общая исповедь в храмах в каких храмах
Общая исповедь в храмах в каких храмах
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Таинство Покаяния в богослужебных книгах называется Исповедь. Церковно-славянское слово «исповедаю» значит: открыто признаю, объявляю. Следовательно, уже по определению во время этого таинства человек должен с сокрушенным сердцем конкретно называть свои грехи. Такая практика берет начало уже с апостольского века: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Ученик св. апостола Петра священномученик Климент Римский пишет: «Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения» (Первое послание к коринфянам. Гл. LI).
Исповедь должна быть обстоятельной не только для полного очищения души, но и в целях пасторского руководства. Долг священника помогать прихожанам, духовно возрастать и исправляться. Исполнить это пастырь лучше всего может во время исповеди. Среди кающихся почти всегда бывают люди, пришедшие впервые. К таким должно проявить особую чуткость и внимание. Священник должен помочь им освободиться от бремени грехов, которые они накапливали годами и десятилетиями. Многие из них исповедоваться еще не умеют. Наконец, надо указать и на канонические соображения. Большинство пришедших на исповедь желает причаститься. Только подробная исповедь дает возможность священнику определить, насколько человек готов приступить к святой Чаше. Если были смертные грехи, то от кающегося прежде причастия требуются плоды покаяния. Так нам заповедовали святые отцы.
Понимая высокую значимость таинства Покаяния, многие настоятели храмов стремятся начинать исповедь с вечера и использовать время перед началом Божественной литургии. Однако время и физические силы священников ограничены. Поэтому и приходиться проводить общую исповедь, поскольку в воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться. Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи. Если не было смертных грехов, то еще раз каяться не надо.
Что такое общая исповедь
Исповедь в первые века христианства
В апостольские времена, то есть в первые десятилетия после Вознесения Господа Иисуса Христа, христиане причащались вообще без исповеди, потому что жили свято, ожидая скорого Второго Пришествия Спасителя. И эта практика существует до сих пор в Греческой, Сербской и Сирийской Церквах.
Однако со времени грехопадения человеческая природа исказилась, грех (отступление от нравственных норм жизни) стал неотъемлемой частью человеческого существования. Поэтому для очищения души, для восстановления ее чистоты понадобилось таинство Исповеди.
В древней Церкви было две формы исповеди — публичная и тайная, т.е. частная. Церковнославянское слово «исповедаю» значит «открыто признаю, объявляю». Публичная исповедь предназначалась только для тех людей, которые совершили тяжелейшие грехи, а также для тех, кто в годы гонений на Церковь из страха перед языческой властью отрекался от Христа. Раскаявшийся в своем грехе христианин перед епископом и в присутствии всей общины открыто и гласно исповедовал свои грехи: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19: 18).
Наряду с публичной существовала и тайная, то есть частная, индивидуальная исповедь.
«А теперь кайтесь!»
Публичную исповедь использовал в своей пастырской практике святой праведный Иоанн Кронштадтский, который из-за наплыва к нему верующих (иногда до 5 тысяч человек) просто не имел возможности подробно их исповедовать. Он выходил перед народом, читал молитвы последования исповеди, а затем говорил: «А теперь кайтесь». И весь народ, находившийся в храме, выкрикивал свои грехи. Святой же Иоанн Кронштадтский стоял перед ними, смотрел на них и слушал. Глядя в эту огромную толпу, он был способен увидеть человека, который внешне каялся, но на самом деле покаянного чувства не испытывал или исповедовал далеко не всё из того, что совершил. Тогда батюшка говорил ему: «И ты кайся». И этот человек — в священном трепете — начинал уже каяться по-настоящему.
Общая исповедь: плюсы и минусы
Сейчас практикуется еще и общая исповедь, при которой священник отпускает грехи, не выслушивая их от кающихся. Это вызвано тем, что священник часто не имеет возможности принять исповедание от всех желающих, особенно перед большими праздниками. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь каяться в них. Конечно, перечисляемые священником грехи не в одинаковой степени свойственны всем людям. Возможно, одному человеку не свойственна блудная страсть, но он может быть гневлив, другой человек миролюбив, но в то же время может быть нерадив к своим обязанностям и т.п.
Некоторым мирянам практика общей исповеди очень нравится: не занимает много времени, не задевает самолюбия и не вызывает естественного чувства смущения и стыда перед духовником из-за совершенного проступка, кающемуся не приходится открывать грязи своих духовных одеяний.
Но следует знать, что общая исповедь не дает возможности глубоко анализировать свою духовную жизнь и потому легко может привести к ложному успокоению совести. Приходить только на общую исповедь — значит совершенно не понимать смысла таинства — сердечного сокрушения кающегося и желания исправления. «Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию — стыд». Эти слова святителя Иоанна Златоуста хорошо отражают состояние нашей души. Будем помнить, что попытка утаить свой грех может оказаться удачной только перед людьми, но никак не перед Богом. Поэтому Киевский митрополит Никифор (XII в.) наставляет нас: «Не устыдимся явить грехи, чтобы они не остались неисцеленными, дабы вместо временного стыда не обрести вечное осуждение». Вот как обращается к Богу псалмопевец Давид: На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде (Пс. 21: 5, 6).
Кто может участвовать в общей исповеди
Не всем и не всегда можно участвовать в общей исповеди и после нее идти к Причастию. Многие грехи требуют серьезного и длительного покаяния. В таких случаях исповедующийся, сознавая гибельность греха, обязательно должен подойти к священнику после всех прочих участников общей исповеди и сказать ему те грехи, которые лежат на его совести.
Именно поэтому для подготовки к таинству Исповеди мы должны провести большую работу — работу души. Здесь нужны внимание, рассудительность, трезвость в оценках самого себя, иногда безжалостность в обнажении перед Богом и совестью наших «душевных язв» для их уврачевания. При этом необходимо, чтобы мы участвовали в общей исповеди или у своего духовного отца, или у священника, хорошо нас знающего. Иначе существует опасность, что к Святому Причастию подойдет такой грешник, который при отдельной исповеди не был бы допущен до него священником.
Можно считать допустимым участие в общей исповеди лишь тех, кто исповедуется и причащается достаточно часто.
Кому не следует участвовать в общей исповеди
К общей исповеди нельзя приступать в следующих случаях:
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
10 правил при посещении храма: как подготовиться к исповеди
Елена Пугачева
Мы публикуем отрывок из книги, выпущенной «Вечеркой» – «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма».
К исповеди нужно тщательно готовиться: вспомнить свои грехи, можно записать их на бумагу, прочитать положенные молитвы, стараться исповедоваться регулярно.
Рассказывает Протоиерей Олег Стеняев, священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:
— Как готовиться к таинству исповеди?
— Таинство исповеди требует тщательной подготовки. Человек должен понимать, что исповедь совершается не перед священником, а перед самим Христом, а служитель церкви только свидетель исповеди. Задача человека на исповеди — обвинять себя, а не оправдывать, как мы часто поступаем в обычной, повседневной жизни. В момент, когда мы себя обвиняем, Бог становится нашим оправданием. Он начинает оправдывать нас, видя такое наше смирение.
Лучше готовиться и к исповеди, и к святому Причастию. Потому что если избавиться от грехов на исповеди, но не наполнить свою душу присутствием Христа, ее могут заполонить нечистые духи. Воцерковленному человеку нужно три дня поститься. Тому, кто в первый раз и кому тяжело может даваться пост, даются послабления — поститься можно один день. То есть не вкушать скоромного, молочного, белкового и читать молитвы. Это — обязательно! Также не стоит забывать о трех днях целомудренного поведения.
Однако если вы впервые идете в храм и не прочитали положенные молитвы, надо знать — в храме специально для таких людей читают молитвы! Человек просто должен выслушать их.
С утра ничего не есть и не пить, даже кофе или чай. Приходить на исповедь надо вовремя, не опаздывать, к священнику подойти заранее, если в первый раз — сказать ему об этом. Потому как в этом случае священник должен будет проявить большее внимание. Некоторым рекомендуется записывать свои грехи, дабы не забыть, потом эта бумага передается священнику.
После исповеди она сжигается. То есть разрешается свои грехи вслух не проговаривать, отдав бумажку священнику, который прочитает.
После исповеди священник читает разрешительную молитву, после чего тот, кто исповедовался, целует крест и Евангелие. Затем он спрашивает благословение на Причастие и ожидает, когда вынесут Чашу со Святым Причастием.
Важно знать, что, несмотря на то, что к исповеди надо готовиться, бывает так, что человек совершил грех и на душе ему тяжело. В таком случае допустимо прийти и исповедаться, без Причастия, и спросить у священника, когда ему прийти причаститься.
— А нужно ли расшифровывать грехи, которые называешь или записываешь на бумаге?
— Достаточно лаконичной записи на бумаге. Если говорить о распространенных сейчас грехах, то возьмем, к примеру, прелюбодеяние.
— Можно ли просить прощения за грехи, которые ты не помнишь?
— В христианстве существует совершенно особое таинство — соборования. Совершается оно обычно над больными людьми. Человек не всегда может понять, за что ему эта или иная болезнь, потому что может элементарно не помнить. А болезнь, наверняка, связана с грехами. Вот именно на соборовании и снимаются забытые грехи. Человеку становится лучше, его тело и душа исцеляется.
— Если грехи повторяются от исповеди к исповеди, нужно ли их каждый раз исповедовать?
— Никогда нельзя думать, что с грехом нельзя справиться. Чем регулярнее человек будет исповедоваться и причащаться, тем меньше будет его склонность к греху. У многих возникает вопрос — зачем причащаться, если ты уже исповедовался и грехов на тебе нет? А смысл в том, что на Причастии искореняется сама склонность, тяга к греху. Ведь грех — это продукт некой предрасположенности, психических эмоций и переживаний. Потому Причастие — это радикальное средство в борьбе с грехами.
— А если человек не чувствует за собой грехов, должен ли он исповедоваться?
Есть другая крайность. Человек приходит: я не чувствую за собой грехов. На что я отвечаю: Тогда идите, и есть другие религиозные группы, где люди вообще не исповедуются (я имею в виду другие религии). У нас, христиан, все строится на избавлении от грехов — крещение, исповедование, причащение — каждое таинство связано с оставлением грехов. Человек в недоумении: «Я же христианин!» Отвечаю ему: «Тогда давай посмотрим, какой ты христианин. Ты посты соблюдаешь?» Нет. «В церковь часто ходишь?» Нет. «Когда последний раз был у матери? По телефону общаешься? Значит, не исполняешь заповедь почитания отца и матери». Священник как раз и обязан показать, что нет безгрешных людей. Ты не убивал, но прелюбодействовал. Ты не прелюбодействовал, но воровал. Не воровал — так завидовал. А в Писании сказано: виновен в одном — виновен во всем.
— А с какого возраста могут исповедоваться дети?
— Детям рекомендуется с семи лет. К детям совсем другой подход. Священник не может спросить у ребенка, скажем, о прелюбодеянии. Он спросит, хорошо ли мальчик относится к девочкам, не дергает ли он их за косу, а у девочки — не дерется ли она с мальчиками, не ругается, нормальные отношения в классе, на улице. То есть для ребенка исповедь имеет другой формат. И когда мы оканчиваем исповедь ребенка, мы всегда у него спрашиваем: а что ты делаешь для того, чтобы исправиться? И дети по-разному отвечают. Но надо добиться, чтобы он сказал, что просит прощения. Если он скажет, что я, к примеру, молюсь, — это хорошо. Или я хожу в церковь, — это тоже хорошо. Но если ты кого обидел, с родителями поссорился, как ты решаешь это вопрос? Если он скажет, что просит прощения, тогда на этом исповедь оканчивается.
— А можно исповедоваться и не причащаться и, наоборот, причаститься, не исповедовавшись?
— Причащаться без исповеди не рекомендуется, потому как Причастие это особое таинство, требующее подготовки. Известны случаи, когда человек умирает, причастившись без предварительной исповеди. Причастие без исповеди — этот тот комический случай, когда человек сам себя провозглашает безгрешным. А исповедоваться без причастия можно, например, если нечто экстренное.
— Многие, приходя на исповедь, сначала просят прощения у прихожан, что в церкви. Нужно ли это делать?
— Так делают, но если человек стеснительный, то он может и не делать этого.
— Существует ли общая исповедь?
— В христианстве тайну исповеди соблюдает священник. В древности был обычай, когда люди вступали в общину, они открыто перечисляли все свои грехи. Как и в монастырях.
Сейчас традиции общей исповеди остались. Откуда они пошли? Представьте себе воскресный праздничный день, когда на исповедь выстроилось двести человек, а исповедует только один священник. Ему надо исповедовать всех до молитвы «Отче наш», чтобы потом идти в Алтарь. И как это сделать? Именно для такого случая существует общая исповедь. Выглядит она так: священник называет все грехи, например: «Пребывал в забвении, не всегда помнил о Боге своем. Грешен?», — спрашивает. И люди отвечают хором: «Грешен!» Дальше: «Надеялся на силы свои и своих друзей больше, чем на Бога своего. Грешен?» Грешен, ответят ему. «Произносил имя Божие всуе? Не молился? Не читал Писание? Нарушал постные и праздничные дни? Плохо заботился о детях и подчиненных?» Так происходит момент открытой исповеди.
И все-таки мы рекомендуем приходить на серьезную исповедь не в праздник, а на буднях, когда народу мало. Чтобы священник мог уделить вам больше внимания. Тем более — если исповедуетесь в первый раз.
— Если человек исповедовал один раз грех у священника, надо ли ему этот грех, если он не повторялся, исповедовать в другом храме, у другого священника?
— Ни в коем случае! Грех исповедуется только один раз. Если один и тот же грех исповедовать несколько раз, он оскверняет таинство исповеди. Второй раз грех исповедуется, если он, не дай Бог, повторяется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как причащаться: советы для тех, кто делает первые шаги в храме
«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.
Во время Великого поста нужно обязательно ходить на исповедь и причастие.
Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.
Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям:
— Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее. Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту. В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.). Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился (далее…).
Андрей Кураев: «Душе угрожает не только сосиска на тарелке, но и похабная передача»
Все, кто постился, знают, что в эти дни искушения одолевают с особенной силой – вдруг начинают «терзать» мысли о еде, случаются вспышки гнева, ссоры с близкими.
Это происходит, потому что пост как бы высвечивает немощи нашей души. Но надо все равно идти путем покаяния и молитвы.
– Не стоит считать негативные переживания во время Великого поста – искушениями, которые исходят от самого cатаны, – предупреждает дьякон Андрей Кураев. – Не надо думать, что у сатаны есть какой-то рабочий, «сезонный график», когда ему весной, во время поста, Богом позволяется больше, чем в другое время года. Если человек более менее серьезно поститься – нарушается его обычный режим питания. Если у вас нет соответствующей привычки – держать пост всерьез, то перестройка вашей психики может не «поспевать» за изменением режима питания. Важно понять – эти срывы могут происходить от того, что человек «увлекшись постом» слишком много внимания уделяет своей тарелке, а не своим человеческим долгам – этическим и социальным. И тогда этот перекос – бумерангом к нему возвращается (далее. ).
Общая исповедь
Исповедь имеет огромное значение в жизни каждого православного христианина. Ритуал, во время которого происходит покаяние в совершенных грехах, помогает очиститься духовно и обрести свободу от новых искушений. Исповедуясь в своих прегрешениях, человек получает шанс вести жизнь, угодную Господу. Во многих храмах священнослужителями выполняется обряд, называемый общей исповедью. Далее можно будет узнать о его особенностях и правилах проведения.
Что такое общая исповедь
Исповедальный обряд, который сопровождается откровенным диалогом между верующим и священником и раскаянием мирянина, называется частным или индивидуальным. В отличие от него общая исповедь подразумевает одновременное присутствие в храме нескольких человек, желающих покаяться в совершенных грехах. Такой ритуал проводится согласно заранее подготовленному расписанию.
Во время обряда служитель церкви, пребывающий в чине священника, помогает прихожанам расти духовно, осознавать свои неправильные поступки, направлять все усилия на свершение благих дел. Также это священное действие позволяет вовремя распознавать негативные мысли, бороться с ними и избегать их повявления в будущем.
Принцип проведения общей исповеди для мирян выглядит следующим образом:
Количество христиан, принимающих участие в данном ритуале, может быть неограниченным. В православной церкви общая исповедь чаще всего проводится в Великий пост. В основном она проходит в праздничные и воскресные дни, когда в храме присутствует большое количество людей.
Важно знать! Общая исповедь рекомендована опытным христианам, а также тем, кто не совершал каких-либо тяжких грехов. Если человек только начинает приобщаться к православной вере или имеет на душе тяжелый камень, лучше всего беседовать со священником об имеющихся прегрешениях один на один.
Подготовка к ритуалу
Тем, кто готовится к любому виду исповеди, включая общую, православные священники рекомендуют:
Полезно учесть! При подготовке к покаянию стоит обратиться к своим родным и близким. Они помогут определиться с перечнем грехов, поскольку со стороны поведение человека видно гораздо лучше.
Специальный пост перед исповедью не требуется. Исключением являются случаи, когда этот обряд проводится накануне причащения.
В чем каются на общей исповеди
Текст, произносимый священником на общей исповеди перед присутствующими христианами, содержит в себе следующие грехи:
Исповедальный текст может выглядеть следующим образом:
«Исповедую перед лицом Господа все грехи, содеянные в разное время моей жизни, совершенные вольно или невольно, делом, словом или мыслью. Считаю себя недостойным прощения, но имею слабую надежду на Божье милосердие, всей душой желаю исправить соделанное зло и жить праведной жизнью.
Согрешил тем, что сомневался в существовании Бога и правильности Христова учения, был малодушен, легкомысленно относился к святыням, высказывался о вере недопустимым образом, имел дерзкие мысли об Отце Небесном и святых богоугодниках, верил приметам, суевериям и гороскопам, увлекался чуждыми религиями, нарушал церковные правила, не молился каждый день перед вкушением пищи, утром и перед сном, не постился в положенное время, был невнимателен во время молитвы, понапрасну упоминал имя Божье, не имел благодарности Господу за данную мне жизнь, за все имеющиеся у меня блага и посланные испытания.
Также согрешил ложью, лицемерием, раздражительностью, равнодушием к окружающим, неуважением к старикам и больным, нежеланием оказывать помощь нуждающимся, отсутствием почитания к собственным родителям, недостаточной заботой о своих отпрысках, презрением к бедным, осуждением чужой жизни и чужих недостатков, завистью, злословием, присвоением чужой собственности, пожеланием зла или смерти своим близким.
Согрешил себялюбием, корыстолюбием, алчностью, жаждой богатства, тщеславием, похотью, злословием, гневливостью, праздными разговорами, ленью, унынием, недовольством, нежеланием зарабатывать честным трудом, стремлением к накопительству имущества, курением табака, распитием спиртного, невоздержанием в супружеских отношениях, ревностью, большей любовью к земным благам, чем к Творцу и духовным ценностям.
Грехи, совершенные мной против Господа Бога, своих ближних и себя самого, бесчисленны! Я недостоин прощения, но взываю к беспредельному Божьему милосердию: прими, Господи, мое чистосердечное покаяние, прости за содеянные прегрешения, очисти мою душу и тело, укрепи мой дух, помилуй и прости меня, грешного!
Молитесь обо мне, честный отче, перед Господом, Пречистой Девой Марией и святыми богоугодниками. Да помилует меня Отец наш Небесный, освободит от содеянных грехов и позволит причаститься Святых Тайн Христовых».
Тем, кто сомневается в необходимости проведения ритуала, представители духовенства поясняют: сила общей исповеди нисколько не меньше, чем у обычного покаянного обряда. Если в душе человека имеется искреннее раскаяние, милосердный Господь обязательно примет его и простит все совершенные или задуманные грехи.
«Общая исповедь» в наших храмах – теперь «норма»?
Как православные прихожане становятся прихожанами кирхи
Повсюду страх. Страх болезни проникает в храмы, в сердца людей, наполняющих храмы. Особенно переживают жёны священников за своих детей, за своих мужей…
Но грипп породил массу поводов для переживаний не только у матушек, но и у нас, прихожан. Потому что, то ли страх, то ли Роспотребнадзор лишили нас исповеди. Когда перед нами лично встал вопрос об этом таинстве на праздник Казанской иконы Божией Матери, обнаружилось, что в воскресные дни и в большие праздники с октября никакой иной исповеди нет, кроме, так называемой, «общей». В будни, может быть, иначе, но в дни максимального скопления прихожан – только так. За 15 минут до службы читается список грехов, которые человек может совершить, а затем общая разрешительная молитва. И все причащаются. Прямо как на Балканах, или, скорее, как в кирхе…
Маленькие российские города – это не Москва. У нас в небольшом приморском городке храмов всего три и везде «общая исповедь», то есть, на самом деле, отсутствие исповеди. Конечно, спасение души зависит от каждого из нас. Святые отцы говорят: «Спасающийся спасется». Человек активный найдёт выход – кому-то из батюшек позвонит, с кем-то договорится о настоящей исповеди, где-то на ней настоит и потребует. А бабушки, которые не могут специально приехать в будни, и вообще, не понимают, что происходит, месяцами живут и причащаются с такой практикой… На чьей совести этот обман? Православные целых городов месяцами остаются без исповеди! В то время, как от духовных лиц, от старцев звучит призыв к нелицемерному покаянию…
Стали изучать циркуляр от 30 октября 2020 года патриаршего викария владыки Дионисия, там ни о какой «общей исповеди» даже не упоминалось. Речь только о возможности подачи батюшке записки с перечнем грехов (включая маски, дистанцию и т.д.). Но оказалось, что эти модернистские веяния – не бояться там, где нужно бояться и бояться там, где не должно быть страха – все же добрались через всю Россию до Тихого океана из Москвы.
Главный храм вооруженных сухопутных сил на Преображенской площади Москвы тоже честно сообщил, что священноначалие велит проводить «исповедь по запискам». Суть такой «исповеди» изложена на странице храма: «По благословению священноначалия, в нашем храме совершается исповедь по запискам. Необходимо опустить записку с исповедью в корзину, установленную рядом с аналоем (место, где принимается исповедь). Священник прочитает общую разрешительную молитву для всех, кто подавал записки».
Судя по описанию, это обыкновенная «общая исповедь», рождённая обновленчеством 1920-х годов, которая допустима лишь как предварительное действие перед настоящей исповедью. И таких примеров много. Чей это был «заразительный» пример так поступать с важнейшим таинством? Но распространился он быстро и далеко.
С одной стороны, мы удивляемся дерзости украинских раскольников-самосвятов, ведомых американскими антихристианскими политиками, вероломности стамбульского патриарха, а с другой стороны, сами вводим те практики, которым рукоплескали бы живоцерковники, обновленцы и протестанты…
Приведём по этому поводу цитаты из просветительских писем православного богослова ХХ века новомученика Михаила Новосёлова. Его письма содержат критику обновленческой практики «общей исповеди» ( Письма к друзьям. О практике «общей исповеди» ). «Говорят: «если люди так стремятся на «общую исповедь», значит – они хотят исповедаться». Я делаю обратное заключение: «если люди так стремятся на общую исповедь, значит – они не хотят исповедаться» (если, конечно, под исповедью разуметь то, что всегда разумелось в Церкви под этим словом и что совершенно понятно для всякого сколько-нибудь серьезно проходящего духовную жизнь). Справедливо поставить это новшество в связь с тем протестантским духом лжесвободы, который проник давно в наше церковное общество и всесторонне растлил его…», – так пишет Михаил Новоселов.
…Страх болезни проникает в храмы, в сердца людей, наполняющих храмы. Страх превращает нас из православных прихожан – в прихожан протестантской кирхи… Может быть, матушки боятся за детей, за мужей-священников, уговаривают их поберечься. Может быть, боятся и прихожане за себя, за своих пожилых родителей…
Если мы сейчас на этом этапе уже боимся и сдаём свои позиции, повторяя эксперименты и подвиги обновленцев 1920-х годов, если боимся сейчас, когда всё еще только началось, то, что будет дальше?
Не нужно обманываться самим и обманывать врагов. Русская церковь – это не колосс на глиняных ногах, как кому-то хотелось бы, чада и пастыри которой готовы разбежаться и спрятаться в укрытиях и безопасных теплых местах при первом дуновении биологической вредоносной язи. Нам еще нужно стоять, терпеть, бороться, не посрамиться и не постыдиться. Ведь с четвертого века, со времен святителя Амвросия Медиоланского, Церковь поёт слова, которые мы все знаем, но сегодня как будто позабыли: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век. Аминь».