Заячья избушка о чем в ней рассказывается
«Заюшкина избушка» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Русская народная сказка – устное народное творчество, фольклорная проза. В них всегда присутствуют приключения, наставления, житейская мудрость, описание древнего быта, порядков и обычаев. Самые ранние упоминания о русских сказках отнесены к двенадцатому веку.
Одной из известных сказок является «Заюшкина избушка».
Краткое содержание
Главные герои
1) Заяц – создал отличную избушку, бедный и несчастный.
2) Лиса – сделала хлипкую избушку, которая растаяла, захватчица чужого жилья, хитрая обманщица.
3) Волк, медведь, петух – добрые звери, не прошли мимо плачущего зайца, постарались помочь.
Главная мысль
Слезами горю не поможешь, а отважные друзья всегда придут на помощь.
Чему учит?
Сказка учит быть дальновидным, не вешать нос при неудачах, приходить на помощь нуждающимся, не бояться пустых угроз, смело идти в наступление на врага.
Пословицы
1) Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.
2) Смелость силе воевода.
3) Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать.
Отзыв
Сказка «Заюшкина избушка» очень поучительная. Заяц был более дальновидным и построил надежное жилье, а вот лиса, не подумав о будущем, построила избушку, которая весной вся растаяла. Хитрая лиса захватила заячью избушку. Лишь петух был отважным и смелым не испугался лживых лисьих угроз, да и прогнал лису из зайкиного дома.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса.
Сказка «Заюшкина избушка»: какова главная мысль?
Главные герои: Бык, Петух; Медведь; Свинья; Баран; Гусь; Волк.
Немного о самой сказке.
В сказке рассказывается о животных, которые совместным трудом построили себе дом «избушку», и совместными усилиями защищались от врагов.
Главная мысль сказки.
Главное в жизни, это уметь находить выход из любой ситуации, быть находчивым, решительным, ловким, смелым, отважным.
В сказке «Заюшкина избушка» Заяц и Лиса построили себе два дома. Дом Лисы был ледяной, а дом Зайца лубяной. Как только пришла весна лисий домик растаял и она решила выгнать Зайца из его жилища. Зайцу помогали вернуть свой дом Волк и Медведь, но испугались Лисы. Тогда на помощь к Зайке пришел Петух с косой. Ее угрозы на него не подействовали и он выгнал Лису из дома и они стали жить вместе.
В сказке «Заюшкина избушка» добрый простодушный Заяц попал в сети рыжей плутовки-лисы. Поскольку её избушка растаяла, она напросилась пожить в лубяной избе Зайчика, а когда тот её пустил, возомнила себя хозяйкой его жилья.
Рыжая бестия выгнала Зайца из собственного дома, и никто не мог несчастному помочь. Пробовали оказать помощь собаки, медведь и волк, но Лиса пригрозила им расправой, и пришлось этим хищникам ретироваться.
И только храбрый Петух смог выручить Зайчика из беды. Он действовал смело и решительно, поэтому Лиса была вынуждена покинуть чужой дом.
Главная мысль сказки заключается в том, что в сложной ситуации нужно отбросить сомнения и страхи, и действовать решительно. Страх делает человека робким, поэтому нужно учиться его преодолевать.
Рассказ учит нас не доверять слепо незнакомым людям и не идти у них на поводу. Доверия заслуживают лишь проверенные люди, которые не способны принести вам беду. А к сладким речам нужно относиться с долей сомнения, ведь мы не знаем, что замыслил незнакомец.
Главная мысль сказки, это показать хитрость лисы и наивность зайца. Нельзя быть слишком доверчивым и добрым. Из-за своего доверия заяц остался без своей избушки, так как лиса вызвав жалость, проникла в избушку, попросившись пожить у зайчика, а сама его прогнала прочь. Но справедливость всегда восторжествует, нужно только верить в хорошее. В сказке есть и слабые, трусливые герои, и храбрец, который помог зайчику вернуть своё жильё. Это смелый петух. Сказка говорит о том, что нельзя быть плохим, брать чужое, и тем более лишать его, или прогонять из своей же избушки, как это сделала лиса. Зло будет наказано.
Заяц поверил лисе, сжалился над ней, пустил ее сперва во двор, потом на крыльцо, потом на лавку, а когда лиса добралась до печи, она выгнала зайца из дома.
И никакие собаки, волки и медведи не смогли выгнать лису с захваченной жилплощади. Все эти грозные на первый взгляд звери, на поверку оказались отчаянными трусами и испугались обычной лисы. И только петух не испугался лисы и сумел прогнать ее, а в награду стал жить вместе с зайцем.
Главная мысль этой сказки в том, что на словах охотников помочь чужому горю всегда много, а на деле хорошо бы найти хотя бы одного.
Когда пришла весна избушка лисы растаяла и тогда она попросилась к зайцу пожить, по доброте душевной зайчишка ее пустил. Лиса обнаглела и выгнала бедного зайца на улицу. Заяц обращался к другим зверям, чтобы помогли ему выжить наглую лису, но никому это не удавалось.
Лишь смелый петушок не побоялся лисы и сумел прогнать ее с избушки, с тех пор они зажили в мире.
Главная мысль сказки: нельзя слепо доверять людям, потому что они могут воспользоваться твоей слабостью и потом сделать тебе пакости.
Сказка нас учит помогать людям, которые попали в беду.
В этой сказке лиса напросилась к зайчику пожить, так как ее ледяная избушка весной растаяла, а потом самого хозяина из дома выгнала. Зайчик рассказал о своей беде другим зверям, но лишь храбрый петух с косой на плече сумел выгнать хитрую обманщицу.
Мне кажется, что в сказке несколько основных мыслей:
Это веселая, но одновременно и поучительная повесть, главная мысль которой-нельзя прожить легко, беззаботно и ничего не делая, не трудясь.
На самом деле, только со стороны кажется, что есть существа, которые просто порхают по жизни, ничем не утруждаясь и не имея забот.
На деле оказывается, что ни у кого нет легкой и беззаботной жизни.
Это показано на примере двух друзей-лентяев.
Юра и Костя пытались избежать трудностей и превращались то в воробьев, то в муравьев, то в бабочек.
Однако все их превращения доказывают, что у всех, даже у самых маленьких существ свои трудности и свои заботы в жизни.
Главная мысль «Путешествия Алисы»- «С верными друзьями не страшны никакие напасти и вас трудности преодолимы».
Это показано на примере главных героев-профессора Селезнева и его дочки Алисы, которые отправились в межгалактическую экспедицию на поиски редких животных.
Первая планета-Луна, и там они сразу получают подсказку от старого друга профессора-Громозеки.
На Межгалактическом рынке приобрел птицу Говоруна, умную, сообразительную птицу.
С ее помощью путешественникам удалось выбрать правильное направление.
Когда герои попали в ловушку, помощь им пришли Верховцев и Первый капитан, а также Алиса, которая воспользовалась шапкой-невидимкой.
Главная идея книги-о верной дружбе, помощи и взаимовыручке, которые так важны в жизни.
Сказки о соломенном бычке имеются у многих народов, а её русский вариант носит название «Бычок – смоляной бочок». В сказке повествуется о девочке Танюше, которой очень захотелось иметь черного бычка, которого она увидела в стаде. Поведала девочка о своем желании деду, и тот решил внучку обрадовать, да и сделал бычка.
Бычок был соломенный, а его бока старик обмазал липкой смолой. Вот к этой смоле и прилипали животные, которые хотели поживиться телятинкой: медведь и волк. А зайка просто хотел потрогать бычка, да тоже прилип.
Соломенный бычок приводил прилипших зверей к дому, где дедушка учинял им допрос. Поскольку звери обещали принести гостинцы, то дед сохранял им жизни и отпускал. И звери не обманули старика и доставили к дому улей меда, капусту, ленту для Тани и целый мешок орехов.
Главная мысль сказки состоит в том, что нужно быть честным человеком и никогда не брать чужое. Причем нельзя не только воровать, но и брать в пользование чужие вещи без спросу тоже не следует.
Сказка учит нас быть добрыми и щедрыми, а также всегда исполнять то, что пообещал. Если дал слово, то его нужно держать, даже если выполнить обещание очень сложно.
Главная мысль сказки «Елена Премудрая»- будь честен, делать добро, не ожидая что либо взамен, быть человечным.
Ведь Иван помог старичку, думая, что он нищий, и не ожидал благодарности.
А старичок оказался очень богатым и владел сокровищами, просто их не показывал, а
скрывал в лесных хоромах. Он увидел, что Иван-добрый и порядочный человек, женил его на своей дочери Елене Премудрой.
Но Иван нарушил данное старичку слово, и его постигли трудности.
Еще Иван помог щуке и воробью, тоже просто по доброте душевной, и они его выручили в трудную минуту.
Сказка учит тому, что сделанное добро всегда возвращается сторицей, если оно сделано бескорыстно.
Анализ сказки Заюшкина избушка
Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.
Ранее эта сказка называлась Лиса, Заяц и Петух, соответственно имела некий более глубокий смысл несущей морали. Нынешнее название упрощено и акцентирует внимание на домике зайца, упрощает задачу восприятия для самых маленьких почитателей сказок.
Главные герои сказки – это заяц, лиса и петух.
Заяц и петух являются положительными героями, но с совершенно разными характерами. Заяц символизирует мягкую доброту, терпимость и кротость. Его герой покоряется ситуации, считает себя слабым и безвольным.
Петух же наоборот, олицетворяет жесткую доброту, доводящую до жестокости, адекватную и справедливую. Опять же, здесь понятие справедливости в ранних народных сказках часто сводилось к жестокости.
Заяц, как прообраз всего светлого и первозданного в этом мире повторяет библейское бытие всего, что было до грехопадения. Лисица же, наоборот, приходит как более сильное зло, стервятник, ничего не созидающий сам, а живущий за счет других.
Нежный зайчик, впервые столкнувшийся с такой проблемой, как социальный паразитизм, впадает в горе. Он еще не знает, как с этим бороться. Проблема злого умысла – лисица, крупнее и сильнее зайчика, которого жизнь пока не научила смекалке выживания с такими личностями в социуме. Возможно, символизировать зайца с несмышленым ребенком, который только вступает во взрослую жизнь.
Тут на сцену вступает петух как дух просвещения, справедливости, отваги, смелости и умения выживать. Это именно те качества, которых не хватает зайцу для ощущения себя полноценным членом общества. Петух выступает как моральная поддержка, вера в собственные силы и собственную значимость.
Вместе с зайцем, они находят выход из ситуации, завершают ее положительно для зайца. И зло отступает.
Моралью сказки можно назвать то, что при достаточной вере в собственные силы, при поддержке друзей, которым можно довериться.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Заюшкина избушка
Популярные сегодня темы
Век технологий не стоит на месте. С каждым днем жизнь людей становится все проще и лучше. Появляются новые технологии, электроника, бытовая техника, гаджеты и многое другое
В свое произведение «Первая любовь» автор вместил все свои переживания, которые раньше он испытывал когда первый раз влюбился. Он рассказывает о ней как о чувстве, которое рушит все на своем пути
Друзья, без всяких сомнений, делают нашу жизнь ярче, свежее и интересней. Они способны вытащить нас из повседневной рутины ежедневных дел и из своей зоны комфорта,
Невозможно представить жизнь современного человека без труда. У большинства из нас он начинается с самого детства. Помощь по хозяйству, уборка в доме, присмотр за младшими братьями и сестрами.
Сказка Максима Горького Случай с Евсейкой написана в 1912 году. Рассказ предназначен для читателей младшего школьного возраста. В рассказе описывается случай с мальчиком, которому во время рыбалки
Конспект урока по чтению на тему «Русская народная сказка «Заячья избушка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по чтению во 2 классе.
Тема: Русская народная сказка «Заячья избушка»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Заячья избушка».
Развивающая. Развить умение внимательно следить за процессом построения сказки и выделять ее положительные и отрицательные стороны.
Воспитывающая. Воспитывать любовь к чтению, отзывчивого отношения к героям сказки, их поступкам. Видеть и оценивать эти поступки в жизненных ситуациях.
Обучающая. Научить выделять структуру сказки. Научить детей путем эмпирических исследований группировать основные элементы сказки.
1. Организационный момент.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о сказках)
Правильно. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заячья избушка».
3. Работа над новым материалом.
Как вы думаете, о ком эта сказка? Кто ее главный герой?
Какая беда приключилась с зайкой и кто помог ему, мы с вами узнаем, прослушав сказку.(Дети прослушивают аудиозапись сказки «Заячья избушка»)
Понравилась ли вам сказка? Что вы почувствовали, когда лиса выгнала зайку? Как изменилось ваше настроение, когда петушок помог зайке?
Сказочница предлагает нам отправиться в эту сказку, хотите ли вы туда попасть?
Чтобы туда попасть, мы должны прочитать сказку.
(Чтение сказки по цепочке с анализом)
Вопросы для беседы:
Кто герои этой сказки?
Кто и из какого материала построил себе дом? (В ходе беседы учитель показывает иллюстрации Ю.Васнецова к сказке, объясняет значение слова лубяная. Луб – кора деревьев. Из него наши предки делали корзины, крыли крышу дома. Толстая кора не пропускает холод, в избушке зайца всегда тепло, а летом прохладно.)
Чей дом красивее, а чей прочнее?
Что случилось весной с домом лисы?
Почему зайка не побоялся лисы и пустил ее в свой дом?
Чем отплатила лиса за гостеприимство?
К кому обратился зайка за помощью?
Почему каждый зверь вначале обещал помочь, а потом не выполнил обещание?
Почему слабый петушок не побоялся лисы?
Какую мысль проводит сказка? Чему она нас учит?
А знаете ли вы, что когда заяц попал в избушку, он увидел, что все в ней покрыто паутиной. Давайте поможем ему распутать паутину. Для этого мы должны заполнить таблицу.
К –1 Назовите героев сказки в той последовательности, в которой они появлялись в сказке.
К –2 Назовите черты характера, которыми обладал заяц.
К – 3 Назовите черты характера лисы.
К –4 Назовите черты характера петушка.
К –5 Что общего в характерах собаки, волка, медведя.
К- 6 Какие сказочные приемы использованы в сказке? Найдите в тексте.
К – 7 Из каких частей состоит сказка? Прочитайте зачин. Перескажите развитие действий. Найдите и прочитайте кульминацию. Перескажите развязку.
К – 8 Чему учит нас сказка?
Молодцы! Помогли зайцу вычистить избушку.
С какой сказкой мы познакомились? К какому виду можем отнести эту сказку? (сказка о животных).
5. Домашнее задание.
Прочитать сказку, подготовиться к чтению по ролям.
Конспект урока по чтению во 2 классе.
Тема: Обобщение по теме «Сказки».
Цель: обобщить знания детей о сказках.
1.Развивающая. Развить внимательность, образное мышление, речь, умение внимательно следить за процессом построения сказки и принимать активное участие в этом процессе.
2.Воспитывающая. Воспитать любовь к чтению, отзывчивого отношения к героям сказок, их поступкам.
3.Обучающая. Обучить детей фундаментальным понятиям структуры сказки. Научить детей путем эмпирических исследований группировать основные понятия сказки. Обучить детей умению составлять сказки, опираясь на логико-смысловые модели. Закрепить полученные навыки в процессе урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим работу над сказками, и приведем знания в систему. Заполним схему “Сказка“.
II . Повторение и закрепление полученных на предыдущих уроках знаний.
(на доске вывешена логико-смысловая модель «сказка», в ходе урока идет постоянная работа с ней)
-Ребята, что же такое “сказка”? (№1)
Чем отличается сказка от рассказа и повести? Все вы знаете рассказ Л.Толстого «Филлипок». В нем автор рассказывает о мальчике, который очень хотел учиться и убежал в школу. Оказывается это было на самом деле, и произошло это с Львом Николаевичем.
Значит, рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события. Рассказ или повесть имеют одного автора, и менять что – либо в них строго запрещено.
А что такое сказка? Посмотрите на этот плакат. К – 1.
Сказка – это литературное произведение(жанр литературы), где всегда рассказывается о чем – то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает.
-Вспомните слова А. С. Пушкина о сказках :
” Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам – урок “
Сказка имеет элемент нравоучения.
. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.
-Какой еще признак можно отнести к сказкам? Хочется вам читать сказки? Почему? (“счастливый конец“)
-Даются ли в сказках достоверные сведения, события? (“вымысел”)
-Приведем примеры народных и авторских сказок?
-Назовите признаки волшебной сказки и приведите примеры. (чудесная сила, превращения, перемещения героев)
-Какие сказки относятся к бытовым? Что общего в них? (бытовая сфера; герой-хозяин своей судьбы)
-Назовите бытовые сказки.
-Сказки имеют свою структуру, то есть состоят из определенных частей (№4).
-Какие присказки встречались вам при чтении сказок? Приведите примеры.(“Присказки”).
-Обычно с каких слов в сказках завязываются, начинаются действия? Назовите их. (“Завязка”)
Они заинтересовывают нас, когда мы читаем сказки погружают нас в мир сказки.
-Какие это сказочные приемы? (волшебство, превращения, повторение)
-В сказках обязательно есть действующие лица, каких героев можно выделить: (друзей, врагов, попутчиков). К –6
-Приведите примеры из прочитанных вами сказок.
-Для чего нам нужны сказки?
(Учит мудрость, развлекает, развивает воображение, хранит традиции, вызывает чувства)
-Вы любите читать сказки?
-Сказки устарели? Для чего они нам нужны?
III . Викторина- угадывание сказок по иллюстрациям из книг.
-Что вы запомнили и можете рассказать о сказках? (работа с логико-смысловой моделью) Сегодня мы окунулись в мир сказки, мир мечты о прекрасном в человеческой жизни.
Заюшкина избушка
Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.
Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.
— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:
Испугался волк да наутёк. И зайку покинул.
Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.
Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.
— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает медведю:
Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул.
Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл и спрашивает:
— Чего, зайка, плачешь?
— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.
— Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.
— Ой, петенька,— плачет зайка,— где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.
— А вот я выгоню. Пойдём,— говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:
На плече косу несу,
А лисичка лежит и говорит:
Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:
На плече косу несу,
И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.
И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.