Незнайка говорит что в классе 30 ребят
Решение задач с помощью «Кругов Эйлера»
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ «КРУГОВ ЭЙЛЕРА»
«… круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления»
Нет ученого, имя которого упоминалось бы в учебной математической литературе столь же часто, как имя Эйлера. Даже в средней школе логарифмы и тригонометрию изучают до сих пор в значительной степени «по Эйлеру».
В 1741 году Эйлер пишет «Письма о разных физических и философических материях, написанные к некоторой немецкой принцессе. », где появились впервые «круги Эйлера». Эйлер писал тогда, что «круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления».
При решении целого ряда задач Леонард Эйлер использовал идею изображения множеств с помощью кругов и они получили название «круги Эйлера».
С помощью этих кругов Эйлер изобразил и множество всех действительных чисел:
· N — множество натуральных чисел,
· Z — множество целых чисел,
· Q — множество рациональных чисел,
· R — множество всех действительных чисел.
Рисунок 1. Изображение множества действительных чисел
Что такое множество?
В математике нет точного определения этого понятия. Понятие «множество» не определяется, оно поясняется примерами: множество яблок в корзине; множество точек отрезка прямой. Множество состоит из элементов. В приведенных примерах — это яблоки, буквы, точки.
Под множеством можно понимать совокупность каких-либо объектов, называемых элементами множества [1, с. 18]. Примерами множеств могут быть и дома на нашей улице, и алфавит — совокупность букв, и наш 5 «Д» класс — множество учеников.
Множества могут быть:
· Конечное (элементы которого можно пересчитать; например — множество цифр)
· Бесконечное (пересчитать нельзя; например — песчинки в пустыне)
· Пустое (не содержащее ни одного элемента; например — множество зайцев, которые учатся в нашем классе).
Множество K называется подмножеством множества N, если каждый элемент множества K является элементом множества N. Обозначается: KНN. Говорят, что множество K включается в множество N.
Подмножества можно проиллюстрировать кругами Эйлера.
Рисунок 2. Изображение подмножества
Действия с множествами
В математике существуют несколько операций над множествами. Мы разберем два из них: пересечение и объединение.
1. Пересечение множеств
Пересечением множеств M и N называется множество, состоящее из элементов, одновременно принадлежащих M и N. Пересечение множеств M и N обозначается [1, с. 23].
Пример. Множество N = < А Н Д Р Е Й >;
множество K = < А Л Е К С Е Й >; множество M =
Рисунок 3. Пример пересечения множеств
2. Объединение множеств
Объединение множеств — это множество, содержащее в себе все элементы исходных множеств. Объединение множеств M и N обозначается .
Пример ; 2) объединение множества всех пород собак и множества мопсов есть множество всех собак.
Операции объединения и пересечения множеств очень удобно показывать с помощью кругов Эйлера.
По определению в пересечение двух множеств M и N входят элементы, принадлежащие множествам M и N одновременно
Пример. Пусть D — множество из 12 самых хороших девочек, M — множество из 12 самых умных мальчиков. Получили наш класс.
Рисунок 4. Пример объединения множеств
3. Вложенные множества.
Пример. Имеется три множества: «дети», «школьники», «учащиеся начальной школы». Мы видим, что эти 3 множества находятся одно внутри другого. Про множество, находящееся внутри другого множества, говорят, что оно вложенное.
Рисунок 5. Пример вложенных множеств
Задачи, которые можно решить с помощью диаграмм Эйлера
На стол бросили две салфетки 10 см х 10 см. Они покрыли площадь стола, равную 168. Какова площадь перекрытия?
Рисунок 6. Рисунок к задаче № 1
В поход ходили 80 % учеников класса, а на экскурсии было 60 %, причем каждый был в походе или на экскурсии. Сколько процентов класса были и там, и там?
А — множество учеников, которые ходили в поход
В — множество учеников, которые были на экскурсии
Рисунок 7. Рисунок к задаче № 2
В нашем классе 24 ученика. Все они хорошо провели зимние каникулы.10 человек катались на лыжах, 16 ездили на каток, а 12 — лепили снеговиков. Сколько учеников смогли покататься и на лыжах, и на коньках, и слепить снеговика?
А — множество ребят, катающихся на лыжах
В — множество ребят, катающихся на коньках
С — множество ребят, лепивших снеговиков
Пусть х — число ребят,
которые успели за эти каникулы всё!
Рисунок 8. Рисунок к задаче № 3
9 моих друзей любят бананы, 8 – апельсины, а 7 – сливы, 5 – бананы и апельсины, 3 – бананы и сливы, 4 – апельсины и сливы, 2 – бананы, апельсины и сливы. Сколько у меня друзей?
5 – 2 = 3 3 – 2 = 1 4 – 2 = 2
9 – 6 = 3 8 – 7 = 1 7 – 5 = 2
3 + 1 + 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 14
Рисунок 9. Рисунок к задаче № 4
В пионерском лагере «Дубки» в смене актива отдыхали: 30 отличников, 28 победителей олимпиад и 42 спортсмена. 10 человек были и отличниками и победителями олимпиад, 5 — отличниками и спортсменами, 8 — спортсменами и победителями олимпиад, 3 — и отличники, и спортсмены, и победители олимпиад.
Сколько ребят отдыхали в лагере?
А — множество отличников
В — множество победителей олимпиад
С — множество спортсменов
10 – 3 = 7 5 – 3 = 2 8 – 3 = 5
30 – 12 = 18 28 – 15 = 13 42 – 10 = 32
18 + 13 + 32 + 7 + 2 + 5 + 3 = 80
Рисунок 10. Рисунок к задаче № 5
Диаграммы Эйлера — это общее название целого ряда способов графической иллюстрации, широко используемых в различных областях математики: теория множеств, теория вероятностей, логика, статистика, компьютерные науки, и др. Применение кругов Эйлера позволяет даже пятикласснику легко решать задачи, которые обычным путем решаются только в старших классах.
1., Элементы теории множеств и математической логики. Практикум / Калининград. 1997. — 66 с.
2., За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5—6 кл. М.: Просвещение, 1999. с. 189—191, 231.
5. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса. СПб: СМИО Пресс, 2009. — с. 14—20.
Сколько ребят увлекаются одновременно тремя видами спорта?
Сколько ребят увлекается лишь одним из этих видов спорта?
оспользуемся кругами Эйлера.
Пусть большой круг изображает всех учащихся класса,
а три меньших круга Б, Х и Ф изображают соответственно баскетболистов, хоккеистов и футболистов.
Тогда фигура Z, общая часть кругов Б, Х и Ф, изображает ребят, увлекающихся тремя видами спорта.
одним лишь хоккеем
одним лишь футболом
Составляем уравнение, пользуясь тем, что класс разбился на отдельные группы ребят; количества ребят в каждой группе обведены на рисунке рамочкам:
Таким образом, двое ребят увлекаются всеми тремя видами спорта.
Двое ребят увлекаются всеми тремя видами спорта человека.
Увлекающихся лишь одним видом спорта: 21 человек.
Круги Эйлера – задачи на пересечение или объединение множеств
Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи.
Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.
Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.
«Обитаемый остров» и «Стиляги»
Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров», 11 человек – фильм «Стиляги», из них 6 смотрели и «Обитаемый остров», и «Стиляги». Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги»?
Чертим два множества таким образом:
6 человек, которые смотрели фильмы «Обитаемый остров» и «Стиляги», помещаем в пересечение множеств.
15 – 6 = 9 – человек, которые смотрели только «Обитаемый остров».
11 – 6 = 5 – человек, которые смотрели только «Стиляги».
Ответ. 5 человек смотрели только «Стиляги».
Среди школьников шестого класса проводилось анкетирование по любимым мультфильмам. Самыми популярными оказались три мультфильма: «Белоснежка и семь гномов», «Губка Боб Квадратные Штаны», «Волк и теленок». Всего в классе 38 человек. «Белоснежку и семь гномов» выбрали 21 ученик, среди которых трое назвали еще «Волк и теленок», шестеро – «Губка Боб Квадратные Штаны», а один написал все три мультфильма. Мультфильм «Волк и теленок» назвали 13 ребят, среди которых пятеро выбрали сразу два мультфильма. Сколько человек выбрали мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны»?
В этой задаче 3 множества, из условий задачи видно, что все они пересекаются между собой. Получаем такой чертеж:
Учитывая условие, что среди ребят, которые назвали мультфильм «Волк и теленок» пятеро выбрали сразу два мультфильма, получаем:
21 – 3 – 6 – 1 = 11 – ребят выбрали только «Белоснежку и семь гномов».
13 – 3 – 1 – 2 = 7 – ребят смотрят только «Волк и теленок».
38 – (11 + 3 + 1 + 6 + 2 + 7) = 8 – человек смотрят только «Губка Боб Квадратные Штаны».
Делаем вывод, что «Губка Боб Квадратные Штаны» выбрали 8 + 2 + 1 + 6 = 17 человек.
Ответ. 17 человек выбрали мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны».
В магазин «Мир музыки» пришло 35 покупателей. Из них 20 человек купили новый диск певицы Максим, 11 – диск Земфиры, 10 человек не купили ни одного диска. Сколько человек купили диски и Максим, и Земфиры?
Изобразим эти множества на кругах Эйлера.
Теперь посчитаем: Всего внутри большого круга 35 покупателей, внутри двух меньших 35–10=25 покупателей. По условию задачи 20 покупателей купили новый диск певицы Максим, следовательно, 25 – 20 = 5 покупателей купили только диск Земфиры. А в задаче сказано, что 11 покупателей купили диск Земфиры, значит 11 – 5 = 6 покупателей купили диски и Максим, и Земфиры:
Ответ: 6 покупателей купили диски и Максим, и Земфиры.
Гарри Поттер, Рон и Гермиона
На полке стояло 26 волшебных книг по заклинаниям. Из них 4 прочитал и Гарри Поттер, и Рон. Гермиона прочитала 7 книг, которых не читали ни Гарри Поттер, ни Рон, и две книги, которые читал Гарри Поттер. прочитал 11 книг. Сколько книг прочитал Рон?
Учитывая условия задачи, чертеж будет таков:
Так как Гарри Поттер всего прочитал 11 книг, из них 4 книги читал Рон и 2 книги – Гермиона, то 11 – 4 – 2 = 5 – книг прочитал только Гарри. Следовательно,
26 – 7 – 2 – 5 – 4 = 8 – книг прочитал Рон.
Ответ. 8 книг прочитал Рон.
В пионерском лагере 70 ребят. Из них 27 занимаются в драмкружке, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драмкружке 10 ребят из хора, в хоре 6 спортсменов, в драмкружке 8 спортсменов; 3 спортсмена посещают и драмкружок и хор. Сколько ребят не поют, не увлекаются спортом, не занимаются в драмкружке? Сколько ребят заняты только спортом?
Изобразим множества следующим образом:
70 – (6 + 8 + 10 + 3 + 13 + 6 + 5) = 19 – ребят не поют, не увлекаются спортом, не занимаются в драмкружке. Только спортом заняты 5 человек.
Ответ. 5 человек заняты только спортом.
Из 100 ребят, отправляющихся в детский оздоровительный лагерь, кататься на сноуборде умеют 30 ребят, на скейтборде – 28, на роликах – 42. На скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8 ребят, на скейтборде и на роликах – 10, на сноуборде и на роликах – 5, а на всех трех – 3. Сколько ребят не умеют кататься ни на сноуборде, ни на скейтборде, ни на роликах?
Всеми тремя спортивными снарядами владеют три человека, значит, в общей части кругов вписываем число 3. На скейтборде и на роликах умеют кататься 10 человек, а 3 из них катаются еще и на сноуборде. Следовательно, кататься только на скейтборде и на роликах умеют 10-3=7 ребят. Аналогично получаем, что только на скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8-3=5 ребят, а только на сноуборде и на роликах 5-3=2 человека. Внесем эти данные в соответствующие части. Определим теперь, сколько человек умеют кататься только на одном спортивном снаряде. Кататься на сноуборде умеют 30 человек, но 5+3+2=10 из них владеют и другими снарядами, следовательно, только на сноуборде умеют кататься 20 ребят. Аналогично получаем, что только на скейтборде умеют кататься 13 ребят, а только на роликах – 30 ребят. По условию задачи всего 100 ребят. 20+13+30+5+7+2+3=80 – ребят умеют кататься хотя бы на одном спортивном снаряде. Следовательно, 20 человек не умеют кататься ни на одном спортивном снаряде.
Ответ. 20 человек не умеют кататься ни на одном спортивном снаряде.
Задача: В классе учатся 40 человек. Из них по русскому языку имеют «тройки» 19 человек, по математике – 17 человек и по физике – 22 человека. Только по одному предмету имеют «тройки»: по русскому языку – 4 человека, по математике – 4 человека и по физике – 11 человек. Семь человек имеют «тройки» и по математике и по физике, из них пятеро имеют тройки и по русскому языку. Сколько человек учатся без «троек». Сколько человек имеют «тройки» по двум из трёх предметов. Рассмотрим решение с помощью следующего слайда
Теория графов – наука сравнительно молодая. Первая работа по теории графов принадлежит Леонарду Эйлеру. Она появилась в 1736 году в публикациях Петербургской Академии Наук и начиналась с рассмотрения задачи о кенигсбергских мостах. Графы придали условиям наглядность, упростили решение и выявили сходство задач. Сейчас почти в любой отрасли науки и техники встречаешься с графами: в электротехнике при построении электрических схем, в химии – при изучении молекул и их цепочек, в экономике – при решении задач выбора оптимального пути для потоков грузового транспорта. Граф – это фигура, состоящая из точек и линий.
Решим следующую задачу:
В школьном драматическом кружке решили ставить гоголевского «Ревизора». И тут разгорелся жаркий спор. Всё началось с Ляпкина-Тяпкина.
– Ляпкиным-Тяпкиным буду я! Решительно заявил Дима. С раннего детства я мечтал воплотить этот образ на сцене.
– Ну хорошо, согласен уступить эту роль, если мне дадут сыграть Хлестакова, проявил великодушие Гена.
– … А мне – Осипа, – не уступил ему в великодушии Дима.
– Хочу быть Земляникой или Городничим, – сказал Вова.
– Нет, Городничим буду я, – хором закричали Алик и Боря. – или Хлестаковым, добавили они одновременно.
Удастся ли распределить роли так. Чтобы исполнители были довольны?
Изобразим каждого участника драматического кружка точкой, а все их пожелания будем изображать линиями. Видно, что Осипа будет играть Дима, Вова – Землянику, Гена – Ляпкина – Тяпкина, Алик и Боря – Хлестакова и Городничего.
Решите с помощью графов следующую задачу: В первенстве класса по настольному теннису 6 участников: Андрей, Борис, Виктор, Галина, Дмитрий и Елена. Первенство проводят по круговой системе – каждый из участников играет с каждым из остальных один раз.
Всеми тремя языками владеют три туриста, значит, в общей части кругов вписываем число 3. Английским и французским языками владеют 10 человек, а 3 из них владеют еще и немецким. Следовательно, только английским и французским владеют 10-3=7 человек.
Аналогично получаем, что только английским и немецким владеют 8-3=5 человек, а немецким и французским 5-3=2 туриста. Вносим эти данные в соответствующие части.
По условию задачи всего 100 туристов. 20+13+30+5+7+2+3=80 туристов знают хотя бы один язык, следовательно, 20 человек не владеют ни одним из данных языков.
Задачи на круги Эйлера
Задача 1. Про учеников школы, которые участвовали в физико-математическом конкурсе, известно, что 7 из них справились с задачами и по математике и по физике, 11 из них справились с задачами по математике, 9 из них справились с задачами по физике. Сколько учеников принимали участие в конкурсе?
Задача 5. Дано 6 гирь: две зеленых, две красных, две синих. В каждой паре одна гиря тяжелая, а другая легкая, причём все тяжелые гири весят одинаково и все легкие тоже. Можно ли за 2 взвешивания на чашечных весах найти все тяжелые гири?
Задача 6. На плоскости расположено 11 шестерёнок, соединенных в кольцо. Могут ли все шестерёнки вращаться одновременно?
Незнайка на Луне. Неудобная правда из книги, не вошедшая в мультфильм
Про самый лучший российский мультфильм в последнее время говорят часто. В основном попадаются высказывания «Николай Носов предсказал будущее России», «Пророческая книга» и тд. Мол, книга была написана в 1965, а в ней все так подробно описано. Люди обычно забывают, что капиталистические страны существовали и в 1965ом, и все, что там происходит, советским людям было вполне известно. Странно только, что в «Незнайке на Луне» не было чернокожих коротышек, хотя весь этот откровенный нацизм со специальными местами для негров в транспорте закончился только в 70-х. Естественно, финансовые пирамиды и другие способы отъема денег у населения придумали не у нас в 90-х, а на Западе и гораздо раньше. Наша страна, скатившись обратно в капитализм, снова получила полный набор его характерных черт (разве что нацгады и Полиция до сих пор не стреляют по демонстрациям).
Искренне надеюсь, что когда-нибудь (скорее всего после возвращения на путь социализма) мультфильм будет переснят по книге. Хотя, конечно, многие актёры озвучки, такие как Великая Клара Румянова (Ромашка) или Михаил Кононов (Гризль) уже умерли. Но все равно очень хотелось бы увидеть такой мультфильм. Да и «Незнайку в солнечном городе» тоже. Все таки советский кукольный мультфильм тоже очень далёк от книги.
Чем же мультфильм отличается? Да почти что всем:
1. Главные герои. Вместо Козлика, который путешествует с Незнайкой по Луне, появилась Звездочка (та самая американская журналистка, которая переходит из фильма в фильм, меняя лишь внешность), а сам Козлик появился только под мостом. Такой персонаж как Звездочка был в книге «Незнайка в солнечном городе», но там это была певица, которая вышла, спела, и больше ее никто не видел. А слова про «Ты наверное просто влюбилась в меня, вот и все» Незнайка в том же произведении говорит в конце путешествия Кнопочке. И та тоже от него сваливает. В советском мультфильме вообще не было ни кнопочки, ни Пачкули Пестренького, ни великих достижений науки, сельского хозяйства и всего остального, которыми изобиловала книга.
2. Сюжетная линия Пончика. В мультфильме Пончик стал капиталистом и забил на Незнайку, только в самом конце опять притворившись своим, чтобы его не расстреляли по возвращению на Землю. Грубо говоря, стал буржуем и все. В книге же его соляной бизнес развалился (потому что берег, на котором он нашёл соль принадлежал другому коротышке) и Пончик был вынужден устроиться крутильщиком каруселей (то есть по сути упал на самое дно). Но он не сдался, вступил в тайное общество «свободных крутильщиков» (в марксистский кружок) и стал непримиримым классовым врагом для всего мирового капитала. Была даже сцена, где Пончика избили за то, что думали, будто он переодетый полицейский. Одним словом, книжный Пончик остался ЧЕЛОВЕКОМ, в отличии от мультяшного.
3. Диалог инспектора Мигля с судьей в мультфильме показан, но слова опущены. В книге судья говорит, что бандит Красавчик (за которого приняли Незнайку) настолько богат, что «Половину полиции купил, а вторую купит, если захочет». В принципе, понятно, почему смысл диалога в мультике опустили. А ещё Мигль на допросе говорит Незнайке: «Да дайте вы мне из ваших миллионов хотя бы сто тысяч, и я отпущу вас».))
5. Названия городов. Если в мультфильме вся Луна это только Лунный город, то в книге это города Сан-Комарик, Лос-Поганос, и деревни Нееловка и вроде ещё Нищенка. Как говорится, названия говорят сами за себя.
7. А ещё там есть про рекламу, современное искусство, про забастовки рабочих, про то, как Незнайка и Козлик устроились на макаронную фабрику, но их туда не пустили уволенные рабочие. Но самое главное, что при помощи лунного камня (оружия пролетариата) и невесомости коротышки на луне обезоружили полицейские гарнизоны и установили НАРОДНУЮ ВЛАСТЬ. В мультфильме по понятным причинам этого не показали.
8. В концовке книги Незнайка при смерти из-за тоски по Родине, поэтому его почти в коме доставляют на Землю. В мультфильме он прекрасно себя чувствует и просит «ещё капельку побыть» там.
В общем, книга гораздо глубже и жёстче, чем мультфильм. А в мульте классовая борьба заменена экологией. И уж тем более они не являются пророческими, ибо описана в них система, которая и тогда была известна, а сейчас мы все ею «наслаждаемся». И пусть в мультфильме Спрутс не стал жить вместе с Жулио, зато там есть любовный треугольник между Незнайкой, Ромашкой и Звездочкой.
Вариант 11
Часть 1.
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Текст начинается со слов «Иметь семью и детей так же необходимо..«
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна. Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.
Часть 2.
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1)Наверное, не существует до сих пор человека в России, который не знал бы имя Гагарина. (2)Юрий Алексеевич до сих пор является фигурой символической и своеобразным идолом, на который равняются. (3)Если говорить о советской эпохе, то тогда он был чуть ли ни иконой, на которую молились, и именно благодаря ему многие советские дети хотели стать космонавтами. (4)Конечно, нужно разумно относиться к фигуре этого летчика и ясно представлять себе степень его заслуг. (5)Без передовых и до сих выглядящих невероятно амбициозными идей Циолковского, без уникальных разработок Королева полёт Гагарина просто не мог бы состояться.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) В предложении (1) три грамматические основы.
2) Предложение (2) сложноподчинённое с придаточным определительным.
3) Четвёртая часть предложения (3) имеет составное глагольное сказуемое.
4) Предложение (4) односоставное неопределённо-личное.
5) В предложении (5) две грамматические основы.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая.
Моцарт (1) наделённый феноменальными способностями (2) начал их проявлять ещё в возрасте трех лет (3) садясь за клавесин (4) и (5) подбирая различные созвучия (6) также он мог повторять на клавесине отдельные места из разных пьес (7) прослушанных им ранее.
Замените словосочетание «радостно вскрикнуть», построенное на основе примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПЕРЕКРЁСТНЫЙ – непроизносимый согласный Т можно проверить словом «перекрёсток».
2) КИРПИЧОМ – буква О пишется после шипящих в суффиксах имён существительных под ударением.
4) ПОДКОВАНА – в краткой форме причастия пишется одна буква Н.
5) НЕКТО – в неопределённом местоимении под ударением пишется приставка НЕ-.
Прочитайте текст и выполните задания 6—9.
(1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.
(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси. (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».
(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет». (17)Неожиданно всё изменилось.
(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.
– (22)Я не нашла для Люси места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась. (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».
– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.
– (32)Ну и мерси, дорогая Люси, – в рифму пошутила Оленька.
– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце.
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Оля обещала подруге, что нарисует портрет её мамы, когда та выздоровеет.
2) Оленька дружила с Люсей, так как ей нравилось такое обожание и преклонение.
3) Люся пренебрежительно относилась к своей маме, больше внимания уделяя новой подруге.
4) Оле было совестно, что она не смогла провести Люсю на встречу с художником.
5) Люся не захотела дружить с Олей, так как она устала носить её папку с рисунками.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
3) Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
4) Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
5) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
Замените разговорное слово «потихоньку» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
Часть 3.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф. И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце. ».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Что такое настоящая дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.