогое сукно и меха использовали богатые люди, а малоимущие носили одежду из дешёвых тканей.
Крестьянин в азяме (кафтане) Казанская губерния, 1877 год
Названия и назначение кафтанов
Кафтаны были модным видом одежды, а потому имели самый разный вид кроя и назначение. Они были длинными и смирными, ездовыми и становыми. Не было местности на Руси, где бы не носили кафтаны.
Сначала кафтаны представляли собой свободную одежду, которую носили персидские воины и царское окружение.
У кафтана обязательно шились длинные рукава и широкий пояс. Европа, как истинная законодательница моды, изменила этот популярный вид верхней одежды.
Польский кафтан Петра Великого / © Фёдор Григорьевич Солнцев
Изменения, которые пережил кафтан
В европейских странах этот вид одежды стал узким, носили в основном люди пожилого возраста, а Италия ввела кафтаны со стоячими воротниками. Так и продолжали видоизменять эту популярную верхнюю одежду вплоть до 20 века.
На Руси шили двубортные кафтаны, у которых были глубокие запахи, удлинённые рукава и застёжка слева. По бокам портные делали клинья, а спинку кроили цельную. Появлялись полукафтаны, которые имели небольшую длину.
Мундирное платье Екатерины II по форме лейб гвардии Конного полка, 1776 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Существовали и специальные парадные костюмы, в состав которых входил кафтан, сшитый из шёлка и бархата, богато украшенный вышивками и дорогими каменьями. Ярким примером такого наряда было мундирное платье, сшитое для Екатерины II.
Литературные примеры употребления слова «кафтан»
В несожжённом первом томе программного произведения о мёртвых душах у Николая Васильевича Гоголя есть упоминание об этом виде одежды:
«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».
В некоторых литературных произведениях слово «кафтан» приобрело неодобрительный характер. Выражение «тришкин кафтан» использовано в басне И. А. Крылова в значении «исправления, не приносящие пользы делу».
Князь Феликс Юсупов в боярском кафтане на костюмированном балу в Лондоне, 1912 год
История кафтана
С 10 по 12 века на Руси использовался плащ. Это была одежда знати. Кроме того, использовались верхние рубахи: свита, не имеющая запаха (её надевали через голову и шили из плотного тёплого материала); куртка (распашная короткая одежда); свита с запахом; кафтаны.
В 17 веке в женском гардеробе стали появляться сарафаны, которые вначале носили только мужчины. А гардероб мужчин обновился турецким кафтаном. В дальнейшем, при дворе Ивана III складывается новая мода: долгополые богатые одежды с длинными рукавами.
При Петре I знать прекратила носить русскую одежду, кафтан перешёл к народу и стал повседневной одеждой. Из века в век кафтан менял свой вид и своё назначение.
В 20 столетии с гражданской войной и коллективизацией население обеднело: сменилась ткань и качество пошива. Утратилось умение шить кафтаны вместе со старинными образцами этого вида одежды.
Кафтаны были самых разных цветов.
Андрей Петрович Рябушкин «Едут!», 1901 год
Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
Ещё немного литературы
В «Чёрной стреле» Роберта Льюиса Стивенсона описан внешний вид героев: «Откинув свои длинные плащи, они появились в простых зелёных кафтанах».
Боярский кафтан в современном исполнении от Дома русской одежды Валентины Аверьяновой / slavmoda.com
И снова у Ивана Сергеевича Тургенева в «Записках охотника» можно прочитать:
«Соберутся псари в красных кафтанах с галунами и в трубу протрубят».
Всегда интересна история родного государства. Любознательного человека и настоящего патриота своей Родины интересует всё: политика, образование, искусство, мода в каждой области и, конечно же, в одежде.
Кафтан :: Общие сведения
Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда. Данный термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI-XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Русский кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки, шнурки, длиннополую (до щиколоток) или короткую (до колен), с длинными узкими или широкими рукавами, часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами. Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, такой, чтобы можно было увидеть украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристёгивался плотный, богато украшенный воротник – козырь. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик, проезжий, ездовой, столовый, дождевой, польский и т.д. Так, например, турский кафтан был длиннополой свободной одеждой, застёгивавшейся у горла на одну или две пуговицы, с очень длинными, часто откидными рукавами. Становой кафтан – длинный, в талию, с клиньями, расширяющими нижнюю его часть, с широкими рукавами и т.д.
Слово «кафтан» вопреки устоявшемуся мнению не является тюркизмом, а происходит из языка персов: خفتان [khaftān]. На Руси кафтаны были общесословной одеждой, но шили их в зависимости от достатка из разного материала: для знати – из дорогих тканей (бархата, атласа, тафты, камки и т.п.) на дорогих мехах соболя, куницы, с серебряными пуговицами, для простолюдинов – из холщовой крашенины, серого, коричневого сукна домашней выделки. Носили их почти одни мужчины, лишь в царской семье надевали и женщины. Как и многие другие типы верхней одежды, кафтан мог быть тёплым или холодным, с тканевой подкладкой. На улицах в этой одежде появлялись только молодые. Пожилые носили или сразу два кафтана, холодный и тёплый, или надевали поверх ферязь, охабень, шубу. У крестьян нижний кафтан был сермяжным, а верхний – шубным.
Традиционно кафтаны считаются долгополой, почти до пят одеждой. Однако мода на длину менялась: первоначально русский кафтан был коротким, а в восьмидесятых годах XVII века у знати появляется долгополый, сделанный по иностранным образцам. Вот что писал модник в 1688 году своему приятелю: «Кафтан я купил длинной для того, что ныне такие носят, а не короткие». Их ещё называли китайскими или немецкими. А вот как характеризует иностранец традиционный русский кафтан в «Описании Московского государства», которое было обнаружено в Олонецкой губернии в конце прошлого века в составе сборника XVII века: «Наверх надевают они уской кафтан (которым именем и турки свою одежду имянуют); и тот у них делается по колено с долгими рукавами, которые напереди уски, и те набирают на руки бором, у тех же кавтанов назади козыри или воротники зделаны». Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче тёплых. Кстати, и Адам Олеарий, посетивший Москву в середине XVII века, описал его похожим образом: «На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные, до колен, и с длинными рукавами. Это одеяние они называют кафтаны». В начале XVIII века длина была определена более строго. В «Дворцовых разрядах» за 1700 год записано: «Генваря в 4 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич указал: бояром и околничим, и думным, и ближним людем, всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям и людям боярским на Москве и в городех носить платье венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием». Укороченная одежда облегающего покроя, надеваемая под вторую верхнюю одежду, именовалась полукафтаньем.
В XVIII веке, когда дворяне и богатое купечество перешли на ношение одежды западноевропейского образца, кафтаном стали называть соответствующую ему одежду – жюстокор. В XIX веке термин кафтан в применении к одежде европейского типа не использовался. В XIX – первой четверти XX века кафтан – это верхняя будничная и праздничная одежда крестьян и в некоторых случаях горожан – извозчиков, разносчиков и т.п. Будничные кафтаны шили из серого, коричневого, чёрного сукна домашней выделки, пониточины, праздничные – из синего фабричного сукна, белого сукна домашней выработки, плиса. Их могли шить на подкладке и без. Плисовые кафтаны и кафтаны из синего сукна во второй половине XIX века носили обычно парни «из хорошо живущих семейств» или богатые молодые женатые мужчины.
В XVIII-XIX веках кафтаны шились обычно двубортными, застёгивавшимися справа налево на пряжки-схватки, крючки, пуговицы, с длинными (до запястья) рукавами, без воротника или с невысоким стоячим воротником. По крою спинки и пол можно выделить две разновидности кафтанов: кафтаны «с пережимом» («с подхватом», «с фантами») и кафтаны-борчатки. Кафтаны «с пережимом» шились обычно с прямой спинкой и полами, между ними вшивались клинья-фанты, расширявшие нижнюю часть. О таком кафтане в старинной свадебной песне Архангельской губернии пели:
Я брала свои золоты ключи.
Отмыкала окованы сундуки.
Вынимала черно плисово сукно,
Я кроила жениху кафтан,
Чтоб ему не долог был,
Чтоб ему не короток был,
По подолу был раструбистый,
По середке пережимисгый,
По подпазушкам перехватистый,
Чтоб он легко на коничке скакал.
Хорошенечко разъеживал.
Кафтаны-борчатки шились с отрезной спинкой, а иногда и с отрезными полами. Нижняя часть кафтана в этом случае была собрана у талии в мелкие сборки, причём если подрезной была только спинка, то сборки располагались сзади, а если и полки, то кругом. Принято считать кафтаны-борчатки по своему происхождению более поздним вариантом кафтана, хотя они бытовали уже в конце XVIII – начале XIX века. Широкое распространение эти кафтаны получили в конце XIX века, вытеснив во многих районах старинный кафтан «с пережимом». Кафтан иногда носили, надевая в один рукав.
В некоторых губерниях России (Псковской, Новгородской) кафтаном называли также однобортную, длинную (до щиколоток) одежду, запахивавшуюся справа налево, подпоясанную кушаком, с широкими длинными рукавами и большим воротником. Её надевали поверх основной верхней одежды, когда отправлялись в дорогу зимой или поздней осенью. В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как молёная одежда, т.е. одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом. В Сибири их изготавливали из чёрной или коричневой хлопчатобумажной ткани с подрезной спинкой и отрезными, расширяющимися книзу полами, с воротником-стойкой или отложным, с длинными узкими рукавами.
История кафтана
Почему кафтан назвали кафтаном? Этимология (происхождение) слова «кафтан».
Является ли слово «кафтан» устаревшим? Кафтан это историзм или архаизм?
Какими были кафтаны в Древней Руси? В какое время года их надевали?
Как нарисовать кафтан пошагово? Какие разновидности кафтан бывают? Описание конструкции старинного кафтана (не из википедии).
Кафтан (персидское слово)
Одежда с многовековой историей. Сначала появилась у персов, арабов, турок; потом — в Испании, и только в XVII веке кафтаны надели в других странах Европы. На Руси кафтаны с XV—XVI веков.
Видимо, одним из первых увидел восточный кафтан больше пятисот лет назад наш тверской купец Афанасий Никитин, ходивший за три моря. «На султане ковтан весь сажен (то есть украшен. — К. Б.) яхонты (рубинами, сапфирами. — К. Б.)», — записал он.
В Персии и Турции султан жаловал кафтаны своим высшим сановникам, когда они вступали в должность. Не забывали и послов, таким способом оказывая им милость. То есть на Востоке кафтан сделали почетной одеждой, чем-то вроде награды.
Того же обычая придерживались русские князья и цари, когда доводилось им принимать у себя то крымского хана, то калмыцких или ногайских послов.
Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, сбежав в 1664 году сначала в Литву, а потом в Швецию, сделал для шведского короля подробное описание того, как в Москве готовились к царскому приему: «А сколько их будет, послов, — будет с ними и людей, и на тех послов и на людей их, в чем им быти на приезде у царя и на отпуске, готовят платье: на послов — шубы отласные золотные, на куницах и на белках, да однорядки суконные красные с круживы, кафтаны качатые, шапки лисьи высокие, сапоги».
Кафтаны носили все — мужчины и женщины, цари и крепостные крестьяне. Только у одних они были сермяжные (из грубого некрашеного сукна домашней выработки) или из крашенины (крашеного холста), а у других — атласные, бархатные, камчатные (из цветного шелка), из объяри (шелковой волнистой ткани), из тафты, зуфные (шерстяные), мухояровые (из бухарской хлопчатобумажной ткани с шерстяной или шелковой нитью; у арабов — ткань из козьей шерсти), из заморского сукна.
До реформ Петра I люди состоятельные надевали по нескольку кафтанов сразу: поверх рубахи натягивали исподний, то есть нижний, узкий кафтан до колен — зипун; сверх него полагалось надеть более длинную ферязь. Такой была домашняя одежда. Со двора выходили, облачившись в еще один — верхний — кафтан, уже достающий до пят.
По торжественным дням и для приемов во дворце важным приказным людям и почетным боярам из царских кладовых на время ссужали парадные кафтаны из очень дорогих тканей — парчи, атласа, заморского сукна, с козырем — высоким стоячим воротником, прикрывавшим затылок.
У кафтанов знати были узкие длинные рукава до земли, и рук в них не было видно. Тем самым бояре давали понять, что физический труд не для них. Обычно правый рукав собирали в складки; но все равно пошевелить рукой в нем было трудно. Широкие кафтаны без воротника с застежками у самой шеи и на левом боку — на турецкий манер — назывались турскими. Становые кафтаны — по стану — были приталенными, имели воротник; на груди и разрезах по бокам и подолу украшались пуговицами; от других кафтанов они отличались широкими и короткими рукавами.
Зимой носили теплые шубные кафтаны на вате и на меху. Старинного покроя кафтаны с неотрезной спинкой называли досельными.
На Западе кафтаны имели иной вид. Более короткие, скорее полукафтаны, почти всегда в талию, их надевали поверх камзолов. Французы нарекли их жюстокорами (в переводе «вплоть по телу»).
В самом начале XVIII века Петр I предписал всем русским, кроме крестьян и духовенства, носить «басурманское» платье (на немецкий манер).
Такая одежда сильно смущала народ. Но против царской воли не пойдешь, и со временем к ней привыкли, как и к другим иноземным одеждам и порядкам.
А лет сто пятьдесят спустя укоротилась и крестьянская одежда. Будничные кафтаны «строили» из домотканого серого (иногда желтого) сукна, сермяги или понитка (ткани с основой из льна и шерстяным утком). На праздники же щеголяли в синих, черных или даже белых кафтанах из своего или покупного (оно было дороже) сукна.
Зимние кафтаны из овчины сверху крыли сукном.
Деревенский богатей носил кафтан на мерлушке с двумя рядами костяных пуговиц. Знай, мол, наших!
Однако зимой в одном кафтане выходить на улицу никто не решался, под него обязательно надевали овчинный полушубок: «Жар костей не ломит».