Камвольная пряжа что это такое
Как появились камвольные ткани и какими свойствами они славятся?
Свойства и особенности ткани
Физико-механические
Гигиенические
Шерстяные, полушерстяные ткани, в зависимости от выработки пряжи, бывают камвольные и суконные. Различаются они по внешнему виду, строению, свойствам. В статье описаны методы выработки, состав, свойства, применение камвольных тканей. Рассказана история появления, даны советы по уходу.
Что это за тип ткани
Камвольные ткани — самые лёгкие, тонкие шерстяные и полушерстяные материалы. Второе название материалов — гребенные. Произошло от немецкого слова, обозначающего «гребенная шерсть».
Из гребенной пряжи ткут плотные, упругие камвольные полотна. Лицевые поверхности полотен ровные, без ворсинок. На них хорошо видны рисунки ткацких переплетений.
История происхождения
Археологи нашли остатки шерстяных материалов при раскопках древних поселений. Сырьё для полотен из шерсти появилось после одомашнивания овец, коз. Волокна собирали при вычёсывании животных гребнями.
В Древнем Риме граждане носили тоги из материи, сделанной из овечьей шерсти. В Средние века ткали полотна из шерстяной пряжи, волокна для которой тщательно чесали. С 12 века в английской деревне Ворстед делали прочную, плотную, мягкую гребенную пряжу с глянцевым блеском. Из неё ткали камвольные материалы ворстед для мужских костюмов.
До начала 18 века шерстяные ткани делали на дому или в кустарных мастерских. Фабричное производство началось после появления машин, развития химии. Крупные фабрики, выпускающие шерстяные материалы, появились в 19 веке.
В Советском Союзе первый камвольный комбинат построили перед началом Второй Мировой войны. Сейчас российский лидер по выпуску гребенных материалов — Брянский камвольный комбинат.
Состав ткани и его свойства
Гребенную пряжу делают:
К шерсти добавляют химические волокна:
Примеры составов в процентах:
Свойства камвольных материалов:
Натуральная шерсть — традиционный материал для костюмов. Чтобы улучшить внешний вид и свойства смешанных тканей, их термостабилизируют, обрабатывают грязеотталкивающими, смягчающими, антистатическими веществами.
Виды ткани
Гребенные материалы для весенней и зимней одежды различаются по плотности. Ткани по плотности в г/м2, назначению:
По способам ткацких переплетений:
По соотношению плотностей нитей:
По окрашиванию, способу нанесения рисунков:
Камвольные ткани: их разновидности, плюсы и минусы
Камвольные материалы широко используются в швейной промышленности, благодаря высоким показателям прочности. Из них шьют разные виды одежды: от платьев до пальто. Назначение зависит от толщины материала и плотности прядения. О том, что такое камвольные ткани и какими свойствами обладают, пойдет речь в этой статье.
Как создаются камвольные ткани
Камвольные ткани имеют шерстяной или полушерстяной состав. Пряжа может быть однониточной, крученой или фасонной. Создаются гребенным методом прядения с помощью пряжи. Данный способ подразумевает использование однородного шерстяного волокна, который прочесывают много раз по всей длине.
Чистошерстяные и полушерстяные камвольные ткани делятся на несколько видов:
Платьевые
Для создания плательных тканей применяют крученую пряжу линейной плотности 20-35 текс. В процессе прядения полушерстяных полотен нередко применяют подкрутку химическими нитями. Самыми часто встречающимися чистошерстяными тканями в этой подгруппе считаются креповые. Их создают из пряжи высокой крутки с мелкоузорчатыми переплетениями.
Ассортимент платьевых тканей постоянно обновляется и пополняется. За счет добавления химических волокон в состав, улучшились многие свойства и снизилась себестоимость. Нитрон – самое популярное синтетическое полотно. Добавление нитрона положительно сказывается на мягкости, улучшает структуру и позволяет окрашивать полотна в разнообразные цвета.
Костюмные
Считаются самыми популярными среди камвольных тканей и составляют около 70 процентов от всех видов. На костюмных шерстяных или полушерстяных тканях есть основа либо уток из крученой пряжи. Плотность утка колеблется в пределах от 15 до 32 текс. В состав полушерстяных полотен добавляют пряжу, подкрученную вискозными нитями плотностью 16 текс. Пряжа с подкруткой не должна составлять более 35 процентов от общей массы. За счет добавления в состав крученой пряжи повышается прочность, изделие меньше мнется и становится формоустйчивым.
Камвольные костюмные ткани имеют поверхностную плотность от 220 до 350 г/м². Самый часто встречающийся показатель плотности – 270 г/м². Костюмные ткани значительно тяжелее платьевых. Иногда в состав добавляют специальные металлизированные нити для украшения. Качественная ткань должна быть сделана из ровной, прочной и гладкой пряжи без дефектов. Краска должна лежать равномерно, быть яркой, а также усадка более 3% нежелательна. Для создания этих полотен используют саржевое, полотняное, мелкоузорчатое, комбинированное, реже диагональное переплетение. Самыми качественными костюмными тканями считаются – чистошерстяные, выработанные из тонкой или полутонкой шерсти мериноса.
Для пошива мужских изделий чаще используется костюмная чистошерстяная или полушерстяная ткань массой не более 300г на 1м². Такие изделия надолго сохранят внешний вид, не будут сминаться и прослужат долгие годы. К тканям этой категории относятся гладко- крашенные крепы и трико.
Пальтовые
Габардины вырабатываются диагоналевым или саржевым переплетением из крученой пряжи. Поверхностная плотность габардина составляет 300-380 г/м². Габардин хорошо поддается драпировке, отличается высокими показателями износостойкости, но из-за высокой плотности по нити основы, их легко прорубить иглой при пошиве. Также, для того, чтобы отпарить изделие из габардина, придется приложить немало усилий.
Для создания женских пальто выпускают легкие ткани с разного рода переплетениями, коротким ворсом и рельефными рисунками. Нередко можно встретить двухслойные пальтовые материалы с гребенной пряжей в составе.
Летние плащи и накидки шьются из тканей с полотняным переплетением и химическими волокнами в составе. На выходе, изделие имеет гладкую поверхность, пропитанную водоотталкивающим составом.
Невероятная изысканность батиста: аристократичность в каждой нити
Для пошива юбок, костюмов, курток используют габардины саржевого переплетения, однотонные меланжевые коверкоты (однослойная ткань с разной плотностью, которую вырабатывают из двухцветной крученой пряжи.
Для пальтовых тканей из 100 % шерсти характерна мягкая структура с рельефными узорами. Пальтовые полушерстяные ткани считаются самыми востребованными, поэтому ассортимент постоянно обновляется. Для их создания применяют пряжу с содержанием шерсти 30-70 %. Большинство пальтовых тканей имеют рельефную поверхность, которая образуется за счет использования фасонной пряжи. Поверхностная плотность пестротканых материалов 400-600 г/м².
Плюсы и минусы камвольных тканей
К плюсам камвольных тканей можно отнести:
- Несминаемость; Отсутствие усадки; Хорошая формоустойчивость (держит заутюженные складки и вытачки); Стойкость к истиранию; Не требуют частой влажно-тепловой обработки; Быстрая и простая чистка изделий; Если в составе преобладают волокна лавсана, то это положительно сказывается на прочности и долговечности ткани; Большой ассортимент полушерстяных тканей, можно выбрать на любой вкус; Хорошая воздухопроницаемость;
Из минусов можно выделить:
- Повышенную сыпучесть нитей; Достаточно высокую усадку полушерстяных тканей; Если синтетических волокон в составе более 50 % – изделия будут блестеть;
- Перед стиркой стоит вывернуть изделие на изнаночную сторону, чтобы предотвратить деформацию материала; Температура воды не должна превышать показатель в 30°, дабы снизить усадку; Для стирки нужно применять щадящие моющие средства для шерстяных тканей; Вывести пятно поможет мягкая щетка; Для сушки одежду нужно раскладывать; Избегайте воздействия солнца и близости батарей во время сушки;
Самыми распространенными тканями для пошива мужских костюмов, женских пальто, юбок и платьев считаются камвольные. Они отличаются сравнительно бюджетной стоимостью и хорошими эксплуатационными качествами.
Пряжа. Всё, о чём вы не подозревали. Простая пряжа.
Казалось бы, что такое пряжа, знают все. Но к сожалению, в ныне широких ру кодельных кругах часто случается то путаница в названиях пряжи, то неверное понимание состава и структуры нити, то стереотипы, а то и просто рукодель ницы теряются в обилии новых видов пряжи. Попробуем внести ясность.
На самом деле, изучение видов пряжи, её свойств и правильных названий яв ляется неотъемлемой частью постоянного профессионального роста вязаль щицы. Зная все нюансы и особенности изготовления пряжи, её внешнего вида и свойств, проще понимать:
* Здесь вы найдёте также объяснения, отчего свойства разной пряжи с одина ковым составом порой совершенно различны, откуда берутся катышки, отчего полотно может «косить» и многое другое!
В этом номере мы открываем серию статей о пряже и предлагаем первый материал этой серии, тема его – простая пряжа. В дальнейшем мы поговорим о фасонной пряже (пряже с фактурными эффектами) и о пряже с различными цветовыми эффектами.
Автор: Екатерина Горж
Небанальные подробности и инструкция к применению
Сначала как вязальщица, а затем уже как мастер прядения, углублённо изучаю щий свойства пряжи и её особенности, со временем я стала понимать, что в про цессе изготовления пряжи ни одна мелочь не может оставаться на волю случая.
Я приготовила для вас подробнейший разбор существующих сегодня видов пряжи и надеюсь, что он поможет вам в творчестве.
На что обычно обращает внимание рукодельница при выборе пряжи?
Первым делом – на внешний вид, цвет, состав, мягкость, в случае конкретного проекта – на метраж и вес… И увы, все мы не раз сталкивались с ситуацией, когда готовое изделие ни эстетически, ни по качеству не отвечает ожиданиям. Конечно, на ум приходит, что нужен опыт и километры провязанных рядов, но…
Прочная база знаний о пряже и её свойствах точно никому не помешает. Для краткости огра ничимся сегодня только шерстяными и натуральными составами.
Что такое пряжа?
Пряжей называют текстильную нить, состоящую из волокон ограниченной дли ны, соединённых между собой скручиванием. Условно пряжу по способу создания можно разделить на два вида: обычную (состоит из одной или нескольких ровных нитей одинакового диаметра по всей длине, скрученных между собой) и фасон ную (обладает различными эффектами).
Можно ли выделить, что в пряже самое главное?
Нет, потому что важно всё: и состав, и качество волокон, и их свойства и длина, и метод подготовки волокон, и само прядение, и крутка, и цвет, и его сочетания.
Поговорим подробнее о каждом из этих пунктов.
ИТАК, ЧТО ВЛИЯЕТ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ НА КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА ПРЯЖИ?
Возьмём, к примеру, часто встречаемый на этикетках состав «100 % шерсть». На первый взгляд, тут всё просто. Но возникает вопрос: какая именно шерсть? Овечья, верблюжья, альпака, ангорской козы (мохер), ангорского кролика (ангора), яка, собаки, опоссума…
К счастью, сегодня это указывается, ведь благодаря уточнению чаще всего растёт и цена. Но даже если ограничиться простой овечьей шерстью – какая конкретно овечья шерсть?
Порода овцы и личные качества каждой особи
Во-первых, промышленная выработка пряжи происходит путём смешивания огромной массы шерстяных волокон (на фабриках перерабатывают от 3 до 10 тонн сырья в день). Поэтому ошибочное или преднамеренное (например, с целью сни жения себестоимости) внедрение в производство даже малого количества некаче ственного сырья может драматически повлиять на итоговые свойства всей партии пряжи или некоторой её части.
Во-вторых, овцы обладают множеством видов шерсти, что проявляется даже в рамках одной породы, а в некоторых случаях – у одной и той же особи из года в год.
Несомненно, все звенья шерстяной отрасли стремятся к максимальной гомогени зации итогового продукта, но, как знают опытные вязальщицы, результат не всегда бывает на высоте…
Рассмотрим самые распространённые сегодня породы и их свойства.
Ещё несколько лет назад никто из простых потребителей даже не слышал о мери носе, но в последние годы особые свойства шерсти этой породы овец в сочетании с требованиями времени привели к тому, что производители стали использовать название породы как маркетинговый ход.
Несомненно, шерсть овец мериносовых пород может быть очень тонкой, что напрямую связано с мягкостью. А мягкость, как известно, – один из важнейших критериев при выборе пряжи.
Единственное, о чём молчат производители, но необходимо учитывать любой вязальщице, – это что в зависимости от вида мериноса (в одном только СССР было выведено около 40 пород, а разработки продолжаются и по сей день), его волокно обладает большей или меньшей длиной, тониной, эластичностью, что в свою очередь в значительной степени влияет на окончательные свойства пряжи.
Бесспорно, все виды мерино са достаточно эластичны, но обладают разной степенью белизны, разной тониной (разброс может быть от 14 до 26 микрон) – а значит, и разной мягкостью, длиной и упругостью, блеском и гладкостью. Это – один из факторов, объясняющих порой существенные различия в качестве пряжи даже одной партии.
Микрон (микрометр (мкм, мк, µ)) – мера измерения диаметра волокон,
равная 10−6 метра. Считается, что чем тоньше волокно, тем оно мягче. К примеру, кашемиром является козий пух от 13 до 19 мкм, меринос бывает от 14 мкм до 21 или 26 мкм по различным классификациям.
Как известно, плохой шерсти не бывает, бывает её неправильное применение.
Меринос – отличная шерсть для нижнего белья и нательной одежды, но из-за своих особенностей совершенно не годится для верхней, в носках из-за слишком тонкого волокна быстро изнашивается, а в некоторых случаях может терять форму и вытя гиваться.
Вот тут нам и приходят на помощь другие породы.
ПОЛУГРУБЫЕ ПОРОДЫ ОВЕЦ
К примеру – все длинношерстные: исчезнувшая Русская длинношерстная, Голубо мордая, Венслидейл, Лонгвул, Линкольн и многие другие. Происходят от традици онных английских пород, специально выведенных для создания высококачествен ной классической камвольной пряжи (см. ниже), обладают шерстью тониной от 26 мкм и выше.
Такие волокна имеют следующие свойства: сильный блеск, значи тельная длина (иногда до 25-30 см), высокая драпируемость, малая эластичность, высокая износоустойчивость и прочность. Благодаря гладкой структуре и особому строению поверхности, также могут ощущаться как очень мягкие.
Более того, существует масса пород овец с совершенно уникальными свойствами, которым можно дать проявиться, только перерабатывая их отдельно. В большин стве случаев такие «детали» либо не учитываются производителями, либо просто не указаны на этикетке, а пряжа приводится к среднестатистическим показателям «100% шерсть».
Штапели овечьих волокон. Слева направо: Лестер, Меринос, Венслидейл, Лонгвул, Мэшам, Тисвотер
Несомненно, производство шерсти из специфических пород требует более тщательного подхода, а соответственно, и больших затрат на производство, что означает либо снижение прибыли производителя, либо повышение цен на пряжу. Но такие затраты часто оправданны, ведь они позволяют поддерживать местное шерстяное животноводство, сохранять разнообразие видов и в значи тельной степени улучшать качества пряжи и готовых изделий.
Сегодня у некоторых производителей уже можно иногда встретить указание на породу овцы, и это не может не радовать! Остаётся надеяться, что шерсть остальных зарегистрированных 500 пород овец всего мира тоже найдёт в бли жайшее время применение в пряже.
Некоторые производители и продавцы идут ещё дальше: конечный потреби тель может точно знать, как и где проходят все этапы шерстеперерабатывающей промышленности.
Возраст животного
Большое значение для качества шерсти, помимо породы, играет возраст – общеизвестно, что первая стрижка большинства животных даёт самое тонкое, а значит, и самое мягкое во локно. В некоторых случаях его получение возможно ещё во время второй и третьей стриж ки. Так на наших прилавках появляется более дорогостоящая пряжа кид мохер, беби альпака, шерсть ягнят, беби кэмел и другие.
Итак, мы прикоснулись к самому важному элементу, определяющему качество пряжи: со ставу. Подытожим, на что же влияет данный параметр в пряже и изделии:
Но состав – это далеко не всё, что влияет на окончательный вид и свойства изделия. Рассмотрим и остальные параметры.
2. СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ И ПРЯДЕНИЯ ВОЛОКОН
Как бы удивительно это ни звучало для человека непосвящённого, но именно выбор метода переработки волокна и его прядения может в зна чительной степени повлиять на результат, дав проявиться наилучшим качествам волокон или идя вразрез с их природными характеристиками.
Совокупность операций по выработке пряжи из волокна называют системой прядения.
В систему прядения входят операции по мытью, трепанию, перечёсы ванию, параллелизации, вытягиванию и скручиванию волокон в нити. Упрощённо существующие сегодня в промышленности системы прядения можно распределить в две группы: гребённую и кардную (аппаратную).
! Главное для рукодельниц – понимать, что при абсолютно одинаковом каче стве исходного сырья две системы прядения выдают два совершенно различных продукта, свойства которых тоже разнятся. Именно выбор системы прядения для тех или иных волокон объясняет, отчего пряжи одного и того же состава мо гут по-разному вести себя в изделиях.
В кардной системе прядения непосредственно перед прядением большая часть волокон распрямлена и параллелизирована, но некоторая их часть находится в хао тичном состоянии, могут присутствовать волокна разной длины. Такую пряжу также называют аппаратной или суконной.
К примеру, в случае большой разницы в длине между волокнами, самые корот кие волокна в пряже впоследствии могут образовывать известные нам катышки.
Зато если разброс в длине волокон незначителен, такая пряжа обладает уникаль ными теплоизоляционными свойствами, лёгкостью, воздушностью, эластичностью, упругостью, объёмностью и иногда пушистостью.
При гребённой системе прядения сохраняются все волокна только одной длины, при этом они строго параллелизированы и вытянуты, благодаря чему пряжа имеет свойства драпируемости, износоустойчивости, гладкости и блеска. Такая пряжа бо лее плотная и тяжёлая, в ней меньше воздуха, и по этой причине она менее тёплая, но зато со временем она лучше сохраняет внешний вид. Традиционно именно из такой пряжи делают высококачественные ткани, в основном плательные и костюм ные. Её также называют камвольной.
На что влияет выбор системы прядения?
В качестве иллюстрации вы можете наблюдать нити из одного и того же исходно го сырья, в данном случае это меринос. Одна нить произведена при помощи кард ной системы прядения, а другая — гребённой.
МЕРИНОС КАРДЕРНЫЙ (сверху) И МЕРИНОС ГРЕБЕННОЙ (снизу)
На фото видна колоссальная разница между двумя методами выработки пряжи, несмотря на то, что изначальное сырьё строго одно и то же.
Камвольная пряжа более гладкая, на её поверхности практически не видно вор синок, она больше отражает свет, в ней меньше воздуха. Аппаратная пряжа более рыхлая, воздушная, пушистая, на поверхности есть некоторое количество ворсинок, она занимает больший объём в изделии, как бы «заполняя» петлю.
Можно ли наверняка знать, какая пряжа находится перед вами?
Еще не так давно, в XX веке, большинство производимых пряж создавалось по гре бённой системе прядения, так как к пряже предъявлялись требования прежде все го износоустойчивости и крепости (именно по этой причине многие изделия раньше могли быть перевязаны много раз, и пряжа от этого не ухудшалась, а сама одежда долго сохраняла приличный вид), зато такие качества, как мягкость и комфорт, стояли на втором месте.
Во-вторых, как для потребителей, так и для производителей, сегодня имеет значе ние невысокая себестоимость как сырья, так и процесса производства.
Большинство рукодельниц предпочитает иметь больше разной недорогой пряжи и чаще вязать разные изделия, нежели создавать более дорогие и долговечные изделия, переда ваемые из поколения в поколение.
Если учесть, что при гребённой системе прядения отходы могут составлять до 50% веса чистого сырья (из 1 тонны чистой шерсти полу чают около 500 кг пряжи), а при кардной эта цифра не превышает 20%, то выбор в пользу кардной системы сегодня очевиден. Кроме того, по причине высокой стоимо сти реже производимая сегодня пряжа камвольного прядения чаще всего попадает на ткацкое производство, а вот отходы от неё используются в аппаратном/кардном прядении, что позволяет держать стоимость пряжи на низком уровне.
Если два предыдущих параметра неопытной вязальщице может быть сложно определить на глаз, так как большинство производителей не уточняет ни породу овцы, ни по какой системе прядения создана пряжа, то следующий параметр вполне можно оценить невооружённым глазом.
3. КРУТКА ПРЯЖИ
Одним из важнейших параметров, оказывающих влияние как на поведение пряжи в вязаном полотне, так и на внешний вид изделия, является крутка.
На фото «однониточной пряжи» и это НЕ ровница. Ровница – это промежуточный между лентой и пряжей продукт.
Однониточная пряжа (ярко-розовая) и ровница. Сравнение
Как определить, ровница это или пряжа? Если волокна не скручены так, что держатся вместе, то это уже не пряжа, а продукт, предшествующий ей – ровница. Для того чтобы отличить ровницу от пряжи, необходимо потянуть за неё на расстоянии, превышающем длину волокна, и если при лёгком движении она рвётся, значит, перед нами ровница, а если нет, то это однониточная пряжа.
Однокруточная пряжа может быть в два, три, четыре и более сложений, то есть это две и более одинарных нитей, скрученных между собой за одну операцию.
Однокруточная пряжа в два сложения
Однокруточная нить в 4 сложения.
Большинство пряж сегодня однокруточные, и это самые простые виды пряжи, как с точки зрения производства, так и с точки зрения их использования.
Двукруточная пряжа производится путём скручивания двух однокруточных пряж.
Многокруточная пряжа производится путём двух и более операций скручива ния однокруточных нитей.
Самый распространённый пример такой пряжи – кабле.
Кабле в 12 сложений
На что влияет вид крутки пряжи?
На крепость и прочность.
По определению, чем больше в пряже сложений, тем крепче данная пряжа на разрыв и тем лучше сопротивляется истиранию.
На вид петель в вязаном полотне.
При одном и том же составе, но при наличии одного или нескольких сложений или круток, пряжа либо лучше показывает себя в узорах с лицевыми и изнаноч ными петлями, либо проявляет себя в ажурах, либо придаёт отличную текстуру аранам или узорам из скрещенных петель.
Принято считать, что для ажуров лучше всего подойдёт однокруточная пряжа слабой крутки в два сложения, а однокруточ ные пряжи в три сложения средней крутки или многокруточные пряжи лучше себя показывают в рельефных узорах.
2.По величине крутки пряжу различают слабой, средней, повышенной и сильной крутки. Это измеряется числом витков пряжи на единицу измерения (в ручном пря дении чаще всего в 1 см, в промышленности в 1 м, и обозначается кр/м).
Средняя крутка слева и слабая крутка справа
На что влияет данный параметр?
На крепость пряжи к трению и на разрыв, а значит, на износоустойчивость изделия.
Чем больше крутки в пряже, тем она крепче. Но есть понятие «критической крут ки» – крутки, при которой пряжа достигает пика крепости, после чего наоборот – теряет это свойство и быстро рвётся.
На мягкость и жёсткость пряжи.
Чем меньше крутки в пряже, тем она мягче. Чем больше крутки в пряже, тем жёстче она становится.
Количество крутки в пряже напрямую связано с её эластичностью. Достаточное количество крутки может придать эластичности изначально не эластичным волокнам, таким как мохер, шёлк или альпака.
Качественная пряжа является балансированием между наилучшим проявлением свойств данных волокон для данного изделия и необходимым для крепости данной пряжи количеством крутки.
На что это влияет?
При вязании разные вязальщицы использут разные методы фиксации рабочей нити в руке. Кто-то пользуется бабушкиным методом, когда рабочая нить находится в натянутом положении на указательном пальце левой руки, а кому-то удобно каждый раз отпускать рабочую нить, накидывая её на рабочую спицу правой рукой.
Так, в одном случае рабочая нить может немного раскручиваться, слегка расщепляясь, а в другом – может слегка закручиваться, образуя сукрутины между клубком и изделием. Таким образом, для некоторых вязальщиц нити правой крутки могут быть удобнее, чем левой крутки.
Равновесие в нитях – один из самых животрепещущих вопросов среди вязальщиц. Некоторые фирмы выпускают тонкие однониточные пряжи (часто они выпускаются в пасмах), которые впоследствии в изделии «косят». Такие виды пряжи называются неравновесными.
Неравновесность связана с изначально избыточной круткой в пряже. Как вы уже знаете, именно крутка скрепляет волокна вместе, поэтому выработка однониточной пряжи имеет совершенно иную технологию, нежели выработка пряжи, которая станет подвергаться последующему скручиванию (ссучиванию).
Когда производитель делает традиционную кручёную пряжу, а потом вдруг решает не скручивать две однониточные пряжи вместе, а вместо этого продать их отдельно (то есть в два раза больше нитей), потребитель сталкивается с проблемой «косящей» пряжи.
Таким образом, в большинстве случаев косящая пряжа – это дефект производства, кроме ситуаций, где косящая пряжа производится преднамеренно для создания интересных дизайнерских эффектов, но тогда это уже тема другой статьи.
Сукрутина на однониточной пряже
Что делать, если пряжа «косит»?
домашних условиях, поскольку мы не знаем, прошла ли ваша конкретная пряжа В ВТО, её можно провести на всякий случай: постирайте пряжу в горячей мыльной воде (я использую для всей пряжи недорогое средство для мытья посуды), а делать это удобно, предварительно смотав пряжу в пасму и свободно завязав в нескольких местах. Во время стирки пряжу из легкосвойлачиваемых волокон лучше не тереть и не крутить, производя с ней минимум манипуляций. Одного только погружения и нахождения в горячей воде в течение 10-15 минут достаточно для фиксации крутки.
Либо вязать из этой пряжи изделие, которое при каждой стирке будет подвергаться блокировке (ажурные шали, например), либо вязать изделия рисунком, включаю щим в себя равное количество лицевых и изнаночных петель.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что чаще всего неуравновешенность встречается в однониточной пряже, в редких случаях она может также присутство вать и в кручёной пряже.
На что влияет равновесность пряжи?
На внешний вид изделия.
Равновесная пряжа ровно ложится в вязаном или тканом полотне любого типа узоров, а неравновесная создаёт «косящее» полотно.
Итак, мы шаг за шагом рассмотрели все параметры, влияющие на создание про стой пряжи:
Каждый из этих параметров в отдельности, а также их сочетание оказывают ком плексное воздействие на то, какими свойствами будет обладать сначала пряжа, а затем и готовое изделие.
Теперь вы можете констатировать, что создание пряжи – это сложный процесс, требующий высокого профессионализма и учитывающий множество параметров.
Во время планирования создатели пряжи должны отвечать на множество вопро сов. Как сделать, чтобы блестящие волокна сохранили блеск, а объёмные – упру гость и пушистость? Как спланировать пряжу, чтобы гладкое и шелковистое волокно таковым и осталось в изделии? Сколько крутки необходимо, чтобы данная пряжа обладала оптимальной мягкостью и при этом была прочной?
Таким образом, в ка чественной пряже учтены исходные свойства волокон, что позволяет им наилуч шим образом проявиться в изделии. На фабриках работают профессионалы, но ничто человеческое им не чуждо, именно поэтому всегда необходимо самостоя тельно разбираться в пряже, а не надеяться на параметры, указанные на этикетке.
Изучайте пряжу и её свойства, и она ответит вам взаимностью!
Влюблённая в шерсть,
Статья вышла в журнале Knitted Dreams Magazine №5, зима 2017