на какой объектив лучше снимать портреты
Выбор объектива для портретной фотосъемки
Давайте поговорим сегодня об объективах, при помощи которых зеркальными камерами можно снимать портреты. В той или иной степени любой объектив можно назвать универсальным, даже не зум, а объектив с постоянным, фиксированным фокусным расстоянием. Строго говоря, ни про какой объектив нельзя говорить, что именно он предназначен для портретной съемки. Можно лишь из огромного числа объективов выбрать те, которые для съемки портретов подходят лучше всего.
Сегодняшний рассказ может быть полезен тем, кто только ещё думает купить новую зеркалку, чтобы в ней стоял «портретный» объектив. Нелишне будет почитать его и тем, кому возможностей «китовой» оптики уже недостаточно.
Для начала скажем о фокусном расстоянии, которое оптимально подходит для портретной съемки. Если мы снимаем портрет крупным планом, в кадре только лицо или голова портретируемого – идеальным будет объектив с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм (если принять во внимание полноразмерную матрицу цифровых зеркалок, которую ещё называют 35-мм эквивалентом). Для съемки полуростового, погрудного портрета хорош объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для съемки людей в полный рост, для съемки групп – посоветуем 35 мм объектив, а, возможно, даже и 24 мм.
Почему мы говорим именно о таких значениях фокусного расстояния и куда пропали популярные ранее 16 и 220 мм? Всё просто. Дело тут в искажениях снимаемых объектов, что в портретной съемке недопустимо в принципе. Есть такая неприятная штука, которая называется дисторсия. Это дефект оптических систем, то есть в данном случае фотообъективов, который приводит к искажениям действительности. В широкоугольниках дисторсия проявляется увеличением центральной части кадра по отношению к его краям, а у длиннофокусников эффект обратный, то есть черты лица модели теряют объем, и оно становятся плоским.
Выбирая объектив для съемки портрета нужно руководствоваться множеством факторов. Например, расстоянием – как далеко позволяет фотографу отойти назад площадь помещения. Немаловажно и расстояние между моделью и задним планом или фоном, расположение объекта съемки по отношению к центру кадра, и многое-многое другое. Но не станем пугать неопытных акцентированием внимания на факторах не столь важных и существенных. Рассмотрим некий усредненный вариант: итак, у нас есть зеркальная фотокамера и мы снимаем портрет крупным планом. Для этого нам потребуется объектив с фокусным расстоянием от 50 до 100 мм.
Тут важно учесть одну деталь, а именно то, что в случае, если мы используем объектив для полнокадровой матрицы с фотокамерой, у которой матрица с кроп-фактором 1,5 или 1,6, то есть не покрывает полный кадр, то визуально мы получаем только часть заявленного фокусного расстояния нашего объектива. Проще говоря, по краям кадр будет обрезан по размеру матрицы. Если мы, к примеру, имеем самый недорогой из «полтинников» к Canon 600d, а именно Canon EF 50mm f1,8, то визуально мы получаем фокусное расстояние равное 80 мм. Но при этом другие характеристики оптики, в том числе и дисторсия, не изменяются. Тем не менее, из-за того, что в этом случае используется лишь центральная часть кадра, то изображение получается очень даже неплохим. Дело в том, что дисторсия возникает главным образом по краям кадра, а они у нас из-за кроп-фактора остаются срезанными. Если ваш объектив предназначен изготовителем для фотокамер с кропнутой матрицей (а это отражено в специальной маркировке) то необходимость в перерасчёте фокусного расстояния у вас отпадает. Заявленные цифры вы получите на кропе. Если же у вас есть желание узнать про это поподробнее – Интернет к вашим услугам. Забейте в поисковик фразу: «маркировка фотообъективов различных производителей».
Вернемся теперь к зумам. Универсальность этих объективов (например, Canon EF 24-70mm f/2,8) в основном в том, что они заменяют собой как минимум три объектива с фиксированным фокусным расстоянием: 20-35 мм. широкоугольник, штатный 50-60 мм, и длиннофокусник от 70 мм. и выше. Но есть ли смысл в этой универсальности – решать вам. Деньги то вы платите. Учтите, что хорошие зумы – удовольствие очень недешевое. И качество изображения, которое они создают, при любой ситуации хуже картинки, создаваемой фиксами.
Ну а если вы занимаетесь не только съемкой портретов, но увлечены так же и фоторепортажем, спортивной съемкой, другими направлениями в работе, когда важно не упустить момент, то ваш выбор наверняка не падет на фиксы, тут оправданнее иметь, конечно же, объектив с переменным фокусным расстоянием. Но если ваше увлечение созданием фотопортретов намного выше всего прочего, выбирайте, естественно, объективы с фиксированным фокусным расстоянием.
Ниже мы приведем небольшой список объективов для портретной съемки, которые подходят для зеркальных камер с кропнутыми матрицами. Стоимость этих объективов лежит в пределах 500$, то есть на новичков они и рассчитаны. Профессионалы пользуются совсем другой аппаратурой.
Каждый из этих объективов намного лучше зум-оптики. Разница создаваемой картинки видна даже новичкам, особенно если сравнить с теми объективами, которыми комплектуются фотокамеры при продаже (эти объективы ещё называют «китовой оптикой»).
Подведём итог всем нашим сегодняшним рассуждениям.
Итак, выбирая объективы с постоянным, фиксированным фокусным расстоянием, вы за сравнительно небольшие деньги будете иметь возможность полностью раскрыть потенциал своего зеркального фотоаппарата при съемке портретов. Ваши работы будут радовать не только вас, но и зрителей своей проработкой деталей, отменной резкостью, яркими цветами и вообще, вызовут восхищение плодами вашего творческого труда.
Как выбрать портретный объектив
Современный рынок объективов имеет огромнейший ассортимент моделей с самыми различными характеристиками, и выбрать среди них наиболее подходящий для портретной фотографии может быть крайне непросто. Сам выбор сильно усложняется субъективной стороной данного вопроса, ведь у каждого человека есть свой личный стиль съемки, цели, а также свои рамки бюджета. Сегодня я подробно расскажу вам о том, как же все таки выбрать портретный объектив, который будет долго радовать вас своей работой.
Фикс-объектив или зум, вот в чем вопрос
Фикс-объективами называют объективы с постоянным фокусным расстоянием, то есть при необходимости вы не сможете приблизить объект съемки, стоя на одном месте. В то же время существуют зум-объективы, которые имеют переменное фокусное расстояние. Они способны визуально приближать объект съемки за счет изменения фокусного расстояния.
Для портретной съемки отлично подходят именно фиксы. Их основным преимуществом является наличие более широкой максимальной диафрагмы, чем у зум-объективов, которые покрывают аналогичные фокусные расстояния. Это положительно сказывается на “боке”, что делает его более выразительным, позволяя придать фотографии художественный эффект. Кроме того, более широкая диафрагма положительно влияет на съемку в условиях с плохим освещением, так как вы сможете делать снимки с более длинными выдержками или низкими настройками светочувствительности ISO.
Другим преимуществом фиксов является качество изображения. Объективы с постоянным фокусным расстоянием, как правило имеют меньше оптических элементов в конструкции, чем зумы, поэтому полученные снимки получаются более четкими, обладают большей контрастностью и меньшим количеством бликов. Если стоимость объектива является одним из решающих факторов для вас (подробнее в следующем пункте), то недорогой фикс-объектив обеспечит более качественные результаты, нежели недорогой зум.
Это очень важный вопрос, который встает при выборе оптики, ведь, как и многие вещи в этом мире, хорошие качественные объективы стоят дороже. Наилучшим примером будет линейка фикс-объективов Canon с фокусным расстоянием 50 мм. На данный момент на рынке представлено 5 моделей, стоимость которых варьируется от 4000 до 60000 рублей, и это очень большая разница, поэтому ваш бюджет порой может напрямую определять наиболее подходящую вам модель.
Более дорогие объективы, как правило выдают более четкие и резкие снимки с меньшим количеством бликов. У них более высокое качество корпуса, который к тому же бывает защищен от проникновения внутрь пыли и влаги. Также такие объективы зачастую имеют практически бесшумный механизм автофокуса. С другой стороны, для достижения лучшего качество сборки приходится сильно жертвовать общим весом конструкции. Топовые объективы чаще всего сделаны из металла, а потому ощутимо тяжелее, чем их менее дорогие пластиковые собратья.
Выбор фокусного расстояния вашего будущего объектива напрямую зависит от предпочитаемого вами стиля съемки. Если вы не придерживаетесь какого-либо конкретного стиля, то будет лучше вернуться к первому пункту, и взглянуть в сторону зум-объективов, так как они являются более универсальным решением. Вместо того, чтобы обсуждать какие-то конкретные фокусные расстояния, лучше разделим объективы на четыре категории: широкоугольные объективы, стандартные объективы, короткие телеобъективы и телефотообъективы.
Широкоугольники имеют фокусное расстояние в диапазоне от 10 до 28 мм и отлично подходят для съемки портретов вместе с окружающим антуражем. Основной идеей таких снимков является то, что человек в кадре имеет одинаково важную роль с предметами, которые его окружают. Это позволяет довольно точно передать атмосферу всей сцены целиком, а может быть даже рассказать целую историю в одном снимке. В то же время классические крупноплановые портреты получатся плохо, так как на снимке будет слишком сильно заметна дисторсия, которую далеко не всегда можно до конца исправить в Photoshop или Lightroom.
Стандартные объективы имеют фокусное расстояние около 50 мм в полнокадровом эквиваленте, либо около 35 мм в формате APS-C, либо около 25 мм при съемке камерой с форматом сенсора Micro 4/3. Вероятнее всего, вы уже читали о том, что такие объективы обладают практически идентичным человеческому зрению углом обзора. Это довольно спорная точка зрения, однако нет сомнения в том, что эти объективы довольно хорошо справляются с портретами, занимая промежуточное положение между широкоугольниками и короткими телеобъективами. Со стандартными объективами вы уже можете делать вполне качественные крупноплановые портреты, хотя небольшое количество дисторсии всё равно будет присутствовать на ваших снимках. Особенно хорошо получатся портреты, в которых будет виден торс человека.
Эти объективы зачастую называют портретными объективами, так как они имеют идеальное фокусное расстояние (от 85 до 135 мм) для создания поистине потрясающих портретов. Вы сможете делать снимки крупным планом без дисторсии, либо немного отойти и охватить всю фигуру в целом, при этом вы будете оставаться достаточно близко для того, чтобы продолжать общаться с вашей моделью.
Если ваш короткий телеобъектив будет иметь постоянное фокусное расстояние, то в качестве бонуса вы опять же получите широкую диафрагму, что, как мы уже выяснили, является несомненным плюсом. Большинство таких объективов, особенно фиксы, чаще всего имеют довольно умеренный ценник.
Телефотообъективы чаще всего используются профессиональными фотографами, занимающимися модельной съемкой. Для портретов подойдут “телевики” с фокусным расстоянием до 200 мм. Эти объективы ценят за плотную перспективу и возможность практически полностью изолировать модель от заднего фона с помощью “боке”. Недостатком таких объективов является их дороговизна по сравнению с более короткофокусными собратьями, особенно если вы захотите получить широкую диафрагму. Кроме того, такие объективы зачастую имеют заметно больший вес. Несмотря на это, при желании можно найти довольно много относительно недорогих зум-объективов с диапазоном фокусных расстояний от 100 мм до 200 мм, но в таком случае на действительно качественные снимки в темное время суток можно не рассчитывать.
Специально для Фотосклад.ру
Тимур Бублик
Выбираем объектив для портретной съёмки
Скорее всего, вы уже сделали первые шаги в профессиональной фотографии, и немного определились с тем, что хотели бы снимать. Вас завораживает человеческая фактура, и вы хотели бы максимально выигрышно её передавать, подчеркивая преимущества и сглаживая недостатки. И вот вы задались вопросом, какой объектив выбрать для портретной съёмки. Ответить на этот вопрос не так просто, многое зависит от того, какой суммой вы располагаете, какие бы портреты хотели снимать, какая камера у вас в наличии.
Важные характеристики объективов
При выборе объективов всегда нужно руководствоваться несколькими моментами:
Светосила особенно важна, если вы работаете в условиях недостаточного освещения, снимаете на длинной выдержке.
Фокусное расстояние бывает переменным и фиксированным. Переменное (zoom) регулируется с помощью колесика, фиксированное регулируется только с помощью физического приближения или отдаления от объекта.
Для портретной съёмки больше подходят объективы с фиксированным фокусным расстоянием (их ещё называют фиксами), потому что у них светосила больше. Такими объективами можно пользоваться в условиях недостаточного освещения и при короткой выдержке. Да при портретной съёмке и не нужна частая смена фокусного расстояния. К тому же, приличные zoom-объективы, соизмеримые по уровню с “фиксами”, стоят дороже.
Плюс, за счет меньшего количества деталей, фиксированные объективы дают большую резкость, что важно при съёмке портрета.
Обращайте внимание на возможности диафрагмы (светосила, глубина резкости) и на фокусное расстояние.
Виды объективов и насколько они пригодны для портретной съёмки
Приступаем к выбору объектива для портретной съемки. Мы должны исходить из того, что нам нужно для съёмки портрета в классическом или художественном его представлении.
Широкофокусные (фокусное расстояние от 10 до 35 mm). Подойдут для группового портрета, съёмки объекта в интерьере. С близкого расстояния искажают картинку (лицо получается очень широким). Canon EF 20 mm f/2,8 USM (снимает резко и контрастно, подходит для портретной съёмки “с плеча”).
Отличная резкость и контрастность при работе с широкими значениями диафрагмы, быстрый автофокус, аккуратное боке.

И какую же фирму выбрать?
Лучшие советские портретные объективы
Многие профессионалы уже осознали преимущества старой советской фототехники. По объявлению старую оптику можно купить за небольшую цену. Плюс советские производители не гнались за резкостью и излишней чёткостью, эта оптика отличается мягкостью и пластичностью. В оптических схемах советских объективов не так много линз. А чем меньше линз, тем меньше искажений.
“Гелиос 40-2”. Фокусное расстояние: 85 mm. Диафрагма F /1,5.
Входит в top объективов из советского прошлого. Даёт объёмную картинку, переводит изображение из двухмерного в трёхмерное, фотографии выходят мягкими, без провалов в тенях. То, что нужно для портретной съёмки. Есть нюанс: при съёмке на открытой диафрагме в резкости получается центр кадра, поэтому модель нужно будет помещать в центре. Зато на таких значениях диафрагму (f/1,5) легко отделить объект от фона. Объектив плохо держит боковой и контровой свет, поэтому используйте бленду.
“Юпитер 37А”. Фокусное расстояние 135 mm. Диафрагма: f/3,5.
Если использовать на кропнутых зеркалках, лёгким движением руки он превращается в телеобъектив с фокусным расстоянием в 200 mm. С ним можно работать при довольно экстремальных температурах. На открытой диафрагме (на диафрагме 12 лепестков) получаются плавные гармоничные снимки. Для большой глубины резкости у “Юпитер 37А” тоже неплохие возможности. Буква А на маркировке значит, что на него ставится сменный хвостовик, дающий возможность менять заднюю часть, с помощью которой он прикрепляется к байонету фотоаппарата. Подойдёт к зеркалкам Canon при использовании переходника “M-42 Canon EOS EF”.
“Таир-11А”. Фокусное расстояние 135 mm. Диафрагма f/2,8.
Светосильный объектив, светлая оптика, подходит для съёмки разных портретов: групповых, индивидуальных, в интерьере, на удалённом расстоянии. Позволяет регулировать глубину резкости и снимать на малых её значениях. На нём 20 лепестков диафрагмы, даёт интересное боке с плавными кружками. Подойдёт как для кроп-матриц, так и для полных. Оснащён сменным хвостовиком, заточен под байонет F. В 1958 году, на одной международной выставке в Брюсселе даже получил гран-при как лучший объективов
Лучший портретный объектив: обзор и сравнение 8 лучших бюджетных объективов с фиксированным фокусным расстоянием
Думаем, большинство читателей Spp Photo согласятся с тем, что зачастую нельзя сказать, что для съёмки конкретной сцены фикс даёт больше возможностей, чем зум-объектив, но портретная съёмка – это особый случай.
Ведь при съёмке портрета основная задача заключается в том, чтобы запечатлеть человека на фотографии так, как он выглядит в реальной жизни.
При этом фиксы, как правило, дают гораздо меньше бочкообразного или подушкообразного искажения, нежели китовые зумы.
Лучший объектив для съёмки портретов не так просто выбрать среди всего многообразия объективов, предлагаемых современным рынком. Китовые зум-объективы могут достаточно успешно применяться для портретной съёмки, однако, даже самые недорогие фиксы в этой области дадут вам гораздо больше творческой гибкости. Мы протестировали 8 лучших объективов из доступных вариантов, чтобы увидеть, как они справляются с поставленными перед ними задачами.
Лучший бюджетный фикс: Введение
Претенденты:
Думаем, большинство читателей Spp Photo согласятся с тем, что зачастую нельзя сказать, что для съёмки конкретной сцены фикс даёт больше возможностей, чем зум-объектив, но портретная съёмка – это особый случай.
Ведь при съёмке портрета основная задача заключается в том, чтобы запечатлеть человека на фотографии так, как он выглядит в реальной жизни.
При этом фиксы, как правило, дают гораздо меньше бочкообразного или подушкообразного искажения, нежели китовые зумы.
Перспектива в портретной съёмке требует ещё большего внимания. Для того чтобы портрет выглядел естественно расстояние между фотографом и фотографируемым должно быть около двух метров – это идеальное расстояние.
Люди редко чувствуют себя комфортно, когда широкоугольный объектив почти упирается им в лицо, с другой стороны – длинный телеобъектив делает расстояние между вами и моделью слишком большим.
Ситуация может усугубиться и тем, что если вы фотографируете кого-то с небольшого расстояния, используя широкоугольный объектив, то наиболее близкая к вам часть лица модели получается непропорционально большой.
В итоге вы можете получить на чьём-либо фото просто огромный нос и крошечные уши, что вряд ли порадует клиента.
Телеобъективы дают совершенно противоположный эффект, стремясь как бы расплющить лицо. Это не столь нежелательно, как эффект, получаемый при использовании широкоугольных объективов, но всё же люди на фото могут выглядеть несколько плоскими.
Принимая во внимание то, что на камерах с APS-C сенсорами фокусное расстояние около 50 мм обеспечивает наиболее естественную портретную съёмку, а на полнокадровых камерах с этой задачей успешно справляется фокусное расстояние в 85 мм, можно смело говорить о том, что в портретной съёмке основной козырь зум-объективов – возможность изменять фокусное расстояние – сходит на нет.
При выборе фокусного расстояния у вас нет необходимости делать однозначный выбор: «или-или». Как оказалось, 50-миллиметровый объектив в сочетании с полнокадровой камерой отлично подходит для полноразмерных, ростовых портретов, в то время как 85-мм объектив на кропнутой камере может облегчить построение композиции при съёмке плечевого портрета.
Так или иначе, 85-мм из нашего списка при их доступной стоимости выглядят особенно заманчиво, если вы уже являетесь обладателем полнокадровой камеры или собираетесь её приобрести.
Малая глубина резкости
Основная проблема китовых зумов заключается в том, что они, как правило, имеют переменную диафрагму, диапазон которой при зумировании изменяется от примерно f/4 до f/5.6.
Так, стандартный китовый 18-55-мм объектив в связке с кропнутой камерой на длинном конце может дать идеальное фокусное расстояние для портрета, при этом самая широкая диафрагма, доступная вам – f/5.6, а её сложно назвать высокопродуктивной.
Дело в том, что в реальном мире фоны зачастую чересчур пёстрые. Так что, если вы не снимаете в студии с тщательно продуманным задним планом, вы, скорее всего, захотите размыть фон.
Это позволит усилить акцент на фотографируемом и, соответственно, уменьшить на его окружении.
Более широкая диафрагма, например, f/1.4 и f/2.8 позволяет сделать это так, что человек в кадре, действительно, выделяется. В этом и заключается основное преимущество фиксов.
Также стоит отметить, что часть наиболее эффектных портретов снимается в тени или в условиях мягкого, а иногда даже тусклого или откровенно мрачного освещения.
Широкая диафрагма и в этом случае сослужит вам добрую службу: вы будете способны использовать выдержку, достаточно короткую для того, чтобы избежать влияния вибрации камеры при съёмке с рук, не повышая при этом чувствительность камеры.
Это оптимальный вариант для сохранения качества изображения. Кроме того, так вы сведёте к минимуму размытия изображения, вызванные движениями фотографируемого.
Естественно, некоторые новейшие стандартные зум-объективы как для кропнутых, так и для полнокадровых камер, сконструированы так, что они обеспечивают довольно широкую диафрагму f/2.8 на всём диапазоне зумирования.
Однако, по сравнению с 50-мм или 85-мм фиксами они, как правило, достаточно громоздкие и тяжелые. И в то время, как любой из фиксов, отобранных нами для теста, обойдётся вам не дороже 690 долларов, высококачественный стандартный зум f/2.8 может стоить до 3 100$.
Насколько широкую диафрагму выбирать?
Объективы со сверхширокой диафрагмой – около f/1.4 – при открытой диафрагме дают приятную мягкость изображению.
Это может быть удобно для сглаживания морщин и возрастных пятен, например, если вы снимаете пожилых людей, или хотите придать портрету мягкий, мечтательный вид.
Если же вы фанат максимально резких изображений на портретах, то такой эффект мягкости вам вряд ли придётся по вкусу. Но есть немало объективов, способных давать очень чёткие изображения даже на максимально широкой диафрагме.
Кроме того, на стадии редактирования фотографии вы всегда можете смягчить изображение или его части, если почувствуете в этом необходимость.
Также, в качестве бонуса, мы рассмотрим два f/2.8 макро-объектива: Sigma 70 мм и Tamron 90 мм.
На минимальном расстоянии фокусировки эти объективы выдают 1.0x коэффициент увеличения, что, помимо прочего, делает их подходящими для съёмки мелких объектов крупным планом.
Однако, их недостаток в том, что их светосила значительно слабее, чем у объективов f/1.8 и f/1.4 на 2/3 и 2 стопа соответственно.
Независимо от любых второстепенных преимуществ, наиболее важной характеристикой портретного объектива является его боке, или качество расфокусированных областей изображения.
В идеале, расфокусированный задний или передний фон должен выглядеть как можно более гладким: блики и пятна света должны иметь вид дисков, без ярко выраженных граней.
Добиться этого бывает непросто, поскольку при прикрытии диафрагмы на качество рисунка боке начинает оказывать влияние форма лепестков диафрагмы.
Ещё одним важным критерием при выборе лучшего фикса будет скорость автофокуса. Чем быстрее – тем лучше, даже если вы не собираетесь фотографировать спортивные мероприятия. Вам вряд ли захочется упустить какое-либо мимолётное выражение лица только потому, что ваши камера и объектив долго раздумывали над фокусировкой.
Лучший портретный объектив: Canon EF 50mm f/1.4 USM
Объектив Canon среднего класса с фокусным расстоянием 50 мм, расположился в линейке производителя между малобюджетным «полтинником» f/1.8, с одной стороны, и чрезвычайно дорогой моделью L-серии f/1.2 – с другой. Цена последнего в 4 раза превосходит цену рассматриваемого нами объектива, что делает его недоступным для большинства фотолюбителей.
Canon EF 50mm f/1.4 USM предлагает пользователю приличный для «полтинника» среднего класса набор характеристик: 8-милепестковую диафрагму, ультразвуковой привод автофокуса и шкалу фокусных расстояний, аккуратно расположенную под смотровым окном.
Фирменное покрытие Canon Super Spectra призвано помочь в борьбе с ореолами и бликами при съёмке в условиях жёсткого освещения.
Если мы посмотрим более пристально, то увидим существенные изменения. В объективе вместо кольцевого ультразвукового автофокуса использован Micro-USM привод.
Автофокус немного вялый, и звук его работы отчетливо слышен, но он по-прежнему может похвастаться поддержкой FTM (постоянной ручной фокусировки) в режиме One Shot AF, что нехарактерно для объективов его класса.
Качество сборки очень хорошее и соответствует стоимости объектива, кольцо ручной фокусировки плавное и точное.
При габаритах 74×51мм и весе в 290 г, это один из самых компактных и самых легких объективов подобного класса, наряду с конкурирующим Nikon 50mm f/1.4.
Производительность
Благодаря достаточно скруглённому отверстию диафрагмы, Canon выдаёт приятное, гладкое, «сливочное» боке.
Однако, как и многим объективам, которым доступна такая широкая диафрагма, на f/1.4 ему не хватает резкости и контрастности.
По сравнению с другими объективами нашей тестовой группы, Canon требуется больше времени на то, чтобы достичь нужного положения диафрагмы после того, как вы прикрыли её. Великолепно резким объектив становится на f/8.
На f/1.4 также достаточно сильно заметно виньетирование, даже при использовании объектива на кроп-камерах с APS-C сенсором.
Технические характеристики:
Лучший портретный объектив: Canon EF 85mm f/1.8 USM
Благодаря фокусному расстоянию большему, чем у 50-мм f/1.4 объективов из нашего обзора, этот объектив от Canon даёт меньшую глубину резкости на малых расстояниях фокусировки, несмотря на то, что его максимальная доступная диафрагма немного уже.
Помимо увеличения фокусного расстояния, Canon EF 85mm f/1.8 USM предлагает пользователю более совершенную – по сравнению с рассмотренным выше «полтинником» — систему автофокусировки с ультразвуковым приводом кольцевого типа, удивительно быстрым и практически бесшумным.
Несмотря на имеющиеся различия, у рассматриваемых объективов Canon есть немало общего, в том числе 8-милепестковая диафрагма, одинаково высокое качество сборки, покрытие SuperSpectra, 58-мм резьба под фильтр, одинаковая цена.
Canon EF 85mm f/1.8 USM более удобен в использовании, с плавным и точным кольцом фокусировки, которое не вращается во время работы автофокуса.
Последнее характерно для всех рассмотренных нами объективов, исключая Sigma 70 мм и полностью ручного Samyang 85 мм.
Производительность
Несмотря на то, что Canon EF 85mm f/1.8 USM всего на 2/3 стопа медленнее, чем Canon 50mm f/1.4, они существенно разнятся по качеству изображения.
Удивительно, но при той же резьбе под фильтр – 58 мм – более длинный объектив на самой широкой диафрагме выдаёт меньшее виньетирование.
Ещё больше бросается в глаза то, что в то время, как 50-мм f/1.4 достаточно мягкий на открытой диафрагме, 85-мм объектив при съёмке даже на полностью открытой диафрагме выдаёт очень резкие и контрастные изображения.
Кроме того, боке у этого объектива чудесно гладкое.
В целом, это просто сказочный объектив, не имеющий конкурентов по соотношению цены и качества.
Технические характеристики:
Лучший портретный объектив: Nikon AF-S 50mm f/1.4G
Nikon 50mm f/1.4 – самый доступный по цене из всех, что мы рассматриваем в этом обзоре.
Функциональность этого объектива оценивается выше, чем у его прямого конкурента: Canon 50 мм. Он оснащен ультразвуковым приводом автофокуса кольцевого типа, а также уплотнительным кольцом на байонете, защищающем его от неблагоприятных погодных условий.
По остальным параметрам и качеству сборки объективы очень похожи. Оба объектива одинаковой ширины и совместимы с 58-мм фильтрами, в то же время Nikon на 3 мм длиннее и на 10 г легче.
Nikon превосходит «полтинник» от Canon и по количеству лепестков диафрагмы – их у него 9 против 8 у Canon.
Кроме того, он поставляется в комплекте с блендой и чехлом, тогда как для объектива Canon все эти аксессуары вы будете вынуждены приобретать отдельно.
Nikon не оснащён полностью внутренней системой фокусировки, так что передний элемент при съёмке на небольших расстояниях фокусировки перемещается к переднему краю объектива, однако, следует отметить, что при автофокусировке резьба под фильтр не вращается.
Фирменное покрытие SIC (Super Integrated Coating) оптики объектива применяется для борьбы с ореолами и бликами.
Производительность
Ультразвуковой привод автофокуса кольцевого типа в этом объективе не гарантирует высокой скорости. На практике, автофокус Nikon на фоне Canon-овского «полтинника» ни чем особым не выделяется. Виньетирование выражено не слишком сильно.
Огромным плюсом «полтинника» от Nikon по сравнению с его собратом от Canon является то, что на открытой диафрагме f/1.4 он оказывается более резким и контрастным. На прикрытой диафрагме — f/2.8 и f/5.6 — Nikon в плане резкости также оставляет Canon далеко позади.
Технические характеристики:
Лучший портретный объектив: Nikon AF-S 85 mm f/1.8G
В нашем обзоре Nikon благодаря своему замечательному «полтиннику» вырвался вперёд, однако 85-мм объектив ставит под вопрос его позицию лидера. В то время как диафрагма 50 мм f/1.4 имеет 9 лепестков, Nikon AF-S 85mm f/1.8G оснащён 7-милепестковой диафрагмой, что больше соответствует малобюджетному «полтиннику» f/1.8.
Он немного больше своего прямого конкурента – Canon 85 mm f/1.8 – и рассчитан под фильтр 67 мм, а не 58 мм, как у Canon. Однако, несмотря на более солидные габариты, в руках Nikon не даёт ощущения надёжности, возможно, из-за своего более лёгкого веса – 350 г против 425 г у Canon.
Оба объектива оснащены ультразвуковым приводом автофокуса кольцевого типа.
Одним из преимуществ Nikon является наличие защитного уплотнительного кольца на байонете объектива, как и на большинстве последних моделей объективов компании.
В комплект поставки объектива Nikon, как и у его 50-мм собрата входит бленда и чехол, которые, опять же, отсутствуют в предложении от Canon.
Для борьбы с засветами и бликами используется покрытие Nikon Super Integrated Coating.
Объектив полностью поддерживает режим FTM, который хорошо показывает себя на практике благодаря плавному и точному ходу фокусировочного кольца.
Производительность
Преимущество этого объектива также заключается в наличии внутренней системы фокусировки, что обеспечивает более высокую скорость работы автофокуса, нежели у Nikon-овского «полтинника», и приближает производительность автофокуса к уровню Canon EF 85mm f/1.8 USM.
Больше всего удивляет тот факт, что несмотря на 7-милепестковую диафрагму объектив рисует весьма приятное боке, и расфокусированные объекты выходят достаточно хорошо скруглёнными, даже при прикрытии диафрагмы.
Тем не менее, 85-мм объектив Canon в этом отношении имеет преимущество и сохраняет незначительно большую резкость на f/1.8.
Технические характеристики:
Лучший портретный объектив: Samyang 85mm f/1.4 IF MC
Относительно быстрый 85-мм объектив с диафрагмой f/1.4 корейского производителя Samyang смотрится невероятно привлекательным по соотношению цена/качество.
Это впечатление усиливается ощущением качества сборки и прочности конструкции объектива. При весе в 539 грамм Samyang является самым тяжелым портретным объективом из рассматриваемой нами группы.
Кольцо ручной фокусировки предлагает пользователю очень лёгкий ход и превосходную точность.
По количеству лепестков диафрагмы – 8 – этот объектив соответствует 85-мм объективу Canon и превосходит аналогичный от Nikon. Это несомненный плюс для Samyang.
Основным недостатком Samyang 85mm f/1.4 IF MC является отсутствие автофокуса.
К плюсам этого объектива – по крайней мере, его Nikon-версии – можно отнести электронную начинку, обеспечивающую работу в видоискателе индикатора подтверждения фокусировки, а также возможность управления диафрагмой из меню камеры.
В версиях для других типов байонетов эти возможности, к сожалению, недоступны. Например, установив Samyang на камеру Canon, вы будете вынуждены управлять диафрагмой при помощи специального регулировочного кольца, расположенного в задней части объектива. Это бесспорный минус.
Производительность
Если вас не пугает наличие только ручного управления, то у Samyang еще есть что вам предложить: объектив хорошо контролирует хроматические аберрации и искажения, и остаётся достаточно резким на протяжении большей части доступных значений диафрагмы.
Тем не менее, объектив достаточно заметно «мылит» на f/1.4, где, как правило, визуально приятное боке страдает от зеленых ореолов вокруг расфокусированных деталей.
В целом, Samyang заслуживает наибольшего внимания со стороны владельца камер Nikon.
Технические характеристики:
Лучший портретный объектив: Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM
Прежде всего, стоит отметить, что между объективом от Sigma и «полтинником» от Nikon, участвующим в нашем тесте, есть ряд очевидных сходств.
Оба объектива оснащены ультразвуковым приводом автофокуса кольцевого типа, 9-тилепестковой диафрагмой, и имеют одинаковое значение максимальной доступной диафрагмы: f/1.4.
Но назвать портретники Sigma и Nikon близнецами вряд ли получится. Судите сами: Sigma гораздо тяжелее – 505 г против 280 г у Nikon, и существенно крупнее – диаметр резьбы под фильтр у «полтинника» Sigma составляет 77 мм, в то время как у Nikon — 58 мм.
У Sigma 50 mm f/1.4 EX DG HSM нет уплотнительного кольца на байонете, как у Nikon, зато он оснащён полностью внутренней системой фокусировки.
Как и все объективы Sigma EX-серии, «полтинник» имеет приятное текстурированное покрытие, и поставляется в комплекте с блендой лепесткового типа и высококачественным чехлом.
Фокусировочное кольцо объектива отлично справляется с фокусировкой как в полностью ручном режиме, так и при применении FTM для ручной дофокусировки в режиме автофокуса.
Производительность
Автофокус Sigma работает гораздо быстрее, чем в любом из рассмотренных нами портретных «полтинников» от Canon или Nikon, и по показателям приближается к 85-мм объективам этих производителей.
К сожалению, по возможности сохранить резкость и контрастность на открытой диафрагме Sigma 50 mm f/1.4 EX DG HSM недалеко ушёл от «полтинника» Canon.
На отрезке от f/1.4 до f/2.8 он лишь немного опережает Canon, однако, с f/4 и далее становится более резким и контрастным, практически сравниваясь с Nikon.
Несомненным плюсом крупного переднего элемента является минимальное виньетирование. Объектив рисует впечатляюще гладкое боке и отлично контролирует хроматические аберрации.
В целом качество изображения объектива очень хорошее и оставляет самые приятные впечатления, исключая некоторую «мыльность» на открытой диафрагме.
Технические характеристики:
Лучший портретный объектив: Sigma 70 mm f/2.8 Macro EX DG
Если вы всё еще не можете принять решение о том, какой портретный объектив вам необходим: 50-мм или 85-мм, Sigma предлагает вам компромисс.
Хотя Sigma 70 mm f/2.8 Macro EX DG немного проигрывает с точки зрения максимально доступной открытой диафрагмы, но наличие у него, как и у Tamron из нашего обзора, 1.0x макро увеличения добавляет ему преимуществ.
Несмотря на то, что некоторые из последних объективов Sigma представляют собой по-настоящему высокотехнологичные продукты, Sigma 70mm f/2.8 Macro EX DG выглядит достаточно устаревшим.
Объектив не оснащён ультразвуковым приводом автофокуса, и только в версиях с байонетом Canon установлен электрический привод. В вариантах для байонетов других производителей, работа автофокуса рассчитана исключительно на привод от двигателя камеры.
То есть, если у вас, скажем, Nikon D3200, NikonD3300, Nikon D5300 или более младшие модели — автофокус в этом объективе у вас работать не будет.
Стоит отметить, что независимо от версии байонета, автофокус работает достаточно медленно и шумно.
Несколько улучшить скорость работы автофокуса помогает переключатель ограничителя фокусировки, который сокращает перемещение в пределах от 25,7 до 48 см, или от 55 см до бесконечности.
Производительность
Удобство пользования объективом снижает вращение кольца фокусировки при работе автофокуса. Однако, производительность объектива с точки зрения качества изображения заслуживает уважения.
Резкость и контрастность картинки впечатляют даже на полностью открытой диафрагме f/2.8. Кроме того, благодаря 9-тилепестковой диафрагме, Sigma рисует весьма красивое боке.
Технические характеристики:
Лучший портретный объектив: Tamron SP 90 mm f/2.8 Di Macro
Tamron стремится подчеркнуть, что его 90-мм объектив – не только оптимальный выбор бюджетного макро-объектива, но и идеальный вариант для портретной живописи.
Автофокус Tamron-а не выделяется резвостью, однако, как и в случае с Sigma, положение немного спасает наличие переключателя ограничителя фокусировки.
В отличие от его 70-мм конкурента от Sigma, у Tamron кольцо фокусировки при работе автофокуса не вращается, а двухпозиционный переключатель позволяет быстро и легко переключаться между автоматическим и ручным режимом фокусировки.
Несмотря на большое фокусное расстояние, Tamron имеет относительно небольшой диаметр резьбы под фильтр: всего 55 мм.
Диафрагма Tamron SP 90 mm f/2.8 D i Macro состоит из 9 лепестков.
В комплект поставки входит чехол и бленда, хотя необходимость наличия последней весьма спорно, поскольку передний оптический элемент и без того достаточно глубоко утоплен в корпус объектива.
Производительность
На протяжении многих лет, некоторые фотографы считают, что Tamron, возможно, немного резковат для портретной съемки.
Тем не менее, в то время как при диафрагме от f/8 Tamron остр, как бритва, на открытой диафрагме f/2.8 он «мылит» сильнее, чем 70-мм Sigma.
Объектив рисует достаточно хорошее боке, а это, по сути, один из самых важных критериев в портретной съёмке.
Версии объектива с байонетом Nikon, выпускаемые с февраля 2008 г. оснащаются встроенным электрическим приводом автофокуса.
Технические характеристики:
Лучший портретный объектив: Вердикт
Что ж, не будем томить вас ожиданием и сразу же скажем, что для идеальной портретной съёмки Canon EF 85mm f/1.8 USM является лучшим бюджетным объективом из тех, что предлагает современный рынок.
Просто отличный объектив, Canon 85мм f/1.8 объединяет в себе превосходную резкость и контрастность даже на полностью открытой диафрагме, с удивительно гладким и «сливочным» боке.
Быстрый и точный автофокус, высокое качество материалов и сборки, разумно компактные габариты и вес дополняют характеристики этого замечательного фикса.
Можно только удивляться, как Canon удалось достичь таких показателей от недорогого объектива. Поразительно, но этот объектив стоит столько же, сколько и Canon 50 мм f/1.4 (около 520$), который во многом уступает ему.
Canon EF 85 mm f/1.8 USM можно смело назвать идеальным недорогим портретным объективом для полнокадровых камер, в то же время он отлично подойдёт для плечевых портретов для камер с APS-C сенсором.
Как мы отмечали ранее, для съёмки полноразмерных портретов на кроп-камерах с APS-C сенсором, оптимальным вариантом является 50-мм объектив. И в этом сегменте лидирующую позицию занимает Nikon с его AF-S 50 mm f/1.4G.
Этот объектив на открытой диафрагме более резкий, чем его прямой конкурент от Canon, а при стоимости около 495$ вообще не имеет аналогов.
Sigma 50 мм f/1.4 также может стать привлекательной альтернативой, но, как и Canon, на полностью открытой диафрагме он недостаточно резок.
85-мм объектив Samyang вполне может порадовать пользователя результатами. Тем не менее наличие только ручной фокусировки не позволяют ему занять место среди лидеров.
Что касается двух рассмотренных нами макрообъективов, при выборе между ними предпочтение следует отдать 90-мм объективу Tamron.
Итоги испытаний
Модель: Canon EF 85 mm f/1.8 USM
Плюсы:
Минусы:
Наш вердикт: лучший бюджетный портретный объектив на рынке.
Рейтинг: 5/5
Номи нации: ЛУЧШИЙ НА ТЕСТЕ, ОТЛИЧНОЕ КАЧЕСТВО, ЛУЧШИЙ ДЛЯ CANON
Модель: Nikon AF-S 50 mm f/1.4G
Плюсы:
Минусы:
Наш вердикт: лучший выбор для Nikon, особенно кроп-камер формата APS-C
Рейтинг: 5/5
Номинац ии: ОТЛИЧНОЕ КАЧЕСТВО, ЛУЧШИЙ ДЛЯ NIKON
Модель: Nikon AF-S 85 mm f/1.8G
Плюсы:
Минусы:
Наш вердикт: уступает по характеристикам 85-мм объективу Canon при этом стоит дороже.
Рейтинг: 4/5
Модель: Sigma 50 mm f/1.4 EX DG HSM
Плюсы:
Минусы:
Наш вердикт: хороший объектив, если вас не смущает небольшое «мыло» между f/1.4 и f/1.8.
Рейтинг: 4/5
Номинаци и: ЛУЧШИЙ ДЛЯ PENTAX
Модель: Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro
Плюсы:
Минусы:
Наш вердикт: Хороший бюджетный вариант для двойного применения: портретной и макросъёмки
Рейтинг: 4/5
Ном и нации: ЛУЧШИЙ ДЛЯ SONY
В качестве бонуса, традиционное видео об отличном портретном объективе: