Конспект урока что такое словосочетание 3 класс школа россии фгос
Конспект урока русского языка для 3 класса УМК «Школа России» по теме: «Слово и словосочетания».
Предмет: русский язык
Учитель: Гурова Анна Витальевна
Руководитель практики: Жданова Татьяна Викторовна
Студентка: Кудюкова Полина Сергеевна
Тема: «Слово и словосочетание».
Цель урока: сформировать умение различать слова и словосочетание.
Образовательные: углубить знания детей о словосочетании.
Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
Развивающие : р азвивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.
различать слова и словосочетания.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ : умение устанавливать место и тип орфограммы в слове, фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ : учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.
КОММУНИКАТИВНЫЕ : формировать и совершенствовать умение слушать другого,
выражать свою точку зрения.
ЛИЧНОСТНЫЕ : умение слушать учителя и товарищей; ставить учебные задачи, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может справиться самостоятельно.
Средства обучения: учебник «Русский язык 3 класс» 1 часть Канакина, Горецкий; презентация.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, садитесь.
– Начать урок мне хотелось бы с притчи, которая повествует о человеке по имени Дрона. Он был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
— Я вижу дерево и мишень на нем.
Остальные отвечали то же самое.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
— Я не могу видеть ничего, кроме мишени, — последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:
— Только такой человек может стать попадающим в цель.
— Чему учит нас эта притча?
-Действительно, в каждом деле должна быть цель. А с какой целью вы ходите в школу?
-Правильно, поэтому, сегодня мы с вами будем получать новые знания.
— Чтобы чего-то добиться, должна быть цель. Без цели не может быть результата.
-Чтобы получать знания.
2. Актуализация знаний.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Посмотрите на доску. Какие звуки обозначает буква «ф».
-Как вы понимаете это словосочетание?
— Объясните правописание подчеркнутых букв.
-Запишите это словосочетание, подчеркните выделенные орфограммы.
— Запишите предложение : «Дремл е т Ж у чк а в к о нуре, бурундук уснул в н о ре».
— Дайте характеристику предложению.
— Назовите грамматические основы.
— Что такое синонимы? Приведите пример.
-Дайте определение понятию «антонимы» и приведите пример.
— Продолжите : «Омонимы – это слова, которые…»
— Посмотрите на доску. Разделите слова на две группы.
— Озаглавьте эти группы.
-Какова же тема нашего урока?
-Буква «Ф» обозначает звук [ф] и [ф’]
Читают словосочетание на доске.
— Ф а мильная – безударная непроверяемая гласная в корне слова (словарное слово).
— Ф о тография – безударная проверяемая гласная в корне слова, проверочное слова «фОто».
Записывают с ловосочетание, подчеркивают орфограммы.
Один ребенок у доски с комментированием записывает предложение.
— Повеств., невоскл., имеет две грамматические основы.
— Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.
— Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
— Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные значения.
Классифицируют слова по группам
Озаглавливают составленные группы
Предполагают тему урока
Формулируют задачи урока
-Закреплять ранее полученные знания о словосочетаниях.
-Упражняться в правильном написании слов.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Откройте учебник на 47 странице упражнение 79.
— Прочитайте задания под иллюстрациями.
— Прочитайте название предметов. Что вы выбрали для названия? Обоснуйте свой выбор.
— Запишите название каждого предмета.
-Что вы уже знаете о словосочетании?
-Прочитайте ниже, на что нужно обратить внимание.
-Что же такое «словосочетание»?
-Что может называть словосочетание?
— Приведите примеры словосочетаний, которые называют предмет (действие, признак).
Работа по учебнику.
Читают слова и словосочетания
Выбирают подходящее название предметов.
Аргументируют свой выбор.
— Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. связь слов устанавливается с помощью вопроса. Вопрос ставится от главного к зависимому. Связь подлежащего и сказуемого не является словосочетанием.
— Предмет, действие и признак.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
— Запишите слова и словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы, определите часть речи.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
определяют часть речи и вставляют пропущенные орфограммы.
— ж и вотные (проверочное слово «жИвность» и «жИть»)(сущ.) – д о машняя ( проверочное слово «дОм») (прил.) животное (сущ.);
-ветка (сущ.) – ветка (сущ.) б е рёзы (словарное слово) (сущ.);
-говорит ( проверочное слово «договОр») (гл.) – тихо (нар.) говорит (гл.);
-меб е ль (словарное слово) (сущ.) – мебель (сущ.) для (пред.) кухни (сущ.).
Выполняют физические упражнения
5. Самостоятельная работа
-Составьте словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.
-Запишите самостоятельно словосочетания.
-Объясните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда «одеть».
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
Кого одеть и что надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето,
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
-Надеть можно что-то. Например, пальто. Приведите свои примеры.
-Одеть можно кого-то. Например, мальчика. Кого еще можно одеть?
— Составьте предложения с этими словами и запишите их.
-Прочитайте предложения, которые вы записали.
— Прочитайте предложения. Во всех ли предложениях слова «одеть» и «надеть» употреблены правильно? Докажите.
С помощью вопроса подбирают к главному слову зависимое.
Самостоятельно записывают словосочетания
Составляют предложения. Записывают их
Читают составленные предложения
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Отгадайте загадку.
«Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд». (Ракета)
Работа с электронным приложением.
-Откройте словари, запишите слово «ракета», обозначьте орфограмму.
-Составьте предложение со словом «ракета». Запишите его в тетрадях.
— Составьте два словосочетания:
1 ряд – словосочетания, которые описывают предмет,
2 ряд – словосочетания, которые описывают действие,
3 ряд – словосочетания, которые описывают признак.
-Прочитайте получившиеся словосочетания.
Работа со словарем
Составляют предложения со словом «ракета»
Составляют словосочетания по рядам
Читают получившиеся словосочетания
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какова была тема сегодняшнего урока?
— Что такое словосочетание?
-С каким словарным словом вы сегодня познакомились?
-Кто пропишет это слово на доске красиво?
-Откройте дневники и запишите домашнее задание: с.48 упр.82
Записывают домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-762053
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему «Словосочетание».3 класс. Школа России.
Урок русского языка в 3 классе
Цели: учить выделять словосочетания в предложении;
развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах;
развивать память, внимание, мышление учащихся;
развивать устную и письменную речь;
воспитывать положительную мотивацию к учению.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
– Проверим готовность к уроку( учебник, тетрадь, дневник, словарик, ручка, простой карандаш, линейка, цветн. карандаши).
Проверка дом. задания
-Начнем урок с проверки дом. задания. Напомните, что надо было подготовить( выучить правило)
— Надеюсь, все выучили его и теперь знают, что такое словосочетание. Кто расскажет правило?
— Приведите пример любого словосочетания, назовите главное слово и зависимое.
— Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа)
— Какое предложение называется сложным ? (Это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ)
— Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми)
— Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов)
— Как устанавливается связь слов в предложении? (При помощи вопросов)
— От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому)
— Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком)
— Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стрелочкой)
— Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет)
— Почему? (Они образуют нераспространенное предложение)
4. Минутка чистописания
— Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске слова: пенал, апрель, капуста, топор, серп ).
— Какая это буква? ( буква пэ ).
— Определите порядок написания букв? ( строчная буква пэ и буквы в алфавитном порядке )
-Определите словарное слово, пользуясь шифром и кодом:
1-4, 2-5, 2-4, 1-7, 2-8, 1-9, 1-6
-Какое слово получилось? (пшеница)
— Что вы знаете об этом растении?
Сведения о пшенице:
Пшеницу выращивали с целью получения питательных зерен еще в III тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы – использование ее в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идет на изготовление манной и пшеничной крупы, из твердых сортов пшеницы готовят макаронные изделия.
— Запишите слово пшеница в словарик. Обозначьте орфограмму.
— Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.
— Запишите ее по памяти. Разделите слова на слоги.
Самоопределение к деятельности.
— Найдите лишнюю запись. ( Осенний праздник )
-Почему? ( Все остальные являются простыми нераспространенными предложениями).
— Сформулируйте тему урока. ( На уроке будем говорить о словосочетаниях)
8.Работа по теме урока
1). Откроем учебник, стр.36, упр.59.
— Прочитайте предложение. Найдите в нем грамматическую основу ( Кузнечики стрекочут )
— Какое слово поясняет подлежащее? Задайте к нему вопрос от подлежащего. ( кузнечики (какие?) длинноусые) Назовите главное слово, зависимое.
— Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос ( стрекочут ( как?)весело ) Назовите главное слово, зависимое.
— Как называются эти сочетания слов? ( Словосочетания )
спишите предложение, подчеркните грам. основу. К доске пойдет…..
Молодцы, а теперь выпишем словосочетания, обозначим главное слово и поставим вопрос к зависимому. К доске….
2).Я раздам вам памятки КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ вам необходимо заклеить в тетрадочки для правил и в нужный момент, воспользоваться этой памяткой.
— Прочитайте стихи. Какое настроение создают эти строки.
-Сколько предложений в стихотворении? Какие это предложения, простые или сложные?
— Найдите слова, которые употреблены в переносном значении.
— Выполните письменные задания к упр.
9. Рефлексия, подведение итогов
— Что такое словосочетание
— Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из ….. слова и …. слова.
— От какого слова ставится вопрос?
Вопрос ставится от …. слова к …. слову.
— Как обозначается главное слово в словосочетании?
— Как обозначается связь главного слова с зависимым?
— Как найти словосочетания в предложении?
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова ……. …….. к зависимому.
Чем предложение отличается от словосочетания ?( у предложения есть грам. основа )
— Какое задание понравилось больше всего?
-Какое задание вызвало затруднение?
— Оцените свою работу на уроке, разукрасьте цветок в красный, желтый или зеленый цвет
( все получилось-зеленый, были затруднения-желтый, трудно и ничего не получалось –красный).
С.37 упр.62, выучить правило, поработать с памятками.( записать в дневник )
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-768816
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Словосочетания»
Урок русского языка в 3 классе
Цель : формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков.
ввести понятие «словосочетание»;
формировать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах.
воспитывать положительную мотивацию к учению;
развивать коммуникативные способности.
работать над развитием памяти, внимания, мышления учащихся;
работать над развитием устной и письменной речь.
I. Организационный момент. Приветствие «Мы вместе»
Похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать новое.
Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
II. Минутка чистописания.
На доске записаны слова.
III . Словарно-орфографическая работа.
– Прочитайте стихотворение Е. Трутневой, записанное у вас на карточках :
Наше лето провожай!
Огурцы как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Съешь морковку мимоходом.
– Запишите словарные слова, встретившиеся в стихах, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить. (Один за доской. Проверка)
I V. Проблема. Ознакомление с термином «словосочетание».
— Что можно сказать о ягоде? (Красная, спелая, сочная, созрела,…)
(По одному записывают слова на доске)
— Мы столкнулись с проблемой, как отличить словосочетание от предложения.
— Докажем, что «ягода красная» словосочетание.
— Может ли слово «ягода» существовать отдельно от слова «красная» и не терять смысл? (да)
— А слово «красная» без слова «ягода»? (нет)
— Какой вывод сделаем? (есть главное слово и зависимое)
— Есть ли связь между словами? (да)
— Как установим связь? (зададим вопрос)
— Обобщим наши выводы: Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь устанавливается с помощью вопросов.
— Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием? (нет)
— Проверим наши выводы по учебнику. Правило стр.49
V . Первичное закрепление. Игра «Лото»
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход. (Встать из-за парт.)
Он назад шагнул сначала. (Шаг назад.)
А потом шагнул вперед. (Шаг вперед.)
И поплыл, поплыл по речке
(Волнообразное движение руками),
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
VI. Самостоятельная работа
Списать предложение. Подчеркнуть главные члены. Выписать словосочетания, пользуясь Памяткой №2.
VII . Сигнальные карточки
Я хочу проверить, научились ли вы различать предложение и словосочетание. Если я покажу на карточке предложение – поднимайте зелёный сигнал, если словосочетание – красный. Начинаем работу.
— Что такое словосочетание?
— Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из ….. слова и …. слова.
— От какого слова ставится вопрос?
Вопрос ставится от …. слова к …. слову.
— Как обозначается главное слово в словосочетании?
— Как обозначается связь главного слова с зависимым?
— Как найти словосочетания в предложении?
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова ……. …….. к зависимому.
Домашнее задание. Упражнение 104 + из первого предложения выписать словосочетания, правило на с. 49.
созрела (где?) в поле
КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
Найти главные члены
Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения
Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.
ребята (какие?) задорные
побежали (как?) быстро
побежали (куда?) в рощу
в рощу (какую?) березовую
На полях работали новые машины.
— Что такое словосочетание?
— Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из _______________ слова и ____________________ слова.
— От какого слова ставится вопрос?
Вопрос ставится от ________________ слова к _______________________ слову.
— Как обозначается главное слово в словосочетании?
— Как обозначается связь главного слова с зависимым?
— Как найти словосочетания в предложении?
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова __________
______________________________ к зависимому.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-622336
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.